Кто написал опять сон. Стихотворение "опять сон" брюсов валерий яковлевич

Поэтическая тетрадь

Валерий Брюсов "Опять сон"

Введение

http://aforizmy-citaty.ru/wp-content/uploads/2013/05/bryusov.jpg

Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Писать стихи он начал уже в 8 лет. Уже в студенческие годы он заявляет о себе, как о поэте нового направления- символизма: издал сборник «Русские символисты»

Те, кто в своих стихах используют слова-символы.

Опознавательный знак, примета.

Солнце - жизнь, тепло, счастье, радость.

Звезда - рождение нового человека.

В 1899г. Брюсов стал одним из организаторов московского издательства «Скорпион», объединившего сторонников нового искусства. Под его руководством создается альманах «Северные цветы», с выходом которого символизм оформился, как самостоятельное течение.

Сборник произведений, посвященных одной теме.

Брюсов организовал высший литературно-художественный институт. Умер Валерий Яковлевич 9 октября 1924г. в Москве.

Чтение с комментированием

Мы сейчас прочитаем одно из замечательных произведений Валерия Яковлевича «Опять сон». Но прежде чем начнем, прочтите название и подумайте о чем, на ваш взгляд, пойдет речь?

К этому вопросу мы вернемся немного позже, а сейчас подумаем над тем, что означают слова ДЕБРИ и ГИППОПОТАМ

Дебри - место, заросшее непроходимым лесом .

http://mypresentation.ru/documents/273836cecf6d5cebbdc5cf094cb2abee/img4.jpg

Гиппопотам - бегемот

Каким представляется лирический герой? Кстати, а кто такой лирический герой? (Лирический герой - тот, кто наблюдает, делится своими впечатлениями, чувствами, переживаниями.)

Кто в произведении является лирическим героем? ( лирический герой - сам автор)

Почему лирическому герою снятся дебри? Как это его характеризует? (Дебри - это лес. Значит, лирический герой любит природу, обожествляет ее.)

Какие чувства испытывает лирический герой в данный момент? (Восторг, удивление, восхищение)

Почему лев крадется к зебре? Как это характеризует льва? (Хитрый, осторожный, решительный, стремительный, наблюдательный)

http://nevsepic.com.ua/uploads/posts/2011-05/1306778500_www.nevsepic.com.ua_105_predatorprey_pic.jpg

Какие из этих качеств можно приписать лирическому герою и почему? (Осторожный, т.к. не приближается ко льву; решительный и стремительный - он поставил перед собой цель и хочет ее достичь: наблюдательный - замечает все, что делает лев)

Что значит «Стволы упрямо в небо ветви вознесли»? О ком так говорим? (О человеке)

Какой прием использует поэт? ( Олицетворение)

Подумайте какие чувства вызывает у лирического героя гиппопотам? Как он к нему относится? (Чувство гордости за природу, восторг и восхищение ее силой, мощью обитателей леса)

http://www.pavelin.ru/images/stories/begemot/begenot-017.jpg

Что такое утес? ( Гора)

http://nature.baikal.ru/phs/norm/54/54877.jpg

Предположите, почему лирический герой забирается на утес? (Возможно потому, что здесь безопасно, а может потому, что с утеса лучше видно)

Как вы думаете, что такое видение? (Что-то несуществующее; то, что кажется)

Змей буквально переводится - ползущий по земле, «огненный змей» - огонь, ползущий по земле. Это было настоящей катастрофой и только дождь мог затушить огонь. Какие чувства мог вызвать этот образ?

(Страх, опасность, отвращение)

Что такое закат? Когда он наблюдается? (Закат - это явление природы. ​Наблюдается он вечером)

http://www.wallgrad.ru/_ph/4/719517381.jpg

Опишите его и то, какие чувства он вызывает. (Красота. Предвосхищение)

Какими другими словами можно заменить слова «затмят» и «сея» ? (Заслонят, закроют; бросая)

Кто такие карлики? (Маленькие люди. Возможно здесь автор имеет ввиду гномов, которые выходят из камней)​

Как вы понимаете выражение «превращая ветви в угли»? (Сжигая, уничтожая все живое )

Как вы считаете какие чувства эта картина пробуждает у лирического героя? (Чувство жалости к природе, сожаления, чувство боли, что такая красота погибает )

