Логопедическое обследование детей с онр. Карта психолого-логопедического обследования ребенка старшего школьного возраста Логопедическая диагностика детей 5 6 лет

Протокол обследования устной речи

Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________

Дата рождения, возраст (лет, мес.)_____________________Время обследования________

Строение и подвижность артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ)_______________________

Зубы(диастема(щель между верхними резцами),кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов), крупные_________________________________________________________________________

Прикус прогнатия(выступание верхней челюсти), прогения(выступание нижней челюсти), боковой открытый прикус, передний открытый прикус, норма_________________________________________

Небо(твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо, уплощенное,»готическое», куполообразное; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка, норма______________________________

Язык: излишне толстый, не уменьшающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка, маленький, норма________________________________________________________________

Подвижность артикуляционного аппарата

Для губ: вытянуть вперед-покой_________________________оскал-покой________________________

Круговое движение губ хоботком_______________________поднять вверх верхнюю губу опустить_________________________________ вниз нижнюю губу_____________________________

Для языка: показать широкий язык________________________узкий язык_______________________

Лакательные движения языком___________________________пощелкать языком________________

Присасать к твердому небу_______________________________________________________________

Состояние общей и мелкой моторики

  • Попрыгать на одной ноге, на обеих ногах.
  • По команде логопеда «Раз» одновременно поставить ноги на ширине плеч, руки на пояс_____________________________________________________________________________
  • Положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы(«пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе(«Пальчики помирились»). Повторить 5-6 раз;
  • Поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Повторить 5-6 раз.____________________________________________________________________________

Состояние звукопроизношения

Инструкция: «Повтори за мной предложение».

Бабушка сушила мокрое белье на веревке.

(если выявляются дефекты звукопроизношения, то предлагаются слова)

Инструкция: «Повтори за мной слова».

Собака – маска – нос_________________щука-вещи-лещ__________________

Сено – василек – высь________________чайка-очки-ночь_________________

Замок – коза________________________рыба-корова-топор_______________

Зима – магазин______________________река-варенье-дверь_______________

Цапля – овца – палец_________________лампа-молоко-пол_______________

Шуба – кошка – камыш______________лето-колесо-соль_________________

Жук – ножи_________________________

Свистящие(характер нарушений)

Шипящие(характер нарушений)

С "

З "

Сонорные (характер нарушений)

Другие звуки (характер нарушений)

Л "

Р "

Состояние слоговой структуры слова

Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

  • Повтори слова

Светофор _____________________сковорода_____________________фотограф___________________

Вертолет _____________________велосипед_____________________автомобиль_________________

Парикмахер __________________мотоциклист___________________

  • Повтори предложение

Мальчики слепили снеговика_____________________________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод_________________________________________________________

Волосы подстригают в парикмахерской_____________________________________________________

Саше понравился пластмассовый кораблик_________________________________________________

У девочки Дины котенок Тима.____________________________________________________________

Регулировщик стоит на перекрестке._______________________________________________________

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Проверка состояния фонематического восприятия

  • Повтори за мной слоговые ряды и слова

та-да-та ____________________________ да-та-та ___________________________

ка-га-га ____________________________ га-га-ка ___________________________

па-ба-па____________________________ ба-ба-па___________________________

кот-год-кот______________________________ том-ком-гном _____________________________

том-дом-ком____________________________ мак-бак-так _______________________________

Состояние фонематического анализа и синтеза

  • Скажи, какой первый звук в слове

А – Аня, аист, астра_____________

О – осы, Оля, окна______________

И – Ира, ива, ил________________

У – улица, уши, Уля_____________

  • Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце)

С – сад_____________________фокус______________________лиса_____________________

К – кошка____________________окно______________________мак_____________________

  • Определение последовательности звуков в слове САНИ (МАК, СОК)

Какой звук ты слышишь в начале слова сссани?__________

Какой звук ты слышишь после звука с? и т.д_____________

Фонематический синтез

  • Составь слова из звуков

[с],[а],[д]__________________[д],[о],[м]___________________[р],[у],[к],[а]_________________

[п],[о],[ч],[к],[а]_______________

  • Фонематические представления

Подбери слово на заданный звук. Инструкция: «Назови слово со звуком [с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ]». (отобрать картинки, в названии которых имеется данный звук.

