Урок "обучение грамоте буквы ж, ж, обозначающих звук ж". Буквы Ж ж.docx - Интегрированный урок обучения грамоте на тему "Буквы Ж, ж

Андрющенко Ирина Геннадьевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 9 г.Заполярный.

«Обучение грамоте буквы ж, Ж, обозначающих звук [ ж ]

Орг.момент

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Все мы очень дружный класс

Все получится у нас

    Повторение пройденного

Шорох, Шептание,

Шумок под окном

Шлепанье легкое возле окна

Шустрым мышонком шуршит тишина

Назовите слова из этого стихотворения, в которых есть звук «Ш», дайте характеристику «Ш» ?

Прочитайте на доске слова «машина, шина, тишина»

Какое правило мы знаем, чтобы не ошибиться в написании этих слов?

    Постановка темы и цели урока

Отгадайте загадку:

Летит воет,

Сядет, землю роет.

Он не муха не паук,

Он жужжит, он просто ……(жук)

Назовите первый звук в слове «ЖУК»

Как жужжит?

Звук «Ж» на письме обозначается буквой «Ж». (Показ буквы)

Это буква широка и похожа на жука. На что еще похожа эта буква?

Ребята, сегодня на урок прилетел жук «ЖУЖУ». Он рассказал, что его заколдовала злая жаба «ЖУЖЕЛИЦА» и превратила его в желудь

За то что, он к Новому Году плел паутину из снежинок и громко распевал песенки и мешал спать.

Она забрала все снежинки и жук не сможет встречать Новый Год, что бы его расколдовать нужно выполнить несколько заданий.

Поможем?

Что бы вернуть первую снежинку, нужно дать характеристику звуку «Ж»

Давайте произнесем слово «ЖУК»

Выделите новый звук. Какой это звук? (гласный или согласный),(Твердый или мягкий)

Придумайте слова где звук «Ж» будет мягкий, какой можно сделать вывод (твердый)?

А какой он звонкий или глухой?

У буквы «Ж» есть пара, буква «Ш», значит и у звука есть пара (Ж-Ш)

Эти звуки шипящие.

Дайте полную характеристику звуку «Ж» (согласный всегда твердый, звонкий, шипящий, парный)

Составим схему к слову «ЖУК», откройте тетради и напечатайте слово «ЖУК»

Мы справились с первым заданием и вернули первую снежинку.

Давайте прочитаем слоги с буквой «Ж» на доске.

Теперь жаба хочет послушать, как мы умеем читать.(стр.149)

Молодцы у нас еще одна снежинка.

Прочитайте с доски слова с новой буквой. От какого слова образованы эти слова? Что у них общего?

Обратите внимание на слово «снежинка», какой звук слышим после звука «ж»- «Ы», а почему написана буква «И»?

Потому что есть такое правило: ЖИ и ШИ пиши с буквой «И»

Страница 150. Читаем

Жаба просит составить схему второго предложения.

Выделим основу предложения.

Физминутка.

Вспомните пожалуйста, что мы знаем о ед. и мн. Числе.

Давайте поиграем, я буду называть слово в ед. числе, вы во множ. числе: «чиж, стриж, лужа, уж»

А теперь в учебнике прочитайте слова под предложениями.

Почему после буквы «Ж», стоит буква «И», правило.

Жаба приготовила вам задание на листочках, но буквоед пришел и съел буквы, что нужно сделать? (Вставить буквы)

Поставьте друг другу оценки.

Все правильно вставили буквы?

Жаба возвращает еще 1 снежинку.

На стр. 151 есть рассказ «Чиж»

Послушайте.

Теперь читаем (следим). Почему Чиж не хотел петь в неволе?

Как вы думаете, Варя выпустит чижа?

А это доброе дело она делает?

А жаба-Жужелица приготовила для нас пословицу: « Жизнь дана на добрые дела».

Как вы её понимаете?

Правильно!

А мы с вами делаем доброе дело для жука?

Еще одна снежинка возвратилась.

Физминутка.

Вернемся опять к учебнику, прочитаем слова.

Вспомните, как называются слова противоположные по смыслу. (Антонимы)

Жаба хочет услышать, сможем ли мы подобрать к данным словам - антонимы:

Больше – меньше

Далеко – близко

Высоко – низко

Узко – широко

Еще одну снежинку возвращаем жуку!

Кто – где ниже на картинке? Жаба специально запутала всех зверей, птиц и теперь они не могут разобрать кто и где из них живет!

