М страстной бульвар. История дома

Является Страстной бульвар, проложенный в 1820 году на месте бывшей стены Белого города.

Где расположен бульвар

Название свое он получил в честь Страстного монастыря, вдоль юго-восточной стены которого он и шел первоначально от Тверской улицы до Петровки.

Сейчас этот объект культурного наследия, находящийся в самом центре столицы, тянется от площади Петровских ворот (она расположена между улицей Петровкой, Страстным и Петровским бульварами) до Пушкинской площади (находится в Земляном городе между Страстным и Тверским бульварами).

История названия

Страстной бульвар, как любой объект центра столицы, имеет свою интересную историю. В позапрошлом веке одну его половину занимал (в честь которого бульвар и назван), возведенный царем Алексеем Михайловичем в 1654 году. Место было выбрано не случайно - именно здесь у ворот Белого города москвичи встречали Страстную икону Божьей Матери, в честь которой женский монастырь получил свое название. А сама икона называлась так, потому что на ней рядом с ликом Богородицы изображено два ангела, держащих в руках орудия Страстей Христовых, принесших Христу физические и духовные страдания в последние дни его жизни.

Памятники бульвара

Страстной бульвар постоянно реконструировался. В XIX веке узенькую улочку домовладелица Е. А. Нарышкина на свои средства перестроила в бульвар, который и назывался в ее честь Нарышкинским. На протяжении всего бульвара в разные времена устанавливались памятники, которых на сегодняшний день 4:

  • Перенесенный с Тверского бульвара в 1950 году знаменитый памятник А. С. Пушкину.
  • Дальше рядом с редакцией журнала «Новый мир» стоит памятник А. Т. Твардовскому, который долгие годы был главным редактором этого журнала.
  • В 1999 году Страстной бульвар обогатился памятником С. В. Рахманинову, который в 1905-1917 годах жил и работал на Страстном бульваре.
  • Чуть раньше в 1995 году в самом конце бульвара был поставлен памятник В. С. Высоцкому.

Некоторые из знаменитых жильцов

В начале века в бывшем здании Музея наглядных пособий по естествознанию с 1938 года располагался Всесоюзный Радиокомитет. Именно отсюда в 1941-1945 годах Юрий Левитан передавал на всю страну Сводки Информбюро.

В доме № 9 когда-то давным-давно проживал драматург А. В. Сухово-Кобылин. Позднее на Страстном бульваре жил и художник Андрей Гонсаров, который в 1959 году создал четыре главных панно для советской выставки в Нью-Йорке. Проживал здесь и Андрей Андреевич Громыко.

Исторические объекты

Украшением бульвара является особняк С. И. Елагиной, который является памятником архитектуры. В нем с 1920 по 1939 годы располагалась редакция журнала «Огонек», в ней работал Михаил Кольцов. Дом Гагариных (архитектор - знаменитый Осип Бове), кинотеатр «Россия», дом купца Ф. Пика и многие другие объекты связаны с определенным событием в русской истории.

Современные популярные объекты

Нумерация домов на Страстном бульваре начинается от И в доме под номером 4 находится довольно популярная в Москве траттория «Венеция». На Страстном бульваре расположено более 20 различных ресторанов на любой вкус. Свои поклонники есть и у «Венеции».

Траттория - это определенный тип ресторана, оформленного в итальянском стиле с соответствующей кухней. От классического заведения она отличается меньшей чопорностью, отсутствием напечатанных меню, более простым сервисом, соответственно, более низкими ценами.

Семейный ресторанчик

В Италии этот тип ресторанов относится к семейным, и в Москве он ориентирован на постоянную публику. Отзывы «Венеция» имеет хорошие: клиентов устраивает и оформление, и обстановка, и качество обслуживания. Не вызывают нарекания ни кухня, ни винная карта. В каминном зале, рассчитанном на 120 посадочных мест, всегда царит уютная обстановка, располагающая к непринужденному общению. В отделке траттории использованы только натуральные, естественные для Венеции материалы соответствующей цветовой гаммы. Летом работают террасы.

«Венеция» - одна из первых тратторий в городе Москва. Страстной бульвар был выбран для открытия семейного ресторанчика более 10 лет тому назад. И у него действительно появилась своя постоянная клиентура. Опыт был успешным, и сейчас траттории имеются и в Столешниковом переулке, и на Тверской-Ямской улице.