Например, на звук [с ]: самолет, стакан, сыр, сумка, сосна_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности словарного запаса

Исследование номинативного словаря

  • Назови, какие ты знаешь?

Овощи_____________________________________________________________________

Фрукты ____________________________________________________________________

Одежда ____________________________________________________________________

Обувь ______________________________________________________________________

Мебель_____________________________________________________________________

Времена года _______________________________________________________________

Транспорт __________________________________________________________________

Дикие животные_____________________________________________________________

Домашние животные _________________________________________________________

Птицы _____________________________________________________________________

Цветы______________________________________________________________________

Деревья ____________________________________________________________________

Грибы _____________________________________________________________________

Ягоды _____________________________________________________________________

Профессии _________________________________________________________________

  • Назови предмет по его описанию

Инструкция: «Как называется предмет, в котором варят суп?_________________________

Как называется предмет, которым копают землю?__________________________________

Как называют место, на котором выращивают овощи?_______________________________

  • Знание обобщающих слов

Яблоко, груша,банан, слива_____________________________________________________

Картофель, помидор, огурец_____________________________________________________

Платье, кофта, юбка, майка______________________________________________________

Кеды, сапоги, тапки, кроссовки___________________________________________________

Диван, кровать, шкаф, кресло______________________________________________________

Зима, весна, лето, осень__________________________________________________________

Автобус, мотоцикл, машина, ______________________________________________________

Лиса, заяц, волк, медведь_________________________________________________________

Корова, лошадь, коза, свинья______________________________________________________

Сорока, дятел, воробей___________________________________________________________

Мак, роза, василек_______________________________________________________________

Береза, сосна, рябина____________________________________________________________

Маслята, подберезовик, сыроежка__________________________________________________

Малина, земляника, смородина, ежевика____________________________________________

Повар, маляр, врач_______________________________________________________________

  • Подбор синонимов

Радость ________________________печаль___________________________________________

Врач___________________________шофер____________________________________________

Исследование атрибутивного словаря

  • Подбор определений к словам:

Например: Туча черная

Лес _____________________________________дом____________________________________

Небо ___________________________________дорога___________________________________

Мама __________________________________книга____________________________________

  • Подбор относительных прилагательных

Стол какой(деревянный), а стакан?»

Вата_________________________________замок_______________________________________

Ранец _______________________________шуба________________________________________

Ваза ________________________________снег_________________________________________

Ремень______________________________море________________________________________

Мед________________________________лист_________________________________________

  • Подбор антонимов

широкий ____________________ длинный _________________ высокий ___________________

весёлый _____________________ светлый _________________ больной ___________________

прямой _____________________ сухой ____________________ холодный _________________

Исследование предикативного словаря

  • Называет действия. Кто как передвигается?

Собака _________________________лошадь__________________________________________

Ворона _________________________человек_________________________________________

Червяк __________________________бабочка________________________________________

Рыба ___________________________черепаха________________________________________

  • Кто как голос подает?

Собака __________________утка________________________петух________________________

Гусь_____________________ворона_____________________лошадь______________________

Жук_____________________кошка______________________волк_________________________

  • Действия людей различных профессий

Маляр___________________________портной_________________________________________

Врач_____________________________парикмахер_____________________________________

Летчик___________________________тракторист______________________________________

Исследование грамматического строя речи

  • Исследование способности словоизменения
  • образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:

множ.число им.пад.

множ.число родит.пад.

стул

ведро

воробей

дом

пчела

ухо

утёнок

окно

  • Образование существительных множественного числа

Дом-дома-домов

Дерево-________________________________________________________________________

Яблоко_________________________________________________________________________

Окно-окна-окон

Марка_________________________________________________________________________

Стол___________________________________________________________________________

Шар___________________________________________________________________________

Книга_________________________________________________________________________

Вишня_________________________________________________________________________

  • Согласование прилагательных с существительными

(используются предметные картинки. Образец: шар-красный, чашка-красная, платье-красное.)

