Силы злобы поднебесной. Против каких властей нужно сражаться, объясняет свт

В этом списке Павел не упоминает «престолы» или «господства». Это наводит на мысль, что эти два высших уровня не присоединились к Люциферу в его восстании. Восстание описано, как начавшееся на уровне «начальств» (управителей) и «властей».

Гордость: первородный грех.

Давайте обратимся к отрывку из Иезекииля 28, который описывает восстание Люцифера: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (стих 17).

Сердце Люцифера вознеслось в гордости из-за его красоты, и это стало причиной его изгнания с горы Божьей. Я верю, что жизненно важно для каждого из нас осознать, что первым грехом во вселенной было не убийство, не прелюбодеяние, но именно гордость . Это гордость породила бунт. Более того, гордость возникает из благословения, Автором которого является Сам Бог. Это Бог дал Люциферу его силу, его власть, его красоту, его мудрость – все это было дарами от Бога. Тем не менее, неправильная позиция Люцифера превратила их в инструменты его собственного разрушения.

Оглядываясь назад, на более чем 60 лет христианского служения, я в шоке от осознания, что мужчины и женщины, призванные и снаряженные Богом, продолжают и сегодня совершать ту же самую трагическую ошибку, которую совершил Люцифер. Я постоянно вспоминаю одного китайского пастора, который провел в тюрьме более 20 лет за свою веру. Он сказал: «Я видел многих христиан, которые имели хорошее начало, но лишь немногих, кто имел хороший конец». Насколько быстро и легко, мы, Божьи служители, склонны забывать, что каждый успех в нашем служении должен немедленно побуждать нас к смирению самих себя в ответ на Божье неизмеримое благоволение!



В книге Исайи 14:12-15 пророк анализирует мотивы, стоящие за восстанием Люцифера. Это были претензии на то, чтобы быть равным Богу:

Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

Как мы цитировали выше, Люцифер сделал пять последовательных провозглашений начинающихся с фразы Я сделаю так . Он сказал: «Я взойду на небо… Я вознесу престол мой… Я воссяду на горе в окружении других… Я взойду на высоты облачные». И, наконец, приходит апогей: «Я буду подобен (или равен) Всевышнему, буду как Сам Бог». Самовозвышающие амбиции Люцифера были причиной его падения.

Писание показывает нам явный контраст между Иисусом и Люцифером. Люцифер не был ипостасью Божьей, он был сотворенным существом. Он не имел права на то, чтобы быть равным Богу. Тем не менее, он заявил претензии на равенство с Богом, но поскользнулся и упал. С другой стороны, Иисус был Божественен по Своей вечной сущности и осознавал Себя равным Богу. Ему не было нужды хвататься за это, но Он предпочел смирить Самого Себя.

Иисус: Образец смирения .

Во 2 главе послания к Филиппийцам Павел наглядно описывает смирение Иисусом Самого Себя:

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

(стихи 6-8)

В другом переводе «не почитал хищением быть равным Богу», звучит так, «не считал, что равенство с Богом – это что-то, за что нужно, cхватившись, крепко держаться».

Эти стихи перечисляют семь великих шагов по нисходящей, которые сделал Иисус от небесной славы к своей смерти на кресте:

· Он уничижил Себя (или лишил Себя репутации) . Буквально, Он опустошил Самого Себя. Как сказал Чарльз Уэсли в одном из своих гимнов: «Христос опустошил Самого Себя от всего, кроме любви».

· Он принял образ раба . Он был Господом славы , но Он сделал шаг вниз и стал слугой.

· Он сделался подобным человекам. Он стал членом адамовой расы, став немногим менее ангелов.

· Он по виду стал как человек. Он выглядел как обыкновенный человек Своего времени. Не было ничего, что внешне отличало бы Его от людей, среди которых Он жил.

· Он смирил Самого Себя. Он был скромным человеком. Он не был священником или правителем, он был сыном плотника.

· Он стал послушен до смерти. Его абсолютное послушание привело Его к искупительной смерти за грешное человечество.

· Он стал послушен до смерти преступника на кресте. Распятие было воздаянием мучения для худших людей, совершивших самые отвратительные преступления.

Вот те семь великих ступеней вниз, которые сделал Господь Иисус. Но эти великие сходящие вниз шаги привели к семи великим восходящим шагам, которые описаны в стихах 9-11:

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Здесь мы имеем семь восходящих ступеней возвышения Иисуса:

· Бог высоко превознес Его .

· Бог дал Ему имя выше всякого имени .

· Перед именем Иисуса преклонится всякое колено

· «Небесных» - всех сотворенных духов, которые служат Богу на небе.

· «Земных» - это означает, что абсолютно каждое творенье на земле подчинится власти Христа.

· «Преисподних» - это относиться к сатанинским сферам в аду. Это включает смерть, ад, могилу, а также неправедную смерть тех, кто до этого отверг Божью милость.

· Всякий язык исповедует, что Иисус Христос Господь . Господство Иисуса будет провозглашено в каждой части вселенной.

Во всем этом нам дан совершенный пример Иисуса. Павел воодушевляет нас, последователей Иисуса, смирить самих себя:

Ничего не делайте по любопрению (буквально, из-за личных амбиций) или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. (Филиппийцам 2:3-5.)

