Постановка звука «х» от правильного «к». Постановка звуков Постановка и автоматизация звука к г

Ведущая роль в овладении речью в этот период развития принадлежит слуху. У ребенка появляются голосовые реакции, произвольные звуки и первые слова. Словарный запас к концу первого года колеблется от 2-3 до 15-20 слов.


Звуки [К], [Г], [Х] относятся к группе заднеязычных звуков. Обычно к 2-3 годам дети самостоятельно осваивают произношение этой группы. Однако некоторые дети могут испытывать трудности в освоении этих звуков. Чаще всего это связано с недостаточностью мышечного тонуса органов артикуляции и (или) несформированностью фонематического слуха, отвечающего за узнавание и различение звуков речи.

Основные направления работы для постановки звуков [К], [Г] и [Х]

  • развитие фонематического слуха
  • выработка укладов и двигательных навыков с помощью артикуляционной гимнастики
  • постановка звука
  • автоматизация, или закрепление, звука

Упражнения для развития фонематического слуха

  • «Поймай звук»

Взрослый называет разные звуки. Ребенок хлопает в ладоши, как только услышит звук [К]

А У И К Ы А К О У И К

С Т К Д П К Ф Б Х К

  • «Поймай слог»

Взрослый называет слоги. Ребенок стучит ладошкой по столу, как только услышит слог со звуком [К]

ФА ЛА СА КА ША РА КА

МО ТО ХО КО ЛО СО КО

  • «Поймай слово»

Взрослый называет многократно слово капитан - искаженно и правильно. Ребенок кивает головой: верно или неверно.

апитан, гапитан, капитан, тапитан, папитан, капитан

Вырабатываем артикуляционные уклады и двигательные навыки

Разучите с ребенком . Эти упражнения помогут ребенку развить умения управлять своими органами артикуляции. Выполняйте упражнения ежедневно, особое внимание для постановки звуков [К], [Г], [Х] уделите упражнениям «Киска», «Киска сердится», «Блинчик», «Змейка», «Чистим зубки».

Подробно читайте на нашем сайте.

Артикуляция звуков [К], [Г], [Х]

Для того, чтобы научить ребенка правильно произносить тот или иной звук, необходимо знать его правильную артикуляцию. То есть необходимо иметь отчетливое представление, как во время произношения звука работают и в каком положении находятся язык, губы, щеки, голосовые складки.

Правильная артикуляция звука [К]

Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Зубы разомкнуты. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Боковые края языка прижаты к задним верхним зубам. Задняя часть языка образует смычку с нёбом. Мягкое нёбо поднимается и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный звук.

Правильная артикуляция звука [Г]

Такая же, как и у звука [К], только с участием голоса. Голосовые складки смыкаются и вибрируют.

Правильная артикуляция звука [Х]

Отличается от звука [К] тем, что задняя часть спинки языка образует не смычку с нёбом, а по средней линии образует щель.

Постановка звуков [К], [Г], [Х]

Эти звуки ставятся с механической помощью. Логопеды используют для этой цели медицинский шпатель. В домашних условиях его можно заменить столовой ложкой или ставить (вызывать) звук чистым указательным пальцем.

Для постановки звука [К] просим ребенка произносить многократно слоги та-та-та, одновременно с этим, нажимом шпателя на переднюю часть спинки языка отодвигаем его постепенно назад (вглубь). С продвижением языка сначала слышится тя, затем кя, потом ка.

Если с первого раза не получится вызвать нужный звук, необходимо продолжить всё снова.

Так же ставится звук [Г] от слога да.

Звук [Х]ставится аналогично от звука с. Сначала слышится ся, затем хя и наконец - ха.

Если ваш ребенок умеет произносить звук [Г],но у него не получается глухой звук [К], то необходимо провести работу по различению «звонкости – глухости». Объясните ребенку, что эти звуки произносятся одинаково. Но звук [Г] произносится с голосом, а звук [К] – без голоса. Положите руку ребенка на свою шею в области гортани и поочередно произносите звуки. Ребенок должен почувствовать вибрацию от произнесения звонкого звука. Предложите ребенку произнести звук [К] как [Г], но без голоса.

Если не получится вызвать необходимые звуки самостоятельно, обязательно обратитесь за помощью к логопеду.

Автоматизация, или закрепление, звука

Закрепляйте произносительные навыки постепенно. Отработайте сначала произношение звука в слогах, затем в словах. После этого можно переходить к фразам и стихам. На последнем этапе автоматизации вводите поставленный звук в связную речь.