Обратите внимание на то, что в 6 строфе мы вновь встречаемся с зеброй, только теперь она уже мчится. (Возможно она мчится от пожара, ото льва )

Почему на ваш взгляд лев тянется к реке? (Мы говорили об огненном змее, который взлетел и сыплет искры, возможно лев тянется реке, спасаясь от пожара )

Представьте себя на его месте, что, по вашему мнению, он испытывает? (Нестерпимую боль, боязнь, грусть, отчаянье )

Можно ли приписать эти чувства лирическому герою? ( Можно, так как он жалеет природу )

Прочитайте последнюю строфу и подумайте, почему «хруст слышнее», почему лирическому герою страшно? (Хруст слышнее, так как все стихло, лес в ожидании чего то, в напряжении и от этой тишины герою не по себе )

По вашему мнению, кто такие духи? (Духи - души умерших людей. )

Как вы считаете кого лирический герой боится больше, духов или медведя? Почему? (Медведя, так как духи ничего не сделают. )

Теперь давайте дадим лирическому герою наиболее полную характеристику. (Любит жизнь и природу. Живет в гармонии с природой. Испытывает восторг от увиденного, удивление,

чувство гордости за красоту родной природы. Человек эмоциональный, благородный, добрый, отзывчивый, щедрый, решительный, наблюдательный, стремительный, осторожный, испытывает чувство жалости к природе. )

Обобщение

Мир очень интересен, богат, таинственен, очень важно уметь восторгаться, восхищаться им, задумываться, что происходит в природе, беречь ее.

Почему стихотворение называется «Опять сон»? (Здесь лирический герой говорит и о духах, и о огненном змее, о карликах, об африканских животных и о медведе. Он видит сразу несовместимые вещи, а такое бывает только во сне. )

Итоги

Познакомились с биографией и творчеством Валерия Яковлевича Брюсова. Читали и нализировали его стихотворение "Опять сон". Отметили, что один из ключевых приемов, используемых в произведении — олицетворение. Природа здесь предстает как живой организм, а происходящее с лирическим героем во сне носит сказочный оттенок. Брюсов упоминает старые басни, племя карликов, выходящее из камней. В последних строках стихотворения к сказочности прибавляется мистицизм. Слышнее становится хруст в дали, лирический герой напуган, ведь он не знает, что служит источником звуков — духи или медведь, царь пещеры.

ИСТОЧНИК

https://ds02.infourok.ru/uploads/doc/0bd5/0000f634-0db13f78.rar

http://cdndl.zaycev.net/113371/1972868/betkhoven_-_allegretto_(zaycev.net).mp3

http://www.wisdoms.ru/avt/b34.html

http://45parallel.net/analysis/valeriy_bryusov/opyat_son.html

Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
Желтый лев крадется к зебре
Через травы и камыш.

Предо мной стволы упрямо
В небо ветви вознесли.
Слышу шаг гиппопотама,
Заросль мнущего вдали.

На утесе безопасен,
Весь я — зренье, весь я — слух.
Но виденья старых басен
Возмущают слабый дух.

Крылья огненного змея
Не затмят ли вдруг закат?
Не взлетит ли, искры сея,
Он над нами, смерти рад?

Из камней не выйдет вдруг ли
Племя карликов ко мне?
Обращая ветки в угли,
Лес не встанет ли в огне?

Месяц вышел. Громче шорох.
Зебра мчится вдалеке.
Лев, взрывая листьев ворох,
Тупо тянется к реке.

Дали сумрачны и глухи.
Хруст слышнее. Страшно. Ведь
Кто же знает: это ль духи
Иль пещеры царь — медведь!