Давайте разберемся!

Ежи

в лесу

Мыши

в поле

Ужи

в болоте

Стрижи

в небе

Ерши

в реке

1 столбик читаем.

2 столбик читаем.

Разобрались?

ИГРА

Если услышите в словах звук «Ж» - хлопаем в ладоши.

«Ш» - топаем ногами.

Желудь, жук, шина, жарко, жизнь, кошка, ужи, ежик, крыжовник, моржи.

Молодцы! Жаба вернула не все снежинки жуку, давайте ему поможем!

Стала снежинка буквою «ж»

Солнце её не растопит уже!

Склейте из полосок букву «Ж»

На что она похожа? (На снежинку- подарим её жуку!)

Жаба посмотрела, как мы старались, и решила расколдовать жука!

Желудь слетает!

Что нового?

Что запомнили?

Все большие молодцы, урок закончен.

Список использованной литературы:

    Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. – 1996

    Хуторский А.В. Современная дидактика. М.: Учитель. - 2006.

Сэмюэль Тэйлор Кольридж

Кубла Хан, или Видение во сне

В стране Ксанад благословенной
Дворец построил Кубла Хан,
Где Альф бежит, поток священный,
Сквозь мглу пещер гигантских, пенный,
Впадает в сонный океан.

На десять миль оградой стен и башен
Оазис плодородный окружен,
Садами и ручьями он украшен.
В нем фимиам цветы струят сквозь сон,
И древний лес, роскошен и печален,
Блистает там воздушностью прогалин.

Но между кедров, полных тишиной,
Расщелина по склону ниспадала.
О, никогда под бледною луной
Так пышен не был тот уют лесной,

Где женщина о демоне рыдала.
Пленительное место! Из него,
В кипенье беспрерывного волненья,
Земля, как бы не в силах своего
Сдержать неумолимого мученья,
Роняла вниз обломки, точно звенья
Тяжелой цепи: между этих скал,
Где камень с камнем бешено плясал,
Рождалося внезапное теченье,
Поток священный быстро воды мчал,
И на пять миль, изгибами излучин,
Поток бежал, пронзив лесной туман,
И вдруг, как бы усилием замучен,
Сквозь мглу пещер, где мрак от влаги звучен,
В безжизненный впадал он океан.
И из пещер, где человек не мерял
Ни призрачный объем, ни глубину,
Рождались крики: вняв им, Кубла верил,
Что возвещают праотцы войну.

И тень чертогов наслажденья
Плыла по глади влажных сфер,
И стройный гул вставал от пенья,
И странно-слитен был размер
В напеве влаги и пещер.
Какое странное виденье --
Дворец любви и наслажденья
Меж вечных льдов и влажных сфер.

Стройно-звучные напевы
Раз услышал я во сне,
Абиссинской нежной девы,
Певшей в ясной тишине,
Под созвучья гуслей сонных,
Многопевных, многозвонных,
Ливших зов струны к струне.
О, когда б я вспомнил взоры
Девы, певшей мне во сне
О Горе святой Аборы,
Дух мой вспыхнул бы в огне,
Все возможно было б мне.
В полнозвучные размеры
Заключить тогда б я мог
Эти льдистые пещеры,
Этот солнечный чертог

Их все бы ясно увидали
Над зыбью, полной звонов, дали,
И крик пронесся б, как гроза:
Сюда, скорей сюда, глядите,
О, как горят его глаза!
Пред песнопевцем взор склоните,
И этой грезы слыша звон,
Сомкнемся тесным хороводом,
Затем что он воскормлен медом
И млеком рая напоен!

Перевод - Бальмонт Константин

“Мы то лишь получаем, что даем”.

Сэмюэль Кольридж

Английский поэт Сэмюель Тэйлор Кольридж жил уединенно, в сельском доме. В тот летний день 1797 года ему нездоровилось, и он принял лекарство. Именно в этот час Кольриджу приснились... стихи.

“Ибо он вскормлен медовой росой и напоен молоком Рая...”

Сон поэта был прерван неожиданным посетителем - “человеком, приехавшим по делам из Порлока”. На целый час Кольридж отвлекся от поэтических видений.

С немалым удивлением и досадой я обнаружил, что хотя смутно, но помню общие очертания моего видения, все прочее... исчезло, как круги на поверхности реки от брошенного камня, и - увы! - восстановить их было невозможно, - вспоминал сам поэт.

Но и то, что было восстановлено и получило название - “Кубла Хан” по сию пору многие литературоведы относят к гениальным поэтическим творениям.

Чары сна рассеялись и немудрено, что из “трех сотен строф” осталась малая толика. Как ни пытался поэт вновь и вновь призвать на помощь волшебную силу сновидения, все было бесполезно. Напрасно он перечитывал книгу с описанием устройства дворца Кубла-Хана в Китае, эту книгу Сэмюэль читал перед тем, как уснуть и увидеть гениальные строки. Но и это не помогло... “Дважды в одну реку не войдешь”, говорили древние. Не получилось и у Кольриджа дважды войти в один и тот же сон. Сон был “перебит”, как мы говорим. Точно так же “перебивает“ наш сон резкий звонок будильника. Еще мгновение назад мы были полновластными хозяевами сновидения, и там, в этом сне, нам было все ясно и все понятно. Но теперь мы лежим с открытыми глазами и понимаем только одно - пора вставать, а на вопрос “Что тебе снилось?» морщим лоб, и бормочем: “Да так, что-то снилось, но ничего не помню...” Примите к сведению, внимательный читатель, будильник - враг вашего сна, а, значит, и ваш личный враг. Даже если вы не поэт...

По подсчетам дотошных литературных “пинкертонов”, Кольридж создал во сне более трехсот стихотворений. Жаль только, что “Кубла Хан” так и остался незавершенным сочинением. Прервался сон. Не повторилось состояние души, не повторилось чудесное сновидение. Сновидение, которое мы можем отнести к особой категории “творческих снов”.

@ "Тайный язык сна" Василий Тверской, Нелли Тверская

Kubla Khan

In Xanadu did Kubla Khan
A stately pleasure-dome decree:
Where Alph, the sacred river, ran
Through caverns measureless to man
Down to a sunless sea.

So twice five miles of fertile ground
With walls and towers were girdled round:
And there were gardens bright with sinuous rills,
Where blossomed many an incense-bearing tree ;
And here were forests ancient as the hills,
Enfolding sunny spots of greenery.

But oh ! that deep romantic chasm which slanted
Down the green hill athwart a cedarn cover !
A savage place ! as holy and enchanted
As e"er beneath a waning moon was haunted
By woman wailing for her demon-lover !
And from this chasm, with ceaseless turmoil seething,
As if this earth in fast thick pants were breathing,
A mighty fountain momently was forced:
Amid whose swift half-intermitted burst
Huge fragments vaulted like rebounding hail,
Or chaffy grain beneath the thresher"s flail:
And "mid these dancing rocks at once and ever
It flung up momently the sacred river.
Five miles meandering with a mazy motion
Through wood and dale the sacred river ran,
Then reached the caverns measureless to man,
And sank in tumult to a lifeless ocean:
And "mid this tumult Kubla heard from far
Ancestral voices prophesying war !

The shadow of the dome of pleasure
Floated midway on the waves ;
Where was heard the mingled measure
From the fountain and the caves.
It was a miracle of rare device,
A sunny pleasure-dome with caves of ice !

A damsel with a dulcimer
In a vision once I saw:
It was an Abyssinian maid,
And on her dulcimer she played,
Singing of Mount Abora.
Could I revive within me
Her symphony and song,
To such a deep delight "twould win me,
That with music loud and long,
I would build that dome in air,
That sunny dome ! those caves of ice !
And all who heard should see them there,
And all should cry, Beware ! Beware !
His flashing eyes, his floating hair !
Weave a circle round him thrice,
And close your eyes with holy dread,
For he on honey-dew hath fed,
And drunk the milk of Paradise.

С. Кольридж. Кубла Хан
Давно, с тех пор прошли века,
Решил дворец построить Кубла Хан:
Там, где Алфа, священная река,
Стремит свой бег сквозь скалы, глубока,
И падает в угрюмый океан.

Тогда земли большой пологий склон
Стенами был надёжно окружён:
И были там цветущие сады,
Полны душистых, сказочных цветов;
И были там ручьи, полны воды,
Сбегающей к оазису с холмов.