Профиль артикуляции звуков [Г] и [Г’]

Артикуляция для звука г

губы – раскрыты, в нейтральном положение;

зубы – разомкнуты;

язык – кончик языка лежит у нижних зубов, не касается их (при произнесении мягкого звукапродвигается ближе к нижним зубам, но т не касается их, передняя и средняя часть спинки языка опущены (при произнесении мягкого приближается к твердому небу, весь язык продвигается вперед, производя смычку, задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое небо (при мягком опускается, боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба (при мягком средне-задней);

мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки при произношении звука Г сомкнуты,вибрируют, образуя голос, воздушная струя сабая
воздушная струя – при выходе попадает в ротовую полость и взрывает смычку между задней частью спинки языка и мягким небом.

Виды нарушений произношения звуков [Г][Г’]

Гаммацизм- искажение или отсутствие звука;

Парааммацизм- замена на др звуки, такие как Д,К

Предрасполагающие факторы нарушения произношения данных звуков:

    Слишком высокое и узкое твердое небо, что затрудняет образование смычки между ним и языком.

    Слабость отдельных групп мышц языка.

    Нарушение фонематического слуха.

Постановка звука

Исправление звуков проводится поэтапно. Как правило различают четыре основныхэтапа:

    подготовительный,

    постановка звука,

    автоматизация звука

    в случаях замены одного звука другим или смешения их, - этап дифференциации.

Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, на всех этапах логопед воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. к все это помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу, а постепенно, то требуется продолжительное закрепление, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе предлагаются артикуляционные упражнения, направленные на отработку подъема задней части языка.

«ГОРКА» - Рот открыт. Кончик языка уперется в нижние зубки, спинку языка поднята вверх.

«КАТУШКА» – рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, широкий язык «выталкивается» вперед и убирается вглубь рта.
Кроме этого, необходимы (особенно при боковом произношении) упражнения на укрепление мышц языка: на подъем передней части и боковых краев языка вверх.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» - Слегка приоткрыть рот и широким краем языка «облизать» верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта). Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

«ЧАШЕЧКА» – рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов

Постановка звука по подражанию

Логопед показывает перед зеркалом, как круто выгибается задняя часть языка, но не дает образец произношения звука, т. к. ребенок, услышав его, может вернуться к дефектному произношению. Затем он предлагает ребенку выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту.

Упражнение«Снежинка».

Если ребенок правильно произносит звук «к», то первая попытка устранения гаммацизма должна состоять в показе и объяснении отличий звука г от его глухой пары. При этом очень эффектно приложить руку ребенка к шее и дать ему возможность ощутить.

Вибрацию гортани и движение передней стенки глотки, которое возникает под давлением воздуха, скапливающегося в ней до взрыва воздуха.

Постановка с механической помощью

Если с помощью описанных методов, не удастся поставить звук, то следует воспользоваться механическим способом постановки звука. г от д. Звук ставится с помощью зонда (широкого с петелькой на конце) или шпателем. Прежде чем приступить кпостановке, надо дать ребенку привыкнуть к зонду. Можно поиграть в игру «Кто сильнее?». Логопед зондом нажимает на переднюю часть языка (на ркай, отодвигая язык назад, ребенок пытается языком вытолкнуть зонд (или шпатель).

Ребенка просят произнести слоги да-да-да. При повторному произнесению тех же слогов нужно нажать шпателем на переднюю часть спинки языка и удержание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо да получается дя. Далее упражнение проделывается при несколько более глубоком нажиме на язык, в результате чего вместо да должно получиться гя. Шпатель продвигается еще глубже и получается чистый г. Затем ребенок произносит звук самостоятельно.

Автоматизация в слогах

ГА - ГА - ГА

ГО - ГО - ГО

ГУ - ГУ - ГУ

Гла - гло - глу – глы

гна - гно - гну – гны

гра - гро - гру – гры

ГЯ - ГЯ - ГЯ

ГЕ - ГЕ - ГЕ

ГИ – ГИ – ГИ

Агл - огл - угл – игл

гво - гву – гвы

где - гдю – гди

Автоматизация звука в загадках и чистоговорках

Без головы, а в шляпе. Одна нога и та без сапога (гвоздь)
Волосата, зелена, в листьях прячется она. Хоть и много ножек, бегать всё равно не может.(гусеница)
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (книга)

Закрепление правильного произношения

звуков [Г] и [Г’] в тексте и во фразовой речи

У нас в зоопарке гиббоны, гепарды,

У нас бегемоты, тигры, миноги, Гиены и гибкие леопарды,

Гориллы и строгие носороги.

