Золотые барки. Устройство для крепления плотов Скрепленные канатом несколько плотов или барж кроссворд

Сборка става

Наиболее распространенные способы соединения бревен в став - скрепление их шпонками и вязка вицами. При первом способе в пазы, пропиленные около концов бревен, вкладывают поперечные брусья - шпонки - и там заклинивают. Конструкция получается очень жесткая и прочная. Большинство плотов для плавания по сложным порожистым рекам собирают именно так. При втором способе продольные бревна привязывают вицами (скрученными стволиками или ветками молодых деревьев) к двум тонким поперечным бревнам - ронжинам. Плот на вицах менее надежен, чем на шпонках, но делается быстрее.
Крепление на шпонках. Шпонки вытесывают из сырой ели. Можно использовать и лиственницу, но она более ломкая. Шпонка из сухого дерева хороша тем, что не увеличивает веса плота и может быть настолько толстой, насколько это диктуется технологическими соображениями. Однако высохшее на корню дерево имеет много трещин, что сказывается на прочности шпонки и надежности ее заклинивания в пазах; сухие шпонки можно рекомендовать лишь для небольших плотов. Заготовка должна быть на 50 см длиннее ожи-

Даемой ширины плота. Бревно для шпонки выбирайте без сильного изгиба, больших сучьев и не витое (его трудно обрабатывать). При недостатке плотничьих навыков предварительно разметьте бревно, как показано на рис. 9. Углем или карандашом на торце меньшего диаметра нарисуйте сечение шпонки. Замерив основные размеры сечения, сделайте такой же чертеж на другом торце бревна, обращая внимание на параллельность линий обоих рисунков. Для этого можно

Рис. 9. Шпонка

Применить отвес. Ошкурив в нужных местах бревно, проведите на глаз или отбейте шнурком продольные линии 3 (рис. 9), образуемые пересечением вертикальной грани будущей шпонки / с цилиндрической поверхностью бревна. Чтобы отбить прямые линии, в намеченные их концы вбивают гвозди или небольшие деревянные колышки, на которые натягивают натертую углем бечевку диаметром 2-3 мм. Оттянутая и резко отпущенная бечевка, щелкнув по бревну, оставляет на нем прямую линию. Если бревно длинное, линию лучше отбивать по частям, прижимая натянутую бечевку рукой и ногой на концах каждого участка.

Не нужно делать шпонку в виде равнобочной трапеции: трудно будет выдержать правильные углы и еще труднее выпилить передние и задние пазы в бревнах на одинаковом расстоянии. Гораздо проще это делать, если один из углов прямой (рис. 9, угол а). Угол alpha равен 75-80°. Если этот угол слишком мал, то клин, крепящий шпонку, сильно давит вверх и может расщепить бревно, а если он близок к 90°, то при мощных ударах о камни древесина сомнется и бревно соскочит со шпонки.

Высота шпонки h обычно составляет 0, 5-0, 7 диаметра бревен става в месте ее расположения и 1, 3-1, 5 ширины шпонки по основанию b. Размеры шпонок для плота на 7 человек: комлевая - высота h - 20 см, ширина b - 12 см (сечение вписывается в круг диаметром 24 см); для вершин - высота 15 см, ширина 10 см (вписывается в круг диаметром 18 см). Неизвестно, оптимальны ли указанные размеры, но они достаточны, по крайней мере автор не знает случаев перелома шпонок такого размера при обычных авариях плота. После разметки бревно-заготовка для шпонки кладется на 2 поперечных чурбака с вырубками, чтобы оно не каталось. Ошкуривать бревно-целиком не надо, тогда оно лежит устойчивее.

Грани шпонки вытесывают топором. Перед началом тески каждой грани на поверхности бревна через 30-40 см делают надрубы, а затем срубают между ними древесину по продольным линиям разметки,. оставив небольшой припуск на окончательную обработку При втором проходе легкими ударами снимают припуск до получения чистой поверхности. Чтобы было меньше задиров, тесать надо от вершины к комлю. Если нужно снимать большой слой древесины, то вместо надрубов лучше делать поперечные запилы, не доводя их на 0, 5-1 см до продольных разметочных линий. Удобно начинать тесать шпонку с вертикальной грани /, затем изготовить основание 2 и, уже имея две плоскости под прямым углом, сделать последнюю наклонную грань. Еще проще выполнить сначала прямоугольный брус, а затем стесать одну грань на нужный угол. Те, кто хорошо работают топором, начинают тесать шпонку на глаз прямо из стоящего на корню дерева. Заваливают его лишь изготовив участок такой длины, какой позволяет рост работающего. Производство шпонки для плота на 7 человек требует около 3 часов, а при соответствующем опыте - значительно меньше.

Шпонки лучше врубать не у самых концов бревен, а ближе к середине, так, чтобы расстояние от носа и кормы составляло примерно "/4 длины плота - тогда пазы наверняка не сколются. Если же, по соображениям удобства крещения подгребиц (например, <саянских>) или багажника, шпонки желательно сдвинуть к носу и корме, то не врубайте их ближе 60-80 см от торцов бревен и ближе 50-70 см от стояков П-образных подгребиц.

Глубина пазов в комлях бревен среднего диаметра равна 13- 16 см - несколько больше ширины пилы. В вершинах глубину паза не нужно делать больше половины диаметра бревна в данном месте, иначе оно переломится, если плот после удара начнет вылезать этим бревном на камень. Чтобы разница в диаметрах различных бревен не сильно влияла на осадку плота, более толстые запиливайте глубже, распределяя эту разницу между днищем и палубой. Если река богата мелями и небольшими валунами, целесообразно для уменьшения осадки плота все бревна выравнять по днищу.


Рис. 10. Размеры и углы паза и шпонки:
1 - бревно; 2-шпонка; 3-клин;
alpha больше beta; В - b больше 4-5 см;
В больше ширины лезвия топора;
угол alpha равен 90°;
угол gamma меньше угла beta

Пропилы для паза, как и грани шпонки, делают под различными углами - один вертикальный, другой наклонный (рис. 10). Наклонный пропил делают под углом, немного более острым, чем наклон соответствующей грани шпонки (угол gamma меньше угла beta), чтобы в случае ошибки при изготовлении одного из углов клин не выдавливался вверх. Ширина паза вверху (А) должна быть больше ширины шпонки по основанию (в), чтобы шпонка легко входила в паз прямо сверху - это облегчает сборку плота (так называемый <открытый паз>). Разница в ширине оснований паза и шпонки (В - в) должна быть не меньше 4-5 см, чтобы клин был не тоненькой дощечкой, которая при забивании сразу вся растрескается, а чурбаком, не боящимся хорошего удара. Если придется разбирать плот, такой клин можно выбить или, в крайнем случае, вырубить, не повредив паза и шпонки.

Клин забивается со стороны наклонной грани шпонки, а вертикальная грань ее прижимается непосредственно к вертикальному пропилу паза. При таком расположении клина и шпонки требуется выдерживать расстояние между вертикальными пропилами L (рис. 11). Это проще, чем выдерживать у всех бревен расстояние между нижними углами пазов (расстояние М на рисунке), особенно если глубина пазов разная. С такой задачей пришлось бы столкнуться, если бы клин располагался со стороны вертикальной грани или если бы обе грани шпонки были наклонными (равнобочная трапеция). Необходимая точность обеспечивается меркой из ровно отрезанного по длине шеста, по которому производят запиливание обоих вертикальных пазов. После того как точно сделаны вертикальные запилы, наклонные выполняются на приближенном расстоянии от них. Меркой часто служит ширина подошвы ботинка: все равно погрешности будут выбраны клином. Следить нужно лишь за углом наклона пилы и за тем, чтобы паз. шел поперек бревна, а не наискось.