Павел исключает два мотивирующих момента: личные амбиции и тщеславие. Есть только один путь к возвышению: смирение самого себя. В Луки 14:11, Иисус утверждает этот принцип очень ясно: «Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Это абсолютно неизменный принцип. Здесь нет исключений! Путь вверх ведет вниз . Это величайший секрет! Как утверждают Притчи 18:12: «Перед честью идет смирение».

Обратившись опять к посланию Филиппийцам, мы видим чудесную истину, вынесенную в свет: «Посему и Бог превознес Его (Иисуса)» (2:9).

Слово посему побуждает меня верить, что Иисус был возвышен не потому, что Он был возлюбленным Сыном, но потому что Он исполнил необходимые требования. Ему пришлось заслужить Свое возвышение. Мы могли бы предположить, что это было как само собой разумеющееся, что по окончании Своих страданий на кресте, Он мог вернуться на Свою позицию равенства с Богом. Но, как я полагаю, Он заслужил это право смирив Самого Себя. Он заслужил это не только для Самого Себя, но и для всех, кто следует за Ним.

Как реакция на это, вы можете чувствовать побуждение молиться: «Господь, мне необходимо смирение. Пожалуйста, сделай меня смиренным». Однако, к удивлению, Божий ответ будет такой: «Я не могу сделать это. Только ты можешь смирить себя самого».

Смирение себя самого – это вопрос воли, а не эмоций. Это решение каждого из нас, сделанное для самого себя: «Господь, я избираю путь смирения перед Тобой. Я отвергаю гордость, надменность и личные амбиции перед Тобой и перед окружающими меня верующими».

Давая практический пример – как смирять себя, – Иисус рассказал о гостях, приглашенных на брачный пир:

«Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.» (Луки 14:8-11.)

В этот момент каждый из нас поставлен перед выбором – принять свое собственное решение. Я не могу принять решение за вас, и вы не можете принять его за меня. Но, позвольте мне сказать вам, мое решение уже было сделано.

А как насчет вас?

Глава 5

Адамова раса.

Наше происхождение.

Бог столкнулся с восстанием среди ангельских творений – существ восхитительной красоты, силы и сообразительности.

Как Бог отреагировал? Произвел ли Он еще более чудесных небесных существ – творений даже более красивых, сильных и умных? Разумеется, Он мог бы сделать это, если бы только Он захотел. Но, на самом деле, Он сделал нечто полностью противоположное. Он опустился вниз, а не вознесся выше.

Он сотворил новую расу из самого низкого, из чего только было возможно – из земного праха. Имя созданию, которое Он сотворил, было Адам . Это имя происходило напрямую от еврейского слова adamah , что означает земля . Адамова раса это земная раса. Тем не менее, раскрываемое Писанием откровение ясно говорит, что Бог имел предназначение для адамовой расы более высокое, чем для ангелов.

Важно осознать, что сотворение Адама и Адамовой расы было частью Божьего ответа на сатанинское восстание. В определенном смысле, это новая раса была предназначена для выполнения того замысла, из которого выпал сатана, и для того, чтобы пойти даже еще дальше его. Это одна главная причина, почему сатана противостоит нашей расе с такой интенсивной ненавистью. Он видит в нас тех, кто заменит его и войдет в предопределение, которого он не смог достигнуть. Что это за предопределение?

Для понимания нашего предопределения , которое мы будем исследовать в следующей главе, сначала мы должны понять наше происхождение – как и почему человечество было сотворено . И наше происхождение, и наше предназначение открыты в первых главах книги Бытия.

Первый стих книги Бытия говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1:1). Далее, в Бытие 1:26-27 описано сотворение человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Нам необходимо сопоставить это сотворение человека с исторической подоплекой, растянувшейся на обширный период времени.

В конце веков

Бог действует в согласии с хронологической системой, которую Он Сам произвел. Важно найти то место, где мы находимся в соответствии с Божьей хронологией. Касаясь пришествия Иисуса на землю, мы находим в послании к Евреям 9:26: «Он же однажды (сейчас), к концу веков , явился для уничтожения греха жертвою Своею». Это указывает на то, что пришествие Иисуса на землю является кульминацией программы, которой следовал Бог на отрезке времени, описанном как «века». В 1 Коринфянам 10:11 Павел говорит, что «все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних (конца) веков . Церковь Нового Завета видимо понимала это так, что это было достижение кульминации Божественных намерений, которым было положено начало в ранние века.

Эти места Писания указывают на то, что пришествие Иисуса и образование Церкви, это некоторые конечные цели, которые закрывают период, описанный как «века». Как мы истолкуем это понятие: века? В Псалме 89:5 псалмопевец обращается к Богу и говорит: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи». В Библейской культуре 12 часов были разделены на три «стражи» по 4 часа. Другими словами, тысяча лет соответствует четырем часам. Сутки (24 часа) будут соответствовать 6 тысячам лет.

Тогда мы видим, что события, описанные в Бытие 1:2 и далее, являются кульминацией Божественной деятельности, простирающейся назад на такой длинный отрезок времени, что наш ограниченный разум не в состоянии охватить его.

Держа это в сознании, обратимся к первым стихам книги Бытия. Как мы видели, первый стих описывает первоначальный акт творения, и в первой части второго стиха описывается наступившее затем состояние земли: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною».