Клуб знакомств

Много разных интересных заведений расположены на центральных улицах мегаполиса. Одно из них находится по адресу Страстной бульвар, 11. «Знакомства» отзывы имеет резко противоположные, ведь учреждение неординарное, поэтому интерес к нему определенный. Подобных клубов сейчас очень много, но к находящемуся в самом центре столицы требования предъявляются повышенные.

А отзывы о нем имеются весьма негативные, особенно касающиеся методов работы отдельных девушек-агентов, которые напоминают иногда работу коллекторов. Говорят о нем как о закрытом клубе знакомств, что тоже не производит благоприятного впечатления. Ходят слухи, что он обслуживает исключительно богатых женихов, которые ищут себе хороших жен.

Лучше увидеть своими глазами

Справедливости ради, надо отметить довольно симпатичную рекламу и эмблему клуба. Также имеются о данном заведении восторженные и благодарные отзывы, фотографии свадеб и благодарности конкретным девушкам-агентам.

Чтобы говорить о чем-либо конкретно, очевидно, стоит посетить заведение, расположенное по адресу Страстной бульвар, 11. «Клуб знакомств» имеет свой сайт, где персонал и руководство готовы выслушать мнения о работе, принять рекомендации и советы.

Наш дом это «Доходный дом А. Ф. Редлиха» (1894, архитектор А. Э. Эрихсон) . Нынешний адрес — Страстной бульвар дом 12, строение 1.

На первом этаже нашего доме в то время располагалось очень известное в Москве «заведение искусственных, минеральных и фруктовых вод».

Адо́льф Эрне́стович (Адольф Вильге́льм) Эрихсо́н (1862,) - русский архитектор, крупный мастер модерна, по проектам которого построено большое количество зданий в Москве.

Доктор А.Ф.Редлих работал в Старо-Екатерининской больнице и был довольно хорошо известен например тем, что производил операции весьма прогрессивные для того времени, например по ампутации конечностей, делал пункции суставов, артротомии.

Редлиху принадлежали два стоящих рядом дома — в том числе и наш:

«…Рядом с нашим, узким торцом на бульвар выходит двухэтажный дом № 12, выстроенный вскоре после 1812 года. Вначале фасад его выходил во двор, в 1830-х годах, после устройства бульвара, главным фасадом стал торцовый. В пушкинские времена часть дома занимал мебельный магазин. В 1873 году владение перешло к доктору А. Ф. Редлиху, который в первом этаже оборудовал водолечебницу, а во втором - жилые квартиры. Одно время залы дома сдавались Гимнастическому обществу. Здесь, в частности, тренировались известные цирковые артисты братья Дуровы - Анатолий и Владимир. На занятия гимнастов и фехтовальщиков в дом Редлиха как-то заглянул А. П. Чехов. «Это люди будущего,- говорил он, любуясь спортсменами,- и настанет время, когда все будут такими же сильными. В этом счастье страны». В 1970 году здание восстановлено в первоначальном виде (архитектор Н. Г. Крейн), очищено от наслоений и перестроек позднейших десятилетий.

Некогда слева от дома был обширный сад. Редлих застроил его массивным домом (1894 г., архитектор А. Э. Эрихсон), где помещалось его «заведение искусственных, минеральных и фруктовых вод».

В 1934 году дом надстроен двумя этажами. На одном из фото в Фотогалерее изображен наш еще не надстроенный дом (двухэтажный).

В нашем доме жило много заслуженных и известных людей, например:

Воробьев Андрей Иванович - академик РАН и РАМН, был министром здравоохранения при Ельцине.

Равич Марк Борисович — доктор технических наук, профессор, лауреат ленинской премии

Шафранюк Владимир Алексеевич — художник-конструктор кукол, был художником мультипликационных фильмов «Волшебник Изумрудного города», «Незнайка», …

Григорьев Юрий Иванович — художник

Житинкин Андрей Альбертович — режисер

Ниже приведена очень интересная статья об одной загадке, связанной со Страстным бульваром.

«…(С)Скульптор, поэт, прозаик и эссеист Федот Федотович Сучков раскрыл мне как-то глаза на важный секрет Страстного бульвара.
И он указал мне на изрядный постамент красного гранита, размером (ориентировочно) 1м х 1м и в высоту метра полтора, расположенный примерно в 300 шагах от редакции журнала «Новый мир» или, вернее, от барельефа «ВСЯ НАША НАДЕЖДА ПОКОИТСЯ НА ТЕХ ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ САМИ СЕБЯ КОРМЯТ», расположенного напротив редакции этого журнала и до сих пор не потерявшего актуальности.
Федот Федотович указал. На постаменте лежала алая гвоздика. Сам постамент был красный, а гвоздика — алая.