По берегу гордые бродят фламинго, Пугливые бегают горностаи, Гуляют гагары, газели, пингвины, Галки летают, кричат попугаи.

Гогочут горластые гуси у луга,

Грачи громко-громко галдят, гомонят.

Гортанно и нежно голубки воркуют,

Грозные грифы строго глядят.

Кругом, как огни, горят на газонах Герань, гладиолусы и георгины,

А в гипсовых, круглых, белых вазонах -

Гвоздики, гортензии и гиацинты.

Дифференциация звуков

Гошка-кошка, гора-кора, корка-горка, гости-гости, игра-икра, Клаша-Глаша, Галина-калина, крот-грот, голос-колос, губки-кубки.

Внуки бабушке ГОРИЛЛЕ

Каждый день цветы ДАРИЛИ!

В норме становление правильного произношения звука К происходит к двум годам (М.Ф. Фомичева).

При произношении звука К губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть смыкается с нёбом. Боковые края языка прижаты к задним зубам. Мягкое нёбоподнято и закрывает проход в полость носа. Голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

При артикуляции Г добавляется участие голосовых складок. ослабляется сила выдоха и напряжение органов артикуляции по сравнению с К.

При артикуляции звука Х в отличие от К задняя часть спинки языка полностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создаётся щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.

При произнесении мягких КЬ, ГЬ, ХЬ язык продвигается вперёд и производит смычку с нёбом (а для ХЬ - щель). Средняя часть спинки языка приближается к твёрдому нёбу. Передняя часть опущена. Кончик языка находится несколько ближе к нижним зубам, но не касается их. Губы несколько растягиваются и открывают зубы.

Постановка звука [к]

По подражанию: ребенку предлагается выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту => [к]. Если по подражанию не удается, то механически

механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука [т]. Ребенку предлагают произносить слог та. В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог тя. Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог кя. Наконец, третий этап - еще более глубокий нажим на язык - дает твердый звук - ка.

Аналогична постановка звука [г] от ДА; [х] от СА.

Для постановки заднеязычных звуков рекомендуют: - "покашлять" и под зрительным контролем акцентировать внимание ребенка на новом звуке (кх)

Постановка звука [г]

Постановка звука /Г’/ по подражанию. Ребенку предлагается положить ручку на горлышко и,«включив» голос, произносить звук /К

Постановка звука /Г/ с механической помощью. Ребенку предлагается произносить «да –да –да», язык при этом логопед отодвигает шпателем назад до тех пор, пока не послышаться звукосочетания: «да – да - га».

Постановка звука [х]

Постановка звука /Х/ по подражанию.

а). Звук /Х/ легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема: «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».

б). Можно предложить ребенку смешную картинку или игрушку, чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним, после чего обратить его внимание на смех: мы смеемся «ха-ха-ха». Закрепляем звук /Х/ в сочетании с другими гласными (О, Э, Ы).

Постановка звука /Х/ с механической помощью. Если по подражанию вызвать звук не удается, его можно ставить с механической помощью, то есть с помощью зонда двигать язык вглубь языка. Просим ребенка произносить слог «са», при правильном положении языка получится «са-са- ха-ха».

Постановка звука /Х/ от правильного /К/. Ребенку предлагается часто и протяжно произносить звук /К/. В это время получается сочетание «кх». Необходимо обратить внимание ребенка на то, что вслед за звуком слышится звук /Х/, после чего отрываем /К/ от/Х/. Получается /Х/.

Артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Й

1. Покусать язык.

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

2. «Наказать непослушный язык»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)

3. «Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

4. «Горка»

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

5. «Горку построим - горку разрушим»

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.

6. «Ветерок дует с горки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

У ребёнка не получаются звуки [К], [К"], [Г], [Г"], [Х], [Х"]

Каппацизм – так в логопедии называется дефектное воспроизведение звуков [К], [К"]. Гаммацизм – неправильное произнесение (замена) звуков [Г], [Г"], хитизм – искажение или замена звуков [Х], [Х"]. Последнее время подобные … –цизмы встречаются у детей всё чаще и чаще.

2. Причины каппацизма, гаммацизма и хитизма

Звуки [К], [К"], [Г], [Г"], [Х], [Х"] предполагают высокий подъем корня языка. Они так и называются: заднеязычные. А если этого самого подъёма нет? Почему такое случается? Возможно, корень языка слабо выражен, поэтому его подъём вверх ограничен. Не исключено, что в корне языка – гипотонус (вялость), либо парез (частичное нарушение подвижности вследствие родовой травмы, интоксикации и пр.).