В третьей главе этой книги я объяснил, почему я верю, что «пустота» не была состоянием земли сразу после ее сотворения, но, скорее всего, стала результатом разрушительного суда Божьего, который был произведен над до-Адамовой землей, возможно, в результате восстания сатаны. Это был суд над нечестием до-Адамовой расы (или рас) на земле, которая была введена сатаной в бунт и в различные формы нечестия.

Становится ясным, что главным орудием суда в этом случае послужила вода. Земля стала опустошенной, бесформенной, водянистой пустыней, и тьма была над поверхностью вод. Затем, вторая часть 2-го стиха говорит: «и Дух Божий носился (парил, почти как птица) над водою».

Особо выделены: вода и тьма. Начиная с Бытия 1:3 («Да будет свет») и далее, до Бытия 2:7 («И создал Бог человека»), говориться в основном не о первоначальном сотворении, но, по сути, о восстановлении. В большинстве случаев, материал уже присутствует. Необходимо лишь воссоздание и восстановление. Я не говорю о том, что никакого творчества в этот раз не было, но первоначальное сотворение было не основным событием.

Кроме этого процесса воссоздания, который наполнил землю морскими творениями и другими живыми существами, мы не должны упускать того творческого процесса в нас, как в христианах. Во 2 Коринфянам 5:17 Павел говорит: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь (творенье) ; древнее прошло, теперь все новое».

В определенном смысле, это новое творение во Христе является действием восстановления . Когда я прихожу к Христу, как грешник, вся моя личность не стирается. Бог не производит что-то абсолютно новое на свет, но Он включает в действие те силы, которые восстановят меня, обновят меня и, в конце концов, произведут из меня нечто абсолютно новое. Следовательно, действие воссоздания, описанное в Бытие 1 и 2, в точности соответствует и применимо к новому творению во Христе. Вот одна из причин, почему Писание описывает это в некоторых деталях.

Некоторые аспекты творения в Бытие 1:2 повторяются в восстановлении грешника, когда он приходит ко Христу. «Мир» (или «земля», как описано в Бытие 1:2) был бесформенной массой. Подобным образом и мы, когда приходим к Иисусу Христу как грешники, мы можем осознавать или не осознавать этого, но мы тоже находимся в бесформенном состоянии. Мы не только бесформенны, но, как и земля в Бытие 1:2, мы и во тьме. До тех пор, пока мы во тьме, мы не можем видеть вещи такими, какими они являются на самом деле. Таким было состояние земли, но это так же состояние и каждого отдельного грешника.

Есть два великих канала восстановления в новом творении. В Бытие 1:2, Дух Божий «парил». В Бытие 1:3 Бог сказал, и Его Слово вышло. При соединении Слова и Духа Божьего происходит сотворение и воссоздание. Что происходит, когда грешник приходит к покаянию? Дух Божий начинает двигаться в сердце этого грешника, и он принимает проповеданное Слово Божье. Духом и Словом процесс восстановления (или сотворения вновь) во Христе приводится в действие.

Первое, что произвели совместные действия Духа и Слова, был свет . С этого момента Бог трудился уже при свете. Первое, что происходит, когда грешник приходит к Христу, он начинает видеть вещи – и самого себя – такими, какие они есть. С этого момента Бог начинает работать в его жизни во свете.

Затем следует процесс отделения и очищения, разделения (призвания) и размножения. Многие различные области действуют в поступательном порядке. Иногда мы достигаем этапа, на котором мы думаем: «Теперь я действительно закончил. Бог уже разобрался со всем». И прямо в этот момент, Духом Божьим, проявляется и выносится на свет новая сфера нашей жизни, и тогда Он терпеливо начинает разбираться в этой сфере.

То, как Бог трудился в восстановлении, описано в Бытие 1. Он трудился поэтапно. Первое – вода, затем – земля, затем – растительность, рыбы, птицы, затем – животные, и так далее. В конце Он подошел к кульминации творческого процесса: сотворению человека.

Во-первых, позвольте мне сказать, что это сотворение человека дает нам следующее изумительное откровение о Боге: В Боге есть множественность: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему » (Бытие 1:26).

Я уже отмечал, что слово Бог (Элохим) множественного числа. Это согласуется с оборотами речи, которые Бог использует здесь, говоря о Самом Себе: «Сотворим человека по образу Нашему ». Некоторые люди говорят, что это лишь форма царственного обращения, когда коронованные особы говорят о себе во множественном числе, но это опровергается тем, что следует дальше, когда Бог говорит о грехопадении человека: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас , зная добро и зло» (Бытие 3:22).

Бог находится во множественном числе, в то же время Он один . Еврейское слово один , использованное здесь и примененное по отношению к Богу – это эхад . Оно означает единство между компонентами. В Бытие 2:24 это же слово эхад использовано опять: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна (эхад ) плоть».

Слово, использованное здесь, эхад , – это не слово, означающее абсолютную нераздельную целостность, для этого есть другое слово – яхид . Еврейское слово, использованное в этом стихе, эхад , применено к браку. Оно описывает единственность, которая получилась при соединении двух разных людей. В Библейском откровении о Боге, однако, там не две, а три соединенные Личности производят единственность. Не абсолютная единственность, но единственность, в которой также есть множественность.

