Можно снизить штраф за неуплату ндфл, если у компании финансовые трудности. Штраф за неуплату ндфл в срок: физическим, юридическим лицом Штраф за невовремя перечисленный ндфл

Все работодатели (организации и ИП), являясь налоговыми агентами, должны начислять, удерживать и перечислять НДФЛ с доходов, выплаченных своим работникам. Очень важно делать это своевременно и не нарушать сроки, установленные для перечисления налога в бюджет, во избежание образования недоимки и санкций со стороны ИФНС в виде штрафа за несвоевременную уплату НДФЛ. Неуплаченную вовремя задолженность налоговики могут обнаружить при проведении проверок, мониторингов и иных контрольных действий. В течение 3-х месяцев после обнаружения просрочки ИФНС выставит требование об уплате налога и пеней (п. 1 ст. 70 НК РФ), а также начислит штраф.

Рассмотрим, какими могут быть санкции для работодателей, нарушивших сроки уплаты НДФЛ.

Штрафные санкции за несвоевременную уплату НДФЛ

Если раньше налоговые агенты были обязаны уплатить НДФЛ в бюджет в тот же день, когда в банке снимались наличные деньги для выплат сотрудникам, или средства переводились на их счета, то с 2016 года эти правила изменились. Теперь перечислять налог следует не позднее, чем на следующий день после выплаты дохода работнику. НДФЛ, удержанный с больничных и отпускных, можно перечислить до конца месяца, в котором их выплатили сотруднику (п.6 ст.226 НК РФ).

За то, что НДФЛ налоговым агентом не уплачен, а равно и за несвоевременное перечисление налога, даже если просрочен лишь один день, агенту грозит штраф в размере 20% от суммы, которую он должен был перечислить в бюджет (ст. 123 НК РФ). Обязательное условие для применения данной санкции – отсутствие у налогового агента препятствий для удержания налога. Причем, исходя из судебной практики, ответственности в виде штрафа не избежать, даже если просроченный налог перечислить в бюджет до того, как будет сдана отчетность по НДФЛ и нарушение срока уплаты обнаружит налоговая инспекция (определение ВС РФ от 11.04.2016 № 309-КГ15-19652).

В случае, когда доходы были получены работником в натуральной форме, или в виде материальной выгоды, удержать НДФЛ получится только тогда, когда этому физлицу поступит от налогового агента любой доход в денежной форме (п. 4 ст. 226 НК РФ). При отсутствии денежного дохода удержать налог с работника невозможно. Чтобы избежать штрафа, налоговый агент обязан письменно сообщить о невозможности удержания НДФЛ самому налогоплательщику-физлицу и органу ИФНС (п. 5 ст. 226 НК РФ, письмо Минфина РФ от 09.02.2010 № 03-04-06/10-12). Сообщение представляет собой справку по форме 2-НДФЛ, которую нужно направить в срок до 1 марта года, следующего за отчетным (п. 2 Приказа ФНС от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611).

Если налоговый агент НДФЛ из дохода сотрудников удержал, но не перечислил в установленный срок, на сумму недоимки, возникшей в результате неуплаты налога, начисляются пени за каждый просроченный календарный день (п. 7 ст. 75 НК РФ). Размер пеней равен 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка, действующей в данный момент.

Если же НДФЛ из дохода работника вообще не удержали, то недоимку, а следовательно и пени, налоговики взыскать не вправе, поскольку по закону уплата налога за счет средств налогового агента невозможна (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Напоминаем, что санкции неизбежны также и за просроченную отчетность по налогу. Так, за несдачу 2-НДФЛ в установленный срок налоговому агенту грозит 200 рублей штрафа за каждую не предоставленную вовремя справку, а за пропуск сроков представления ежеквартального расчета 6-НДФЛ оштрафовать могут на 1000 рублей за каждый просроченный месяц, как полный, так и неполный (п. 1 и 1.2 ст. 126 НК РФ).

Подскажите пожалуйста срок давности при несвоевременной уплате НДФЛ в бюджет с заработной платы сотрудника. Предшествующий бухгалтер видимо "забывал" начислять заработную плату в течении квартала (январь, февраль и март 2013), соответственно при ее начислении (в апреле) выявилось запоздалое перечисление налогов в ФНС и ПФ. Чем грозит такое нарушение, или же можно провести начисления за все три месяца в апреле 2013. И если это возможно, то чем можно оправдать такой поступок?С уважением,Татьяна

Сроки начисления и выдачи зарплаты организация должны закрепить в трудовом (коллективном) договоре, Положении об оплате труда, других локальных документах. Такой порядок следует из статьи 136 Трудового кодекса РФ. Несвоевременное перечисление НДФЛ и страховых взносов влечет начисление пеней и штрафов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Документальное оформление

Зарплату начисляйте на основании документов, которые:
– устанавливают систему, форму и размер оплаты труда сотрудника (Положение об оплате труда, штатное расписание, приказы о приеме на работу, трудовые договоры и т. д.);
– подтверждают выполнение норм выработки (наряды, книги учета выработки, табели учета рабочего времени);
– влияют на сумму зарплаты в конкретном месяце (служебные записки, приказы о поощрении и т. п.).

Это следует из положений статей 129, 132, 135 Трудового кодекса РФ и указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.

Типовые формы первичных документов для учета труда и его оплаты, а также указания по их применению утверждены постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. Для некоторых отраслей разработаны специализированные унифицированные формы документов.

Сроки начисления и выдачи

Сроки начисления и выдачи зарплаты организация или предприниматель должны закрепить в трудовом (коллективном) договоре, Положении об оплате труда, других локальных документах. Такой порядок следует из статьи 136 Трудового кодекса РФ.*

Ответственность за несвоевременную выдачу зарплаты

Внимание: за несвоевременную выдачу зарплаты предусмотрена административная, уголовная и дисциплинарная ответственность (ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 145.1 УК РФ, ст. 192 ТК РФ).

Кроме того, за задержку зарплаты сотрудникам должна быть начислена компенсация (ст. 236 ТК РФ). Подробнее об этом см:
– Как рассчитать компенсацию за задержку выплаты зарплаты;
– Как отразить в бухучете и при налогообложении компенсацию за задержку выплаты зарплаты.

Если же просрочка составит более 15 дней, сотрудники вправе приостановить свою работу (ст. 136 ТК РФ).

Н.З. Ковязина

заместитель директора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России

Чтобы вовремя перечислить НДФЛ в бюджет, нужно определить:

  • дату получения дохода (ст. 223 НК РФ);
  • день, когда организация сможет удержать НДФЛ (п. 4 ст. 226 НК РФ);
  • срок уплаты НДФЛ (в зависимости от способа выплаты дохода) (п. 6 ст. 226 НК РФ).*

Дата получения дохода

Дата получения дохода – это день, в который возникает объект налогообложения по НДФЛ. Определяйте его в зависимости от вида дохода. Всего их два:

  • доходы, связанные с оплатой труда;
  • доходы, не связанные с оплатой труда.

К первому виду доходов, в частности, относятся:

  • зарплата;
  • премии;
  • вознаграждения по итогам работы за год;
  • доплаты за выполнение работ различной квалификации, при совмещении профессий, при работе в сверхурочное (ночное) время, в праздничные дни и т. д.

Полный перечень выплат, которые могут быть отнесены к доходам, связанным с оплатой труда, приведен в статье 129 Трудового кодекса РФ.

Ко второму виду относятся все остальные доходы, например:

  • дивиденды;
  • доходы по договорам гражданско-правового характера;
  • материальная выгода;
  • материальная помощь и т. д.

Даты получения доходов для целей обложения НДФЛ приведены в таблице.

Дата получения дохода при оплате труда

Датой получения дохода, связанного с оплатой труда, является последний день месяца, за который доход был начислен. Такое правило применяется независимо от того, в какой форме выплачивается доход – денежной или натуральной.* Это установлено пунктом 2 статьи 223 Налогового кодекса РФ.

Пример определения даты получения дохода в виде зарплаты для расчета НДФЛ

Начисленная сотрудникам ЗАО «Альфа» зарплата за декабрь прошлого года выплачена 13 января текущего года.

Датой получения дохода является 31 декабря прошлого года. Поэтому зарплата за декабрь включается в налоговую базу по НДФЛ за прошлый год независимо от фактической даты ее выдачи. Бухгалтер рассчитал налог в последний день месяца, за который была начислена зарплата.

В этот день он сделал проводку:

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»
– рассчитан НДФЛ с зарплаты сотрудников.

Дата удержания НДФЛ

После того как дата получения дохода определена, необходимо установить, когда организация сможет удержать НДФЛ. Для доходов в денежной форме это день выплаты денег человеку. НДФЛ с доходов, выданных в натуральной форме, удерживайте из любых денежных вознаграждений, выплачиваемых сотруднику.* При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов от суммы вознаграждения. Такие условия удержания НДФЛ установлены в пункте 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Сроки уплаты НДФЛ в бюджет

После того как дата удержания НДФЛ определена, можно установить срок перечисления удержанного налога в бюджет. Он зависит от формы дохода (денежная или натуральная) и от источника его выплаты.

НДФЛ с материальной выгоды и доходов, выплаченных в натуральной форме, перечисляйте на следующий день после фактического удержания налога.

НДФЛ с доходов сотрудников в денежной форме перечисляйте в следующие сроки:

  • в день получения денег в банке, если организация выплачивает доход наличными, полученными с расчетного счета;
  • в день перечисления денег на счета сотрудников, если организация выплачивает доход в безналичном порядке;
  • на следующий день после выдачи дохода, если организация выплачивает его из других источников.