Шарф____________________________Шапка_________________________________________

Пальто___________________________

  • Образование названий детенышей

у кошки ____________________ у собаки __________________ у свиньи ___________________

у медведя ___________________ у зайца _________________ у лисы_____________________

у коровы ___________________ у лошади __________________ у овцы_____________________

у мыши ____________________ у лягушки _________________ у курицы __________________

Исследование способности словообразования

  • образование уменьшительно-ласкательной формы:

дом______________________ ёлка ______________________ Женя _______________________

стул_____________________гриб _______________________ Костя _______________________

кровать__________________ложка______________________кукла________________________

  • образование прилагательных от существительных

Дерево-деревянный

Резина________________________стекло__________________хрусталь___________________

Кожа_________________________железо__________________шелк______________________

Бумага_______________________кружево_________________

  • образование глаголов префиксальным способом

Инструкция: «Покажи где мальчик пришел……..?!»

Шел (пришел, ушел, подошел, дошел)

Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит)

Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает)

стул

ручка

Обследование связной речи

  • составление рассказа по картинке__________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • составление рассказа по серии картин ________________________________________________________________________________

    СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 6-7ЛЕТ

    1. Исследование неречевых психических функций

    а/ восприятие и воспроизведение ритма из 5 элементов

    Цель. Выявить состояние слухового восприятия.

    Оборудование: дудочка.

    Логопед предлагает послушать и повторить самостоятельно:

    - - . . -, - . . - -, - - . . ., . . . - - / - длительный звук, . -короткий звук/

    б/восприятие и называние основных цветов:

    Цель. Выявить состояние зрительного восприятия, уровень развития активной речи.

    Оборудование. Предметная картинка с изображением геометрических фигур разных

    цветов и оттенков.

    Белый, черный, зеленый, красный, желтый, синий;

    Оттенков: коричневый, оранжевый, розовый, фиолетовый, голубой.

    Логопед предлагает назвать: Какого это цвета?

    в/зрительно-пространственный гнозис и праксис:

    Цель. Выявить состояние зрительно- пространственного гнозиса и праксиса.

    Оборудование: разрезные картинки /из 5 – 8частей/

    Логопед предлагает показать:

    Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

    Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади.

    Складывание разрезных картинок из 5-8 частей.

    Логопед просит ребенка собрать рассыпавшуюся картинку.

    Г/ состояние ручной моторики:

    Цель. Выявить состояние мелкой моторики.

    Логопед предлагает: Давай поиграем, Делай, как я.

    - «пальчики правой и левой руки здороваются»,

    - «здороваются пальчики только правой, только левой руки»,

    - «игра на рояле»/пальцы 1-5,2-4,5-1,4-2,1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1/,

    - «кулак-ребро-ладонь /каждой рукой по очереди/»,

    - «чередование правая рука – ладонь, левая – кулак, потом наоборот».

    Отмечается точность, сила, темп, координация движений, синхронность движений

    правой и левой руки, переключаемость от одного движения к другому.

    2. Состояние звукопроизношения

    Цель. Выявить состояние звукопроизношения во фразе.

    Логопед предлагает повторить фразы. Отмечается характер нарушения звуков:

    Отсутствие, замена на другие звуки, искажения, смешения звуков.

    С-Ш: Саша спешит в школу. По шоссе шла шустрая старушка.

    Шесть сушек у шести старушек.

    СЬ-Ц: Синица заметила гусеницу.

    З-Ж: У тети Зои желтый зонт и зеленая зажигалка.

    К-Х: Хомяк ходит по кухне.

    Ч-Щ: Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

    Ч-ТЬ: Ручей течет, течет, никак не вытечет.

    ЛЬ-Й: Юля и Илья гуляют по аллее. Юля поливает лилию из лейки.

    Л-Р, ЛЬ-РЬ: Балерина уронила лекарство около зеркала.

    Лара играла на рояле. Валерий прополоскал горло.

    3. Анатомическое строение артикуляционного аппарата

    Цель. Изучить строение артикуляционного аппарата.

    Оборудование: зеркало.

    Губы /толстые, тонкие, расщелина, шрамы/

    Зубы /редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд

    зубов/,

    Челюсти,

    Прикус /прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний прикус,

    перекрестный прикус/,

    Твердое небо /высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина,

    субмукозная щель/,

    Мягкое небо /укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка/,

    Язык /массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой/

    4. Речевая моторика

    Цель. Выявить состояние мимической мускулатуры и артикуляторной моторики.