Предания седой старины. Федот Федотович рассказал мне, что в его бытность студентом Литературного института (куда он возвратился непосредственно из лагерей) здесь на постаменте покоился БЮСТ СТАЛИНА, который исчез непосредственно после того, как сам Сталин исчез из Мавзолея, где он преспокойно полеживал в виде набальзамированного трупа рядом с аналогичным трупом своего старшего товарища Ленина, чьи нормы он, как выяснилось на очередном съезде коммунистов, грубо нарушил, а также был груб с его женой (вдовой).
Сталина убрали, однако с тех пор на осиротевшем постаменте каждый Божий день появлялась алая гвоздика. То есть, может быть, и не каждый день, но уж это точно — как только старый лагерник шел мимо, алый цветок на постаменте уже был.
Шли годы. Наступила перестройка, затем — постперестройка, «дикий капитализм», «неокрепшая демократия». И в один Божий день я увидел, что постамент исчез, а ЦВЕТОК ЛЕЖИТ НА ЗЕМЛЕ.
Все исчезло, кроме цветка. Не исключаю, что постамент украли воры в рамках накопления первоначального капитала для дальнейшего развития капитализма в России. Наличие же цветка свидетельствует о том, что пауперизация бывшего советского населения является тотальной, но не всеобъемлющей, а Духовность этого населения как всегда соответствует его недюжинному менталитету.
Теперь самое главное. Я предлагаю считать место исчезновения сталинского постамента на Страстном бульваре ВЕДУЩИМ ПАМЯТНИКОМ современной России, отражающим ее прошлое, настоящее и будущее. Памятником без четко очерченных границ в пространстве и времени…»


Страстной бульвар на панораме Яндекса
Страстной бульвар на карте Москвы

Страстной бульвар – бульвар в Тверском районе Центрального административного округа Москвы. Находится между Пушкинской площадью и площадью Петровские ворота . Длина бульвара – 550 м.

Страстной бульвар в Москве – история, название

Страстной бульвар разбит в начале XIX в. Назван по Страстному монастырю, разобранному в 1937 г. В 1820-х гг. бульвар представлял собой узкую аллею между Тверской улицей и Петровскими воротами . Вначале она шла вдоль стены Страстного монастыря, на месте которого сейчас расположена Пушкинская площадь . После нынешнего Нарышкинского проезда до сада у дома 15 к аллее примыкала Сенная площадь, на которой два раза в неделю с возов торговали сеном, соломой, углём и дровами.

В 1872 г. владелица особняка по адресу Страстной бульвар, 9, Елизавета Алексеевна Нарышкина, решила покончить с безобразием под своими окнами и на месте площади на свои средства разбила сквер. В благодарность Городская дума назвала сквер Нарышкинским. В 1937 г. его присоединили к Страстному бульвару.

Длина бульвара – 550 м, однако зелёная его часть не превышает 300 м. Начальные 250 м, расположенные справа от Пушкинской площади , при разборе монастыря стали простым проездом. Зато это самый широкий бульвар Бульварного кольца . Его ширина 123 м.

Памятники на Страстном бульваре:

  • в начале бульвара в 2013 г. открыт памятник А.Т. Твардовскому работы скульптора В.А. Суровцева. В 1950-1954 и 1958-1970 гг. Твардовский был главным редактором журнала "Новый мир", редакция которого в 1947-1964 гг. находилась в угловом доме 1/7 на Малой Дмитровке ;
  • в центре бульвара в 1999 г. установлен памятник С.В. Рахманинову, выполненный О.К. Комовым и А.Н. Ковальчуком. Рахманинов в 1905-1917 гг. жил в доме Страстной бульвар, 5;
  • в конце бульвара в 1995 г. появился памятник Владимиру Высоцкому работы Г.Д. Распопова.

Памятник А.Т. Твардовскому

Памятник С.В. Рахманинову

Памятник Владимиру Высоцкому

Дома на Страстном бульваре

Страстной бульвар, 5. 1-я Женская гимназия . Здание построено в 1874-1878 гг. по проекту архитектора Н.А. Тютюнова для 1-й Женской гимназии. Музыкальной частью гимназии в 1905-1917 гг. руководил С.В. Рахманинов, который жил здесь с семьёй. Часть квартир сдавалась внаём. Одну из них снимал известный акушер Г.Л. Грауэрман.