Некоторые люди возражают против концепции Триединства Бога, но я вижу его явно открытым в Писании. Я верю в Бога Отца, я верю в Бога Сына и я верю в Бога Духа Святого. И что еще более важно, я не просто верю в Них, но я знаю Каждого из Них благодаря непосредственному, личному опыту. Я знаю, что значит иметь взаимоотношения с Отцом; я знаю, что такое взаимоотношения с Сыном; и я знаю, что такое иметь взаимоотношения с Духом Святым.

"Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф.6,12). Можно ли понимать выше написанное именно так, что наша брань имеет духовную, а не душевную (разум и чувства) природу?

Заранее вам благодарен.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Уже в самом начале бытия мира, когда древний искуситель нашел вход в сердца наших прародителей, и произошло грехопадение, Господь сказал соблазнителю: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15). Это самое раннее обетование о Спасителе исследователи называют Первоевангелием. С того времени не прекращается борьба. Диавол и все демоны никакой духовной силой не обладают. Их мнимая сила проявляется только тогда, когда мы бессильны, когда придаем им значимость. Поэтому св. апостол Павел призывает «стать против козней диавольских» (Еф.6:11). Главный способ врагов нашего спасения – в мыслях боримого представлять истинным то, что является ложью, предлагать под видом добра то, что оказывается худым, внушать обманчивые надежды, побуждать делать то, что превосходит наши силы в одних случаях и расслаблять нашу волю неуверенностью в себе - в других. «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Именно против хитростей демонов, их козней советует святой Павел нам как воинам Христовым стоять бодро: «станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф.6:14-18).

Слово Святителя Луки «О борьбе с духами злобы поднебесными» . Он было произнесено 12 августа 1956 года в Алуштинской церкви после Литургии.

— Жизнь всех тех блаженных людей, которые всем сердцем возлюбили Господа нашего Иисуса Христа и неуклонно идут за Ним тесным и тернистым путем, который начинается узкими вратами, жизнь этих блаженных полна борьбы. Какой борьбы? Не борьбы с плотью и кровью, а с гораздо более тяжелой борьбы - с духами злобы поднебесными.

И блаженны те, кто ведет эту тяжкую, непрестанную борьбу с духами злобы поднебесными. Это гораздо более тяжкая борьба. Блаженны они, кто ведут эту борьбу.

И какими слезами оплачем мы тех близ нас, которые ничего не хотят знать об этой борьбе, о духах злобы поднебесных, которые смеются над верой нашей в нечистых духов? Какими слезами оплачем их?

Ибо, конечно, для бесов, для самого дьявола в высшей степени выгодно, чтобы в них не верили, чтобы никогда о них не думали, чтобы никогда не ощущали близости их. Ибо скрытный, неведомый враг гораздо опаснее врага видимого.

Послушайте, как говорит святой апостол Павел об этих духах злобы поднебесных, о борьбе с ними:

Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6.12) .

О, как огромна эта окаянная армия бесовская! О, как неизмерима их черная толпа, неуклонно, неустанно, день и ночь стремящаяся к тому, чтобы нас, всех нас, верующих во имя Божие, совратить на путь неверия, совратить на путь зла и нечестия. В одном гадаринском бесноватом был целый легион бесов!

Называется эта армия бесовская, называется страшным именем — врагов Христовых, врагов Божиих. И эти враги Божии — бесчисленные — ставят своей единственной задачей день и ночь заботиться о том, чтобы губить нас, чтобы толкать нас на путь зла, на путь неверия, на путь нечестия.

Как в сонме бесчисленном добрых и святых Ангелов есть девять чинов, есть высшие чины: Начала, Власти, Престолы, Силы, Господствия, и есть более низкие чины: Архангелов и Ангелов, так и во всем воинстве духов злобы поднебесных тоже есть такие же высшие и низшие чины. Тоже есть начала и власти, о которых говорит святой Павел.

Эти высшие чины ведут борьбу с самыми твердыми, с самыми верными слугами Христовыми: со святыми, с праведными. И трудна, чрезвычайно трудна эта задача их. Ибо именем Христовым отражают святые и праведные все нападения их.

Есть и бесы средней силы, которые воюют непрестанно с нами, с несовершенными, слабыми христианами. Борьба с ними очень тяжка, очень трудна. Ибо ум этих ангелов сатаны неизмеримо превосходит наш человеческий ум. Ибо не спят они не едят. И все время жития своего посвящают только на злое дело — погубление, совращение людей Божиих.

Есть и мелкие бесы, задача которых не трудна. Ибо они сами то только тем занимаются, чтобы все дальше и дальше подталкивать во тьму тех несчастных, которые больше возлюбили тьму, чем свет, неправду, чем правду.

Как же нам, обуреваемым такой напастью, как же нам, которых обступает такое воинство бесовское со всех сторон, как нам бороться с ними? Где взять силы на борьбу с ними?

Ответ на это дал нам святой Павел. Его послушайте братия:

Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских (Еф. 6. 10-11).

Не своими силами, не своим умом, не своим тщанием и стремлением к победе можем мы бороться и побеждать это окаянное черное, темное воинство. А только силой Божией! А только Его помощью! А сами мы бессильны.

И для того, чтобы мы хорошенько поняли это, сравнивает святой Павел нашу брань с воинством бесплотных тех сил с той борьбой, с тем положением, в котором находились древние воины.