Рис. 11. Шпоночные пазы в бревне

Сделав запилы, подрубают паз вдоль основания бревна, сначала с одной, а потом с другой стороны (рис. 12, б), затем сильным ударом обуха вышибают древесину из паза (рис. 12, в). Если это не получается, производят дополнительные надрубы по пунктирным линиям (рис. 12, б). При необходимости основание паза подчищают топориком или долотом. Чтобы эти работы не вызывали затруднений, ширина паза, хотя бы у основания, должна быть больше ширины лезвия топора. Если на месте будущего паза сук, то, чтобы легче было прочищать паз, делают 3-4 пропила, проводя средние возможно ближе к суку (рис. 12, г). Одновременно с пазами для шпонок изготавливают пазы для подгребиц, различных столбиков, бревна в нужных местах подтесывают и т. д. Разметка и выборка всех пазов занимает у 4 человек часа 3.

Клинья для крепления шпонок лучше делать из сухой лиственницы Такой клин прочен, не сминается и не мочалится при заколачивании. Хорошо держат клинья и из сухой ели. Заготовки для клиньев следует делать централизованно. От неиспользованных комлей, оставшихся при выкраивании бревен става, или от специально выбранного дерева отпиливают несколько чурбаков различной длины, определяемой диаметром сплачиваемых бревен, и раскалывают на прямоугольные плахи. Клин, чтобы он крепко держал, должен входить туго. Забивать клинья нужно колотушками (рис. 13, а), сделанными из сырой лиственницы (у нее много ветвей, и из одного дерева удается изготовить целый набор колотушек разного веса и на любой вкус). Хорошие колотушки получаются из березы. Еловые быстро мочалятся.


Рис. 12. Изготовление паза для шпонки

Клинья вытесывают из заготовок прямо по месту и забивают в щель между шпонкой и наклонной стенкой паза сбоку, вдоль шпонки. Чтобы клин не вылезал вверх, его начинают забивать, направив немного вниз (рис. 13, б): при правильных углах пазов и шпонки он сам после нескольких ударов встанет горизонтально. Чтобы клин держал всей своей поверхностью, лучше делать его в виде бруска с почти параллельными гранями, только впереди должна быть заходная часть длиной 5-7 см. Если при забивании клин дальше заходной части не идет, выньте его и стешите по всей длине на 3-5 см. Если клин пошел слишком легко, выбейте его обратно, сделайте новый, а этот пригодится для более узкой щели. Клин забивается до упора в клин предыдущего бревна.


Рис. 13. Сборка плота на шпонках:
а - забивание клина,
б - положение забиваемых и забитых клиньев;
в - клин;
г - изгиб шпонок при сборке става (кривизна утрирована)

Несмотря на то что угол клина мал, он все-таки зажимает шпонку сильнее с той стороны, откуда его забивают (рис. 13, г) При этом шпонка несколько изгибается, и, если начать сборку плота с крайнего бревна, весь плот перекосится и примет вид параллелограмма Чтобы сохранить осевую симметрию, собирайте плот, начиная с се редины, добавляя по бревну с каждого борта. Вертикальные грани переднего и заднего пазов должны быть направлены в одну сторону, чтобы, несмотря на изгиб обеих шпонок, расстояние между ними оставалось более или менее постоянным и очередные бревна садились без труда. Если вертикальные пропилы сделать с разных сторон, например у носовой шпонки впереди, а у кормовой сзади, то при забивании клиньев со стороны наклонных граней обе шпонки будут изгибаться в разные стороны, и, чтобы посадить очередное бревно, их придется стягивать веревкой или расширять паз в бревне. Вертикальной лучше делать переднюю по ходу плота стенку паза - тогда при ударе бревном о камень усилие на шпонку будет передаваться через широкую, хорошо подогнанную грань паза, а не через клин. Очередное бревно насаживают на обе шпонки, прижимают вагой в комле к соседнему бревну и крепят клином к комлевой шпонке. После этого вершину, если она отошла в сторону, подтягивают к закрепленному бревну веревочной петлей, закручивая ее с помощью палки, и забивают клин носовой шпонки. И так, пока не будет собран весь став. У двоих на сборку большого плота уходит около 4 часов.

Вязка вицами. Для вязки става плота применяют вицы из стволиков березок или елочек длиной 3-4 м и диаметром в комле 3-5 см, а для привязки подгребиц и других деталей - также из веток лиственницы, ивы, черемухи. При скрутке стволик расщепляется на волокна и приобретает гибкость, не теряя прочности на разрыв. Получается нечто вроде толстой, нерастягивающейся веревки.

Технология производства виц несложна, хотя и требует некоторых навыков. Для виц используются высокие стволики без толстых сучков и с малой конусностью; обычно они растут в густых местах леса. Очищая деревце от веток, не надрубите сам стволик - лучше пусть слегка торчат остатки сучков. На самой вершине стволика ветки не срубают, оставляя полуметровую метелочку. Для хранения более 2-3 часов заготовки кладут в воду, чтобы они не высыхали. Стволики непосредственно перед скруткой следует распарить на углях длинного костра. Без распарки крутить тяжелее, увеличивается процент брака и падает прочность виц за счет разрыва части волокон. Холодными лучше скручиваются еловые стволики, чем березовые.

Для скрутки стволик расщепляют у комля, в трещину вставляют петлю (связанную из метрового куска нетолстой веревки, например, репшнура), в которую вдевают палку длиной 0, 5-1 м. Петлю скручивают в подобие жгута. Этим жгутом обматывают комель стволика, удерживая его тем самым от дальнейшего расщепления; после этого заготовку можно закручивать (рис. 14, а, б).


Рис. 14. Изготовление виц:
а, б - крепление воротка для скручивания вицы;
в - скрутка вицы; г, д - закрепление вершинки вицы

Проще всего крутить вицы вдвоем. Первый, надев рукавицы, прижимает вершину вицы к стволу дерева диаметром 30-40 см (рис. 14, в), а второй, взявшись за палку-ворот, приступает к скручиванию стволика. Операция сперва идет легко, так как скручивается наиболее тонкая часть стволика у самой вершины. Когда эта часть стволика достаточно перекрутилась, но волокна еще не начали рваться, по сигналу первого второй делает несколько шагов вокруг ствола дерева так, что скрученная часть вицы уже не висит в воздухе, а оказывается прижатой к стволу дерева. Первый дополнительно прижимает ее рукой, в результате чего теперь скручивается более толстая часть вицы. Так, постепенно наматывая вицу на дерево, доводят скрутку почти до самого комля. Окончив скрутку, вицу сматывают с дерева, несколько раскручивая ее, и сразу кладут в воду. Небольшое количество тонких виц, предназначенных для крепления деталей подгребиц и багажника, можно скрутить, используя в качестве ворота заломленный поперек комель того же стволика длиной 30-50 см. При некоторой сноровке вицы можно крутить и одному, закрепив для этого вершину одним из способов, показанных на рис. 14, г, д. Заготавливать вицы нужно с запасом - раза в полтора больше, чем требуется по расчетам.


Рис. 15. Вязка бревен вицами

При сборке плота бревна става попарно притягивают кольцами из виц к ронжине - поперечному бревну диаметром 10-15 см. Кольцо лучше изготавливать, обматывая вершиной вицы ее комель (рис. 15, а). Способ, показанный на рис. 15, б, позволяет оперативно регулировать диаметр кольца, заламывая комель в нужном месте, но тонкая петелька такой вицы может разорваться при слишком усердном забивании клина.

Кольцо из вицы надевают на торцы бревен, регулируют его длину по месту и крепким колом натягивают вокруг ронжины (рис. 15, г, д). Обратите внимание, что место скрутки вицы располагается в зоне кола и ронжины, а комель вицы прижат к ронжине частью вицы, которая опускается под бревно. Если на конце вицы оставлена метелочка из веток, то скрутка не распускается, и, постукивая по вице в нужных местах обухом топора, ее удается крепко натянуть. После этого вместо кола вставляется клин, изготовленный из расколотого полена диаметром 12-15 см и длиной около 0, 5 м. Нос клина затесывают лодочкой, как на рис. 15, в, а кору не снимают, чтобы он меньше скользил. Сухие клинья легче, но их труднее обрабатывать. Нажимая на клин ногой, его забивают топором между ронжиной и парой бревен (рис. 15, е) до положения, помеченного буквами ж я з на том же рисунке. Если клин входит легко, его вынимают и вицу переплетают, уменьшая размер кольца. Не забивайте клин до самого конца, оставьте возможность подтянуть крепление, если вица ослабнет.

Каждую пару бревен, начиная со средних, привязывают комлями к одной ронжине, затем вершинами к другой. Некоторые плотовики делают в бревнах зарубки (рис. 15, и), чтобы предохранить вицы от ударов камнями, что нецелесообразно: прелесть плота на вицах в его простоте и быстром изготовлении. Кроме того, вицы на ходу, даже при перелезании плота через камни, рвутся редко, а если это случится, можно подвязать оторвавшуюся пару бревен, а в спокойной обстановке поставить новую вицу.

Для крепления вицами деталей подгребиц и багажника в месте крепления описанным способом сплетают кольцо, которое закручивают колом Закручивать нужно прямо по месту сплетки кольца, осаживая вицу легкими ударами обуха топора После того как сделана первая, самая трудная, половина оборота, кол заменяют метровой палкой диаметром 4-6 см, туго закручивают вицу и, чтобы она не раскручивалась, палку крепят клинышком, вбитым в щель бревна (рис. 15, к). Можно для надежности прихватить палку еще и тонкой веревочкой. Чтобы вица не лопнула, не закручивайте ее больше чем на 1-1, 5 оборота. Если петля затянулась слабо, раскрутите палку и переплетите вицу покороче.

Несмотря на жалобное потрескивание виц при забивании клина или закручивании палки и весьма <непромышленный> вид конструкции, прочность такого крепления очень высокая. Вицы не растягиваются со временем, как веревки, поэтому подгребицы и багажник, привязанные вицами, не раскачиваются. Автор плавал на плотах, связанных целиком на вицах, по порогам и шиверам средней сложности, и случаев их обрыва не было. Вицы, исследованные в конце одного из походов, когда часто приходилось переползать через камни и мели, были стерты не больше чем на треть толщины. В то же время вязаный плот делается примерно на день быстрее плота на шпонках. Став собирается прямо на воде, и у двоих на это уходит часа 2 Поэтому, если вы не рассчитываете плыть по каньонам, двухметровым волнам и несколько раз висеть на камнях, то можно смело использовать вицы. Такой плот может оказаться полезным для группы, которая, потеряв первый плот и не имея времени или сил продолжать борьбу с рекой, обошла пешком основные пороги и пытается поскорее выбраться к людям.

Кроме плотов на шпонках и на вицах можно строить <гибридные> плоты, у которых комли бревен скреплены шпонкой, а вершины вицами. По трудоемкости, прочности и надежности такой плот занимает соответственно промежуточное положение. Эта конструкция удобна для северных рек, текущих в зоне границы леса, где деревья низкорослые, с большой конусностью и бревна с одного конца получаются настолько тонкие, что шпонку просто некуда врубать.

О сборке плота. Собирать плот можно на земле и прямо на воде. Для сборки на земле используется стапель, на котором производились разметка и обработка бревен. Готовый плот по слегам с помощью ваг сталкивают в воду. Если на пути лежат не очень крупные валуны, слеги кладут не на землю, а на пирамиды из камней или на бревенчатую кладку (<колодец>). Применять какие-либо катки нет необходимости: по сырым слегам под уклон плот идет достаточно легко.

Для сборки плота на воде идеальна тихая заводь глубиной 0, 5-1 м, на такой глубине легко доставать утонувший инструмент. При большой глубине свободный инструмент кладите только на берег, а долото, обычно отпрыгивающее при неудачном ударе далеко в сторону, держите на метровом поводке. Собирать плот можно и на довольно быстром течении. В этом случае к обоим концам комлевой ронжины или шпонки привязывают веревки, которые крепят выше по реке на берегу так, чтобы ронжина (шпонка) могла держаться поперек течения. Среднюю пару бревен приходится крепить, стоя в воде, а дальше можно вылезать на скрепленные бревна и работать, оставаясь почти сухим.

Преимущества сборки плота на земле: не нужно лазить в воду; до любого узла крепления легко добраться; располагаясь вокруг плота на земле, люди меньше мешают друг другу; свободный подход и поднос материала с любой стороны, простота обращения с инструментами и мелкими деталями, которые не утонут и никуда не уплывут.

Преимущества сборки на воде: легко двигать и заводить на место бревна; сборку плота могут выполнить двое, а при некоторой сноровке даже один человек; не надо сооружать стапеля и специального съезда в воду; если бревна крепят вицами, то не нужна даже площадка на берегу - требуется вырубить лишь небольшое количество служебных пазов, не нуждающихся в особой точности, их можно сделать, слегка выкатив бревно из воды.

Таким образом, плот лучше собирать на воде, если он большой или выполняется из тяжелых лиственничных бревен, а также если берег на значительном протяжении уступом обрывается в воду или образован валунами, имеющими 1-1, 5 м в поперечнике. В остальных случаях удобнее собирать плот на берегу. Выступающие концы шпонки или ронжины отпиливайте только после того, как полностью готовый плот со всей оснасткой проверен на плаву при полной нагрузке.

Другие способы вязки става. Наряду со шпонками и вицами крепить бревна можно веревками, проволокой, стальным тросиком… Конечно, придется нести с собой специальный крепежный материал, зато собрать плот удастся в более короткие сроки. Вязать бревна веревкой, которая, как правило, растягивается и недостаточно прочна, можно лишь при изготовлении плота-времянки для переправы группы через глубокую реку на пешей части маршрута или для того, чтобы скорее выйти к людям по уже несложной части реки. Быстро связать достаточно прочный плот можно мягкой железной проволокой диаметром около 3 мм. Небольшой плот вяжется в один слой, для большого проволоку придется складывать вдвое. Крепкий плот получается, если скрепить бревна 3-5-миллиметровым стальным плетеным тросиком.

С помощью этих средств вязать плот можно по тому же принципу, что и вицами. При этом веревку не рубят на куски, а на общем длинном конце вяжут отдельные петли, которыми и крепят пары бревен к ронжине. При забивании клина проволока или трос натягивается, врезается в клин, и, поскольку сталь хорошо пружинит, забить клин дальше невозможно. Чтобы не мучиться, подложите


Рис. 16. Крепление бревен длинным концом троса
а - ронжнна; б - доска;
в - клин между клином и проволокой небольшую дощечку толщиной 1-2 см.
Скользя по ней, клин хорошо войдет на место.