С 1938 г. в здании размещался Всесоюзный Радиокомитет, из которого в 1941-1945 гг. диктор Юрий Левитан передавал военные сводки Совинформбюро. В 1961-1980 гг. здание занимало агентство печати "Новости".

Страстной бульвар, 8. Многоквартирный дом с угловой ротондой построен Р.И. Клейном в 1888 г. Предназначался для сдачи квартир внаём. Надстроен в 1930 гг. на два этажа.

Страстной бульвар, 9. Особняк Е.А. Нарышкиной в 1849-1850 гг. принадлежал драматургу А.В. Сухово-Кобылину . Он продал дом в 1850 г. после убийства во флигеле усадьбы его любовницы Луизы Симон-Деманш.

В 1872 г. Елизавета Алексеевна Нарышкина, урожденная княжна Куракина, на собственный средства разбила на Сенной площади перед особняком сад, который назвали Нарышкинским сквером. Сейчас о ней напоминает только идущий от дома Нарышкинский проезд.

В 2006 г. при строительстве офисного центра "Пушкинский дом" здание было заменено новоделом.

Страстной бульвар, 11. Дом С.И. Елагина . Особняк построен в 1899 г. по проекту А.А. Драницына для потомственного почётного гражданина Сергея Ивановича Елагина. В 1910 г. архитектор О.О. Шишковский пристроил к зданию два каменных объёма, один из которых занял зимний сад.

При Советской власти в особняке находилась редакция журнала "Огонёк", издание которого было возобновлено в 1923 г. по инициативе М.Е. Кольцова. В 1972 г. на фасаде установлена мемориальная доска со скульптурным портретом и надписью: "В этом здании с 1927 по 1938 год работал выдающийся советский журналист, основатель и главный редактор журнала ОГОНЁК Михаил Ефимович Кольцов".

Страстной бульвар, 12. Дом А.Ф. Редлиха . Многоквартирный дом с магазином построен в 1894 г. по проекту

Продолжение нашего цикла прогулок по Бульварному кольцу.
Мы пройдем от Пушкинской площади по Страстному и Петровскому бульварам до Трубной площади, по пути заглядывая на примыкающие к бульварам улицы и переулки. Маршрут познакомит Вас с памятником Пушкину и с Пушкинским фонтаном, музей-квартирой им. В.И. Немировича-Данченко, памятником Сергею Рахманинову, а также с памятниками Высоцкому и скульптурной композицией "Мимино".

Под Пушкинской площадью расположен пересадочный узел метро "Пушкинская" - "Тверская" - "Чеховская" Таганско-Красно-Пресненской, Замоскворецкой и Серпухово-Тимирязевкой линий соответственно. Нам лучше выйти со станций "Тверская" или "Пушкинская", так как они расположены в начале Пушкинской площади (на Тверской улице), а станция "Чеховская" - в противоположном конце и, если мы выйдем из нее, то нам придется возвращаться назад к Тверской улице, иначе мы пропустим много интересного

Итак, мы выходим из метро на Тверскую улицу. Перед нами открывается вид на Пушкинскую площадь. Ее достопримечательности мы подробно описывали в «Прогулке по Тверской улице. Часть 1» , поэтому сейчас лишь перечислим их. Архитектурной доминантой площади является памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину .

За памятником расположен Камень в память о Страстном Монастыре .

Этот памятный знак напоминает нам о том, что на месте Пушкинской площади с XVII века располагался Страстной Девичий Монастырь, в честь которого и получил название Страстной бульвар.

В противоположную сторону от Малой Дмитровки уходит улица Большая Дмитровка. Пройдем немного и по ней.

На противоположной стороне дороги - монументальной здание Совета Федерации .

Подробнее мы вернемся к ней позже.

Следующее за Музыкальным театром здание (дом№17А) одно из зданий Генеральной прокуратуры РФ.

Еще одно здание на Большой Дмитровке, украшенное барельефами с изображениями Ленина, Маркса и Энгельса - Российский Государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), за которым находится Тверская площадь, подробно описанная нами в "Прогулке по Тверской улице. Часть 1".