О, эта бездна глубока; и вниз уводит
Меж кедрами наклонный путь опасный!
О, место дикое в таинственной природе!
Там дева под луной, как тень, проходит
И стонет – Где мой демон страстный!
Из бездны, где река неслась, бурля,
И где, дрожа, дышала тяжело земля,
Фонтан, как мощный демон, вдруг возник:
В порыв его, прервавшийся на миг,
Куски огромных глыб, влетев, как град,
Вздымались вверх и падали назад:
Танцуя средь утёсов, глубока,
Швыряла их священная река.
Затем река сквозь брызги и туман
В пещеры дикие осколки глыб влечёт,
Извилистой змеёй в лесах, долах течёт,
Втекает с шумом в мёртвый океан:
И Кубле в шуме том была слышна
Весть, дедов голоса – грядёт война!

Тень от дворца Кубла Хана
В волнах морских плыла;
В эхе пещер у фонтана
Песня слышна была.
Чудо чудес отражала вода –
Светом наполнен, чертог изо льда!

Когда уже отпылал закат,
Я деву увидел во сне:
Это была Абиссинии дочь,
И звуки цимбал летели в ночь,
И песнь она пела мне.
И я возрождался, впивая
Мелодию, голос её,
Восторг, дыхание рая!
Сбылось неземное виденье моё –
Воздушные замки в небе висят,
Чертог изо льда! Этот солнечный Дом!
Смотрите! Но кинулись люди назад,
Кричат они – Чур, меня, чур! Свят, свят!
Глядите, глаза его чудно горят!
Вы трижды его очертите кругом,
И в ужасе взор опустите вы свой –
Ведь вскормлен он медвяною росой,
Напоен он райским, святым молоком.

Письмо и развитие речи.

Тема: Правописание ЖИ-ШИ.

Цель: Дать понятие о правописании сочетания ЖИ – ШИ в словах.

Задачи:

1. Закрепить умения учащихся в правописании слов с данными сочетаниями;

2. Способствовать развитию и коррекции орфографической зоркости, памяти, речи, мышления через выполнение занимательных упражнений, развитию навыка письменной речи путем выполнения письменных упражнений;

3. Воспитывать мотивацию к урокам письма, чувство взаимовыручки, любознательность.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, тетради, учебники.

Тип урока: сообщение новых знаний с применением ИКТ.

Класс: 4.

Ход урока:

1. Организация класса.

Психологический настрой на работу.

Пожелание друг другу удачи.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

2 . Сообщение темы и цели.

Учитель: - Сегодня мы повторим правописание шипящих с гласными буквами.

Чтобы правильно выполнить все задания, надо знать, как пишутся сочетания жи- ши; думать, правильно говорить.

3. Минутка чистописания.

1.Гимнастика для пальчиков.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

От того и потолстел.

2. Прописать сочетания ЖИ, ШИ в тетради.

3. Составить и записать по 2 слова с этими сочетаниями.

(Проверка выполнения)

4. Подготовка к изучению нового.

Отгадай загадки и запиши отгадки (Один учащийся работает у доски, остальные в тетради. Проверка выполнения.):

1.Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней? (машина)

2. Белые горошки на зеленой ножке.(ландыши)

3.Мы – проворные сестрицы

Быстро бегать мастерицы,

В дождь – лежим,

В снег – бежим,

Уж такой у нас режим. (лыжи)

4. Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей,

И питается он листьями –

Листьями деревьев. (жираф)

Слайд3

Учитель: - Что общего в этих словах?

Дети: - В отгадках встречаются слова с - жи, шии.

Учитель: - Как вы думаете, над чем будем работать на уроке?

Дети: - мы будем работать над правописанием - ЖИ, ШИ.

5. Работа над новым материалом.

Слай 4

Учитель: К нам на урок пришла Василиса Премудрая со своим волшебным сундучком. В нем задания для вас.

Задание 1

слайд 5

Учитель: - Назовите, кто изображен на картинках? На какой вопрос отвечают слова? Образуйте множественное число. Назовите орфограмму.

(Ответы детей)

Задание 2:

Учитель: -Найдите слова с новой орфограммой на слух.

Хорошо на свете ЖИТЬ!

И с ребятами ДРУЖИТЬ.

Дружба в ЖИЗНИ помогает,

Много счастья доставляет.

(Ответы детей)

А вы знаете почему Ж и Ш дружат с буквой И

и не дружат с буквой Ы?

Послушайте сказку.

СКАЗКА О СОЧЕТАНИЯХ ЖИ И ШИ.