Такой порядок предусмотрен пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ.* При определении сроков уплаты налога удобнее пользоваться таблицей.

Ответственность за несвоевременную уплату НДФЛ

Внимание: если налоговый агент не исполняет своих обязанностей или исполняет их не полностью, его могут привлечь к налоговой ответственности.

При перечислении НДФЛ в бюджет налоговые агенты должны соблюдать сроки, установленные статьей 226 Налогового кодекса РФ.* Положения статей 227 и 228 Налогового кодекса РФ, согласно которым НДФЛ можно платить по окончании года, на налоговых агентов не распространяются. Такой порядок подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. № 1051/11.

Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию и (или) перечислению в бюджет:

  • если в установленный срок налоговый агент не удержал (не полностью удержал) налог из денежных средств, выплаченных контрагенту;
  • если в установленный срок налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога.

Это следует из положений статьи 123 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 19 марта 2013 г. № 03-02-07/1/8500.*

Применение штрафных санкций не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Если НДФЛ перечислен в бюджет позже установленных сроков, то помимо штрафных санкций инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ).* Пени начислят в целом по организации с учетом даты получения дохода каждым сотрудником и фактических сроков удержания НДФЛ налоговым агентом (п. 2 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690).

Штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ можно избежать, если организация докажет, что у нее не было возможности удержать НДФЛ у сотрудника (п. 44 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5). При этом перечислять в бюджет сумму неудержанного НДФЛ за счет собственных средств налоговый агент не обязан (п. 9 ст. 226 НК РФ). Если удержать НДФЛ невозможно, то организация обязана в течение месяца уведомить налоговую инспекцию о неудержанной сумме налога (подп. 2 п. 3 ст. 24 и п. 5 ст. 226 НК РФ).

Если неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) может быть не только к налоговой, но и к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199.1 УК РФ).

Оштрафовать налогового агента по статье 122 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК РФ).

С.В. Разгулин

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

Сроки уплаты

По итогам текущего месяца сумму страховых взносов, рассчитанную нарастающим итогом с начала года и уменьшенную на сумму страховых взносов с начала года по предыдущий месяц, нужно перечислить во внебюджетные фонды. При этом сумму взносов, начисленных в ФСС России, можно дополнительно уменьшить на сумму расходов по обязательному социальному страхованию, понесенных организацией. Срок уплаты страховых взносов за текущий месяц – не позднее 15-го числа следующего месяца.* Если срок уплаты приходится на выходной (нерабочий, праздничный) день, перечислите страховые взносы в следующий за ним рабочий день.

Ежемесячные платежи по страховым взносам нужно перечислять в течение всего календарного года (ч. 4 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Перечислять страховые взносы нужно по местонахождению организации.

Пени за просрочку

Внимание: если ежемесячные платежи по страховым взносам были перечислены позже установленных сроков, контролирующие ведомства могут начислить организации пени (ч. 1 ст. 25 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).*

Штрафы за неуплату взносов

Внимание: если при проверке контролирующие ведомства выявят неуплату (неполную уплату) страховых взносов из-за занижения расчетной базы, неправильного расчета взносов или других неправомерных действий, организации придется заплатить штраф (ст. 47 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).*

Размер штрафа составит 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов. Если организация занизила страховые взносы умышленно, то размер штрафа увеличится до 40 процентов. Это следует из частей 1, 2 статьи 47 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пункта 2.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р.

Л.А. Котова

заместитель директора департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Ханина Ольга.

Ответ утвержден:

Ведущий эксперт Горячей линии "Системы Главбух"

Гранаткин Сергей.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=14

  • Скачайте формы

Разъясните, пожалуйста, порядок начисления штрафа за несвоевременную уплату НДФЛ. Допустим, у меня срок оплаты стоит 10-го числа, перечислила 12-го. За сколько дней будет пеня? Штраф ИФНС начисляет от общей суммы, не перечисленной 10-го числа, в размере 20 процентов. Насколько это правомерно?

Мнение эксперта

Сначала расскажем о пенях.

Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего дня за днем, установленным законодательством для уплаты налога в бюджет.

Когда по результатам камеральной проверки выявят просрочку, составят акт проверки.

Даже если просрочка уплаты НДФЛ составила всего один день, Налоговый кодекс не содержит положений, на основании которых организация может быть освобождена от ответственности.

Однако вы вправе обратиться в налоговую инспекцию с просьбой об уменьшении размера штрафа на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса. В этой норме речь идет о смягчающих вину обстоятельствах, среди которых указаны «иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность». В вашем случае смягчающим обстоятельством вы можете попробовать заявить незначительный срок просрочки. Но не факт, что налоговая инспекция пойдет вам навстречу и снизит штраф.