Возвращаемся к Страстному бульвару. Название бульвара происходит от Страстного монастыря, располагавшегося здесь с XVII века и снесенного в в 1930 годах.

Детство Высоцкого (с 11 лет, после возвращения его семьи из Германии, где служил его отец) прошло в Большом Каретном переулке, расположенном неподалеку от Петровских ворот.

"Где твои семнадцать лет?

На Большом Картеном..."

А еще, глядя на этот памятник, нельзя не вспомнить строчки еще из другой песни Высоцкого, его некое "антипророчество":

"Не поставят мне памятник в сквере

Где-нибудь у Петровских ворот..."

Владимир Семенович ошибся. Памятник поставили. И именно в том месте, о котором он поет - у Петровских ворот, в сквере.

Дом №15 по Страстному бульвару (слева от нас) - особняк князей Гагариных .

До 1812 года здесь располагался Английский клуб. Среди прочих известных личностей это заведение посещал, во время своего визита в Москву, известный французский писатель Стендаль (автор романов "Пармская обитель", "Красное и черное" и многих других произведений). История сохранила сказанную им фразу об Английском клубе в Москве: "В Париже нет ни одного клуба, который мог бы с ним сравниться".

Во время пожара 1812 года здание, полностью сгорело. Было восстановлено по сохранившимся чертежам в 20 годы XIX века архитектором О.И. Бове. Здание Английского клуба считается одним из лучших памятников классицизма в Москве.

С 1833 года здесь располагалась Ново-Екатерининская больница (эта дата указана на фронтоне здания), затем клиники московской медико-хирургической академии и медицинского факультета Императорского московского университета. После 1917 года больница продолжала работать под названием «городская клиническая больница № 24" вплоть до 2009 года. С 2009 года здание находится на генеральной реконструкции.

Повернем налево и пройдем немного вглубь по улице Петровка. По правой стороне улицы мы видим многоэтажное П-образное здание. Это знаменитая Петровка, 38 - Главное Управление МВД сначала Советского Союза, а потом, и по сей день - Российской Федерации.

Двор здания обнесен чугунным забором, туристам и другим случайным прохожим здесь не рады. Вход на территорию - строго по пропускам. Однако через решетку забора мы можем увидеть бюст, расположенный в центре двора. Это памятник "железному Феликсу" - Ф.Э. Дзержинскому.

Имя Дзержинского принято ассоциировать с НКВД-КГБ-ФСБ, в основе которых лежит созданная им ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия). Однако вклад Дзержинского в становление Органов внутренних дел также не мал, поэтому он и удостоился памятника у главного здания МВД. В августе 1991 года после известных событий, связанных с подавлением путча ГКЧП, бюст Дзержинского, также как и его "старший брат" - знаменитый памятник на Лубянской площади был демонтирован. Однако если памятник Дзержинскому и по сей день находится в парке Искусств среди множества других низложенных героев советской власти, то бюст был возвращен к зданию на Петровке в 2005 году.

Возвращаемся обратно. По пути, за зданием МВД, повернем в 2 Колобовский переулок. Здесь мы видим Церковь Знамения Божьей Матери за Петровскими воротами при ГУВД по городу Москве.

Вернувшись на площадь, прежде чем продолжить путь по Бульварному кольцу, пройдем по Петровке в другую сторону.

Через два дома от площади (дом№25) мы видим трехэтажное здание светло-бежевой отделки. Это Дом Губина , памятник архитектуры XIX века.

Зайдя на территорию монастыря, прямо перед собой мы видим Собор Боголюбской Божьей Матери .

Это самый древний из монастырских Храмов, он был построен в 1514-1517 гг.(перестроен в 90 годы XVII века). Здесь хранится главная святыня монастыря - мощи святого митрополита Петра.

Пройдя между зданиями церквей Толгской Божьей Матери и святого Петра, мы оказываемся у лестницы, ведущей к входу в Собор Преподобного Сергия Радонежского .

Под лестницей собора располагается монастырская трапезная. Она не закрыта для мирян, сюда можно зайти и отведать настоящей монастырской пищи.

Пройдем в арку между Собором Сергия Радонежского и монастырской стеной.

Эта часть монастыря на данный момент реконструирована менее остальных. Повсюду видна древняя кирпичная кладка, Собор свв. апостолов Петра и Павла (до 1814 года Церковь Пахомия Великого) еще только предстоит отреставрировать.