Ещё одна причина отсутствия или искажения заднеязычных звуков - нёбо. Его строение разное. Если твёрдое нёбо готическое, узкое или щелеобразное, корень языка просто не может до него дотянуться. При ринолалии (расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть») правильное произношение звуков вообще затруднено. Но об этом – особый разговор. В подобных случаях ошибки в звукопроизношении, - это проявление механической (органической) дислалии, либо ринолалии.

3. «Ленивый» язык

Если ничего подобного нет, язычок ребёнка просто ленится. Он не утруждает себя тяжелой работой и выбирает облегченный вариант произнесения заднеязычных звуков: заменяет их на переднеязычные [т], [т"], [д], [д"], либо вовсе опускает. Чтобы правильно произнести звуки [К], [К"] [Г], [Г"] надо изрядно потрудиться: приподнять заднюю часть спинки языка, упереться ею в мягкое нёбо, прикоснуться боковыми краями языка к твердому нёбу. А на звуках [Х], [Х"] - образовать узкую щель между высоко приподнятым корнем языка и мягким нёбом. Ох, как трудно! С помощью игр и упражнений можно расшевелить «лентяя»!

4. Способы постановки звука [К]

Упражнение «Язычок-борец»:

Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем - «горочку» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «горочку». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.

Упражнение «Катание с горы»:

Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «горочка». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («горочка»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К] . Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток.

Упражнение «Ложечка»:

Если вызвать звук [К] с помощью предыдущего упражнения не удалось, попробуйте использовать другой способ. Возьмите чайную ложечку. Предложите малышу произнести слоги: ТА-ТА-ТА… Черенком ложечки отодвиньте язык, осторожно надавливая на переднюю часть его спинки. Нажим должен осуществляться в тот момент, когда кроха произносит звук [Т] . На звуке [А] ложечка убирается. Ещё одно уточнение. Слоги ТА-ТА-ТА… ребенок произносит медленно, достаточно широко раскрывая рот «на улыбке». Лишь в этом случае взрослому удастся успешно действовать ложечкой. В зависимости от степени продвижения языка, сначала может получиться слог «ТЯ», потом – «КЯ». Продолжайте равномерно надавливать на язычок, ловите тот момент, когда ясно зазвучит долгожданное «КА». Это положение должен запомнить и сам ребёнок. Возможно, не с первого раза. Закрепляйте успех. Результат считается достигнутым, когда ребёнок самостоятельно, без помощи ложечки произнесёт слог «КА».

6. Как поставить звук [Г]?

Звук [Г] ставится подобным же образом, но от слога «ДА». То есть, подключается голос (звук [Г] – звонкий ). Если же у ребенка, помимо дефектов заднеязычных звуков, есть и дефекты оглушения (замена звонких звуков – глухими: «том» - дом, «субы» - зубы, «шук» - жук и т.д.), сделать это будет проблематично. Взрослому придется сначала рассказать ребёнку вот такую сказку.

Сказка «Домик для голоса»

У каждого человека есть горлышко, есть оно и у тебя. В горлышке живет ГОЛОСОК. Когда он спит, например, на глухих звуках [К], [С], [Ш], [Ф], [П], стенки его домика-горлышка не дрожат. Звуки эти глухие не потому, что ничего не слышат. Просто в их звучании нет голоса . А вот на звонких звуках [Г], [З], [Ш], [В], [Б] ГОЛОСОК просыпается и начинает стучаться в стенки, отчего горлышко вибрирует. Хочешь проверить?» Одну ручку ребенка тыльной стороной приложите к своему горлу. Произнесите какой-нибудь глухой звук, например [Т] . Следует избегать очень распространенной ошибки. Вы должны воспроизвести только изолированный звук [Т] , а не название буквы [Тэ], или [Та] . Присоединение гласного вызовет вибрацию горла (при произнесении гласных всегда есть голос) и дезориентирует ребёнка. Итак, вы произнесли звук [Т] : «Чувствуешь, малыш, ГОЛОСОК спит!». А теперь, - [Д] : «ГОЛОСОК проснулся!». То же самое проделайте с другими парными согласными: [С] - [З], [Ш] - [Ж], [Ф] - [В] и т.д. Теперь ребёнок должен приложив руку к своему горлышку, произнести звук [Т] и почувствовать отсутствие вибрации. Чтобы появился звук [Д] , надо подключить голосок. Кроха старается его вызвать. Наконец, удалось. Теперь можно приступать к постановке звука [Г] от слога «ДА».