    Оборудование: зеркало.

    А/ состояние мимической мускулатуры

    Поднять брови вверх / «удивиться»/;

    Нахмурить брови / «рассердиться»/;

    Прищурить глаза;

    Надуть щеки / «толстячок»/;

    Стянуть щеки / «худышка»/.

    Б/ состояние артикуляторной моторики

    -- «Улыбка» - «Трубочка» под счет до 5;

    -- «Часики»;

    -- «Качели»;

    -- «Цоканье».

    Отмечается: наличие или отсутствие движения; объем движений (полный,

    неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная,

    заторможенность, расторможенность); мышечный тонус (нормальный, повышенный,

    пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); замена одного

    движения другими; наличие синкинезий, двигательность удержания органов в заданном

    положении; способность к переключению одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого нёба с

    задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.

    Цель. Выявить состояние дыхательной и голосовой функций.

    А/ тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого

    выдоха;

    физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное),

    дается характеристика речевого дыхания (по результатам произнесения фразы, состоящей из 4-6 слов (для детей 6-7 лет) и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком - гнусавый, - глухой, монотонный).

    6. Особенности динамической стороны речи

    Цель. Выявить состояние динамической стороны речи.

    Темп, ритм, употребление основных видов интонации.

    При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются

    характеристики темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке); интонирования (способность употребления основных видов интонации).

    7. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слов во фразе.

    Цель. Выявить состояние звуко-слоговой стороны речи.

    Логопед предлагает повторить фразы:

    Мальчики слепили снеговика.

    Водопроводчик чинит водопровод.

    Волосы подстригают в парикмахерской.

    Милиционер ездит на мотоцикле.

    Регулировщик стоит на перекрестке.

    Фотограф фотографирует детей.

    На стройку приехал самосвал.

    8. Состояние фонематического восприятия

    Цель. Выявить состояние фонематического восприятия.

    Оборудование: Предметные картинки со словами, содержащими оппозиционные фонемы.

    А/ Повтори: ба-ба-па са-ша-са

    Та-да-та жа-за-жа

    Га-ка-га ча-ща-ча

    Ба-бя-ба за-са-за.

    Б/ Покажи, где и назови:

    Зуб – суп

    Крыса – крыша

    Мел – мель

    Бочки – почки

    Миска – мишка

    Круг – крюк

    9. Состояние фонематического анализа и синтеза

    Цель. Выявить уровень сформированности фонематического анализа и синтеза.

    а/ Определение первого согласного звука в словах

    /Скажи какой 1-й звук в слове?/

    Мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.

    б/ Определение последнего звука в словах

    /Назови последний звук в слове/

    Дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.

    в/ Определение последовательности звуков в слове

    /Какие звуки в словах?/

    Мак, суп, лук, каша, рама.

    г/ Определение количества звуков в словах:

    Дом, рак, луна, совы, банан, лампа.

    10. Исследование лексики

    Цель: Выявить состояние активного словаря

    а/ Назвать одним словом группу предметов /вербально/

    Цель. Выявить умение ребенка пользоваться в речи обобщающими понятиями.

    «Назови одним словом, что это?»

    Предлагаемые темы: «одежда», «обувь», «посуда», «мебель», «транспорт», «птицы»,

    «дикие и домашние животные», «овощи», «фрукты», «ягоды».

    б/ Исследование глагольного словаря

    Цель. Выявить состояние глагольного словаря.

    Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

    Кто, какие звуки издает?

    Кто, что делает с использованием названий профессий: певец, художник, продавец,

    врач, повар, строитель.

    В/ Номинативный словарь: называние частей тела, частей предметов

    Цель. Выявить состояние словаря существительных.

    Оборудование: предметные картинки

    Логопед предлагает назвать, что нарисовано на картинках

    Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь;

    Части предметов одежды: воротник, манжета, петля;

    Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор;

    Части окна: рама подоконник, стекло.

    г/ Подбор антонимов:

    Цель. Выявить умение пользоваться в речи словами – наоборот.

    Логопед предлагает ребенку подобрать слово- наоборот

    Добро-зло высокий – низкий

    Горе -- … легкий -- ….