Каждое физическое лицо должно уплачивать со своих доходов налог в пользу государства. Если физическое лицо официально трудоустроено, то налоги за него отчисляет работодатель. Он является налоговым агентом по отношению к своему работнику. В статье мы рассмотрим какая ответственность налоговых агентов по НДФЛ при неуплате.

Кто такие налоговые агенты?

Принято выделять только налогоплательщиков и налоговые органы. Но существует ещё одна категория – это налоговые агенты. К данной категории относят российские предприятия, представительства работодателей из других стран, индивидуальные предприниматели, которые имеют в своём штате нанятых работников.

Какие обязанности есть у налоговых агентов

Как и любой другой стороны налоговых правоотношений, у агенты имеют свои налоговые обязанности как по отношению к плательщикам, так и к органам:

  • Правильный расчёт суммы налога к уплате в установленные сроки;
  • Удержание налога из дохода, полученного физическим лицом;
  • Перечисление налога в бюджет в сроки, установленные законодательством;
  • Сдача декларации по НДФЛ, с указанием удержанной суммы;
  • Если в контрагента нет возможности своевременно удержать и перечислить налог, налоговый агент должен уведомить об этом ФНС в течение 1 месяца с той даты, когда он узнал об этом;
  • Хранить все документы, которые подтверждают расчёт, удержание и перечисление налога в бюджет в течение сроков, которые установлены для таких документов.

Доход можно получать как в денежной, так и в натуральной форме. В том случае, если выплата дохода произошла в натуральной форме, то с налогового агента снимается обязанность по расчёту, удержанию и уплате подоходного налога. Такая обязанность есть, только если доход получен в денежной форме.

Ответственность налоговых агентов

Так как у агента есть свои обязанности, то есть и ответственность за их неисполнение. Такой вид ответственности называется налоговая.

Агент отвечает за следующие действия:

  • Вовремя не сообщил в налоговую инспекцию о том факте, что он не может удержать подоходный налог с налогоплательщика;
  • Не полностью перечислил сумму налога за налогоплательщика;
  • Вовремя не перечислил удержанную с налогоплательщика сумму подоходного налога.

За правонарушения агент привлекается к ответственности по ст. 123 НК РФ. В дополнение агент имеет ответственность за:

  • Отказ предоставить по требованию ФНС справки по форме 2-НДФЛ (→ ), подтверждающие правильность расчёта, удержания и факт уплаты налога в бюджет;
  • Предоставление сведения о подоходном налоге нанятых налогоплательщиков в неполном или искажённом виде.

За эти правонарушения агент привлекается к ответственности по ст. 126 НК РФ.

Что такое налоговая ответственность

Согласно НК РФ, налоговый агент обязан сам рассчитывать НДФЛ за каждого работника, удерживать его, а затем уплачивать в бюджет. Это его непосредственная обязанность.

Подоходный налог необходимо рассчитывать и исчислять каждый раз, когда работник получает доход, то есть 2 раза в месяц. А перечислять НДФЛ нужно не позднее того дня, когда в банке получены наличные средства на выплату заработной платы сотрудникам.

Если налоговый агент не выполняет возложенные на него обязанности, то это влечёт за собой ответственность, которая предусмотрена ст. 123 НК РФ. Этой статьёй предусмотрены штрафы за то, что налоговый агент неправомерно удерживает или не удерживает вовсе суммы налога к перечислению в установленный срок.

Санкции налогового агента за несвоевременную уплату или неуплату вовсе НДФЛ, удержанного с физического лица

Если налоговый агент не выполняет возложенные на него обязанности, то он привлекается к налоговой ответственности. В НК РФ есть статья 120, которая предусматривает штрафные санкции в отношении агента, который не уплатил или уплатил не вовремя подоходный налог, удержанный с физического лица.

Кроме того, в ст. 75 сказано, что за каждый день просрочки платежа, ФНС имеет право начислить на всю сумму задолженности пени.

Пени на несвоевременную уплату налога в бюджет

Если налоговый агент вовремя не уплачивает удержанные суммы подоходного налога, согласно ст. 75 НК РФ, чревато для него начислением пени за каждый день просрочки. Кроме того, пени могут быть взысканы и в том случае, если налог и вовсе не был удержан, то есть из собственных средств агента.

Важно! Ст. 226 НК РФ запрещена уплата подоходного налога за счёт собственных средств агента. Поэтому вовремя неуплаченный налог ФНС не может с него взыскать. А пени взыскать могут!

Если удержанный налог был уплачен в более поздние сроки, то пени будут удерживаться за каждый день просрочки, начиная с момента фактического получения налогоплательщиком дохода и, заканчивая днём, когда оплата была произведена.