Он говорит, что должны мы препоясать чресла наши правдой. Подобно тому как воины в древнее время, прежде чем идти на сражение с врагами туго подпоясывали чресла свои. Подобно тому как всякий, идущий в дальний путь, трудный и опасный путь, подпоясывает туго чресла свои — кожаными поясами подпоясывались они. А нам нужны не кожаные пояса. Нам нужно совсем другое препоясание. Препоясание чресл правдой — Божией правдой. Ибо только правдой можем мы победить всю неправду окаянного воинства бесовского. Только правдой!

Ибо главное единственное оружие бесовского воинства против нас состоит в неправде, во лжи, которая составляет истинную их сущность, духовную сущность.

И только тогда, когда будут чресла наши препоясаны святой Божией правдой; только тогда, когда мы будем постоянно помнить о том, что не должны мы отдыхать, не должны останавливаться, не должны на пути своем мешкать; только тогда, когда будут чресла наши всегда и всюду туго препоясаны правдой Христовой — только тогда мы будем побеждать, побеждать окаянных. Побеждать врагов Божиих и врагов наших.

И прибавляет апостол святой, что это особенно нужно нам помнить в день злой, в день, когда зло, всяческое зло умножается и умножается вокруг нас!

И дальше говорит святой апостол, что надлежит нам облечься в броню. Подобно тому, как древние воины облекались в броню металлическую, железную или медную, в кольчуги облачались для защиты от ран, так надлежит и нам облечься в броню. Но иную, совсем иную броню! Ибо никакая медная и железная броня не страшна для духов злобы поднебесных. Могут они свободно ранить нас, заключенных в такую броню. Иная броня нужна нам.

Броня правды! Нам нужно чтобы тела наши облекались святой и пречистой Божьей правдой, а не кольчугой металлической. А правду эту можем мы стяжать только неустанным соблюдением заповедей Христовых, неустанной молитвой. И только за эту неустанную работу Богу получим мы броню правды.

Нужны ли нам эти латы? Нужны ли железо и медь для того, чтобы ноги наши были защищены от козней вражеских? Нет, нет — совершенно не нужны!

Ибо если ноги наши будут всегда направлены на путь мира, если всю быстроту ног наших мы будем использовать на то, чтобы благовествовать везде и всюду мир, если заслужим того, чтобы к ногам нашим относилось блаженное слово великого апостола Павла:

Как прекрасны ноги, благовествующих мир, благовествующих благое! (Рим. 10.15).

О, если будут так прекрасны наши ноги! О, если будут они спешить всегда туда, где нужна наша помощь, помощь несчастным, больным, увечным, беспомощным людям!

Если будем мы всегда спешить на совет праведных и подальше уходить от совета нечестивых, тогда никакие металлические латы нам не нужны будут. Тогда ноги наши будут защищены силой Божией, и никакое зло не коснется их.

Возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6. 16).

Медный щит, тяжелый большой щит был главной защитой для древнего воина. А нам нужен ли такой щит, защитит ли он нас от разжженных адским пламенем стрел врагов наших и врагов Божиих? Конечно, нет! Конечно, ничто для них медный щит!

У нас есть другой щит. Неизмеримо более крепкий. Щит веры, веры нашей! Веры в Господа нашего Иисуса Христа!

Ибо если всем сердцем будем веровать в Него, если будем неуклонно творить заповеди Его, то всегда будет пребывать Он с нами. И будем мы друзьями Его, по святому слову Его. И вера в Него защитит нас неизмеримо лучше, чем всякий тяжелый медный щит.

И дальше говорит святой апостол, чтобы мы покрыли, подобно воинам древним головы свои шлемами. Какими шлемами? Конечно не медными! Ибо они ничто против силы вражеской. Не медными, не медными, говорю я вам! А совсем другими шлемами.

Шлемами глубокой веры в Господа нашего Иисуса Христа. Глубокой любви к Нему. Ибо сказал Он Сам пречистыми устами Своими нам:

Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6. 56).

О Господи, Господи, Какая нам нужна еще защита, если Ты будешь пребывать с нами, в нас, в умах и сердцах наших? Если будешь защищать развращение умов и сердец наших Своим постоянным присутствием в нас, в умах и сердцах наших? Какая еще нам помощь нужна нам? О, конечно же, довольно! О, конечно же, исчерпывающе довольно нам!

И если так будем защищены, то останется нам только взять в свои руки обоюдоострый меч, как брали его в руки древние воины.

Послушайте же теперь, что говорил святой Павел об этом мече обоюдоостром:

Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4. 12).

Так вот какой меч нам нужен! Меч слова Божия, пред которым трепещут все бесы и сам диавол. Ибо словом Божиим побеждаются все они, окаянные. И если будем мы всегда владеть этим святым и сильнейшим оружием, оружием слова Божия, то никакие враги нам не страшны. Ибо все они побеждены уже давно Крестом Христовым. Ибо стерта глава древнего змия — диавола — подножием страшного Креста Голгофского.

Помните же, помните все вы, братья и сестры мои, что своими силами не можем мы воевать с духами злобы поднебесными.

Помните, что все наши надежды должны мы возлагать только на помощь Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Который подножием Своего страшного Креста стер главу древнего змия.

Актуально, особенно ныне.