    Друг -- … поднимать -- …

    Хороший -- … давать -- …

    Большой -- … покупать ---…

    Широкий -- …

    11. Состояние словообразования и словоизменения.

    Цель: Выявить состояние грамматического строя речи

    а/ Образование детенышей животных

    Цель. Выявить умение образовывать детенышей животных.

    Логопед предлагает назвать, что нарисовано на картинках.

    У лошади – жеребенок

    У коровы – теленок

    У свиньи – поросенок

    У собаки – щенок

    б/ Употребление формы родительного падежа множественного числа

    существительных:

    Цель. Выявить умение образовывать родительный падеж существительных во

    множественном числе.

    Оборудование: предметные картинки.

    Логопед: Назови чего здесь много?

    Много чего? – Деревьев, листьев, стульев, мячей, ключей, карандашей.

    в/ Употребление предложно-падежных конструкций / с предлогами в, на, под, над,

    за, перед, около, из-за, из-под/.

    Цель. Выявить умение правильно пользоваться в активной речи предложно-падежными

    Конструкциями.

    Ребенок вместе с логопедом рассматривают картинки. Ребенок рассказывает, что он на

    Них видит. Логопед отмечает правильность употребления в речи предложно-падежных

    конструкций.

    г/ Согласование существительных и числительных:

    Цель. Выявить умение правильно согласовывать существительные и числительные.

    Оборудование: предметные картинки.

    Одна ложка – две ложки

    Один гриб – три гриба

    Три кошки – пять кошек.

    д/ Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

    Цель. Выявить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным

    Значением.

    Оборудование: предметные картинки.

    Логопед предлагает ребенку называть ласково:

    Лиса – лисичка

    Лист – листочек

    Одеяло – одеяльце

    Одеяло – одеяльце

    е/ Образование относительных прилагательных:

    Цель. Выявить умение образовывать относительных прилагательных.

    Оборудование: предметные или сюжетные картинки.

    Сок из апельсинов – апельсиновый сок

    Варенье из клубники – клубничное варенье

    Кораблик из бумаги – бумажный кораблик

    Человечек из пластилина – пластилиновый человечек

    Человечек из дерева – деревянный человечек

    Стакан из стекла – стеклянный стакан.

    ж/ Образование притяжательных прилагательных:

    Цель. Выявить умение образовывать притяжательные прилагательные.

    Оборудование: сюжетные картинки.

    Логопед предлагает ребенку назвать по другому:

    Книга бабушки – бабушкина книга

    Сумка мамы – мамина сумка

    Хвост вороны – вороний хвост

    Уши медведя – медвежьи уши.

    з/ Образование приставочных глаголов:

    Цель. Выявить умение использовать в активной речи приставочные глаголы.

    Оборудование: сюжетные картинки.

    Логопед вместе с ребенком рассматривают сюжетные картинки. Логопед предлагает

    рассказать, что на них изображено.

    Отмечается правильность использования приставочных глаголов.

    Что делает мальчик? /ходит, заходит, выходит, переходит, подходит/

    12. Состояние связной речи.

    Цель. Выяснить состояние связной речи.

    Оборудование: серия сюжетных картинок.

    Предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок «Зайка и снеговик».

    Логопед просит ребенка составить рассказ по серии сюжетных картинок.

    нарушений речи: «дислалия», стертая форма дизартрии», «общее недоразвитие речи»,

    «ринолалия» и др.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования. М.:

    Коррекционная педагогика, 2004. –104 с.

    1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в

    условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций,СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 240 с.

    1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию

    «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». – М.,2003.

    1. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения». –

    М.: просвещение, 1988.

    1. Забрамная С. Д, Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-

    педагогического обследования детей, М.: Коррекционная педагогика.: Владос. 2008

    1. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в

    развитии. М.: Коррекционная педагогика, 2005.

    1. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей.

    М.: Педагогика, 1989.

    8. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: Педагогика, 1989.

    1. Психолого-педагогическоя диагностика развития детей раннего и дошкольного

    возраста: методическое пособие, под ред. Е.А. Стребелевой. –2-е изд., -- М.: Просвещение,

    2004. –164 с.

    10. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих

    материалов. /Под. Ред. Семаго М.М. М.: АРКТИ, 1999.