Постановка звука Х

1.От звука СЬ механическим способом, продвигая шпатель (зонд) или черенок чайной ложки по спинке языка вглубь полости рта СЬ-Щ-ХЬ-Х или СА-ЩА-ХЯ-ХА

2. От звука К. Произносить звук К с придыханием, т.е. К не резкий, взрывной, а плавный с размыканием смычки и переход её в щель КХХхх.

3. По подражанию (если звук отсутствует). Имитация согревания рук дыханием.

9. Звуки [Х], [Х"]

Остались не поставленными звуки [Х], [ Х" ]? Постарайтесь вызвать их по подражанию. Представить сильный мороз ни вам, ни ребёнку не составит труда (свежи ещё воспоминания о январских и февральских холодах!). Что бывает с руками на улице? Правильно, они мерзнут. Руки необходимо согреть. Поднесите ладони ко рту и подуйте на них теплым воздухом. При этом послышится звук [Х]. Малыш проделывает то же самое. Всё получилось? Ручки согрелись, и звук прозвучал? Если второе так и не удалось, беритесь за ложечку. Вы отодвигаете язычок, а ребёнок произносит слоги: СА-СА-СА…. Технология постановки звука та же, что и при [К] . Здесь тоже могут быть промежуточные варианты: СЯ и ХЯ. Но, в результате, всё-таки ХА! Закрепляйте достигнутое на слогах (ХА, ХО, ХУ, ХИ, ХЕ), словах (хвост, хата, хитрый, сахар, стихи и т.д.)

Не лишнем будет потренировать ребёнка в подборе слов со звуком [Х] : слон – слониХа, морж – моржиХа, кабан – кабаниХа, страус – страусиХа, бобр – бобриХа, ёж – ежиХа, попугай - попугаиХа и т.д. (второе слово пары должен подобрать сам ребёнок, вы лишь даете образец-подсказку). То же самое, с парами слов: пловец – пловчиХа. сторож – сторожиХа, трус – трусиХа, портной – портниХа и проч.

Положение губ зависит от последующего гласного. Кончик языка опущен, отодвинут от нижних резцов вглубь ротовой полости, задняя часть спинки языка круто выгорблена вверх и образует смычку с поверхностью на границе твёрдого и мягкого нёба. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки разомкнуты (К – глухой звук).

Язык продвинут вперёд, кончик языка касается нижних резцов. Средняя и задняя часть спинки языка подняты вверх и смыкаются с задней и средней частью твёрдого нёба. Дефекты произношения звуков К и КЬ называются каппацизмом. О постановке звука К читайте .

Точно такая же, как при произношении звука К. Отличие лишь в том, что голосовые складки сомкнуты (Г – звонкий звук).

Точно такая же, как при произношении звука КЬ. Отличие лишь в том, что голосовые складки смыкаются (ГЬ – звонкий звук). Дефекты произношения звуков Г и ГЬ называются гаммацизмом.

Точно такая же, как при произношении звука К. Отличие лишь в том, что задняя часть спинки языка образует не смычку, а щель с областью на границе твёрдого и мягкого нёба.

Точно такая же, как при произношении звука КЬ. Отличие лишь в том, что средняя часть спинки языка поднята вверх и образуют щель со средней частью твёрдого нёба. Дефекты произношения звуков Х и ХЬ называются хитизмом.

Нарушения произношения заднеязычных звуков

1. Отсутствие звуков в речи.

2. Замена переднеязычными Т, Д.

3. Взаимозамены К-Г, Х-К, чаще оглушение.

4. Замена Г или Х придыхательным (украинским) звуком.

5. Боковое произношение звуков КЬ, ГЬ ХЬ при дизартрии.

О постановке заднеязычных звуков читайте .

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.

Приёмы постановки звуков [г, к, х]- [г", к", х"]

Подготовительный этап.

При отсутствии или искажении звука: необходимо добиться подъема задней части спинки языка к небу и дать ребенку почувствовать эти движения. Два основных движения:

  1. «Кто сильнее?» — у ребенка губы в улыбке, рот открыт. Логопед кладет чисто вымытый палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребенок старается языком вытолкнуть палец логопеда, при этом у него высоко поднимается задняя часть языка (далее ребенок сам нажимает на язык, отодвигая его назад).
  2. «Сделаем горку» — губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого неба. Держим 2-3 секунды и отпускаем. Повторять несколько раз (по подражанию), тем самым у ребенка воспитывают умение чувствовать, как задняя часть его языка сильно вытягивается вверх глубоко во рту.