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Я ношусь во мраке, в ледяной пустыне, Где-то месяц светит? Где-то светит солнце? Вон вдали блеснула ясная зарница, Вспыхнула — погасла, не видать во мраке, Только сердце чует дальний отголосок...
  2. Опять говорю с ежевикой, Опять не могу без осин. Дрожишь и над малой травинкой, Когда остаешься один. Гляжу, чтоб забыть укоризну Твою, где любви ни на грош, Как скачет весь...
  3. Месяц, гуляка ночной, Вышел гулять в поднебесье. Тихой ночною порой С шустрою звездной толпой Любо ему куралесить. Месяц, гуляка ночной… С пачками свечек сквозь тьму Выбежав, как для проверки, Сделали...
  4. Поезд ушел. Насыпь черна. Где я дорогу впотьмах раздобуду? Неузнаваемая сторона, Хоть я и сутки только отсюда. Замер на шпалах лязг чугуна. Вдруг — что за новая, право, причуда? Бестолочь,...
  5. Снова над бездной, опять на просторе,- Дальше и дальше от тесных земель! В широкошумном качается море Снова со мной корабля колыбель. Сильно качается; ветры востока Веют навстречу нам буйный привет;...
  6. Сердце дома. Сердце радо. А чему? Тени дома? Тени сада? Не пойму. Сад старинный, все осины — тощи, страх! Дом — руины… Тины, тины что в прудах… Что утрат-то!… Брат...
  7. Ах! Опять наплывает тоска, Как в ненастье плывут облака. Но томящая боль не резка, Мне привычна она и легка. Точит сердце тоска в тишине, Будто змей шевелится во мне. Вон...
  8. С. Гладковой Все выйдет так, как я уже сказал. Придвинется полуночный вокзал Ко всем, кто опоздал на скорый поезд, Но лавки будут заняты. И повесть Начнется снова. Вакх и Валтазар...
  9. 1 Бывает мелко время У тех, кто мелок в нем, — И я из мелкотемья – Ни ночью и ни днем. Ночами я на гуще Кофейной ворожу Да кочергой длиннющей...
  10. Опять оно, опять былое! Какая глупость — черт возьми! — От жирных праздников земли Тянуться в небо голубое, На шаг подняться — и потом Преважно шлепнуть в грязь лицом! И...
  11. По селу идет с котомкой Отставной солдат. В небе светит полный месяц, Звездочки горят. Всюду тихо; только где-то Лает сонный пес. Вдруг солдат остановился, В землю словно врос. «Что за...
  12. Выходит месяц на дорогу. Он тих. Печаль его стара. Мы подружились понемногу И вместе бродим до утра. Кто на свиданье вышел первым, Тот ждет, пока придет другой. Сегодня он прижался...
  13. То порыв безнадежной тоски,- то опять, Встрепенувшись, вдруг я оживаю, Жадно дела ищу, рвусь любить и страдать, Беззаветно и слепо прощаю…...
  14. Опять встречаю с дрожью прежней, Венеция, твой пышный прах! Он величавей, безмятежней Всего, что создано в веках! Что наших робких дерзновений Полет, лишенный крыльев! Здесь Посмел желать народный гений И...
  15. Опять вокруг меня ночная тишина. Опять на серебро морозного окна Бросает лунный свет отлив голубоватый, И в поздний час ночной, перед недолгим сном, Сижу я при огне, склонясь над дневником,...
Вы сейчас читаете стих Опять сон, поэта Брюсов Валерий Яковлевич

«Опять сон» Валерий Брюсов

Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
Желтый лев крадется к зебре
Через травы и камыш.

Предо мной стволы упрямо
В небо ветви вознесли.
Слышу шаг гиппопотама,
Заросль мнущего вдали.

На утесе безопасен,
Весь я — зренье, весь я — слух.
Но виденья старых басен
Возмущают слабый дух.

Крылья огненного змея
Не затмят ли вдруг закат?
Не взлетит ли, искры сея,
Он над нами, смерти рад?

Из камней не выйдет вдруг ли
Племя карликов ко мне?
Обращая ветки в угли,
Лес не встанет ли в огне?

Месяц вышел. Громче шорох.
Зебра мчится вдалеке.
Лев, взрывая листьев ворох,
Тупо тянется к реке.

Дали сумрачны и глухи.
Хруст слышнее. Страшно. Ведь
Кто же знает: это ль духи
Иль пещеры царь — медведь!

Анализ стихотворения Брюсова «Опять сон»

Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Первый собственный сборник стихотворений под названием «Chefs d’oeuvre» (в переводе с французского — «Шедевры») он издал в 1895 году. В то время молодой поэт вообще скромностью не отличался, за что нередко высмеивалось критиками. Свою юность Брюсов искренне считал юностью гения. Дебютную книгу стихов он завещал вечности и искусству. Что касается непосредственно поэзии, то наибольшее влияние на ранее творчество Валерия Яковлевича оказал Поль Верлен.