Был жаркий летний день. Согласные буквы Ж и Ш пошли купаться на местное озеро. Доплыли они до середины, улеглись на мель, плещутся. Весело им. И вдруг, откуда ни возьмись, набежала тучка, потемнело небо, грянул гром, побежали легкие волны по озеру. Они накрыли Ж и Ш. Испугались

бедные Ж и Ш, кричат: «Помогите!» А на берегу сидела важная и сытая буква Ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающиеся в воде буквы и

спокойно укрылась под грибком. Волна вот – вот накроет Ж и Ш с головой, но, к счастью, их крик услышала гласная И. Она смело кинулась в воду,

подплыла к ним. Одну свою руку она протянула букве Ж, другую – букве Ш и вытащила их на берег. С тех пор согласные Ж и Ш дружат только

с буквой И. Помните об этом, ребята!!!

Задание 3:

Слайд 6

Учитель: - Прочитайте слова, составьте предложение из слов.

ПОД, ЕЖИ, ЖИЛИ, ЕЛКОЙ

Найдите слова с орфограммой.

Дети: - Под елкой жил ежик.

Задание 4:

Игра « Кто – где живет?»

Учитель: - На карточке в левом столбике написаны слова – животные. Соедините стрелочками с другими словами из правого столбика.

Ежи в реке.

Мыши в небе.

Ужи в поле.

Стрижи в болоте.

Ерши в лесу.

Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка выполнения, озвучивание.

Задание 5:

Слайд 7

Учитель: - Поработаем устно. Вставьте пропущенные буквы.

ма..на, ..тель, сне..нка, пу..нка, ..шка,

пру..на, ..повник

6. Физминутка.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

И как зайки поскакали.

И за кустики пропали.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

7.Закрепление

Задание 6:

Учитель: - Напишите предложения под диктовку.

В небе чижи. В болоте ужи. В воде ерши.

Проверка выполнения по слайду.

Слайд 8

Задание 7: Учитель: - проведем игру « Волшебный колодец». У вас на карточках – написаны слова с пропущенными буквами. Вам нужно выбрать нужную букву – ы или и.

Около волшебного колодца стоят два ведра.

Одно с буквой Ы, а другое с буквой И.

Колодец откроется и угостит водичкой, если

возьмете ведро с нужной буквой.

Задание 8. Составление рассказа по иллюстрации.

Слайд 9

Учитель: - Составьте небольшой рассказ по картинке (ответы детей).

Задание 9. Работа с деформированным предложением.

Слайд 10

Учитель: прочитайте незаконченные предложения. Выберите из слов для справок слова, подходящие по смыслу. Закончи предложение, допиши слово.

    Высоко летают … .

    Красиво поют … .

    Быстро едет … .

    Длинная шея у … .

Слова для справок: чижи, машина, стрижи, жираф.

Учитель: - Молодцы, ребята, хорошо выполнили задания Василисы Премудрой. Она приготовила вам угощение. (сладкие призы всем детям)

8.Домашняя работа.

Учитель: - Вспомнить или придумать 10 слов с сочетаниями жи-ши.

9.Итог урока.

Что запомнили на уроке?

Что понравилось на уроке?

Чему вы научились на уроке?

Кто теперь не допустит ошибки на эти правила?

Как пишутся сочетания жи- ши?

Где вы можете применить эти занния?

(Ответы учащихся)

Слайд 11

ВЫВОД: ЧИЖИ, УЖИ, ЕЖИ, СТРИЖИ,

ЖИРАФЫ, МЫШИ И МОРЖИ,

МАШИНЫ, ШИНЫ, КАМЫШИ-

ЗАПОМНИ СЛОГИ ЖИ И ШИ.

10.Оценка деятельности учащихся.

Кто на уроке был самым активным?

Как вы думаете. Кому можно поставить оценку «5»?

Буквы Ж, ж, правописание сочетаний жи-ши
Целевые установки: предметные результаты:
Учащиеся проводят полную самостоятельную характеристику
звука (ж), буквы Ж, используют правило правописания
сочетаний жи-ши, сопоставляют звуки, (ж/ш), находят букву
Ж в текстах, пишут изученные буквы, образуют простую
сравнительную степень без правила, пишут слоги, слова,
предложения с изученными буквами, составляют ответы на
вопросы.
метапредметные результаты:
Учащиеся сохраняют учебную задачу уроков, используют
базовые предметные понятия, работают со знаково-
символическими средствами представления информации
(слогозвуковыми схемами) оценивают свою работу.
личностные результаты:
Учащиеся анализируют поведения героев-друзей из текстов
уроков.
Ресурсы оборудования:
Компьютер, электронные приложения к азбуке, изображение
птиц, зверей, карточки со словами, таблица с сочетаниями
жи-ши, сувениры, изображения Незнайки, книги Носова,
лента букв, интерактивная таблица, таблица с буквами «
Пиши- стирай».