Осмотрев территорию монастыря, возвращаемся на Петровку. Монастырская стена, протянувшаяся вдоль улицы, также представляет собой памятник архитектуры XIIX века. Это Нарышкинские палаты .

С внешней стороны монастыря (вход с улицы Петровка) в палатах находится Часовня Казанской Божьей матери и Литературный музей .

Свернем в Петровский переулок. На доме№5 мы видим памятную доску, гласящую, что в этом доме с 1910 по 1923 гг жил и работал поэт Сергей Есенин.

А следующее здание по Петровскому переулку - Театр Наций (до 1917 года - Театр Корша, в честь его основателя Ф.А. Корша).

Возвращаемся к площади Петровские ворота. Теперь пришла пора перейти к Петровскому бульвару.

Обогнув здание справа, мы оказываемся на четной стороне бульвара. Отсюда открывается еще один живописный вид на купола Высоко-Петровского монастыря.

Здание на пересечении бульвара и Крапивенского переулка (дом №10) - памятник архитектуры XIX века - Константинопольское Патриаршее подворье.

Недавно мне на глаза попалось объявление о продаже огромной квартиры в новостройке, расположенной в самом начале Страстного бульвара. Жилплощадь занимала весь последний этаж, а из особых изысков к ней прилагалась двухуровневая... кладовка. При том, что сама квартира — одноэтажная. Но заинтересовали меня не столько причуды планировки, сколько сам факт наличия нового дома в том месте, где, казалось бы, плотность существующей застройки ничего возвести не позволяет.. Так откуда же взялась новостройка?

Недавно мне на глаза попалось объявление о продаже огромной квартиры в новостройке , расположенной в самом начале Страстного бульвара. Жилплощадь занимала весь последний этаж, а из особых изысков к ней прилагалась двухуровневая... кладовка. При том, что сама квартира — одноэтажная. Но заинтересовали меня не столько причуды планировки, сколько сам факт наличия нового дома в том месте, где, казалось бы, плотность существующей застройки ничего возвести не позволяет. Так откуда же взялась новостройка?

Как сын друга Пушкина лошадей на девелопмент променял

Дом, о котором шла речь в объявлении, находится . Этот уголок Москвы издревле принадлежал старинному дворянскому роду Горчаковых. Самый известный из Горчаковых — Александр Михайлович: великий русский дипломат, тайный советник, министр иностранных дел, канцлер Российской Империи, соученик Пушкина по Царскосельскому лицею и его закадычный приятель. Или даже больше, чем приятель: три стихотворения знаменитого поэта, посвященные Горчакову, и несколько портретов, сделанных его рукой, — это ли не доказательство подлинной, хоть и сдержанной дружбы? Лучшие друзья Пушкина, Дельвиг и Пущин, также с симпатией относились к будущему канцлеру, да и было за что. Вот, например, какая история произошла в самом начале его карьеры, сразу после событий на Сенатской площади декабря 1825 года. В которых он сам участия не принимал, в отличие от некоторых своих товарищей по лицею. Проведав, какая участь уготовлена декабристам, на следующий день после восстания Александр Михайлович разыскал Пущина и предложил ему заграничный паспорт для бегства в другое государство. Пущин поступок оценил, но в силу своих убеждений принять помощь отказался. Результат — каторга в Четинском остроге, завершившаяся лишь в 1856 году.

Портрет будущего канцлера Александра Горчакова, выполненный рукой Пушкина

Но это уже другая история. Как, собственно, и история про Александра Михайловича тоже другая. Ведь к Страстному бульвару, 4 имеет отношение не сам канцлер, а его сын, Константин Александрович, шталмейстером Его Императорского Величества, впоследствии получивший титул светлости. Шталмейстер — это начальник конюшни, в подчинении у которого находились все конюхи, табуны и все имения, где царские скакуны содержались и разводились. Последнее для нас особенно важно, ведь, по сути, это означает ни что иное как управление недвижимостью, в чем Константин Александрович поднаторел настолько хорошо, что стал использовать эти навыки не только на службе. Отсюда — и инициированная им постройка доходного дома на том самом Страстном бульваре. Отсюда и другие его «операции с недвижимостью».