Способы постановки:

По подражанию: ребенку предлагается выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту => [к]. Если по подражанию не удается, то механически:

  1. [к] от ТА;
  2. [г] от ДА;
  3. [х] от СА.

Логопед нажимает на переднюю часть спинки языка зондом, шпателем или пальцем ребенка, отодвигая язык назад и предлагает говорить слоги.
При заменах: вырабатываем подъем задней части спинки языка к небу; дифференцируем на слух звуки [г, к, х] и их заменители; различаем положение языка при произнесении звуков [г, к, х] и их заменителей; постановка по подражанию или механически.

Постановка звука «Х» при замене на «Т».

Обратить внимание на то, что звуки разные по месту образования и по способу.звук «Т» - взрывной, губно-зубной, а звук «Х» - щелевой, заднеязычный.Эти особенности и обыграть:постановку проводить медленно от сочетания "ХК". Или попросить ребёнка округлить губы,затем завести кончик языка за нижние резцы, сделать язык "горкой" и пустить ветерок.
Из книги В.М. Акименко "Исправление звукопроизношения у детей"

Постановка звука«К»от«Т».

Зондом- рамкой или шпателем от слога «та». Передвигая кончик языка зондом внутрь рта, мы слышим в начале «кя», затем «ка».

Постановка звука«К»на вдохе.

1. Ребенок должен на вдохе как можно дальше в горло «всосать» язык, «как улитку в раковину». Покажите ему как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию [ка — ка — ка].
2. Еще это можно сравнить с беззвучной (шепотом) имитацией храпа, только следите, чтобы в вашем произношении не появлялось раскатистого горлового звука, напоминающего грассирующий звук [р] (после [к] может слышаться короткий придыхательный звук, напоминающий [х]). Вы можете произносить звук, максимально близкий по звучанию к звуку [к].
3. В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдохе и тут же на выдохе («всосал улитку — теперь выпусти ее» или «всхрапнул внутрь — теперь наружу»). Для того чтобы избежать появления раскатистого произношения, слоги нужно произносить очень тихо, шепотом (чтобы не разбудить своим храпом кого-нибудь спящего рядом).
4. Когда слог [ка] на выдохе ребенок будет произносить свободно, сообщите ему, какой звук он произносит, пусть повторит его за вами изолированно.
5. Затем тренируйте произношение звука [к] в слогах с другими гласными и только на выдохе. Слоги ребенок должен повторять за вами.

Постановка звука«К»от правильного«Х».

1. Обратите внимание ребенка на то, что, когда он тщательно произносит звук [х], корень его языка прикасается к нёбу, пусть ощупает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, протяжного произнесения звука [х] ребенок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к нёбу, зажал им щель и перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком.
2. Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к].
3. В дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук [к]. Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыхательный оттенок, нужно потренировать его шепотное произношение (шепотом — «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха).
4. После того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.
5. Затем переходите к произношению слогов (по подражанию).

Постановка звука«К»по подражанию.

1. Ребенок должен «покашливать» вслед за вами. Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание (такое, какое бывает, когда саднит горло), с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться только легкое придыхание. Повторяя за вами упражнение, ребенок должен «покашливать» себе на ладонь.
2. Большим и указательным пальцами руки можно несколько сдавить ему шею в области горла сразу под подбородком. Это сделает звук [к] при «покашливании» более отчетливым.
3. После этого покажите ребенку, как «покашлять» шепотом — «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха.
4. Если получится правильный звук [к], то есть ребенок фактически произнесет слог [кэ], потренировав его, переходите к слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: «Теперь будем покашливать так: [ка — ка — ка]»
5.
В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за вами.

Постановка звука«Х»от правильного мягкого«Хь.»

Чтобы отвлечь внимание ребенка, скажите, что вы с ним учитесь «смеяться».
1. Вслед за вами ребенок должен «хихикать», тщательно и утрированно произнося слоги [хи — хи — хи]. Произносить нужно тихо и отрывисто, иначе упор пойдет на гласный звук и характерное звучание согласного частично утратится. Ребенок должен чувствовать, как воздушная струя «верещит» у него в горле. Можно подставить ко рту ладонь, чтобы чувствовать на ней выдох.
2 . Дальше, произнося эти слоги, нужно открыть рот шире, примерно на ширину пальца. В этом положении ребенок должен «хихикать» вслед за вами следующим образом: [хи — ха — хи — ха] (поскольку рот приоткрыт, вместо [хи] будет выходить почти [хы]). Если в слоге [ха] будет слышаться полноценный твердый звук [х], переходите к слогам с гласными [э, о, у, ы]. Все выполняется по подражанию.
3. Если звук [х] будет сохранять некоторую мягкость (слог [ха] будет звучать близко к [х"я]), нужно произносить слоги [хи — хи — ха — ха — ха] следующим образом. При произнесении слогов [ха — ха — ха] ребенок должен постепенно все шире и шире открывать рот, пока не послышится полноценный звук [х]. Слоги со звуком [х"] нужно произносить, максимально утрируя характерное звучание этого звука. Ребенок выполняет упражнение вслед за вами. Напоминайте ему, чтобы он не отрывал язык от того места в горле, где он произносит свой «хихикающий» звук.
4. Слоги с другими гласными нужно также произносить, пошире открывая рот.
5. В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за вами.

Материал взят из книги М. Поляковой "Самоучитель по логопедии. Универсальное пособие"


Постановка звука «Х»от правильного «К».

Вы только даете ребенку инструкции, не используя при этом собственного произношения.
1. Пусть ребенок, не отрывая языка от нёба, длительно и внятно произнесет звук [к]. Получится звукосочетание [кх – х - х]. Укажите ребенку на то, что вслед за [к] слышится другой звук, именно тот, который вам нужен. Пусть ребенок подставит ко рту ладонь и будет «дуть» в нее следующим после [к] звуком.
2. Дальше нужно произносить звукосочетание (фактически слог [кх – х - ха] (используя соответствующую картинку), в середине должен быть длительно звучащий [х], звук [а] на конце должен произноситься кратко и отрывисто — это придаст звуку [х] большую внятность.
3. Затем ребенок должен произносить слоги [кх – х – ха - ха - ха] (скажите ему, чтобы он повторял только второй после [к] звук
4. Сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.
5. В дальнейшем следует произносить слоги [ха — ха — ха] и слоги остальными гласными звуками. Это можно делать по подражании

Постановка звука «Х» по подражанию.

Этот способ можно использовать, когда ребенок либо вообще не выговаривает звук «Х»(вместо него может слышаться выдох), либо заменяет его на звук [ф]. Во время работы над звуком следите, чтобы ребенок не открывал широко рот, именно из-за этого чаще всего нарушается произношение заднеязычных звуков (задняя часть спинки языка не дотягивается до нёба). Зубы должны быть в форме правильного прикуса. При нарушенном прикусе рот должен быть максимально прикрыт.
1. Ребенок должен имитировать смех. Делать это нужно после выдоха (плечи должны быть опущены), «смеяться» нужно негромко и низким голосом. Вы должны очень эмоционально (для того чтобы ребенок не догадался, что вы на самом деле произносите звук [х]) произносить слоги [ха — ха — ха] (звук [а] должен звучать, как нечто среднее между [а] и [э]).
2. Пусть ребенок «смеется», подставив ко рту ладонь и «попадая» в нее своими «смешками» (струя воздуха должна ощущаться горячей). Вначале вам не следует произносить звук [х] слишком отчетливо (особенно, если ребенок заменяет его на [ф]), пусть произнесение этих слогов больше напоминает смех.
3. В дальнейшем вы предлагаете ребенку «смеяться» более «внятно», «с нажимом» (он может «похохотать» «насмешливо», даже «издевательски»), «смешки» должны быть короткими и четко «попадать» в ладонь. Вы более внятно произносите звук [х].
4 . После этого под видом смеха ребенок должен повторять за вами слоги [хо — хо — хо], затем — слоги с другими гласными.
5 .Когда ребенок начнет безошибочно произносить звук, сообщите ему, какой звук он на самом деле выговаривает.

Постановка звука «Х» по подражанию.

Способ заключается в имитации смеха.

Смеяться надо после выдоха (плечи опущены), негромко, низким голосом.

Для контроля – ладонь, ощущающая «смешки» - толчки горячего воздуха.

В дальнейшем предлагается ребенку смеяться, произнося ХО-ХО-ХО, ХЭ-ХЭ-ХЭ, ХЫ-ХЫ-ХЫ и мягкие ХИ, ХЕ, ХЁ.


Постановка звука«Г».

Зондом- рамкой или шпателем от слога "ДА", передвигая кончик языка зондом внутрь рта, в начале слышится "ГЯ", а затем "ГА".

Постановка звука «К».
Звук «К» следует ставить механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука «Т». При этом звук «Т» должен быть у ребенка «чистым», т. е. произноситься без призвуков.
Ребенку предлагают произносить слог «ТА». В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог «ТЯ». Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог «КЯ».