Налоговый агент должен вести учёт доходов физического лица, с которого он удерживает подоходный налог. Если этого не делать, то это также является налоговым правонарушением. За такое правонарушение также предусмотрена ответственность и по ст. 120 НК РФ, подразумевающая штрафные санкции в отношении налогового агента.

В зависимости от нарушения, меры по ст. 120 НК РФ различаются:

Размер пени, установленный ст. 75 НК РФ, равен 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки на всю сумму неуплаченного налога.

Например, агент должен был заплатить налог за физическое лицо 10 дней назад в размере 8 000 рублей. Ставка рефинансирования (она же ключевая ставка) определяется ЦБ РФ (на текущий момент она 10,5%).

Размер пени равен 8 000 * ((1/300 * 10%))* 10 = 26 ,67 рублей за 10 дней задолженности.

Штрафы за несвоевременную уплату налога. Пример расчета

В НК РФ есть 120, которая подразумевает штрафные санкции против налогового агента, который вовремя не заплатил или не заплатил вовсе подоходный налог, удержанный с налогоплательщика.

Согласно этой статье, сумма штрафа составляет 20% от той суммы, которая не была уплачена агентом.

Пример расчёта суммы НДФЛ к уплате и размер возможного штрафа за несвоевременную уплату:

Дата выдачи заработной платы Размер заработной платы Дата уплаты НДФЛ Сумма налога к уплате Штраф – 20% от неуплаченной суммы
15 января 45 000 17. 01 5 850 1 170
15 февраля 47 000 17. 02 6 110 1 122
15 марта 42 000 17. 03 5 460 1 092
15 апреля 45 000 17. 04 5 850 1 170
15 мая 48 500 17. 05 6 305 1 261
15 июня 52 000 17. 06 6 760 1 352
15 июля 38 500 17. 07 5 005 1 001
15 августа 40 000 17. 08 5 200 1 040
15 сентября 42 000 17. 09 5 460 1 092
15 октября 45 000 17. 10 5 850 1 170
15 ноября 47 500 17. 11 6 175 1 235
15 декабря 45 000 17. 12 5 850 1 170
537 500 69 875 13 975

Но применять такую санкцию можно только в том случае, если у агента была возможность для удержания. Так если доход был выплачен в натуральной форме, то произвести удержание налога не представляется возможным. Применять санкции, в данном случае, нельзя.

Кроме того, ФНС, кроме штрафа могут взыскать с агента недоимку по налогу и пени.

Что делать, если невозможно удержать НДФЛ?

Налоговый агент не всегда не может удержать с налогоплательщика подоходный налог. Это касается таких ситуаций, когда доход выплачен в натуральном виде или в виде материальной помощи.

Если произошла такая ситуация, то налоговый агент должен письменно уведомить налоговые органы о сложившейся ситуации. Кроме того, он должен уведомить и ФНС и самого налогоплательщика о сумме налога, которая не поддаётся удержанию. На этом обязанности налогового агента будет считаться исполненными.

Ни штраф, ни пени к нему применить будет нельзя. Но, невозможность удержать налог должна появиться с момента получения физическим лицом дохода и до окончания налогового периода. То есть, если до конца календарного года налогоплательщик получит доход в денежной форме, то агент должен будет удержать с него ранее не удержанную сумму.

Ответы на вопросы по ответственности налоговых агентов

Есть несколько вопросов и ответов, которые нужно осветить дополнительно.

Вопрос №1. Налоговый агент неправильно указал реквизиты платежи по перечислению НДФЛ в бюджет. Как ответственность его ждёт?

Ошибка в реквизитах платежа в платёжном документе чревата тем, что платёж не поступит вовсе, либо ФНС «не опознает» эту сумму. Тогда будет считаться, что данный налоговый агент не перечислил удержанную сумму налога в бюджет в указанные законом сроки.

За это к нему могут применить штрафные санкции по ст. 123 НК РФ и ст. 75 НК РФ.

Ошибку можно быстро исправить. Для этого нужно написать заявление в ФНС об уточнении платежа. В заявлении нужно указать, какая именно ошибка была допущена в платёжке, и высказать свою просьбу о проведении уточнения по данному налогу и произвести перерасчёт уже начисленных пеней.

К заявлению прикладывается «неправильный» платёжный документ, на котором должна стоять печать банка. Но перед лучше провести сверку платежей. Закон не указывает на сроки, в течение которых нужно подавать заявление.

Вопрос №2. Налоговый агент вовремя не перечислил удержанный у физического лица подоходный налог. Какие санкции к нему могут быть применены?

Вовремя не уплаченный, но удержанный подоходный налог приравнивается к тому, что он не уплачен вовсе. Это налоговое правонарушение. Налогового агента могут привлечь к ответственности по ст. 123 НК РФ и по ст. 75 НК РФ.