Если трос достаточной длины, лучше им прихватывать бревна к ронжине по одному, как показано на рис. 16. На бревна поперек кладут протесанную сверху и снизу ронжину, на нее - доску и все вместе туго оплетают тросом; трос на конце завязывают, а между доской и ронжиной забивают клинья, натягивающие трос. Достоинства такой конструкции - быстрая сборка и отсутствие троса или веревки, стягивающих пару бревен. Последнее - наиболее уязвимое место при Креплении отдельными кольцами, поскольку узкий камень, пройдя вдоль плота по щели между парой бревен, может порвать петлю, стягивающую эту пару. В описываемой конструкции трос охватывает все бревна по нижней полуокружности. Уязвимость конструкции в <веревочном> исполнении в том, что веревку может перебить камнем, и тогда весь плот сразу рассыплется. Чтобы этого не произошло, можно опутывать каждую ронжину двумя веревками, закрепляя одной четные бревна, а другой - нечетные.

07:03 — REGNUM Куда приплыл Ковчег Ноя? Первая книга Библии «Бытие» подробно описывает историю человека по имени Ной (потомок Адама в 10-м поколении), который построил Ковчег и спас себя, свою семью и животных во время потопа. Он поселился в Армении и стал прародителем человечества, по меньшей мере его белой расы, в первую очередь армян. В этом описании много недоговоренностей, неувязок, которые ставят под сомнение подлинность самой истории. Но читать Библию надо очень и очень внимательно, так как каждое слово, каждое утверждение в книге имеют глубокий смысл, который нам пока не всегда ясен. Несмотря на многовековой опыт изучения Библии, она неисчерпаема. Используя инженерно-техническую экспертизу, я попытался с учетом многочисленных исследований и научных комментариев прояснить главные эпизоды этой истории. Сделанные в результате предположения представляют научно-техническую гипотезу, подтверждающую подлинность эпопеи Ноя. Рассмотрим главные составляющие этой версии.

Потоп был

Американские ученые из Вашингтонского и Северо-Западного университетов, их английские коллеги из Манчестерского университета обнаружили на глубинах 90—1500 км огромные резервуары воды. Многие ученые считают, что потоп на самом деле был, и не один. Из подземных резервуаров Земли могло произойти катастрофическое извержение горячей соленой воды с паром, уровень Мирового океана поднялся, от сконденсированного пара хлынул ливень, который, вполне вероятно, шел 40 дней и 40 ночей. Эти природные катаклизмы привели к Всемирному потопу. А потом вода ушла обратно… В наше время на дне океана стали все больше находить так называемых «черных курильщиков» — странных дыр, из которых ключом бьет вода температурой 400 градусов.

Американский писатель-фантаст Айзек Азимов в своей книге «В начале» пишет: «На северо-восточном побережье Персидского залива расположено место стыка гигантских тектонических плит земной коры, так что вполне вероятно, что их сдвиг вызвал землетрясение и сопутствующие ему приливные волны, захлестнувшие берег залива». Об этом же сообщает питерский ученый Анатолий Акопянц: «Корабль Ноя поднялся к Арарату вверх по Евфрату. Его гнала нагонная волна, вызванная невыясненным природным катаклизмом в прилегающем к Месопотамии районе Персидского залива примерно 4,5 тыс. лет тому назад, обратившим течение реки Евфрат вспять».

Вполне возможно, что это суперземлетрясение было спровоцировано одной из крупнейших планетарных катастроф — падением на поверхность Земли большого небесного тела, произошедшим как раз 4300−4500 лет тому назад. Скорее всего, этот гигантский метеорит перед падением раскололся на несколько фрагментов, и они достигли Земли в разных ее частях. Произошла глобальная катастрофа, о которой упоминается в различных преданиях.

Один фрагмент небесного тела мог упасть в районе Средиземного моря у южных берегов сегодняшнего Израиля, другой — в районе Персидского залива или где-то рядом с ним. В этом месте как раз проходят стыки больших тектонических разломов, под которыми находятся огромные объемы горячей соленой воды. В результате сначала возникло космогенное цунами (его изучают специалисты Holocene Impact Working Group), на которое «наложился» выброс воды из подземных резервуаров Земли, что и образовало такое сверхкатастрофическое явление под названием потоп.

Образовавшаяся нагонная волна, идущая от Средиземного моря и от Персидского залива, подхватила Ноев Ковчег и понесла его к Араратским горам. Простые арифметические расчеты показывают, что при потопе скорость нагонного течения (условно равная средней скорости плавания Ковчега) составила примерно 5,5 км в сутки, средняя скорость подъема уровня воды — примерно 18 м в сутки, или 0,75 метра в час. Такие относительно невысокие скорости обусловили довольно спокойное плавание Ковчега.

Не корабль, а плоты

По данному Провидением «техническому заданию» Ною предписывалось построить Ковчег длиной 138 метров, шириной 23 метра и высотой 14 метров. При этом Ною вовсе не нужен был корабль с системой управления (киль, рули, паруса и т.п.) и навигацией, весьма сложный как в строительстве, так и в плавании. Конкретная конструкция Ковчега в Библии не описана, скорее всего, авторам было сложно это сделать. Трудности возникли и с переводом употребленного термина «тевах», что вроде бы означает «сундук» или «ящик». Кстати, плетеная корзинка, в которой нашли младенца Моисея, тоже называлась «тевах». В латинском и английском переводах употребили слово «арк», что означает «ящик», в славянском — слово «ковчег».

Я пришел к выводу, что Ноев Ковчег — это не длинный «ящик», и не корабль в современном его понятии, а плавучее средство своеобразной конструкции. Ее основание — отдельные плоты, соединенные между собой гибкими соединениями (вполне возможен и буксировочный вариант). Они представляют собой цепочку из 6 квадратных плотов длиной и шириной по 23 метра каждый при общей длине конструкции 138 метров (в оригинале — 300 локтей). На каждом плоту установлено трехэтажное помещение, герметичное со всех сторон, кроме днища, длиной 18—20 метров и шириной 6—16 метров, закрепленное по бокам наклонными бревнами, связанными сверху и снизу, что образует в разрезе треугольную, устойчивую для внешнего воздействия (ветры, волны) конструкцию общей высотой 14 метров.

Построить такую конструкцию значительно проще, чем корабль, и, главное, она идеально подходит для дрейфа. Плот практически непотопляем. Вся попадающая извне вода уходит через щели в днище. Если морское путешествие на плоту успешно совершил Тур Хейердал, то почему его не мог осуществить еще раньше Ной, тем более что перед ним не стояла задача приплыть куда-то конкретно, главным было переждать и выжить. Кстати, Хейердал в 1947 году проплыл за 101 день на управляемом плоту 8000 км, Зиганшин в 1960 году на неуправляемой барже без еды и воды проделал за 49 дней путь в 2800 км, корабль Нансена «Фрам» в конце XIX века дрейфовал во льдах Арктики три года и прошел расстояние более 3000 километров, экспедиция Папанина в 1937 году преодолела на дрейфующей льдине за 274 дня 2500 километров, а Ковчег Ноя за 218 дней проплыл в дрейфующем режиме 1200 километров (средняя скорость 5,5 км/сутки).

Вполне возможно, что для упрощения условий содержания животных и для устранения возможных конфликтов между людьми Ной и сыновья разделились: два плота занял Хам, два плота — Сим, на оставшихся двух плотах плыли Ной и его младший сын Иафет.

Место строительства — район мегалита Руджм эль-Хири

Для подготовки и осуществления постройки такого большого объекта, как Ковчег, а также для сбора и содержания домашних животных и диких зверей необходима довольно значительная и относительно ровная поверхность, которая вместе с тем должна находиться вблизи источника лесоматериала, а также на достаточной высоте над уровнем моря и с менее жарким климатом.