1) Организация класса. Целеполагание.
1. На уроках чтения и письма мы изучили два новых звука,
две новых буквы.(ж), (ш).
- Назовите звуки и буквы - ж - - ш –
- Мы говорили, что они особенные.
- Чем же необычны эти звуки?
2. Лента букв.
- Мы определили место этих букв на ленте.
глухой
- Почему они рядом (парные
- Почему на белых карточках (всегда твердые)
3. « Говорящая» таблица.
- прочитай слоги (жетон)
звонкий
ж
ш

2) Актуализация знаний.
- Мы сегодня на уроке не одни. У нас гости -ваши родные и
близкие
люди, учителя.
- Но это не все гости. Есть еще один.
-Отгадайте загадку и он появится.
Шляпа голубая,
Желтые штанишки.
В городе Цветочном-
Главный хвастунишка.
Много приключений
С ним происходило.
Только знаний важных
Мальчишке не хватило,
Кто же это? Отгадай-ка?
Мальчика зовут… Незнайка (Изображение на доске)
- Почему его так зовут? (Ничего не знал и не хотел знать)
- Его придумал и написал книжку для детей писатель Н.
- Нужно помочь Незнайке, рассказать все, что мы узнали
сами. Может быть, он захочет учиться, ходить в школу!
Носов. (книга)
3) Работа в прописи номер 4 страница 8
- Вспомним сами и научим Незнайку, как писать буквы Ж ж

1 уч. у доски
жетон
1 уч. у таблицы
жетон
1.Самостоятельное написание букв.
-Самую красивую, правильную букву подчеркните ручкой зеленого
цвета.
2. Найди слова с буквой –ж-.
- Посмотрите на экран.
- Назовите Незнайке слова с буквой –ж-.
Морж, мороженое, медвежонок, снежинки
3.Развитие речи экран
- Составьте рассказ по картинкам.
- Расскажите Незнайке об этих героях
4. Смотрим мультфильм экран
- Давайте посмотрим мультфильм.
Когда холодно, нельзя есть мороженное на улице!
Физминутка
5. Загадка о снежинке. Вставь букву.
Что за звездочки резные
На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,
А возьмешь- вода в руке? Снежинка
поделка
экран
- Это слово с секретом.
- Нужно внимательно читать и писать это слово.
О чем мы должны предупредить Незнайку? ЖИ пиши с И
4) Работа с учебником. «Азбука» страница 26
1. О снежинках прочитаем в учебнике.
- Название (шепотом вслух)
-Текст (шепотом
вслух)
2. Чтение вслух
-Соответствует ли текст рисунку?
-Мы тоже уже видели первые снежинки.
3. Сочетание -жи-
- Стало холоднее, птицы улетели, все прячутся в норки.
- Кто из вас помнит, как называется эта птичка?
С т р и ж (он) - (они) С т р и ж и (рис.)
Ч и ж (он) – (они) Ч и ж и (рис.)
- Впали в зимнюю спячку:
Ё ж (он)- (они) Е ж и (рис.)
У ж (он) – (они) У ж и (рис.)
(сообщение ученика)

Уж- миролюбивое животное. Где обитает уж, там нет мышей, жаб,
крыс, гадюк. Некоторые виды ужей занесены в Красную книгу, их
нельзя убивать!
4. Работа по учебнику. Страница 26 (в парах)
- Прочитайте слова возле красной точки.
- чтение в слух.
5) Работа в тетради. Страница 8.
1. Какое слово дописать? Чижи
-Закончим схему
- Кто напишет на доске? (жетон)
2. Прочитайте следующее предложение.
В небе чижи.
- Сколько слов в предложении? Какой знак в конце? Почему буква В-
заглавная?
- Запишите предложение на следующей строке. Сколько в нём слов?
Назовите первое, второе, третье. Как надо писать слова в
предложении?
- Диктуйте.
- Проверьте написание.
6) Работа по учебнику. страница 27
- Хорошо, когда чижи в небе, и другие птицы!
- Но так бывает не всегда.
1. Прочитайте рассказ. Название «Чиж».
- Чтение текста по цепочке.
- Что обозначают черточки перед предложением?
- Это сказка или история из настоящей жизни?