Стихотворение «Опять сон», написанное в 1895-ом, входит в состав сборника «Chefs d’oeuvre», конкретнее — в цикл «Криптомерии». Назван он в честь вечнозеленого дерева семейства кипарисовых, считающегося символом Японии и нередко встречающегося в поэзии Страны восходящего солнца. Особое место в стихотворении отведено фауне. Поэтический мир Брюсов населяет животными экзотическими (за исключением упомянутого в конце медведя). Речь идет о льве, зебре, гиппопотаме. Ничего удивительного в этом нет. По мнению исследователей, упоминание необычных для России представителей фауна — одна из характерных черт поэзии Серебряного века, наиболее ярко проявившая себя в творчестве Николая Гумилева.

Один из ключевых приемов, используемых в стихотворении, — олицетворение. Природа здесь предстает как живой организм, что вообще свойственно символизму. Кроме того, происходящее с лирическим героем во сне носит сказочный оттенок. Брюсов упоминает старые басни, племя карликов, выходящее из камней. В последних строках стихотворения к сказочности прибавляется мистицизм. Слышнее становится хруст в дали, лирический герой напуган, ведь он не знает, что служит источником звуков — духи или медведь, царь пещеры.

В раннем творчестве Брюсова часто встречается противопоставление мира реального и идеального, действительности и мечты. Достаточно взглянуть только на названия стихотворений и циклов: «Заветный сон», «Новые грезы», «Первые мечты». В некоторой степени относится это и к произведению «Опять сон». Мир, увиденный лирическим героем во сне, — экзотический, мистический, захватывающей. Естественно, он имел мало общего с российской реальностью конца XIX столетия.

Сборник «Chefs d’oeuvre» был не слишком тепло принят современниками. Многие критики отмечали несоответствие названия содержанию книги. Тем не менее, «Chefs d’oeuvre» — важнейшая веха в творчестве Брюсова, своеобразная квинтэссенция его раннего творчества.

Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
Желтый лев крадется к зебре
Через травы и камыш.

Предо мной стволы упрямо
В небо ветви вознесли.
Слышу шаг гиппопотама,
Заросль мнущего вдали.

На утесе безопасен,
Весь я — зренье, весь я — слух.
Но виденья старых басен
Возмущают слабый дух.

Крылья огненного змея
Не затмят ли вдруг закат?
Не взлетит ли, искры сея,
Он над нами, смерти рад?

Из камней не выйдет вдруг ли
Племя карликов ко мне?
Обращая ветки в угли,
Лес не встанет ли в огне?

Месяц вышел. Громче шорох.
Зебра мчится вдалеке.
Лев, взрывая листьев ворох,
Тупо тянется к реке.

Дали сумрачны и глухи.
Хруст слышнее. Страшно. Ведь
Кто же знает: это ль духи
Иль пещеры царь — медведь!

Анализ стихотворения «Опять сон» Брюсова

Молодой Валерий Яковлевич Брюсов на страницах дебютного сборника «Шедевры» пускается в экспериментальные поиски себя и своего поэтического голоса.

Стихотворение написано в 1895 году. Его автору исполнилось 22 года, он студент, рискнувший выпустить в свет сборник стихотворений с вызывающим названием «Шедевры». Уже тогда он закладывал в свое творчество основы символизма. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 7 строф. Рифмы как открытые, так и закрытые. Лирический герой – сам автор. Композиция сюжетная, приключенческая. Само название подчеркивает, что описанное – лишь сон, и не сказать, что очень уж дурной. Странным образом это раннее стихотворение перекликается с чуть более поздними творениями об Африке Н. Гумилева. Даже сама манера – почти акмеистическая. Забавно, что не бывавший на черном континенте В. Брюсов справился со своей задачей довольно успешно. Надо отметить, что он много лет мечтал-таки Африку посетить, да Первая Мировая война помешала его планам.