Шталмейстер Константин Горчаков

Вот, например, какое объявление было опубликовано в сентябре 1908 года в популярной тогда газете «Русское слово» (исходная орфография сохранена). «Участки под дачи мерою около 600 кв. сажень продаются ценою от 1 до 2 р. кв. саж. На 27 версте (платформа) московско-брестской ж.д. при имении „Власиха“ (бывш. О. М. Вагау), владения светлейшего князя Константина Александровича Горчакова. Местность высокая, сухая, в участках устраиваются тротуары и шоссируются проезды. На участках смешанный лес до 35 лет и 5 прудов для общего пользования...».

Переводя на современный язык, наш герой на своих собственных землях организовал коттеджный поселок с развитой инфраструктурой и продавал в нем участки без подряда. Располагался поселок в 13 км от современного МКАД (хоть верста практически равна километру, но и отсчет дореволюционный загородный девелопер вел не от границы города, а от вокзала), в очень статусном как тогда, так и сейчас районе — между нынешними Минским и Рублевским шоссе. Тем поразительнее выглядят цены (даже с поправкой на их дореволюционное происхождение). Квадратная сажень — это примерно 4,55 кв. м или 0,0455 сотки. То есть, расположенные в престижном месте участки обходились от 22 до 44 рублей за сотку. Для сравнения: в 1908 году заработок среднестатистического рабочего составлял 20 рубублей в месяц, а, например, титулярный советник получал 140 рублей. То есть, последнему, чтобы накопить участок в 27 соток (это эквивалент шестиста квадратным саженям), потребовалось бы 5 — 9 месяцев. Если, конечно, не учитывать текущие расходы на жизнь. А вот еще одна информация для сравнения. Сейчас в окрестностях Власихи цены на участки находятся в пределах 0,65 — 1,2 млн рублей за сотку. Ну, а средний уровень нынешних зарплат вы и сами можете себе представить.

Как храмовый архитектор жилой дом проектировал

Но вернемся из Подмосковья в Москву, на Страстной бульвар самого конца XIX века. Доходные дома тогда были на самом пике популярности: каждая сдаваемая внаем квартира в зависимости от ее габаритов и особенностей дома ежемесячно приносила своему владельцу от 3 до 50 рублей, а то и больше. Не удивительно, что и Константина Александровича заинтересовал этот бизнес. Проектирование своего доходного дома, рассчитанного на довольно состоятельных жильцов, он заказал архитектору Ивану Фелициановичу Мейснеру — по правде сказать, не обласканному особой славой. Куда известнее его брат, Александр Фелицианович, личный архитектор дома Шереметьевых, имеющий, как о нем пишут в современных классификациях архитекторов, «свой узнаваемый стиль».

Впрочем, и Ивану Фелициановичу свой архитектурный почерк был не чужд. Другое дело, что реализовывал себя он на таких объектах, в которых за каноны стиля сильно не выпрыгнешь. Например, по его проекту в селе Ольгово Дмитровского района Московской области была построена церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, а также церковь Стефана Махрищского в Троицком Стефановом Махрищском монастыре, что во Владимирской области. Возможно, именно поэтому, прорисовывая конуры будущего доходного дома на Страстном бульваре (а по сути — комплекса из пяти зданий, занявшего весь квартал до Козицкого переулка), он был достаточно сдержан. В результате получился шестиэтажный кирпичный дом с симметричным фасадом и центральной аркой для проезда. Главный архитектурный акцент здания — четыре двухколонных портика коринфских колон, которые охватывают по высоте этажи с третьего по пятый и объединены декорированным карнизом над окнами пятого этажа. Это прототип нынешних эркеров, очень популярный в русской архитектуре на стыке XIX и XX веков.

Церковь Стефана Махрищского в Троицком Стефановом Махрищском монастыре, построенная по проекту Ивана Мейснера

В результате получилось простое и довольно лаконичное задние, не лишенное своей прелести. Правда, шесть десятилетий спустя популярный в советские годы москвовед Юрий Федосюк в своих путеводителях «Бульварное кольцо» высказался об этом доме совсем не лестно. «Стоит зайти в глубь двора, чтобы увидеть типично капиталистический принцип застройки этого владения: под жилье используется каждый квадратный метр — ценой лишения жильцов света, воздуха, зелени», — писал он. Любопытно, что «капиталистический принцип застройки» москвовед разглядел в самый разгар эпохи строительного гиперминимализма, так что без политической подоплеки в этом суждении явно не обошлось.