Стоит напомнить, что проповедь принадлежит святителю Луке Крымскому (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), мощи которого покоятся в Свято-Троицком соборе, г. Симферополь.
11июня - день памяти Святителя Луки Крымского

Духовный совет.

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6,10-12).

Наша брань не против крови и плоти, то есть не против людей, но против начальств, против властей.

Против каких начальств, каких властей?

Конечно, не о тех властях, которые управляют государством, совсем о других начальствах говорит святой апостол Павел, как сам тут же поясняет: «против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных», против бесов, против ангелов сатаны, ибо их поистине можно назвать мироправителями тьмы века сего.

Всякая тьма, которую видите в жизни человеческой, это дело их рук, это дело того князя, господствующего в воздухе, о котором в другом послании говорит св. апостол Павел. А кто этот князь, господствующий в воздухе? Это сам сатана, это диавол. Господствует он над огромным множеством сердец.

И вот именно против него, против его ангелов тьмы, против духов злобы поднебесных велит нам св. Павел укрепиться Господом и могуществом силы Его.

Сами мы не в силах, совсем не в силах бороться с этим страшным князем, господствующим в воздухе.

Если бы были предоставлены своим собственным силам, то пали бы мы от злобы его.

Только тогда можем бороться, если укрепимся «Господом и могуществом силы Его».

Нам надо облечься «во всеоружие Божие, чтобы... можно было стать против козней диавольских».

Только тогда, когда облечемся во всеоружие Божие, когда не на свои силы будем надеяться, только тогда устоим против козней его. А какие это козни его?

Это все то, чем стремится он погубить нас, отвлечь от веры в Бога, отвлечь от пути спасения, указанного нам Господом Иисусом Христом. Он и его ангелы, духи тьмы, только тем и заняты, чтобы нас губить. Против всех людей, а в особенности против нас, христиан, строит он козни, чтобы погубить нас. Никого из нас не оставляет в покое. Ко всем нам посылает своих бесов, чтобы они нас направляли на путь погибели, на путь служения своим похотям и страстям, на путь нечестия и даже богохульства. Это сильные, опасные и страшные враги.

А разве не понимаете вы, что всякий враг тем опаснее, чем менее думаем о нем, чем менее следим за ним, чем менее замечаем его.

И, напротив, он тем бессильнее, чем строже, чем более неутомимо всегда следим за ним, за всеми его кознями, за всеми действиями и начинаниями, направленными на нашу погибель.

А как бесчисленно много людей, никогда не помышляющих о князе, господствующем в воздухе! И не только не помышляющих, но даже не верящих в его существование. Ибо все те, кто не верит в Бога, конечно, не верят и в диавола, в его существование; нисколько не заботятся о его нападениях; нисколько не остерегаются его страшных слуг.

А этого ему только и надо, ибо если человек беспечен и в Бога не верует, о сатане ничего знать не хочет, то такой несчастный становится весьма легкой добычей его, ибо враг незамеченный – самый опасный враг.

И всякая несчастная женщина, до мозга костей лживая и похотливая, и всякий несчастный мужчина, пьяный часто, если не всегда, становятся легкой добычей бесов, духов злобы поднебесных. Им ничего не стоит таких погубить окончательно.

А есть и такие несчастные, которые всю жизнь проводят в преступлениях, в разбоях, в грабежах и кражах, в блуде и прелюбодеяниях, которые никогда не помышляют ни о Боге, ни о диаволе.

Об этих сатане не стоит и заботиться: они уже сами погубили себя. Они настолько увязли в грехах, что не надо их соблазнять, наталкивая на грех. О таких забот у диавола немного, ибо они самая легкая его добыча.

А что сказать о нас, христианах, которые в Бога веруют, которые не сомневаются в существовании диавола и бесов, которые слышали и помнят слова апостола Павла о князе, господствующем в воздухе, – что скажу о них?

Их искушают бесы повседневно, их толкают и на блуд, и на сребролюбие, и на тщеславие, их толкают на служение своим страстям и похотям. И если не будут такие несчастные бдительны, если не будут помнить, что враг всегда готов погубить их – то горе им. А таких большинство.

Есть еще и третьи: есть великие подвижники благочестия, святые отшельники, проводящие всю жизнь в постоянной молитве, умерщвляющие плоть свою в помыслах о Боге, о законе Его.

Вот эти всего страшнее для диавола и для ангелов его: их нельзя соблазнить так, как соблазняют людей легкомысленных, беспечных, погрязших в суете мира, тех, которые только изредка, изредка вспоминают о Боге, мало молятся, никогда не постятся и храмов Божиих чуждаются.

Вот с этими могучими воинами Христовыми диаволу и бесам его труднее всего.

На нас, слабых и беспечных, бесы нападают исподтишка, незаметно для нас, им не трудно нас бороть, толкать на путь порока.

А со святыми, с теми, которые жизнь посвятили Богу, им очень трудно.

Слабых и беспечных из нас бесы поборают весьма малозаметно для нас. Нам они никогда не являются, мы их не видим, не знаем, не знакомы с ними.

Не то, совсем не то со святыми, с великими подвижниками добра. Для них оставаться незамеченными ни бесы, ни сам диавол не могут, ибо они самым неустанным образом следят за своим сердцем, за всем, что всевают диавол и ангелы его в сердца их.