Такая местность нашлась. Возможно, Ной с семьей там и жил. Это район Голанских высот рядом с рукотворным мегалитом под арабским названием Руджм эль-Хири («каменный вал дикой кошки»). Мегалит представляет собой несколько концентрических колец с курганом в центре, сложенных из больших валунов из базальта. Его внешний диаметр составляет 160 м и соизмерим с длиной Ковчега. Мегалит был сооружен до Ноя, сохранился и по сей день, хотя значительно разрушен. Его назначение пока непонятно. Рядом с ним израильские археологи нашли жилье древнего человека — землянки. В Армении около города Сисиана, кстати, также имеется подобный древний памятник — мегалит Зорац-Карер (Караундж), сооруженный примерно в то же время, что и Руджм эль-Хири. По одной из версий, Караундж являлся древним космодромом.

При абсолютной высоте района мегалита Руджм эль-Хири примерно 1000 м над уровнем моря (как и Еревана) разрушительная волна суперцунами от падения небесного тела могла пройти ниже, Ковчег подхватило и понесло к Араратским горам пришедшее затем более спокойное течение вод из глубин Земли.

Вместе с тем не исключаются и другие варианты места строительства Ковчега, в том числе в Месопотамии (Двуречье).

Лесоматериал и устройство

Возможно, при сооружении Ковчега Ной использовал имеющийся опыт плотостроения, о котором сегодня известно немного, при этом он значительно усовершенствовал конструкцию. Плоты Ноя были сооружены из цельных бревен ливанского кедра, имеющего по сравнению с другими видами местных лесоматериалов наименьшую плотность (удельный вес) — до 400 кг/куб. м в высушенном состоянии — при высоте до 50 м и диаметре ствола до 2,5 м. В Библии в качестве названия дерева употреблен термин «гофер», но никто не взял на себя смелость перевести его. Однако, исходя из практической пригодности имеющейся для строительства плотов древесины, наиболее подходящее местное дерево — именно ливанский кедр. Бревна ошкуривались, высушивались и осмаливались. Кстати, бальса, которую использовал Хейердал, значительно легче, всего 160 кг/куб. м, а современная сосна, как наиболее близкий аналог кедра, имеет плотность 500 кг/куб. м, что следует учитывать при расчетах грузоподъемности и мореходности плотов.

На плотах в соответствии с «техническим заданием» Провидения были сооружены герметичные прямоугольные помещения, обвязанные с боков и скрепленные наверху длинными бревнами, что придало всей конструкции треугольную форму, наиболее устойчивую при различных перипетиях длительного морского плавания. При этом гибкие соединения между плотами придали Ковчегу необходимую устойчивость к волнам и удерживали его от разрушения. Возможны и другие варианты устройства плотов.

Условия жизнедеятельности

Как известно, Бог запретил Ною выходить из Ковчега, что в случае полностью герметичного «ящика» или корабля делает удаление отходов жизнедеятельности людей и животных весьма затруднительным. С этой точки зрения плот позволяет удалять их через щели или через специальные отверстия в дне. По наблюдению Хейердала, вода снизу вверх никогда не поступает.

Кроме того, проветривание одного плота значительно эффективнее, чем всего длинного «ящика». Хотя и в этом вопросе все не так просто. Для эффективного проветривания нужны два отверстия — снизу и сверху. В Библии указано только одно — сверху. Поэтому, если Ковчег является герметичным со всех сторон «ящиком» или кораблем, то нижнее отверстие в нем, а соответственно и проветривание устроить невозможно, а если это плот, то реально.

Конец плавания

Семья Ноя и животные в конце потопа (через 218 дней) благополучно прибыли в район Араратских гор. Нагонное течение «доставило» их, по моему мнению, к Арагацу, Арарат остался в стороне. Большой Арарат (Масис) уж больно высок, крут, скалист и неприступен.

Дальше наиболее вероятен такой сценарий. Когда вода стала спадать и появилось отгонное течение, вся семья разделилась. Хам со своей семьей и частью животных на двух плотах приплыл к горе Малый Арарат (или Арарат), но с другой, южной, стороны. Он стал прародителем афразийской семьи народов. Следы его плота, по моему мнению, следует искать на этой территории, скорее всего, на местностях между изогипсами 2000—2500 м, наиболее подходящими для причаливания: пологие откосы, довольно большое плато и т.п.

Второй сын — Сим со своими двумя плотами отправился в Месопотамию (Двуречье) и стал прародителем семитской группы народов.

Такой сценарий объясняет, как оба брата попали туда после потопа. В рамках данной гипотезы возможны и другие варианты поселения Хама и Сима.

На Арагаце

Вопрос прибытия любого плавучего судна к берегу — непростой. Берег должен иметь определенные характеристики, то есть быть удобным для высадки. Корабль с осадкой 3—4 метра ближе чем на 100 метров к берегу в любом случае не подойдет. Как перевести животных на берег? Плот же может подойти к берегу вплотную, но рельеф берега должен быть достаточно пологим. Известны случаи трагической гибели людей, пытавшихся на океанских плотах высадиться на берег и разбившихся о рифы и скалы.

Поэтому считаю, что сам Ной с младшим сыном Иафетом на двух плотах ровно через год после начала потопа высадились на горе Арагац, на территории современной Армянской Республики, в районе озера Кари (на высоте примерно 3200—3500 м над уровнем моря). Здесь же Бог явил радугу в знак завершения Ноем сложного путешествия как символ Вечного завета между Богом и людьми. Затем семьи Ноя и Иафета с животными спустились в Араратскую долину, в более теплые места, похожие по рельефу и по климату на их родину (Междуречье или Израиль), став прародителями армян и северо-западных (индоевропейских) народов. Ной основал поселение Ереван, прожил еще 350 лет и скончался в возрасте 950 лет.

В составе изыскательской экспедиции я был на этом южном склоне Арагаца летом 1965 года и могу сказать, что эта местность очень подходит как для «приземления» плота, так и для дальнейшего пешего перемещения людей и животных. Достаточно пологий откос без скал, обилие ручьев и речек с талой водой за счет того, что лавовый «покров» Арагаца преимущественно водонепроницаем и на горных склонах преобладает поверхностный сток воды.

Склоны же Арарата, наоборот, круты, воды на них нет, так как слагающие гору породы — «трещиноватые» базальты, и талая вода с ледников сразу уходит, образуя в основном подземные стоки. Они, кстати, являются основным источником воды крупного артезианского водного бассейна под Араратской долиной. Кроме того, пеший спуск с Арарата был бы намного сложней, чем с Арагаца. Поэтому думаю, что Провидение направило Ковчег Ноя для высадки именно к Арагацу, к местности с наиболее удобными условиями причаливания и относительно простым маршрутом спуска в Араратскую долину.

Гипотеза требует доказательств

Изложенное выше — только предварительные соображения, схема, гипотеза, которая требует доказательств.

Доказательств может быть три. Первое, наиболее доступное — нахождение каких-либо следов Ковчега на Арагаце в районе озера Кари, в том числе и на его дне. Второе — нахождение каких-либо следов Ковчега (плотов Хама) на южном склоне горного хребта Арарата, что весьма проблематично. Третье, наиболее затратное, но наиболее реальное — сооружение и проведение практических водных испытаний копии плота Ноя.

Каждый элемент «новой» конструкции Ковчега, каждый эпизод этой библейской истории заслуживает разносторонних исследований и расчетов, проведения раскопок, натурного моделирования. В том числе исследований и разработок текстологических, источниковедческих, теологических, а также кораблестроительных, геологических, археологических, географических, океанологических и климатических. Необходимы компьютерное моделирование конструкции Ковчега и его испытания. Нуждается в современном осмыслении также этический аспект подвига и заветов Ноя. Поддерживаю идею установления памятника Ною и его Ковчегу в Ереване.

