Линейные крейсера типа «Конго. История серии «Kongo Об историческом прототипе

Японский линкор "Kongo" - головной корабль своего типа. Модель корабля собиралась мною осенью 2010 года.

Об историческом прототипе

Строительство и классификация.

Линкор строился на верфи "Викерса" в Барроу (Англия). Название получил в честь горы в центральной части о. Хонсю. Сдан японскому флоту 16 августа 1913 года как линейный крейсер и 5 ноября 1913 года прибыл в Йокосуку. С 30 мая 1931 года - линкор. С 8 января 1937 года - после второй модернизации классифицируется как быстроходный линкор.

Деятельность и модернизации.

До начала войны и во время нее корабль многократно модернизировался.
В ходе войны принимал активное участие в боевых действиях на всем тихоокеанском театре, многократно открывая огонь по целям всеми имеющимися средствами.
Ремонты и модернизации линкор проходил на верфях флота в Куре, Сасебо и Йокосуке.

Перед сборкой

Имеем:

А) модель линкора "Kongo" в комплекте с небольшим набором фототравления ;
Б) набор лееров от Fujimi для линкора "Kongo" (1944);
В) черные нейлоновые нитки;
Г) краски Revell и Tamiya ;
Д) вспомогательные средства.

Рабочая литература.

А) Рубанов О.А. Линейные крейсера Японии.
Б) Иллюстрированная энциклопедия "Линкоры Второй Мировой".
В) Википедия.

Сборка

Использовавшаяся краска и места ее применения.

1) Revell эмаль №8 - верхние части грот-мачты и дымовых труб;
2) Revell эмаль №37 - полетная палуба;
3) Revell эмаль №90 - всё остекление;
4) Revell эмаль №94 - винты;
5) Revell эмаль №314 - тенты катеров, внутренняя часть шлюпок, основания орудий в казематах и основания орудий ГК;
6) Revell эмаль №331 - зона от ватерлинии и ниже;
7) Revell эмаль №363 - гидросамолеты E13A1 и F1M2 ;
8) Tamiya акрил XF-56 - 25-мм автоматы, рельсы, якорные цепи, якоря и радары;
9) Tamiya акрил XF-77 - всё, что серое;
10) Tamiya акрил XF-78 - палуба.

Корабль.

Особых проблем при сборке не было.
Корпус корабля собирается по шпангоутной системе.
Весь корабль окрашивал преимущественно аэрографом Tamiya с небольшим объемом работы кистью. Цвет пластика почти совпадал с цветом краски. Различать не окрашенные места с окрашенными было достаточно сложно. Различие лишь в том, что пластик давал небольшой отблеск, а краска сугубо матовая.
В основания барбетов башен ГК вставляются полиэтиленовые втулки, внутрь которых в свою очередь вставляются башни ГК. Сами башни ГК имеют внутри перекладину, за которую цепляются захватами орудия ГК. Башни и орудия ГК остаются подвижными. Все орудия ГК поднимаются и опускаются независимо друг от друга.
Вспомогательная артиллерия и катапульты у некоторых производителей моделей тоже снабжаются втулками, но здесь этого нет. Они зафиксированы.
Специальных отверстий в палубах для одноствольных 25-мм автоматов почему-то не было. Они установлены просто в нужных зонах.
Уже во время сборки замечено отсутствие отверстий в палубе для боковых стоек (детали D3 и D4) кормовой надстройки п. 36 ч. 2. Судя по чертежу, выемки с обратной стороны палубы для этого есть п. 9 (деталь В2), но отверстия на том месте сверлить не надо, хотя в п. 36 эти два не просверленных отверстия есть. С кораблем идет листок с замеченными ошибками в инструкции, но данной ошибки там не было. Стойки установил по факту, срезав палубные захваты.

Доработки

Леера.
Они были предназначены для такого же корабля и этого же периода, но другого производителя. На мое счастье они отлично подошли.

Стойки на башнях ГК №№ 2, 3 и 4.
Для башни ГК №2 стойку взял от фототравления Eduard для "Bismarck" от Tamiya.
Для башен ГК №3 и №4 стойки изготовил из пластиковых лееров

Линкоры - властители морей. XVII?XX века Шавыкин Николай Александрович

Гибель линкора «Конго»

Гибель линкора «Конго»

Американская подводная лодка «Силайон» находилась на боевом патрулировании у южного прохода в пролив между Тайванем и материком. 21 ноября 1944 г. ночью она обнаружила с помощью радиолокатора крупную цель. Несмотря на то что дистанция была значительной, командир лодки (Рич) распознал в ней два линкора и два крейсера, которые шли на северо–восток под охраной нескольких эсминцев. Скорость соединения была невелика, не более 16 уз., но достаточная для того, чтобы быть недосягаемым для лодки, идущей в подводном положении. Идти в надводном положении было рискованно - противник мог обнаружить лодку, но выбора не было. Через час погони в надводном положении «Силайон», сократив дистанцию до 15 кабельтовых, вышел на траверз соединения японских линкоров. Командир решил стрелять шестью торпедами по головному линкору из носовых аппаратов, затем развернуться и выпустить три торпеды из кормовых по второму линкору. Три торпеды из первого залпа достигли цели, а через малое время произошел еще один взрыв торпеды, выпущенной из кормовых аппаратов. Подводная лодка в надводном положении отошла на максимальной скорости для перезарядки торпедных аппаратов, а японские эсминцы ее не сумели обнаружить. Линейные корабли увеличили скорость и стали отрываться от «Силайона». Однако вскоре один из линкоров сбавил ход, и подводная лодка получила возможность повторить атаку, но в этом уже надобности не было - линкор взорвался и затонул.

Это был один из старых линейных крейсеров по прежней классификации, а теперь, по новой, - линкор «Конго». Этот корабль был одним из наиболее активных японских линкоров, принимавших участие во многих боях авианосного ударного соединения. Последним его боем был бой у острова Самар в составе центрального ударного соединения адмирала Курита. «Конго» стал единственным линейным кораблем, который был потоплен подводной лодкой в многочисленных боях на Тихоокеанском морском театре. Залп торпед из кормовых аппаратов не попал в идущий следом за «Конго» линкор «Харуна». Торпеда попала (случайно или была преднамеренно перехвачена) в один из эсминцев охранения, «Уракадзе», чем спасла линкор от повреждения, а то и гибели.

Был потоплен подводной лодкой еще один корабль - бывший линкор, а теперь авианосец «Синано». