Звуки д дь задания для дошкольников. Конспект урока на тему «Звуки Д, Дь

Тема: Звуки [д] и [д"]. Буква Дд.

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д"]. Формирование умений различать звуки [д] и [д"]. Сравнение звуков по твердости и мягкости. Развитие фонематического слуха и восприятия. Выделение заданных звуков на слух и в произношении из звукового ряда, ряда слогов, слов. Составление характеристики звуков с опорой на символы. Определение местонахождения звука в словах. Звукобуквенный анализ слов дым, дом. Знакомство с буквой Д. Рисование буквы в воздухе, выкладывание из палочек. Нахождение образа буквы в предметах ближайшего окружения.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Совершенствование тактильного восприятия.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание чуткого отношения друг к другу.

Оборудование. Картинки маленький и большой дома, синий и зеленый домики, мяч, схемы слов, фишки, тетради, счетные палочки, карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона занятия).

Логопед. Сегодня мы будем строителями, будем строить дом. Напрягите мышцы, покажите, какие вы сильные. (Дети напрягают и расслабляют мышцы рук.)

Ручки растираем и разогреваем

И лицо теплом своим мы умываем,

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом уходим пальцами на щёчки.

Щёчки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Как утята к утке клювики потянем,

Разомнем их мягко, не задев ногтями.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения «улыбка - трубочка», «почистим зубки», «качели», «лошадка».

3. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д"].

Логопед показывает картинку большого дома.

Мы построить дом хотим.

Работу язычку дадим.

Молоточки мы возьмем

Дружно гвоздики забьем

[д] легко произнесем.

(Дети ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д] – согласный, звонкий, твердый.)

Логопед показывает картинку маленького дома.

Мы построить дом хотим.

Работу язычку дадим.

Молоточки мы возьмем

Дружно гвоздики забьем

[д"] легко произнесем.

(Дети легко ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д"] – согласный, звонкий, твердый.) Логопед показывает символы твердого и мягкого звуков – синий и зеленый кружки.

  1. Игра «Путешествие». (Формирование умений различать звуки [д] и [д"].)

Логопед. Мы отправляемся в путешествие. Кто находится в самом начале дороги? (Крокодил) Он нас пропустит, если вы определите, какой звук есть в слове крокодил - [д] или [д"]. Возьмите карандаш и нарисуйте под крокодилом зеленый кружок. Найдите место звука в слове. Аналогично проводится работа со словами медведь, дракон, динозавр, дуб, сундук.

Логопед. Чтобы сундук открылся, вам нужно поделить слова на слоги и назвать ударный слог.

5. Игра «Эхо». Дети повторяют за логопедом цепочки слогов и находят лишний.

Да – да – дя – да, до – ди – ду – да, ды – ды – ды – до – ды, дя – дю – де – ду.

6. Игра «Тук – тук - тук». (Координация речи с движением.)

Тук – тук – тук. Строим дом. (Дети ударяют кулачком о кулачок.)

Дом высокий. Дом с окном. (Поднимают руки вверх, разводят в стороны.)

С острой крышей и трубой. (Соединяют руки над головой, поднимают одну руку вверх.)

В доме я живу с тобой. (Показывают на себя и на соседа.)

7. Игра «Доскажи словечко».

Логопед начинает слово, а дети заканчивают слогом с изучаемыми звуками: во..(да), яго…(да), пого…(да), коман…(да), сле…(ды, ди), награ..(ды, ди), са…(ды, ди).

Логопед. Закончите предложение словом, которое начинается со звука [д].

Мою подругу зовут …(Даша).

Машина едет по …(дороге).

Из трубы идет…(дым).

У белки теплое … (дупло).

Папа построил …(дом).

Слова дом и дым дети выкладывают из разрезной азбуки и делают звукобуквенный анализ.

8. Игра с мячом «Все на букву Д».

Логопед. Замените первый звук в слове на звук [д]: сом – дом, вождь – дождь, кочка – дочка, пороги – дороги, пушка – душка, круг – друг, туш – душ, пачка – дачка, волк – долг, пух – дух, рама – дама, пар – дар, ночь – дочь.

9. Работа с буквой Д.

Логопед. На что похожа буква Д?

Буква Д – как будто дом,
Но всего с одним окном.

Задание: Нарисовать букву Д в воздухе, выложить из палочек, выделить зашумленные буквы Д. Нарисовать картинки на звуки [д] и [д"] (дом, дым, дерево, дорога, дрова).

Исправить ошибки – дописать недостающие элементы буквы Д.

10. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)


Конспект логопедического занятия составлен по рабочим канонам, присущим занятиям по обучению грамоте.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

Познакомить детей с новой буквой «Д»;
- читать слоги и слова с новой буквой.

Коррекционно-развивающие:

Упражнять в «печатании», «рисовании» в воздухе, ощупывании новой буквы. — совершенствовать у детей навык «печатания» слогов, слов с освоенными буквами;
- «допечатывать» незаконченные буквы;
- закреплять и расширять знания детей о продуктах питания.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать интерес к обучению грамоте и желание учиться в школе.

Оборудование: наклейки для активизации детей; картинки для игры «Четвёртый лишний»: молоко, дыня, сметана, масло; сардельки, банан, слива, яблоко; рогалик, булочка, мандарин, батон; сосиски, колбаса, мясо, помидор; смородина, морковь, капуста, картошка; клубника, редиска, ежевика, крыжовник; магнитная доска, маркеры; кружочки синего и зелёного цвета с галочками; буква «Д»; пособие «Азбука для начинающих» (страница с буквой «Д»); пособие «На что я похожа» (страница с буквой «Д»); пальчиковые бассейны с манкой, крупой; пальчиковый бассейн с горохом, со спрятанными в нём буквами из подвижного алфавита; поднос для найденных букв; Д, А, Ы, Б, У, С; на рабочих местах у детей: пеналы; листки на каждого ребёнка с Домиком, для определения места звука [Д] в слове ребёнка; недопечатанными в клеточках буквами «Д»; недопечатанными словами: САДЫ, ДУБЫ; слоговая таблица.

Ход занятия:

Организационный момент: «Первым на своё место сядет тот, кто слово со звуком [Дь] назовёт». (Динозавр, диван, деньги, дерево, дикобраз, дюбель, Дюймовочка).

I. Сегодня мы с вами вспомним, с какими звуками мы играли на прошлом занятии, познакомимся с новой буквой, обозначающей эти звуки, научимся правильно «печатать» новую букву и читать слова с ней.

II. «Но сначала давайте разомнём свои пальчики.

Дай молочка, Бурёнушка, («Доим» корову)
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки, (делаем руками «котят»)
Малые ребятки.
Дай сливок ложечку, (загибаем пальчики по одному на обеих руках, начиная с мизинцев)
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем даёт здоровье («Доим» коровку)
Молоко коровье».

III. «Давайте вспомним, о чём мы с вами говорим на этой неделе?» (На этой неделе мы говорим о продуктах питания).

«Посмотрите внимательно на картинки: кефир, дыня, сметана, масло и назовите «лишнюю». («Лишняя» дыня, потому что это овощ, а остальное молочные продукты)…

Сардельки, банан, слива, яблоко;
- рогалик, булочка, мандарин, батон;
- сосиски, колбаса, мясо, помидор;
- смородина, морковь, капуста, картошка;
- клубника, редиска, ежевика, крыжовник.

IV. «Ребята, проговорите картинки, оставшиеся на доске, и скажите, что у них общего? (Звуки [Д] и [Дь]).

Итак, давайте вспомним: звук[Д] какой? (Согласный, твёрдый, звонкий). А звук [Дь]? (Согласный, мягкий, звонкий).

Беру выделенные детьми картинки «веером», прошу подойти ко мне, Дашу, взять любую картинку и посчитать, сколько в этом слове частей – слогов. (В слове ды-ня – 2 части)…

V. У детей по одной картинке. Прошу проговорить свои слова-картинки. «Если в вашем слове слышен звук [Д] поместите картинку на левую часть доски, а если слышен звук [Дь] – на правую». (В слове Дыня слышен звук [Д]. В слове смороДина слышен звук [Дь]).

Что мы сейчас делали?

Собираю картинки с доски, спрашивая, чего не стало.

Подойди ко мне, Дима, возьми у меня любую картинку и скажи в слове (дыня) есть звук [У]?

VI. Посмотрите, на свои листики. Там нарисован ДОМИК. Как мы играем с ним? (Рисуем крестики). Возьмите какой хотите карандаш, проговорите свои слова-картинки и, если в вашем слове звук [Д] или [Дь] находится в начале слова, то отметьте это («зажгите») первое окошко «Домика», а если в середине, то в среднем». (В слове помиДор звук [Д] находится в середине слова.) Что мы сейчас делали?

VII. «А теперь давайте же познакомимся с новой буквой, но сначала скажите:

В какого цвета платье может быть «одета» буква «Д»? (Синего, зелёного).

Почему? (Потому что эта буква обозначает твёрдый и мягкий звуки).

А колокольчик может быть у буквы или нет? (Да).

Почему? (Потому что эта буква обозначает звонкие звуки).

Давайте проверим, правы вы или нет?

1,2,3,
А ну-ка, посмотри!

VIII. «Посмотрите, как правильно «печатать» букву «Д».

Показываю «печатание» буквы и сопровождаю стишком:

Букву А не допишу,
На подставку помещу.

Провоцирую детей на исправление моих ошибок.

IX. «Давайте нарисуем букву «Д» в воздухе мизинчиком, теперь на левой ладошке указательным пальцем правой руки, теперь глазами».

X. Перед детьми пальчиковые бассейны с манкой и крупой. «Костя, ты сможешь напечатать букву «Д»! Аня, у тебя получиться! Рамиль, тоже хочет! Оля, есть настроение!

XI. «А теперь послушайте стишок и посмотрите, как показать букву «Д» руками».

Привезли огромный камень
И поставили фундамент.
Дом теперь красив на вид –
Это буква «Д» стоит.

Что мы сейчас делали?

XII. «Посмотрите, где «живёт» буква? На что похожа?».

XIII. «Вы запомнили, как «печатать» букву «Д»? Сможете в своих листочках дописать недостающие элементы, чтобы получилась целая строчка правильных ровных букв «Д»? Но сначала давайте возьмём правильно ручку»:

Для Оли (левша):

Мы ручку правильно берём.
Кладём на средний палец,
Теперь большим её прижмём,
А указательным ведём,
Чтоб буквы получались.

Я ручку правильно возьму:
На средний ноготь положу,
Теперь большим её прижму,
И указательным держу.
От точки вправо я пишу
По клеткам буквы вывожу.

(На букву справа я смотрю).

Что вы сейчас сделали?

Восстанавливаем деформированные буквы, недостающими элементами.

XIY. «А теперь читаем слоги по слоговой таблице с буквой «Д».

XY. «Найдите в пальчиковом бассейне с горохом буквы и покажите их руками».

Руки сложены в шалаш
Между ними – карандаш.
Мы закончили едва,
Получилась буква «А».

Распрямлённую ладошку
Наклони теперь немножко.
Карандаш затем возьми,
Между пальцами зажми.
Станет ясно самому,
Получилась буква «У».

Привезли огромный камень
И поставили фундамент.
Дом теперь красив стоит -
Это буква «Д» стоит.

Мы построили карниз,
А теперь посмотрим вниз.
Что такое? Вот те раз –
Это буква «Б» у нас!

Карандаш покрепче взяли
В кулачок его зажали.
Правую ладонь должны
Прижать с правой стороны
Вот и вышла буква «Ы».

Мы ладошку изогнём
(Только левую притом)
Что у нас за буква здесь?
Ну, конечно, буква «С».

Что мы сейчас делали?

XYI. «А теперь, внимательно посмотрите на вот эту строчку. Около цифры 1 – должно появиться слово САДЫ. Допишите, буковки в этом слове. Оля, какая первая буква в этом слове? Костя, какая вторая буква? Третья? Четвёртая? А около цифры 2, должно появиться слово ДУБЫ. Допишите буквы и этого слова. Какая первая?…»

Что мы сейчас делали?

XYII. «Давайте сделаем пальчикам, которые держали ручку, массаж, чтобы они были здоровыми.

Чтоб здоров был пальчик,
Сделаем ему массаж:
Посильнее разотрём
И к другому перейдём. (И опять играть начнём).

XYIII. «А со следующим заданием я уверенна, что вы справитесь! Прочитайте слова, и соедините слова и картинки друг с другом. Первое слово — ГУ-БЫ. Что это такое? (Губы – это часть лица). Найдите картинку для этого слова и соедините. Дальше читаем: ДУ-БЫ. Что такое дубы? (Дубы – это деревья). Видите картинку для этого слова? Соедините их. И последнее слово — ДУ-ХИ. Что это такое? (Духи – это ароматная вода). Соедините и это слово с его картинкой».

Что мы сейчас делали?

XIX. «Так с какой буквой мы сегодня познакомились? Научите, пожалуйста, своих родителей правильно «печатать» букву «Д» и раскрасьте после занятия рисунок с буквой в своих листиках. А ещё запомните, что вы Добрые, Душевные, Доброжелательные, Думающие, Дивные, Драгоценные, самые Дорогие Дети. Правда же, гости?»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 1551

СЗОУО г.Москвы

Конспект урока на тему

«Звуки Д, Дь. Буква Д»

подготовила

учитель-логопед

Юдина Евгения Анатольевна

г. Москва

2014

Тема: Звуки Д, Дь. Буква Д. Цели:

    Познакомить детей со звуками Д и Дь, буквой Д, научить характеризовать данные звуки.

    Развивать у детей фонематические процессы.

    Упражнять в делении слов на слоги.

    Развивать общую и мелкую моторику, дыха­тельные и голосовые функции.

Оборудование: Предметные картинки, в назва­нии которых присутствует звуки Д и Дь, кукла Кузя, схема для характеристики звуков, цветные фишки для звукового анализа слогов, слов и составления схем, мяч, изображение буквы Д, картинки со слогами, цветные карандаши.

Ход занятия.

1.Организационный момент: Игра в мяч «Назови первый звук в слове» Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся! Давайте поиграем, сделаем полукруг. Я буду вам бросать мяч, называя слова, а вы должны назвать первый звук в слове и вернуть мяч. 2.Объявление темы: Раздается стук из шкафа. -Ой, ребята, кто это стучит? Давайте посмотрим (появляется домовенок Кузя) Домовенок Кузя: Здравствуйте, ребята! Мне очень скучно одному сидеть дома, можно я поиграю с вами? Дети отвечают. Логопед: -Ребята, у Кузи много картинок, посмотрите на картинки, назовите их и подумайте, о каких звуках мы сегодня поговорим (дыня, дым, дверь, дом, дерево, дятел, девочка). - Сегодня мы поговорим с вами о звуках Д и Дь. -Молодцы! А теперь садимся на свои места. 3. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Произнесите звук Д, подумайте, какой он.

Почему он согласный? (воздух встречает преграду)

Подумайте, он глухой или звонкий? Давайте проверим это (рука на горлышке, горлышко дрожит)

Твердый он или мягкий? (твердый). Каким цветом мы его обозначаем? (синим)

Какой у звука Д младший брат? Звук Дь. А он какой? Согласный? Звонкий? Он тоже твердый? Нет, мягкий. Каким цветом мы его обозначаем? (зеленым)

4.Связь звука и буквы . Звуки Д, Дь обозначаются буквой Д. Логопед демонстрирует буквуД.

Д – это домик аккуратный

С высокой крышею двускатной. (Борис Заходер «Азбука фантазёров»)

Буква Д – как будто дом,
Но всего с одним окном.( Черняева «Азбука-запоминайка»)

5.Чтение слогов.

Ребята, посмотрите, какие необычные домики принес нам Кузя, давайте прочитаем, что на них написано (на доске изображение домиков со слогами в окошках). Чтение индивидуально и хором.