Полезная модель относится к водному транспорту леса, в частности, к опорам для крепления плотов. Устройство содержит сваи скрепленные проволочными скрутками и дополнительно снабжено горизонтально расположенной в грунте со стороны плота опорной балкой и жесткими связями, соединяющими балку со сваями, причем связи соединены с балкой на расстоянии 0,207L от каждого торца балки, где L - длина балки. 1 с.п. ф-лы, 2 илл.

Полезная модель относится к водному транспорту леса, в частности к опорам для крепления плотов.

Известно использование в качестве береговых свайноОподкосных опор, которые представляют собой несколько параллельных свайных стенок, соединенных между собой системой подкосов. Канат выноса плота крепят за анкер, который укладывают за последнюю от уреза воды стенку (Камусин А.А. и др. Водный транспорт леса: учебник для ВУЗов /Под ред. В.И.Патякина. - М.: МГУЛ.2000, - с.142).

Недостаток данных опор - невозможность использования их в русле реки.

Наиболее близким к заявляемому решению является свайный куст для швартовки плотов, содержащий центральную и наружные сваи, закрепленные поперечными проволочными скрутками (А.с. 658059, СССР, МКИ B65G 69/20, 1979). Данный свайный куст принят за прототип.

Недостаток прототипа - малая допускаемая нагрузка на опору.

Задача, на решение которой направлена полезная модель, устранение указанного недостатка.

Это достигается тем, что сваи устройства жесткими связями соединены с горизонтально расположенной в грунте со стороны плота опорной балкой на расстоянии 0,207L от каждого торца балки, где L - длина балки.

Перечисленные существенные признаки позволяют увеличить допускаемую нагрузку на устройство.

Полезная модель иллюстрируется чертежом, где на фиг.1 показано устройство, вид сбоку, на фиг.2 - тоже, вид сверху.

Устройство содержит сваи 1, соединенные между собой в куст проволочными скрутками 2, и жесткими связями 3 соединенные с горизонтально расположенной в грунте со стороны плота опорной балкой 4, причем жесткие связи соединены с балкой на расстоянии 0,207L от каждого торца балки, где L - длина балки.

Монтаж устройства осуществляется следующим образом. На плотбище (затопляемая в зимнее половодье площадка) забивают несколько свай 1 (на фиг.2 заштрихованы). Перед сваями со стороны плота заглубляют горизонтально расположенную опорную балку 4 с предварительно закрепленными на ней жесткими связями 3, причем балка располагается так, что ее продольная ось перпендикулярна вертикальной плоскости, проходящей через предполагаемое направление действия нагрузки. Затем жесткие связи соединяют с забитыми сваями и забивают еще необходимое количество свай. После этого сваи соединяют между собой проволочными скрутками 2, а грунт под балкой выравнивают и уплотняют.

Канатами 5 крепят за устройство формируемый на плотбище плот 6. Весной плотбище затопляется водой и плот всплывает. Устройство вступает в работу.

Предлагаемое устройство позволяет увеличить нагрузку на опору. Кроме того, при креплении жестких связей на расстоянии 0,207L от каждого торца балки изгибающий момент, действующий на балку, будет минимальным. Это позволяет повысить надежность работы устройства.

Устройство для крепления плотов, содержащее сваи, скрепленные проволочными скрутками, отличающееся тем, что устройство снабжено горизонтально расположенной в грунте со стороны плота опорной балкой и жесткими связями, соединяющими балку со связями, причем связи соединены с балкой на расстоянии 0,207L от каждого торца балки, где L - длина балки.

Основным преимуществом буксировки и толкания судов перед транспортировкой грузов в самоходных судах, является разделение тяги и тоннажа (буксировщика или толкача и барж).

  1. Сущность, виды и способы буксировки судов.

Буксировка судов – надежный и порой единственный способ перемещения судов. По назначению различают следующие виды буксировки:

- транспортная (доставка судов и составов по назначению по договору перевозки);

- рейдово-вспомогательная (перемещение судов на рейдах, формировании составов, выполнении ПРР, оказание помощи судам и составам при движении и маневрировании и т.п.);

- специальная буксировка (транспортная и вспомогательная буксировка особых объектов);

- аварийная буксировка (буксировочные операции при оказании помощи судам терпящим бедствие, при авариях и их последствиях).

Различают следующие способы буксировки судов:

- на длинном тросе (применяют на крупных реках, озёрах и водохранилищах) когда длина буксирного троса превышает протяженность реактивного потока от движителей буксировщика. При волнении обеспечивается равномерное натяжение троса. Длина состава при этом достигает 700-1000м. и более.

- на коротком тросе (применяют на реках, при движении по течению, с ограниченными габаритами пути при движении против течения и рейдово-вспомогательных буксировках) когда длина буксирного троса меньше длины реактивного потока от движителей буксировщика. Это обеспечивает лучшую маневренность состава.

- за кормой вплотную (применяется в битом льду), когда форштевень буксируемого судна находится вплотную к корме буксировщика, чтобы избежать удара при остановке последнего.

- «в расчалку » (применяют на крупных реках), при этом баржи с помощью рулей выводят за пределы действия реактивного потока движителей буксировщика. Недостаток способа – необходимость постоянного управления рулями буксируемых судов.

- многократной тягой (применяется при движении состава против сильного течения и в крупных водоемах в штормовую погоду) с использованием нескольких буксировщиков при оказании помощи в движении.

- под бортом, «лагом», применяется при выполнении рейдовых и вспомогательных

с - комбинированный способ, т.е. буксировка на тросе в сочетании с толканием и (или) с буксировкой «лагом» (применяется при специальной буксировке или оказании помощи).

На нескольких буксирных тросах в тех случаях когда буксировщиком является не предназначенное для буксировки судно (грузовое или пассажирское) и для необходимой управляемости приходится постоянно регулировать длину буксирных поданных на борта состава (применяется при выполнении спасательных операций).

- туерной или береговой тягой применяется в особо затруднительных для плавания судах (пороги, шлюзы и т.п.)

Управляемость буксируемого состава зависит от длины буксирного троса, места его крепления на буксировщике, упора движителя буксировщика, габаритных размеров, массы и формы состава, габаритов пути.

Влияние места расположения буксирного кнехта (гака) на управляемость .

Для обеспечения буксировщику хорошей устойчивости на курсе и поворотливости буксирный гак устанавливают на расстоянии (а ) 0,5 – 1,0 м. к корме от Ц.Т. по Д.П. судна- буксировщика. В этом случае на прямолинейном курсе упор движителя F д уравновешивается силой сопротивления корпуса буксировщика R и силой тяги на гаке F г и поворачивающих моментов не создается. При отклонении пера руля буксировщик развернется на какой-то угол α, тогда сила F г 1 , передаваемая на буксирный трос, станет меньше, она имеет плечо а 1 =a sin α. Поворачивающий момент буксирного троса М б от пары сил F д и Fг 1 направлен в сторону противоположную поворачивающему моменту руля М р . Наибольшая величина момента М б будет при отклонении буксирного троса от ДП буксировщика на угол около 45 0 . Чем больше смещение кнехта с гаком к корме, тем хуже поворотливость. Для повышения поворотливости и уменьшения диаметра циркуляции состава, буксирный трос смещают от ДП к борту поворота т.н. «клёвкой» носовой или кормовой (тросом фиксируют буксир на кнехты). Вследствие несовпадения точек приложения сил F д и F г образуется поворачивающий момент, направленный в сторону поворота.

В штилевую погоду при буксировке составов на водохранилищах, для увеличения скорости за счет уменьшения рыскливости буксировщика, буксирный трос крепят на кормовой буксирной арке. При буксировке судов на коротком буксире влияние арок незначительно, но при буксировке на длинном буксире во время поворота на арках силы трения буксира ухудшают управляемость буксировщика.