Внутренний двор доходного дома Горчакова, удививший москвоведа Юрия Федосюка

Как доходный дом революцию приближал

Но это было позже. А тогда, в 1899 году, к строительству дома только приступали, но уже в 1991 сюда въехали первые жильцы: актеры, врачи, юристы. В одной из квартир, например, поселилась Клара Розенберг — известный в Москве зубной врач. Впрочем, прославилась она не только умением искусно ставить пломбы и дергать гнилые зубы, но и своей лояльностью к социал-демократам. Именно в этой квартире 8 октября 1902 года представители этой партии встретились с Максимом Горьким, после чего писатель решил оказать им материальную поддержку. Поддержка заключалась в финансировании газеты «Искра», созданной Лениным в Германии. Позднее, после Октябрьского переворота, когда Горький понял, кому и в чем он помогал, его постигло разочарование. Но в начале века ситуация виделась ему иначе.

Страстной бульвар, фотография начала XX века (на заднем плане — доходный дом Горчакова, на переднем — особняк Чижова)

В том же 1902 году в доме князя Горчакова снял квартиру известный журналист и театральный критик Влас Михайлович Дорошевич. Новый доходный дом пришелся ему как нельзя кстати: недалеко от Страстного бульвара в надворном флигеле на Петровке, 22 располагалась редакция газеты «Русское слово» (той самой, в которой Горчаков несколькими годами позже разметит свое объявление о продаже участков), куда его пригласил поработать издатель Иван Сытин. Считается, что каждой своей публикацией в «Русском слове» Влас Михайлович «приближал революцию». Хотя, возможно, это очередное заблуждение еще одного талантливого русского человека. «Он не из тех животных, которые попали в ковчег, — писал Корней Чуковский о Дорошевиче. — Конечно, когда начался революционный потоп, он взобрался на пригорок, но выше не пошел, — и вот он утопленник. Другие — те выпросили у Ноя теплое местечко, и им не горе, что ровная, полая вода залила все душистые сады, все цветущие долины, и что вот уже скоро покроется гладью одинокая вершина — Толстой».

Как Страстной, 4 собственным Электротеатром обзавелся

Дом на Страстном бульваре прославился не только своими революционными настроениями. Летом 1905 года здесь произошло вполне светское событие: мещанин Карл Иванович Алксне открыл тут кинотеатр на 50 зрителей, один из первых в Москве. Заведение владелец назвал «Электротеатром», к зрителям в афишах неизменно обращался «почтеннейшая публика», зазывая посетить его «скромный театр», обещал «действительно полное удовольствие», подписывался всегда словами «С почтением Карл Иванович». Такая «концепция продвижения» быстро принесла свои плоды: Алксне вскоре разбогател и уже к апрелю 1906 года его заведение переехало в соседний дом — двухэтажный особняк Чижова на углу Тверской и Страстного бульвара, в котором он оборудовал кинотеатр попросторнее — уже на 160 посадочных мест. Так Страстной, 4 остался без вежливого и оборотистого арендатора.

После революции дом ждала та же судьба, которая постигла многие строения центра города: старых жильцов выселили, а квартиры превратились в коммуналки. Потом коммуналки постепенно опять стали квартирами, а сам дом жив и поныне. Его никто не сносил и не собирается: хоть статус памятника архитектуры ему не присвоили, но в реестр исторически ценных задний включили. «Так где же тут новостройка?» — спросите вы. А нигде. Просто хозяин продаваемой квартиры ошибся в понятиях и перепутал «новое строительство» с «капитальным ремонтом». Некоторые части здания новые собственники и арендаторы привели в порядок еще несколько лет назад. Кстати, в них теперь размещается аж три хостела — сравнительно дешевых небольших гостиницы. Так что бывший доходный дом отчасти вернул свое исконное предназначение. А вот ту часть дома, где сейчас преимущественно находятся обычные квартиры, капитально отреставрировали лишь в прошлом году, причем — за счет городских бюджетных средств, выделенных по программе «Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда». Вот такая новостройка 1901 года выпуска получилась. Впрочем, по соседству, ближе к Тверской есть реальная новостройка (вернее — «долгостройка»): будущая гостиница с подземным паркингом, которая «приписана» к адресу ул. Тверская, вл.16/2, хотя фасадом развернута к Страстному. Она должна была начать функционировать еще в 2005 году, но до сих пор строится. Но это уж точно совсем другая история.

Рядом с бывшим доходным домом Горчакова сейчас идет строительство гостиницы

Дарья Кузнецова, корреспондент портала ГдеЭтотДом.РУ