6.Звуковой анализ слогов, слов.

Давайте составим схемы этих слогов. (Дети выходят к доске)

Что же еще интересного приготовил для вас Кузя?! Он каждому из вас принес картинку. Достаньте листочки с картинками из корзиночки. Давайте внимательно посмотрим, что нарисовано на листочках. Каждый из вас будет находить место звуков Д, Дь в названии картинки. Чтобы работалось легко и быстро подготовим наши ручки:

Пальчиковая гимнастика:

На горе мы видим дом ( составленными под углом ладонями имитируем крышу дома )
Много зелени кругом ( разводим руки в стороны, показывая как много зелени )
Вот деревья, вот кусты ( соединяем ладони, образуя ими вытянутый и круглый шарик )
Вот душистые цветы ( складываем ладошки в виде чаши )
Окружает все забор ( пальцем в воздухе рисуем зигзагообразную линию )
За забором – чистый двор ( гладим руками воздух )

Приступаем к работе. Достаем цветные карандаши. Как вы думаете, какие цвета нам понадобятся? (синий, зеленый) Ищем звуки Д, Дь в словах. Начинаем работать (самостоятельная работа). Кто выполнит задание, поднимает руку. Кузя вас проверит. Молодцы! Ребята, Кузя приглашает вас на ковер. Давайте немножко отдохнем! Физминутка «Цветочек» (веселая логоритмика Е.Железнова с инструкцией автора). Отдохнули, возвращаемся на свои места. 7.Составление схемы слов «дым», «день». Ой, ребята, Кузя хочет что-то мне сказать! (Кузя шепчет следующее задание). Кузя хочет проверить, умеете ли вы составлять схему слова, он будет называть вам слова, а вы составляете схему. 8.Деление слов на слоги. -Скажите, а сколько слогов в этом слове? Кто помнит правило? Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Давайте отхлопаем слоги в словах: дым, дерево, дорога, дельфин, домовенок. Молодцы!

9.Письменное задание (дополнительное).

Логопед: На листочках раскрасьте большую букву Д синим цветом, а маленькую – зеленым.

Найдите место звуков в словах и закрасьте нужную клеточку, нужным цветом.

10.Итог.

О каких звуках мы сегодня с вами говорили? Какие это звуки, охарактеризуйте их, назовите по 3 слова на эти звуки.

Кузя:

Ребята, какие вы молодцы! Мне было так интересно и весело с вами поиграть. Спасибо!

Молодцы. Наше занятие закончено.




Д




Список использованной литературы


1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в старшей логогруппе - М.: Издательство ГНОМ, 2013. - 160 с.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять количество услышанных им звуков.

2. Учить вслушиваться в шепот.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [Д], [Д"], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Закрепить умение определять место звуков в начале и середине слов.

5. Учить ребенка удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3—4 элементов.

6. Объяснить ребенку, что имена людей пишутся с большой буквы.

7. Учить анализировать слова: дом, Дима.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Слушай внимательно» (развитие слухового внимания).

Взрослый хлопает в ладоши, а ребенок, закрыв глаза, считает про себя, сколько раз хлопнули, и затем поднимает соответствующую цифру.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Выполняй команды» (развитие остроты слуха).

Взрослый произносит шепотом различные команды (например, поднять руки вверх, спрятать руки за спину и т.д.), а ребенок слушает их внимательно и выполняет.

Задание 3 . Знакомство со звуком [Д].

Отгадать загадку, назвать первый звук в слове-отгадке.

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес —

И исчез. (Дым)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Д]: когда мы произносим звук [Д], то:

Губки свободны;

Зубки сближены, но не сомкнуты;

Язычок стучит кончиком за верхними зубками;

Горлышко «работает».

Символ звука: дятел долбит дерево: ДДД...

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 4 . Фонетическое упражнение.

Дятел долбит дерево: ДДДДДД... (произносить звук [Д] вслед за взрослым: Д Д Д Д Д Д Д Д

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д]»:

а, д, м, д, д, и, д; да, ду, ма, мы, до.

Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если тот услышит слово со звуком [Д]. Сколько пальчиков загнули?