    11. Ткаченко Т.А. Комплексное обследование дошкольника 3-6лет. Рабочая тетрадь.: М. –

    ЮВЕНТА, 2007. – 48 с.

    1. Стадненко Н.М. Значение психологического обследования в работе отборочных

    медико-педагогических комиссий. // Дефектология, 1999. № 2.

    1. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 1990.

    Марина Лобастова
    Обследование речевого развития ребёнка 6–7 лет

    1. Состояние фразовой речи :

    Оборудование : 4 картинки с изображением серии последовательных

    Инструкция : «Рассмотри картинки и разложи их так, чтобы было

    понятно, что вначале случилось, что потом и чем

    завершилось действие. Составь рассказ».

    Отмечается : соответствует возрастной норме, в стадии формирования,

    требует развития , не сформирована.

    2. Словарный запас :

    А) Обобщение предметов по темам

    (см. стимульный материал для ,

    слайды 1-4)

    Дикие животные ___

    Домашние животные___

    Перелётные птицы ___

    Б) Подбор антонимов

    Добро___ друг___ горе___

    Чистый___ мокрый___ лёгкий___

    Тепло___ далеко___ высоко___

    Отмечается : словарный запас - достаточный, соответствует возрастной

    норме; в пределах обихода; беден; резко ограничен.

    3. Грамматический строй :

    Состояние словоизменения :

    А) Употребление имён существительных в Именительном падеже

    множественного числа

    (см. стимульный материал для речевого обследования детей 6-7 лет ,

    слайды 5-7)

    Воробей___ Стул___ Дерево___

    Б) Употребление формы Родительного падежа множественного числа

    (Много чего)

    (см. стимульный матереиал для речевого обследования детей 6-7 лет ,

    слайды 8-10)

    Карандаш___ Ведро___ Лист___

    В) Употребление словосочетаний числительных 2 и 5 с существительными :пень,

    карандаш

    2 предмета

    5 предметов

    Г) Предложно – падежные конструкции

    Под___ Из-под___ За___ Из-за___

    Состояние словообразования :

    А) Образование уменьшительно- ласкательной формы с суффиксами

    (предметы, детёныши животных)

    (см. стимульный материал для речевого обследования детей 6-7 лет ,

    слайды 11-16)

    Воробей___ Кресло___ Одеяло___

    У собаки___ У коровы___ У лошади___

    Б) Образование прилагательных от существительных

    (см. стимульный материал для речевого обследования детей 6-7 лет ,

    слайды 17-18)

    (Из чего сделано)

    Мех___ Кирпич___ Солома___ Клюква___

    (Чей? Чья? Чьи)

    Лиса___ Медведь___ Кошка___

    В) Приставочные глаголы

    Вы___ От___ Под___ Пере___ За___ В___

    Отмечается : грамматический строй – сформирован; сформирован недостаточно;

    не сформирован.

    4. Состояние фонематической стороны речи :

    А) Фонематическое восприятие :

    Повторение слогов с оппозиционными звуками

    ба-ба-па___ га-ка-га___ кот-год-кот___

    та-да-та___ ба-бя-ба___ том-ком-дом___

    Отмечается : фонематическое восприятие – сохранено, развито недостаточно ,

    нарушено.

    Б) Фонематический анализ :

    Определение первого согласного звука в словах.

    Скажи, какой первый звук в слове?

    Мак___ дым___ ночь___ кошка___ воробей___

    Определение последнего звука в словах.

    Дом___ баран___ труба___ пух___ кот___ шары___ руки___

    Отмечается : фонематический анализ – сформирован, недостаточен, не сформирован.

    5. Слоговая структура слов :

    Термометр___ Фотоаппарат ___

    Экскаватор___ Водопроводчик___

    Виолончелист___ Парикмахерская___

    Отмечается :

    Слоговая структура не нарушена

    Негрубые дефекты слоговой структуры

    Нарушение слоговой структуры слов :

    * парафазии (замены звуков, слогов)

    * элизии (пропуски звуков, слогов)

    * итерации (добавление)

    * контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)

    * персеверации (циклическое повторение)

    * перестановки звуков, слогов

    * антиципации (замена предшествующих звуков последующими)

    6. Логопедическое заключение.