Наконец, третий этап — еще более глубокий нажим на язык — дает твердый звук — «КА».
Довольно часто бывают такие случаи: как только педагог приближает свой палец ко рту ребенка, тот сразу же отодвигает язык в глубь рта — прячет язык от педагога. В таких случаях педагог должен приучить ребенка к пальцу. Для этого он просит ребенка произносить слог «ТА», а сам только кладет свой палец на кончик его языка, не нажимая на него. Так следует упражнять ребенка до тех пор, пока он не научится в этом положении не отодвигать кончик языка назад. Тогда педагог начинает выше описанную работу по постановке звука «К».
Сначала педагог пользуется для постановки только своим пальцем, но как только звук «К» получается правильно с его помощью, он учит ребенка пользоваться своим собственным пальцем.
Механическое воздействие на язык не следует прекращать слишком рано, иначе могут легко укорениться различные дефекты произношения к, например, мягкий звук или звук «К» с горловым оттенком.

Недостатки произношения звука «К».
1. Вместо«К»слышится просто краткий выдох или кашлеобразный звук, вызванный смыканием голосовых связок с последующим взрывом смычки. Язык участия в артикуляции не принимает.
Исправление: ставить звук заново.
2. «К»заменяется звуком«Х». Причина: язык неплотно прижимается к нёбу, оставляя щель, через которую с шумом проходит воздух.
Исправление: а) дать возможность ребенку на тыльной поверхности кисти руки ощутить разницу между резким толчком воздуха при «К» и плавной струей при «Х»;б) если это не поможет, ставить заново механическим способом.

3. Вместо«К»твердого слышится мягкое («кет» место «кот»). Причина: язык смыкается не с задней, а со средней частью нёба. Эта артикуляция является правильной для «КЕ»,«КИ», где звук «К»смягчается под влиянием следующих гласных.
Исправление : показать перед зеркалом, что язык должен быть оттянут назад. С помощью шпателя, пальца или зонда нажать на спинку языка и отодвинуть язык назад настолько, насколько это окажется необходимым для получения твердого «К». Показать ребенку, на какую глубину он должен вводить в рот свой палец (две фаланги).

4. Слышится глубокое, горловое «К», свойственное некоторым восточным языкам. Причина: язык смыкается своей корневой частью с нижним краем мягкого нёба и с задней стенкой глотки. Недостаток носит устойчивый характер и возникает обычно потому, что педагог или сам ребенок слишком глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука.
Исправление: ставить звук заново, исходя из слога «ТА» и нажимая на язык несколько менее глубоко, чем требуется для твердого «К» (чтобы ребенок вновь не сбился на горловое произношение звука).

5. После звука «К»в обратном слоге и в сочетании с другими согласными слышится призвук «Э» («Ы»). Обычно этот недостаток соответствует аналогичному дефекту произношения звуков «П» и «Т».
Исправление : а) проверить произношение звуков «П» и «Т», если оно страдает аналогичным дефектом, прежде всего исправить эти звуки;
б) устранить недостаток произношения звука к путем сопоставления со звуком «П» или «Т» («ап-ак, ат-ак»). Приложить руку ребенка к гортани и показать, что после произнесения звука «К» она не должна вибрировать. Временно преувеличить силу выдоха после взрыва, дав ее ощутить на тыльной поверхности ладони (или на полоске бумаги, поднесенной ко рту).

6. Вместо «К» получается «Г». Причина:в работу включаются голосовые связки. Обычно подобное озвончение звука «К» соответствует аналогичному дефекту произношения звуков «П» и «Т».
Исправление: а) проверить произношение звуков «П» и «Т», если они озвончаются, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить озвончение к путем сопоставления со звуками «П» и «Т» (па-ка, та-ка, апа-ака, ап-ак). Обратить внимание ребенка на то, что в момент смычки и взрыва гортань не должна вибрировать (приложить руку к гортани).
Временно преувеличить силу выдоха после взрыва.

7. Произношение «К», особенно в обратном слоге, напоминает звук, слышимый при откупоривании бутылки. Причина:состоит в том, что, как и при аналогичном недостатке произношения звуков «П» и «Т», одновременно со смычкой языка и нёба смыкаются и голосовые связки (без вибрации). Взрыв производится за счет воздуха, находящегося в полости рта и глотки.
Исправление : а) проверить произношение звуков «П» и «Т»и исправить его (если необходимо); б) сопоставлять произношение всех трех звуков (п — т — к; aп — ат —ак).
Во избежание возврата к дефектному произношению следует в течение некоторого времени требовать от ребенка, чтобы он произносил звук к с некоторым придыханием.