Дуб, корова, дорога, вода, усы, дом, лиса.

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку повторить за ним серию слогов:

да-до-ду, ды-ду-да; да-до-ду-ды, ду-ды-да-до.

Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к словам, назвать слово целиком:

ДА: пома..., награ..., побе..., пого..., коман..., секун...;

ДЫ: похо..., пара..., наря..., еле..., са..., пру...

Задание 8 . Работа с картинками:

из ряда картинок (5—10 предметов) выбрать те, в названии которых нет звука [Д];

четко перечислить картинки, в названии которых есть звук [Д],

выбрать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в начале слова;

четко назвать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в середине слова.

Провести игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»;

Задание 9 . Вспомнить слова со звуком [Д] (звук [Д] стоит в начале слова, в середине слова).

Задание 10. Подобрать к словам родственные. Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?

Друг (дружный, дружить...), дом (домовой, домашний...),

дуб (дубовый, дубрава...), дым (дымоход, дымный...).

Задание 11 . Образовать по образцу новые слова и ответить на вопрос (упражнение в словообразовании). Какой одинаковый первый звук во всех словах?

Дом — домок — домочек — домище; дуб — ...; дым — ...; друг - ...

Задание 12 . Выучить чисто говорки:

Да-да-да — у меня вода.

Ды-ды-ды — нет воды.

Ду-ду-ду — за водой пойду.

Задание 13 . Знакомство со звуком [Д"].

Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дьдь...

Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14 . Фонетическое упражнение. Колокольчик звенит: динь-динь...

Задание 15 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д"]»:

дь, мь, а, дь...; дя, мя, мю, ди...; Дима, Вика, Маша, дело, деньги.

Задание 16 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

дя-де-дю-ди; дю-ди-дя-де.

Задание 17 . Перечислить нарисованные предметы: диван, одеяло, дерево, деньги.

Игры: «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Определить место звука [Д"] в предложенных словах, используя карточку и зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 18 . Подобрать слова по первому слогу:

ДЕ: -вочка, -душка, -ло...;

ДИ: -во, -ма, -на...

Задание 19 . Дифференциация звуков [Д] — [Д"]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

да-дя, ды-ди,... ди-ды, дя-да...

Назвать первый звук в именах детей:

Дима, Даша, Денис, Данила, Дуня, Дина.

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [Д] и [Д"].

Задание 20. Дидактическое упражнение «Подари подарки Диме и Даше» (дифференциация звуков [Д] — [Д"] с использованием картинок).

Подобрать слова со звуками [Д] и [Д"], определить место звуков в словах (начало, середина слов), используя карточку, синий и зеленый кружки с колокольчиками.

Изменить существительные по падежам. Это (кто?) — Даша, Дима, нет (кого?) — ..., подарю подарок (кому?) — ..., вижу (кого?) — ..., горжусь (кем?) — ..., говорю (о ком?) — ...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Кто приходит,

Кто уходит, —

Все ее за ручку водят. (Дверь)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

К вечеру умирает,

Поутру оживает. (День)

Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет. (Дорога)

Задание 21 . Выучить скороговорку и ответить на вопрос: «Какой звук часто в ней слышится?» [Д].

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Задание 22 . Знакомство с буквой Д.

Д — с высокой крышей дом.

В этом доме мы живем.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Д?

Буква Д из пальцев: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и разведены в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.

Игра с пальчиками: «Дом и ворота» (взрослый произносит вместе с ребенком стихотворные строки, выполняя при этом действия руками):

На поляне дом стоит - Пальцы обеих рук соприкасаюсь, локти разведены, — «крыша».

Ну, а к дому путь закрыт. - Обе руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы — вверх — ворота».

Мы ворота открываем, - Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем

Игры с буквой.

Задание 23. Звуковой анализ слов дом, Дима (составление схем слов из кружков разного цвета, анализ слов: называть первый и последний звук в словах, назвать и подсчитать гласные звуки в словах).

Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание печатными буквами.

Перед написанием слова Дима взрослый объясняет ребенку следующее правило: имена пишутся с большой буквы.