    Логопедическое обследование детей с ОНР

    Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопед
    Место работы: МКС(К)ОУ школа-интернат V вида № 13, г.Ижевск
    Описание работы : данная презентация поможет учителю-логопеду в легкой игровой форме провести диагностику речи детей с общим недоразвитием речи, позволяя не тратить время на поиск диагностического материала и не утомляя детей. Используется для учеников первого класса с общим недоразвитием речи для уточнения диагноза.
    Цель: выявление детей с проблемами в речевом и психофизическом развитии, оценка структуры речевого дефекта и степень выраженности нарушений входящих в него компонентов.

    На предварительном этапе логопедического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР неврологом, педиатром и другими детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития.

    Обследование речи детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи (слайд 2,3)- способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т.д.
    Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов
    - где проверяется способность понимания и использования ребенком предлогов (слад 4)
    - проверка способности образовать форму множественного числа имен существительных. Ребенку предлагается назвать пары картинок (слад 5)
    -проверка способности пользоваться суффиксальным способом словообразования, где предлагается назвать большой и маленький предметы. Причем маленький предмет ребенок должен назвать ласково (слад 6)
    далее ребенок образует приставочные глаголы с опорой на картинки, продолжая рассказ начатый логопедом (слайд 7)
    -образование притяжательных и относительных прилагательных (слайд 8,9)
    - проверка способности согласовывать имена существительные с именами прилагательными (слайд 10)
    - проверка способности ребенка согласовывать имена числительные с именами существительными. Предлагается сосчитать на картинках предметы и ответить на вопрос «сколько?» (слайды 11,12,13)
    - проверка навыков управления и согласования (слайды 14,15,16)

    Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.
    - подбирается материал по разным лексическим темам, где выявляется способность ребенка к обобщению (слайды 17-30)
    - также предлагаются картинки с предметами для называния деталей составляющих данный предмет (слайд 31)
    - картинка для называния частей тела(слайд 32)
    - подбор слов-антонимов (слайды 33,34)
    - слов - синонимов (слайды 35,36)

    Состояние артикуляционной моторики – ученикам предлагается выполнить по подражанию серию упражнений: «Улыбка», «Хоботок», «Блинчик», «Иголка», «Заборчик», «Качели», «Лошадка». Отмечаются выполнение с точным соответствием всех характеристик движения: доступность движений; объём; тонус; темп выполнения и переключаемость; длительный поиск позы; отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы (слайд 37)
    Состояние звукопроизношения – подбирается картинный материал на все группы звуков, которые обследуются в разных позициях: в начале, середине, конце слова (слайды 38-57)
    - состояние слоговой структуры слов – сначала «выплывают» картинки в названиях которых более простая структура слов, затем сложная слоговая структура (слайды 58-59)
    Обследование фонематических процессов – ребенок должен указать картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком. Предоставляются картинки на дифференциацию различных групп звуков (слайды 60,61,62)
    Обследование навыков звукового анализа и синтеза – (на слайде 63) представлены картинки односложных слов, которые позволят выявить навыки звукового анализа и синтеза.
    - «Назови первый звук в слове сок …»
    - «Назови последний звук в слове мак…»
    - «Какой звук в слове нос слышен в середине?»
    - «Определи последовательность звуков в слове сом»
    - «Определи количество звуков в слове рак»
    - «Догадайся, какое слово загадано. В этом слове есть звуки: [к], [ о], [ т]
    Аналогично обследование навыков звукового анализа и синтеза происходит в сложных словах (слайд 64)

    Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с дизартрией). ОНР (общее недоразвитие речи) следует отличать от ЗРР (задержки речевого развития) при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.
    Применение компьютерных технологий предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи. В процессе занятия с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Диагностический материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание.

    Презентация на тему: Обследование речи детей

    Речевая карта

    1. Фамилия, имя 2. Дата рождения

    3. Дата поступления ребёнка в группу 4. Откуда поступил

    5. Домашний адрес

    6. Фамилия, имя, отчество мамы, место работы:

    Анамнез

    1. Как протекала беременность, роды

    2. Речевая среда

    3. Слух ________________ 4. Зрение__________________ 5. Интеллект

    6. Внимание, память, работоспособность__________________

    Состояние речевой моторики

    2. Зубы, прикус

    3. Подвижность языка

    4. Состояние нёба и уздечки

    Состояние мимической мускулатуры

    1. Может ли изолированно закрыть один глаз

    2. Равномерно ли поднимает брови

    3. Может ли надуть щёки

    4. Наличие синкинезий

    Состояние общей моторики

    1. Координированность движений

    2. Какой рукой работает

    Общее развитие ребенка

    Разговорно-описательная беседа

    Как тебя зовут?