Перечислять налог нужно по фактической дате получения физическим лицом налогооблагаемого дохода. За каждый день просрочки платежа налоговая инспекция вправе начислять пени в размере 1/300 ставки рефинансирования на дату возникновения долга за каждый день задолженности.

Кроме того, на налогового агента могут возложить штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Вопрос №3. Работник уже уволился, а работодатель «забыл» удержать с некоторой суммы полученного им при увольнении дохода, подоходный налог. Чем может грозить такая «забывчивость»?

Работодатель, как налоговый агент, может быть привлечён ФНС к ответственности по ст. 123 НК РФ и по ст. 75 НК РФ. Кроме того, работодатель обязан не позднее 01 марта следующего года письменно уведомить и самого сотрудника о «своей забывчивости», а налоговой орган о невозможности удержать с данного лица налог, так как работник уже уволился.

Работник, после получения такого уведомления, должен лично, не позднее 15 июля, уплатить налог в бюджет. Сумма налога, которая не была удержана должна быть указана в уведомлении. Кроме того, работодатель должен позаботиться о том, чтобы бывший сотрудник был уведомлён должным образом. Поэтому уведомление вручается либо лично в руки, и бывший работник ставит свою подпись о получении, либо присылается по почте письмом с уведомлением.

Вопрос №4. Работодатель не уведомил сотрудника о невозможности удержать у него подоходный налог. Кто будет нести ответственность?

О том, что с дохода работника невозможно удержать налог, работодатель должен уведомить в течение 1 месяца. В соответствии со ст. 228 НК РФ, работник должен будет сам уплатить налог в бюджет.

На сумму неуплаченного налога будут «капать» пени. Обязанность по их уплате возложена на работодателя, так как именно он является налоговым агентом и обязан удерживать и уплачивать со своих сотрудников налог.

Работник не может быть привлечён к ответственности, так как работодатель не выполнил свои обязанности по его уведомлению.

Вопрос №5. Какой срок давности для взыскания штрафа за неуплаченный налоговым агентом НДФЛ?

Согласно ст. 89 НК РФ, при проверке документов у налогового агента охватывается срок за последние 3 года. Если в течение этого срока будут выявлены нарушения по уплате НДФЛ с физических лиц, то инспекторы «накрутят» пени на все дни просрочки и предъявят штраф. Можно сделать вывод, что давности по взысканию штрафа – 3 года.

Когда налогоплательщик проиграл судебную баталию и ему начислена недоимка по налогам (сборам), имеется ли возможность хотя бы снизить начисленную сумму штрафных санкций? На практике налоговики зачастую не учитывают обстоятельства, которые позволяют снизить размер штрафа минимум в 2 раза.

По общему правилу, при наличии смягчающих обстоятельств налоговый штраф должен быть уменьшен минимум в 2 раза (п.3 ст.114 НК РФ). Налоговая инспекция при вынесении решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения зачастую не учитывает у налогоплательщика наличие смягчающих обстоятельств для снижения штрафа (постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 11.06.1999 г. №41/9 и Конституционного суда РФ от 15.07.1999 г. №11-П).

Статьей 106 НК РФ предусмотрено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность в НК РФ.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут компании и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 и 18 НК РФ (п.1 ст.107 НК РФ).

В соответствии с п.1 ст.112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

При этом непредставление документов, например, по причине болезни главного бухгалтера должно быть документально подтверждено, иначе данный факт будет отклонен судом (Решение АС Нижегородской области от 04.10.2016 г. №А43-23657/2016).

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

Тяжелое материальное положение является смягчающим обстоятельством только для физического лица (Постановление АС Московского округа от 06.09.2016 г. №А41-100873/2015).


3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Иными словами, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, указанный в ст. 112 НК РФ, не является исчерпывающим.

Смягчающие ответственность обстоятельства за совершение налогового правонарушения устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст.114 НК РФ (п.4 ст.112 НК РФ).


Таким образом, судом, рассматривающим дело, так же как и налоговым органом при привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по результатам мероприятий налогового контроля, могут быть признаны смягчающими иные обстоятельства.

Как указано в п.19 постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 г. №41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ», если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в п.1 ст.112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ.

Судебная практика рассмотрения смягчающих обстоятельств, позволяющих снизить штраф

Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 г. №13-П, суды при наложении санкции должны учитывать характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции РФ недопустимо.

На практике налоговики в лучшем случае снижают штраф в 2 раза. Однако суды снижают штрафы в 10 раз и больше. Проанализируем, какие смягчающие обстоятельства позволяют существенно снизить штраф. Тяжелое финансовое положение компании позволило снизить размер штрафа за неуплату налога на прибыль и НДС с 846,9 тыс. рублей до 169,4 тыс. рублей, т.е. в 5 раз (Постановление АC Северо-Западного округа от 14.04.2017 г. №А13-7201/2015). А впервые совершенное правонарушение позволяет снизить штраф за неправомерный вычет НДС в 2 раза (Решение АС Ямало-Ненецкого АО от 17.04.2017 г. №А81-4/2017).