Управление составом выполняется в основном буксирным тросом, но могут использоваться и рули буксируемых судов.

Точка закрепления буксирного троса находится значительно выше центра давления воды, поэтому сила F г 1 создает кренящий момент величиной М кр. ст = F г z cosα sinα (z-возвышение гака над центром давления воды) , который может привести к опрокидыванию буксировщика.

Длинна буксирного троса оказывает существенное влияние на управляемость состава и исчисляется по формуле В.В. Звонкова l б = а 3 N i , где коэф. а = 32-33 для колесныхбуксировщиков

или l б = Ak√¤/v 2 , где А- пост. Буксировщика в таблице; k –коэф. =8-10; ¤-площадь погруженной части миделя головной баржи м 2 ; v-скорость состава в спокойной воде, м/с. для остальных буксирных судов.


При отклонении буксирного троса от оси состава на угол β сила тяги F г будет создавать поступательное движение и поворачивающий момент М об = F г sinβ 0,5 L , где L- длина состава. Если в туже сторону, куда уклонился буксировщик, переложить и рули барж, то общий поворачивающий момент состава будет М общ = М б +М р =1/2L(F г sinβ +P cosα).

Два одинаковых буксировщика А и Б при перекладке руля на угол α за одинаковый промежуток времени отклоняются на одинаковое расстояние l от оси состава, но поворачивающий момент букс. А будет больше, чем у букс. Б. Чем длиннее буксирный трос, тем хуже поворотливость состава. Укорочение буксирного троса оказывается полезным только до определенных пределов (30-40м у малых и 40-50м у крупных судов). При очень коротком буксирном тросе струя от движителя буксировщика снижает скорость и вызывает рыскливость состава. Длинный буксирный трос позволяет составу двигаться за пределами действия отбрасываемого движителями буксировщика потока, что увеличивает скорость движения, смягчает рывки и рыскливость (трос выполняет функцию демпфера), но снижает поворотливость состава. На длинном буксире водят составы против течения и в водохранилищах. Для движения по течению длинна буксирного троса в 2-3 раза меньше рекомендуемой против течения. Чем больше масса и габариты состава, тем больше сопротивление и хуже его управляемость. При движении по узкому и извилистому участку судового хода, для улучшения управляемости состава укорачивают длину букс. троса используя буксирную лебедку.

Формирование буксируемого состава должно обеспечить: наилучшую управляемость, наименьшее удельное сопротивление, допустимые габариты для данных условий плавания и мощности буксировщика. При этом руководствуются планом и типовыми схемами формирования составов, требованиями ПТЭ, Правил плавания, направлением движения, путевыми условиями района плавания, загруженностью, характером грузов, техническим состоянием и конструкционными особенностями судов состава. Суда должны быть правильно загружены, не иметь крена и дифферента. Запрещается ставить в состав неисправные суда, без сигнальных принадлежностей, снастей, противопожарных и противоаварийных средств. Суда с опасными грузами ставятся в отдельные составы. Следует уменьшать промежутки (шалманы) между баржами для лучшего использования попутных потоков. Груженые, тяжелые и прочные суда ставят ближе к буксировщику. Суда с большой парусностью ставят в начало или средину состава, суда отчаливаемые в пути следования ставят в последнем счале или по бортам состава. При формировании состава баржи стоят на якорях, при этом следует как можно меньше выходить на судовой ход и обеспечить свободный выход на него после формирования состава..

Формы и виды буксируемых составов зависят от направления движения состава.

Для буксировки против течения используют:

- кильватерные составы устойчивые на курсе и хорошо управляемые. Хорошие ходовые качества когда головное судно больших размеров и осадки, второе меше первого, а третье меньше второго. Однотипные суда ставят по мере уменьшения осадок, расстояние между судами должно быть наименьшим.

- составы «безмен», «клин» и «бочонок» используют на реках с ограниченными габаритами пути, у которых при незначительном увеличении сопротивления воды, обеспечивается лучшая управляемость.

Для буксировки по течению используют:

- составы из счалов пыжей. Числом пыжей в составе наз. Кол-во барж в одном ряду, а кол-во рядов – числом счалов. Такой состав имеет меньшую парусность, лучше использует силу попутного течения и хорошую управляемость. В первом счале суда больших размеров, во втором меньших, а в третьем ещё меньших. Количество счалов и пыжей зависят от габаритов пути (ширины и радиусов закруглений с.х.). На реках с широким с.х., крутыми поворотами и сильным течением используют много пыжовые составы с меньшим кол-вом счалов.

Для буксировки в водохранилищах со сложными метеоусловиями используют кильватерные составы, имея меду судами состава достаточные разрывы от 30 до100м, при этом длина буксира не менее 150-250м. При сильном ветре движение состава имеет значительный угол дрейфа и широкую полосу движения определяемой выражением Н = кL с , где к - коэф. дрейфа (таблица); L c - длина состава. Если в конце состава размещены мало загруженные или порожние суда, то ширина полосы движения увеличивается до 20%.


Вопросы формирования, маневренных качеств и управления буксируемых составов в различных условиях плавания, рассматриваются на 2-х часовом практическом занятии 4.1(виды и способы буксировки судов).

  1. Буксировка плотов, виды плотов и сплоточных единиц.

Плот однорейсовая транспортная единица – состав из одной или нескольких сплоточных единиц, установленных в определенном порядке, прочно скрепленных между собой, оснащенный сигналами и средствами управления в соответствии с Правилами сплава и Правилами плавания .

сплоточная единица – группы бревен или предметов, расположенных в определенном порядке и прочно скрепленных между собой. Передняя часть плота наз. головной , задняя – хвостовой .

По условиям буксировки плоты подразделяются на: речные, озерные и морские. В настоящее время, с развитием перевозки леса в судах, транспортировка леса в плотах резко сократилась.

Речные плоты.

Речные плоты, в основном служат для транспортировки плавучих грузов (в основном круглого леса) с использованием силы течения реки т.е. спускать плот по течению . Судовождение плотовода заключается в направлении плота по судовому ходу, учитывая путевые условия и направление течения. Габариты плотов, как правило, близки к гарантированным габаритам судового хода, что делает проводку плотов по лимитирующим участкам с.х. сложным в судовождении делом, требующим отличного знания условий пути и специальных судоводительских навыков . Наиболее эффективный способ плотовождения – буксировка .

Для буксировки по ВВП ЕГС РФ, вниз по течению, применяют секционные плоты ЦНИИ лесосплава в оплотнике. Их формируют из секций одинаковых размеров длиной от 50 до 100 м. и шириной от 9 до 27м (зависят от лимитирующих габаритов, т.ч. шлюзов). В зависимости от габаритов водного пути определяют габариты плота и число секций в нем. Секции составляются из пучков, имеющих одинаковую ширину и осадку, устанавливаемых продольными осями по длине секции, образуя поперечные и продольные ряды. Поперечные ряды составляют из пучков одинаковой длины. На головной о хвостовой секциях плота бортовые лежни (тросы) заделываются на пучках второго ряда от торца плота. Концы лежней с коушами предназначены для соединения с ними ветвей буксирного троса (больных) подаваемого с буксировщика.

Для буксировки по рекам вверх, против течения , используют плоты специальной сплотки «ерши», «щуки» и сигарообразной формы, имеющих меньшее сопротивление воды (узкие и обтекаемые).

Плот - это прежде всего средство сплава или переправы. Он менее маневрен, тихоходен и может использоваться только на достаточно глубоких реках, с быстрым течением, на которых нет непроходимых завалов. Обладая такими положительными качествами, как плавучесть, прочность, остойчивость, стойкость к волне, плот позволяет успешно преодолевать сложные естественные препятствия, характерные для горных и таежных рек.