Интонация – удивленная, ребяческая. У героя захватывает дух, он и трусит, и жадно интересуется происходящим. В этом сне он уже обжился: мне опять приснились. Уже в первом четверостишии – схватка льва с ничего не подозревающей зеброй, во втором в зарослях ворочается гиппопотам. Герой предусмотрительно устраивается на неком утесе, чтобы быть недоступным для поползновений любого зверя. «Старых басен»: действительно, все животные – из басен или , а то и самого почтенного . Далее начинается шквал вопросов. Ну, еще бы: не взлетит ли он над нами? (Животные уже не так страшны, как тот змей. Да и безопасность героя на утесе под вопросом, раз уж у змея есть крылья). Не выйдет ли к нему племя карликов? (Действительно, не знаешь чего и ждать от этих пигмеев). Лес не встанет ли в огне? (Стена огня – зрелищный прием пожаров, по слухам то и дело бушующих в Африке). Наступает ночь, лев, не обращая внимания на докучливую зебру, «тупо тянется к реке». Местность дикая, безлюдная. «Страшно». Уж не духи ли там крадутся? Ведь тогда герой пропал! А может – медведь? Час от часу не легче! На этой драматичной ноте стихотворение завершается. Надо ли удивляться, что это экспрессивное, чуть ироничное стихотворение теперь считается произведением из круга детской литературы. Эпитеты: упрямо, огненного. Повторы: весь я. Инверсия: затмят закат. Олицетворения: лес встанет, месяц вышел.

Произведение «Опять сон» – динамичная сновидческая история из-под пера В. Брюсова.

Валерий Яковлевич Брюсов

Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
Желтый лев крадется к зебре
Через травы и камыш.

Предо мной стволы упрямо
В небо ветви вознесли.
Слышу шаг гиппопотама,
Заросль мнущего вдали.

На утесе безопасен,
Весь я — зренье, весь я — слух.
Но виденья старых басен
Возмущают слабый дух.

Крылья огненного змея
Не затмят ли вдруг закат?
Не взлетит ли, искры сея,
Он над нами, смерти рад?

Из камней не выйдет вдруг ли
Племя карликов ко мне?
Обращая ветки в угли,
Лес не встанет ли в огне?

Месяц вышел. Громче шорох.
Зебра мчится вдалеке.
Лев, взрывая листьев ворох,
Тупо тянется к реке.

Дали сумрачны и глухи.
Хруст слышнее. Страшно. Ведь
Кто же знает: это ль духи
Иль пещеры царь — медведь!

Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Первый собственный сборник стихотворений под названием «Chefs d’oeuvre» (в переводе с французского — «Шедевры») он издал в 1895 году. В то время молодой поэт вообще скромностью не отличался, за что нередко высмеивался критиками. Свою юность Брюсов искренне считал юностью гения. Дебютную книгу стихов он завещал вечности и искусству. Что касается непосредственно поэзии, то наибольшее влияние на ранее творчество Валерия Яковлевича оказал Поль Верлен.

Стихотворение «Опять сон», написанное в 1895-ом, входит в состав сборника «Chefs d’oeuvre», конкретнее — в цикл «Криптомерии». Назван он в честь вечнозеленого дерева семейства кипарисовых, считающегося символом Японии и нередко встречающегося в поэзии Страны восходящего солнца.

Аллея криптомерий в дзиндзя, префектура Нагано

Особое место в стихотворении отведено фауне. Поэтический мир Брюсов населяет животными экзотическими (за исключением упомянутого в конце медведя). Речь идет о льве, зебре, гиппопотаме. Ничего удивительного в этом нет. По мнению исследователей, упоминание необычных для России представителей фауна — одна из характерных черт поэзии Серебряного века, наиболее ярко проявившая себя в творчестве Николая Гумилева.

Один из ключевых приемов, используемых в стихотворении, — олицетворение. Природа здесь предстает как живой организм, что вообще свойственно символизму. Кроме того, происходящее с лирическим героем во сне носит сказочный оттенок. Брюсов упоминает старые басни, племя карликов, выходящее из камней. В последних строках стихотворения к сказочности прибавляется мистицизм. Слышнее становится хруст в дали, лирический герой напуган, ведь он не знает, что служит источником звуков — духи или медведь, царь пещеры.

В раннем творчестве Брюсова часто встречается противопоставление мира реального и идеального, действительности и мечты. Достаточно взглянуть только на названия стихотворений и циклов: «Заветный сон», «Новые грезы», «Первые мечты». В некоторой степени относится это и к произведению «Опять сон». Мир, увиденный лирическим героем во сне, — экзотический, мистический, захватывающий. Естественно, он имел мало общего с российской реальностью конца XIX столетия.

Сборник «Chefs d’oeuvre» был не слишком тепло принят современниками. Многие критики отмечали несоответствие названия содержанию книги. Тем не менее, «Chefs d’oeuvre» — важнейшая веха в творчестве Брюсова, своеобразная квинтэссенция его раннего творчества.