Штрафы налоговому агенту за неперечисление (несвоевременное перечисление) НДФЛ

В соответствии со ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, и компания, являясь налоговым агентом, обязана при перечислении заработной платы удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика, уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

Как показывает судебная практика, если речь идет об исполнении обязанностей налогового агента и, соответственно, снижении штрафа по ст.123 НК РФ, то суды оставляют без внимания такие причины налогового агента, как:

  • последствия ликвидации аварии в компании;
  • введение процедуры наблюдения сроком на шесть месяцев в рамках производства и связанная с этим приостановка деятельности организации;
  • снижение производительности работ;
  • отсутствие навигации и тяжелые погодные условия;
  • сложное финансовое положение;
  • важность налогоплательщика для города, в связи с созданием рабочих мест и обеспечением занятости населения.

Как отмечают суды, из положений ст.24 НК РФ следует, что налоговый агент должен не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из налогового законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния.

Функция налогового агента сводится к исчислению, удержанию из доходов налогоплательщика и своевременному перечислению в бюджет НДФЛ, но никоим образом не к распоряжению по своему усмотрению такими средствами.

В действительности, оставляя данный налог на предприятии, заявитель вместо исполнения обязанностей налогового агента незаконно использовал удержанные денежные средства в текущей деятельности компании.

Таким образом, вмененное компании налоговое правонарушение совершено умышленно, то есть компания осознавала противоправный характер своих действий.

В силу изложенного, довод компании о наличии на предприятии тяжелого финансового положения в целях признания такого обстоятельства, смягчающим налоговую ответственность и снижения размера наложенного штрафа суд не принимает. В рассматриваемом случае в действиях налогоплательщика суд усмотрел явное пренебрежительное отношение компании к исполнению своей обязанности как налогового агента на протяжении продолжительного периода, в связи с чем, применение пп.3 п. 1 ст.112 в корреспонденции с п.3 ст.114 НК РФ не будет соответствовать публичным интересам государства.

Цена вопроса в данном решении – штраф в размере 6, 6 млн рублей (Решение АС Сахалинской области от 17.04.2017 г. №А59-447/2017).

В подобном деле суд также не учел в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, добросовестность налогового агента и признание им вины в совершенном правонарушении, отсутствие неблагоприятных экономических последствий правонарушения и причиненного государству материального ущерба, тяжелое финансовое положение в проверяемом периоде, повлекшее несвоевременное перечисление НДФЛ, отсутствие умысла в совершенном правонарушении.

Судьи подчеркнули, что добросовестное исполнение обязанностей является нормой поведения. А средства, удержанные из доходов работников компании в качестве НДФЛ, не являются для налогового агента собственными и он не вправе самостоятельно ими распоряжаться.

Кроме того, судом было учтено, что ранее по результатам налоговой проверки компании уже принимался акт о привлечении к налоговой ответственности за неполное перечисление сумм НДФЛ (Определение АС Волгоградской области от 23.03.2017 г. №А12-41063/2016).

Добиться существенного снижения штрафа за неуплату НДФЛ даже при наличии нескольких смягчающих обстоятельств, в суде очень трудно (Постановления АС Северо-Кавказского округа от 30.01.2017 г. №А63-3695/2015, Уральского округа от 24.03.2016 г. №Ф09-1066/16).


Размер штрафа сам по себе не является достаточным основанием для его снижения. Как правило, налоговым агентам могут снизить штраф в 2 раза (за небольшую просрочку в перечислении НДФЛ). И исключением является снижение штрафа в 6,9 раза за несвоевременное перечисление НДФЛ (Постановление АС Дальневосточного округа от 05.10.2016 г. №Ф03-4598/2016).

«Пенсионные» штрафы

Можно ли снизить штраф за опоздание со сдачей пенсионной отчетности?

С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются гл.34 НК РФ.

Соответственно, при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться гл.15 НК РФ.

Однако, до 01.01.2017 г., по мнению специалистов ПФР, в пенсионном законодательстве не указаны обстоятельства, исключающие вину лица в связи с непредставлением страхователем в установленный срок отчетности, не определен порядок снижения сумм штрафов за данное правонарушение. Поэтому сумма штрафа не подлежит пересмотру и снижению.

Но, как свидетельствует судебная практика, размер штрафа можно существенно снизить. Нельзя однозначно сказать насколько будет снижен размер штрафа за позднюю сдачу отчетности. Суды по-разному оценивают наличие смягчающих обстоятельств.