Они умеют очень тонко различать все хитрости диавола, и ему просто и легко их не побороть. Он старается обычно побороть их не низшими страстями, а страстями высшего порядка: он губит их иногда гордостью духовной, тщеславием, самопревозношением и честолюбием.

Но что ему делать тогда, когда святые не поддаются и на эти его соблазны, очень тонкие, опасные – что делать?! Тогда приходит он в ярость и как неприятель, идущий на город, если поймет, что замечен, что напасть неожиданно не удастся, отлагает всякую скрытность и устремляется в бешеном порыве, так поступают и бесы со святыми.

В житиях святых, которые, вероятно, многие из вас читали, часто повествуется, как бесы открыто и бесстыдно нападали на святых. Они нападали открыто, как неумевшие укрыться от их зорких взглядов, переставали прятаться, сбрасывали личину, являясь в своем подлинном бесовском виде. Они нападали, принимая вид диких зверей, готовых поглотить отшельника; гадов ядовитых, страшных чудовищ, наводя на них страх и ужас. Так поступали они с весьма многими, и монахами, и отшельниками, и древними, и относительно не очень далекими от нас.

Свыше 400 лет тому назад жил преподобный Нил Столбенский. Это был один из великих преподобных, и в житии его читаем, как открыто, как бесстыдно напали бесы на его отшельническую келию.

Но есть у бесов по отношению к великим праведникам и другие способы нападения: они нападают не сами, а посылают своих слуг из людей. Так было со многими святыми, так было и с преподобным и богоносным отцом нашим Серафимом Саровским, на которого, по наущению диавола, напали разбойники, смертным боем били, изувечили, переломали ребра и проломили череп.

Это одно из ухищрений диавола. Так разнообразны пути, по которым идут бесы, стремясь погубить нас. Начиная от легкого, никакого труда не представляющего нападения на беспечных, на неверующих, они прибегают ко все более и более тонким и хитрым приемам уловления нас в свои сети.

Вот о какой брани против духов злобы поднебесных, против начальств, против властей, против миродержителей тьмы века сего говорит апостол Павел. Он говорит, что в борьбе с ними для защиты нам надо облечься во всеоружие Божие. «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф. 6, 13).

Как воин, идущий в сражение, надевает броню, берет щит, шлем и меч, так и каждый из нас должен всегда быть во всеоружии Божием. «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, – станьте смело против этих окаянных бесов, станьте, препоясавши чресла ваши, вместо воинского пояса, истиною Христовой, – и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6, 14–15).

О, только те, кто полон праведности, у кого много, много добрых дел и духовных подвигов, одеты в эту броню, столь страшную для бесов.

Не войну, не кровопролитие, не насилие провозвещая, а мир, святой Божий мир, апостол Павел говорит в послании Римлянам словами великого пророка Исаии: «Как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим. 10, 15) – даже ноги их прекрасны.

А теперь, когда так мало мира на земле, когда готовится третья небывалая по жестокости и ужасам война, нам, христианам, надо как нельзя более обуть ноги наши в готовность благовествовать мир, нужно восстать всеми силами души против тех интервенций, против тех агрессий, которые терзают так страшно вовлеченные в борьбу народы.

О, как теперь в особенности надо, чтобы везде и всюду было явно, что только о мире мы помышляем, что мы ненавидим всем сердцем войну, кровопролитие, истребление людей.

«...а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого...». Раскаленные стрелы пускают в сердце наше бесы непрестанно и ранят и губят множество человеческих сердец.

А нам дан щит, крест Христов, ибо с ним получаем мы власть противостоять и диаволу, и бесам. И эту власть явим тогда, когда будем воодушевлены глубокой верой в Бога и беспредельной любовью ко Христу. Пред этим щитом трепещут окаянные бесы, трепещет и их глава – сатана.

«...и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6, 16–17). Наденьте шлем, духовный шлем – не от пуль, не от осколков бомб защищающий шлем стальной, а шлем надежды на спасение, шлем надежды, что Господь с нами и дал нам силу и власть поборать диавола.

А что это за меч, не стальной, не обоюдоострый, а меч слова Божия? Какова его сила?

Вот что говорит св. Павел: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).

Словом Божиим, этим страшным для врага мечом можем мы творить чудеса. Слово Божие так бесконечно сильно, так действенно, так глубоко проникает в сердца людей, умеет так потрясать их, что иногда внезапно человек, погрязший во грехах и нечестии, вдруг преображается, пораженный силой слова Божия.

Вот видите, какое всеоружие дал нам Бог для защиты от козней диавола. Видите, что не оставляет нас Бог в доброделании, видите, что получили мы броню праведности, шлем спасения, щит Божий и меч духовный – слово Божие. Так что же, неужели не используем это святое всеоружие, неужели будем беспечны, не постараемся приобрести его?!

А как его приобрести? Только одним способом: верою и молитвою к Господу Иисусу Христу, неустанным упражнением в добродетелях, которые предписаны в его святом законе; непрерывным памятованием об этой защите, стремлением всегда, всегда, изо дня в день сотворить, соблюсти все Его заповеди.

Тогда и только тогда получим всеоружие Божие, тогда будем не одни: вместе с нами против духов злобы поднебесных, против миродержителей тьмы века сего будет сражаться Сам Господь наш Иисус Христос. Ибо для того и взошел Он на крест, для того и пролил Кровь Свою пречистую, чтобы дать нам это всеоружие Божие.