Среди многих конструкций плотов, используемых в путешествиях, можно выделить несколько типов которые отличаются размерами, способами связывания и основными материалами, обеспечивающими плоту необходимый запас плавучести.

Наибольшее распространение получили плоты, основание которых вяжется из сухих стволов ели, лиственницы, кедра, пихты и др. Для постройки такого плота достаточно иметь пилу, хороший плотничий топор и необходимые навыки работы с инструментами. При наличии подходящего строительного, материала даже немногочисленной группе вполне по силам изготовить прочное и надежное судно, способное не только поднять их вместе с грузом, но и послушное в управлении.

Для плавания по небольшим, несложным рекам строятся легкие плотики, рассчитанные на двух-трех человек. Плотики могут быть использованы также для рыбной ловли, переправ и при прохождении участков реки, ограниченных завалами или непроходимыми порогами. К постройке плотика часто прибегают в целях экономии времени: связать пять - семь бревен длиной 3-4 м - дело не такое уж сложное. Иногда здесь преследуется и другая цель: в верховьях реки, там, где глубина незначительная, такой плот более удобен для плавания, так как имеет меньшую осадку.

Для плавания по порожистым, горным, таежным рекам используются более прочные и тяжелые плоты, обладающие значительной грузоподъемность» остойчивостью и надежностью связей. Управление ими - дело сложное и возможно лишь при наличии специальной оснастки.

Прежде чем приступить к постройке такого плота надо определить размеры его става: длину, необходимое число бревен, их диаметр. Задача сводится к тому, чтобы не только рассчитать объем древесины, необходимой для обеспечения грузоподъемности, но и найти наиболее выгодные соотношения между его размерами.

Для того чтобы плот обладал хорошими ходовыми качествами, его ширину и длину следует подбирать таким образом, чтобы их отношения равнялись 1: 3. При этом надо учесть, что большая ширина нарушает остойчивость плота, а при большей длине он теряет управляемость.

Прочность плота, его способность в течение длительного времени противостоять большой волне, ударам и подводные камни, скалы зависят в значительной степени от надежности связей между отдельными бревнами. На практике используются два способа связывания бревен: ронжинами (при помощи петель) и стрелами (в открытый или закрытый паз).

При связывании става ронжинами материалом для петель служат крепкая пеньковая веревка диаметром не менее 20 мм, капроновая веревка, стальной трос с антикоррозийным покрытием, а также вицы - эластичные жгуты, изготовленные из веток и тонких молодых деревьев путем их раскручивания, распаривания и т. д.

Размер петли подбирается таким образом, чтобы она свободно охватила два смежных бревна и, перекинута затем через ронжину, позволила нагелю с большим усилием зайти в гнездо, полностью выбрав зазор.

Приступая к разметке, очищенные от сучьев бревна укладывают на поперечные слеги и выравнивают по высоте, Надо сказать, что именно эта предварительная операция решает успех дела. Чем мощнее плот, чем больше бревен предстоит связать, тем тщательней следует производить разметку, обращая особое внимание на сохранение одинакового размера между пазами у каждого брёвна. Если этот размер не будет выдержан в жестких пределах, то при сборке может оказаться, что плот собирается только на одну стрелу, а для того, бревнами. Чтобы избежать истирания о камни, петля утапливается в пазы, прорезанные в нижней части бревна. Снимать кору с ронжины не следует, так как в противном случае обвязка будет скользить. Этот способ связывания бревен используется главным образом для постройки плотика, а также плотов, предназначенных для плавания по относительно спокойным рекам. Окончательную сборку плота, как правило, производят на воде. Бревна поочередно нанизывают на обе стрелы. Если используют открытый паз, то сначала заводят два средних бревна и, закрепив их клиньями, наращивают плот от середины. Закрытый же паз позволяет вести сборку к крайнему бревну, то есть бревна последовательно нанизываются с одной стороны става.




В сравнении с другими типами туристских судов плот - сооружение громоздкое, тяжелое, обладающее большой инерцией, имеющее незначительную собственную скорость относительно потока. Управление им фактически сводится к поперечному перемещению по поверхности реки в те части потока, которые обеспечивают ему наиболее рациональный и безопасный путь. На небольших, мелких реках при сплаве на плотиках часто обходятся шестами, упираясь о дно или камни.

Однако для серьезного плавания по сложным рекам необходимы греби, которые устанавливаются на носу и на корме плота и при помощи которых можно управлять судном независимо от глубины и скорости течения. Опорами для гребен служат подгребицы.

Плоты, связанные из бревен, используются для сплава в таежных или горно-таежных районах, то есть там, где имеется в достаточном количестве лес, пригодный для связывания става. Для постройки деревянного плота пригоден только отборный строевой лес, не подверженный гниению, способный длительное время сохраняться на плаву. А как быть в том случае, если для сооружения плота нет строительного материала?

Широкое распространение получили судна, основанием которых служат резиновые камеры, наполненные воздухом. Они не только пригодны для плавания по рекам различной сложности, но и с успехом могут конкурировать с деревянными ввиду целого ряда преимуществ. При сооружении таких плотов значительно сокращается время на их постройку, они долго сохраняют запас плавучести (деревянные плоты, как известно, в процессе плавания впитывают воду), отличаются небольшим собственным весом, незначительной осадкой и легкостью управления.

Для постройки надувного плота не требуется строевой лес, как известно представляющий большую ценность.

Различают два типа надувных плотов: плоты, собранные из автомобильных (тракторных) или волейбольных камер (последние иногда называют катамаранами или тримаранами).

При расчете грузоподъемности плота здесь так же, как и при постройке деревянного, учитывают вес не только экипажа и груза, но и всех надводных сооружений. Несмотря на то что грузоподъемность камер во время плавания остается постоянной, всегда нужно иметь достаточный запас плавучести на случай прокола одной, а может быть» и двух камер сразу.

При постройке плота часто обнаруживается, что площадь, занимаемая камерами, значительно меньше площади, необходимой для размещения людей, груза и управления. В таких случаях камеры рассредоточивают.

Основанием плота служит жесткая рама, собранная из поперечных и продольных деревянных элементов, прочно скрепленных между собой. В ячейки рамы вставлены автомобильные камеры (в два ряда), которые привязаны к продольным элементам тонкой капроновой веревкой и упираются в поперечно уложенные брусья, скрепленные с рамой ронжинами и веревочными петлями. В местах контакта с брусьями камеры связаны также капроновой веревкой. Сверху плот закрывает настил, собранный из тонких стволов деревьев, кустарника и т. д, Конструкцией предусмотрена возможность ремонта (или замены) отдельных камер без разборки плота в целом. Управление плотом осуществляется при помощи гребей, установленных на П или М-образных подгребицах.

Отправляясь в плавание, нужно обязательно своевременно позаботиться об обеспечении судов (будь то плот или лодка) надежными спасательными средствами, необходимыми для соблюдения безопасности плавания.

К сожалению, обычные стандартные средства: спасательные круги и нагрудники, наполненные пластинчатой пробкой или пенопластом, выпускаемые промышленностью и используемые при плавании на катерах и моторных лодках, - малопригодны для плавания на лодках, так как весьма тяжелы и громоздки. Поэтому изготовление индивидуальных спасательных средств почти целиком зависит от фантазии самих сплавляющихся, их возможностей и наличия подручного материала.

Для этой цели можно использовать надувные волейбольные или футбольные резиновые камеры, которые заключаются в оболочку из рыболовной сети и связываются попарно. Грузоподъемность такой связки может достигать 15-25 кг.