В Постановлении от 19.01.2016 г. №2-П Конституционный суд РФ указывает на индивидуализацию содержания (объема) ответственности. То есть должны быть рассмотрены конкретные обстоятельства, которые послужили причиной несвоевременного представления отчетности для рассмотрения их судом при принятии решения о смягчении вины и снижении суммы штрафных санкций.

ПРИМЕР №1

Компания представила индивидуальные сведения по форме РСВ-1 с нарушением установленного срока на 4 месяца, что послужило основанием для привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 945 618, 26 рублей.

В качестве смягчающих обстоятельств компания привела в суде следующие факты:

  • отсутствие причинения существенного вреда государственным и общественным интересам, в связи с незначительностью нарушения срока предоставления сведений (4 месяца);
  • задолженности по страховым взносам не имеется;
  • совершение такого правонарушения впервые.

Компанией данное нарушение не оспаривалось, а в качестве причины была названа смена руководства и главных бухгалтеров, в связи с чем, была утеряна база расчета налогов.

Но данные доводы суд не принял, поскольку сам по себе факт уплаты взносов не влияет на правонарушение связанное с не представлением индивидуальных сведений, поскольку обязанность по уплате взносов и обязанность по представлению индивидуальных сведений являются различными.

Таким образом, решение ПФР оставлено в силе (Решение АС города Москвы от 24.03.2017 г. №А40-248810/2016).

В аналогичных делах (страхователи представили сведения индивидуального (персонифицированного) учета с нарушением установленного срока) суд признал соразмерной сумму штрафа в размере 1 000 рублей (Решение АС Ульяновской области от 10.01.2017 г. №А72-16860/2016), 8 000 рублей, т.е. снизил в 5 раз (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2017 г. №А60-57728/2016), 1 000 рублей, т.е. снизил в 8 раз (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017 г. №А60-51998/2016).

В споре с фондом компании удалось снизить штраф со 131 000 рублей до 1 000 рублей, т.е. в 131 раз (Решение АС Республики Марий Эл от 01.12.2016 г. №А38-9108/2016). Арбитражный суд учел в качестве смягчающих ответственность следующие обстоятельства: признание совершения правонарушения, совершение правонарушения впервые, отсутствие негативных последствий для работников и бюджета, социально-значимый характер деятельности предприятия.

А в другом споре судьи, учитывая правовой статус и порядок финансирования страхователя, являющегося муниципальным бюджетным образовательным учреждением, посчитали возможным снизить размер штрафа с 33 000 рублей до 100 рублей, т.е. в 330 раз (Решение АС Алтайского края от 12.04.2017 г. №А03-3194/2017).


Значительного снижения штрафа удается добиться социально значимым компаниям. Например, суд принял во внимание то обстоятельство, что деятельность учреждения является социально значимой, направленной на сохранение здоровья населения, что оно обеспечивает работой 55 человек. Кроме того, суд отметил, что неуплата учреждением страховых взносов обусловлена его добросовестным заблуждением относительно применяемого тарифа (т.е. страхователь неправомерно применял пониженный тариф), неверным толкованием правовой нормы (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 г. №А50-18767/2016).

Можно ли учесть смягчающие обстоятельства при одновременном наличии отягчающих?

В НК РФ приведены лишь обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельством, совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. При этом лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа (п.2, п.3 ст.112 НК РФ).

А можно ли применить смягчающие обстоятельства при одновременном наличии отягчающих? Суды допускают такую возможность, поскольку установление отягчающих ответственность обстоятельств не является юридическим препятствием применения смягчающих обстоятельств (Постановление АС Центрального округа от 14.07.2015 г. №Ф10-2166/2015).

Налоговое законодательство не предусматривает запрет одновременного учета как отягчающих, так и смягчающих ответственность обстоятельств (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 08.02.2017 г. №А15-2171/2015).

Можно ли применить смягчающие обстоятельства для снижения размера пени?

Наличие смягчающих обстоятельств не поможет снизить размер пеней (Постановление КС от 17.12.1996 г. №20­П). Снижение суммы штрафа не несет за собой ущерба бюджету, поскольку согласно правовой позиции КС РФ (Постановление от 17.12.1996 г. №20-П, определение от 04.07.2002 г. №202-О), компенсацией потерь бюджета в связи с несвоевременной уплатой в бюджет налогов является пеня, которая представляет собой дополнительный и обязательный платеж в бюджет.

Арбитражные суды опираются на вышеприведенную позицию КС РФ (Постановление АС Московского округа от 02.02.2017 г. №А40-66585/2016). И размер сниженного штрафа не имеет значения, поскольку «…из совокупности положений указанных норм не следует, что при наличии смягчающих обстоятельств подлежит снижению помимо штрафа за совершение налогового правонарушения еще и размер пени, т.е. денежной суммы, подлежащей выплате в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки, которая является способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов» (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 г. №А68-5374/2016).