Тягчайшему наказанию подвергнемся, если не будем почитать за святыню Кровь Христову, которой мы спасены и освящены. Да не будет этого ужаса ни с кем из нас! Да будет нам в повседневной борьбе нашей с духами злобы поднебесными помощью Сам Царь и Бог наш Иисус Христос, Ему же слава и держава с Безначальным, Пресвятым Его Отцом и Святым Духом.Аминь.

Проповедь о всеоружии Божием.

Послание, которое Павел написал церкви в Эфесе, содержит в себе наиболее обширный отрывок в Новом Завете на тему духовной войны. Читатели Книги Деяние, глава 19, могут не сомневаться, что во время написания этого послания у Павла из памяти не выходила Артемида Эфесская, территориаль­ный дух, власти которой был нанесен серьезный ущерб че­рез служение Павла в этом городе. Очень немногие верую­щие в Эфесе могли не увидеть едва прикрытый смысл ссы­лок на Артемиду и ее воинство в отрывке Послания:

«Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». (Ефес.6:12).

В предшествующем же, одиннадцатом стихе Павел на­писал:

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских».

Как видно, шестая глава этого послания представляет грозный вызов тем, кто стремится утверждать, что в Новом Завете нет никаких указаний для Божьего народа на ведение духовной войны стратегического уровня. Прочтение только лишь этих стихов и оставшейся части главы производит противоположное впечатление. Павел говорит, что все хри­стиане должны облечься во всеоружие Божье, потому что мы все находимся на полях сражений.

Для литературного стиля Павла вполне типично смешение метафор. И здесь он сравнивает нас с борцами и воинами.

Борьба была очень популярным видом спорта в греко-римской культуре. Во время боев борцы вступали в близкий контакт друг с другом. Цель борца заключалась не в том, что­бы защитить себя, хотя и это было очень важно. Борец стре­мился к победе над соперником в физическом поединке. Хо­рошая оборона была важна в победе, но только хороший натиск мог обеспечить полную победу в матче.

Но кто является нашим соперником в этом духовном по­единке? В двенадцатом стихе Павел употребляет не совсем обычный язык: «начальства», «власти», «мироправители» - это термины, очевидно, предназначенные показать нечто большее, чем обычного демона. Бесы на наземном уровне, я думаю, включены в понятие «духов злобы поднебесных». Хотя библейские ученые не в состоянии определить конк­ретную иерархическую структуру, подразумеваемую под этими словами, они все же соглашаются в том, что борьба против перечисленных здесь сил имеет в виду стратегиче­ский уровень в дополнение к освобождению на наземном уровне. Очевидно, нас не считают зрителями, мы - настоящие участники в космическом борцовском матче.



Другая аналогия Павла - римский легион. Римский ле­гионер имел, как и мы теперь имеем, и оборонительное, и на­ступательное военное снаряжение. Те, кто полагает, что нам не следует активно выступать против сил тьмы, пытаются объяснить свои взгляды тем, что в Послании к Ефесянам (6:12) Божье всеоружие носит оборонительный характер. Они утверждают, что мы должны защищаться только в том случае, если начальства и власти сил зла предпримут против нас атаку. Мы же якобы никогда не должны проявлять ини­циативу и ни в коем случае не должны вступать на их терри­торию и бросать им вызов.

Однако римские легионеры видели свой долг в ином. Они не строили высоких стен вокруг Рима, чтобы защитить себя в случае нападения на них врага. Напротив, они посто­янно выступали за пределы своих границ, вторгаясь на тер­риторию врага, ставя перед собой цель отнять у врага как можно больше. Эта мысль содержится как в практике, так и в учении Павла. Иисус посылает нас с Евангелием Царства в стан врага, чтобы захватить его духовную территорию и присоединить ее к Божьему Царству. Павел никогда не забы­вал своего «небесного видения» и поручения - обратить людей «от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» (Деян.2б:18). Его активным образом действия был переход в наступление и захват царства сатаны, и, я верю, он ожидает, что мы станем действовать так же.

В другом месте Послания к Ефесянам Павел пишет:

«Дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная пре­мудрость Божия» (Еф.3:10).

Долг Церкви - свидетельствовать о Божьей мудрости тем существам, которые населяют невидимый мир, и словом, и делом. Нашим посланием в мир является чистота Церкви, Невесты Христовой, плоды Духа в жизни верующих, сила Божья, явленная в исцелении и спасении, и другие элементы христианской жизни и поведения. Точно таким же послани­ем становятся марши прославления, молитвенные обходы, пророческие акции и духовная борьба на стратегическом уровне, являющая собой лобовое столкновение с начальствами и властями, как это и происходило, по словам Рамсея Макмаллена, в первые века христианства.



В попытке избежать неприглядного триумфализма неко­торые робкие верующие стараются вовсе не применять та­кой язык. («Триумфализм» - термин, иногда употребляемый незападными христианами для описания высокомерной са­моуверенности и отсутствия смирения, который демонст­рируют некоторые западные христианские лидеры.) Делая так, они отдаляют себя от апостола Павла, у которого была уверенность в том, что Христос и Его последователи одер­жат победу. Павел сказал: «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте» (2Кор.2:14, курсив мой). Павел верил, что Евангелие будет распространяться и силы тьмы потерпят поражение на лю­бом уровне.