    Сколько тебе лет?

    Где ты живёшь?

    Есть ли у тебя друзья?

    Счёт прямой ______________________________________ обратный

    Основные цвета ___________________________________ оттеночные

    Ориентация во времени (вр. года, части суток)

    Ориентация в пространстве

    Обследование понимания речи

    1. Понимание и выполнение инструкций (в т.ч. предложно-падежных конструкций)

    _________________________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________________________

    2. Понимание числа ____________________ рода ___________________ падежа

    Обследование связной речи

    1. Составление рассказа по картинке

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

    2. Составление рассказа по серии картин

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

    3. Пересказ

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________


    Обследование грамматического строя речи

    1. Образование мн. ч. существительных в родительном падеже:

    кукла

    стул

    гриб

    яблоко

    карандаш

    2. Образование уменьшительно-ласкательной формы:

    ёлка

    Женя

    стул

    гриб

    Костя

    3. Согласование прилагательных с существительными:

    синий шар

    красный флажок

    синяя машина

    красное яблоко

    синее ведро

    красная звезда

    4. Согласование существительных с числительными:

    стул

    5. Употребление предлогов:

    Состояние словаря

    1. Предметный словарь:

    а) объяснение значения слов:

    холодильник

    пылесос

    б) показ и называние частей предметов:

    донышко

    носик

    крышка

    сиденье

    спинка

    ножки

    в) уровень обобщений:

    Свитер, платье, шорты, юбка, колготки

    Блюдце, сковорода, ложка, тарелка

    Помидор, морковь, репа, капуста

    Яблоко, груша, персик, лимон

    Кошка, собака, волк, ёж

    Голубь, утка, воробей, ласточка

    Шкаф, стол, кресло, диван

    Автобус, электричка, машина, самолёт

    2. Словарь признаков:

    а) подбор прилагательных к существительным:

    лимон какой?

    платье какое?

    лиса какая?

    б) подбор антонимов:

    широкий

    длинный

    высокий

    весёлый

    толстый

    больной

    твёрдый

    сухой

    холодный

    в) образование прилагательных от имён существительных:

    ручка из пластмассы

    сумка из кожи

    матрёшка из дерева

    стакан из стекла

    сок из клюквы

    шуба из меха

    г) образование притяжательных прилагательных:

    Чей хвост?

    Чья морда?

    3. Глагольный словарь:

    а) что делают?

    повар

    учитель

    врач

    шофёр

    кошка

    собака

    гусь

    утка

    петух

    мышь

    корова

    лягушка

    свинья

    Звукопроизношение

    Фонематический слух

    1. Повторение слогов и слов:

    ба-па-ба

    са-ша-са

    па-ба-па

    ша-са-ша

    да-та-да

    ча-тя-ча

    та-да-та

    тя-ча-тя

    ка-га-ка

    ща-ся-ща

    га-ка-га

    ся-ща-ся

    том-дом-ком

    почка-бочка-точка

    кот-год-ход

    пашня-башня

    почка-бочка

    катушка-кадушка

    2. Называние картинок (6 лет):

    удочка-уточка мышка-мишка

    цапля-сабля коза-коса

    Анализ звукового состава слова

    1. Выделение первого звука в слове:

    Алик_________

    утка ________

    Оля ___________

    эхо __________

    Ира ___________

    волк _________

    мак _________

    топор _________

    каток ________

    носки _________

    2. Выделение последнего звука в слове (6 лет):

    пух ______ сок ______ кот ______ нос ______ суп ______мука ______ руки ______ шары

    Произношение слов сложной слоговой структуры

    аквариум

    экскаватор

    памятник

    библиотека

    земляника

    велосипед

    сковорода

    милиционер

    сквозняк

    простокваша

    Логопедическое заключение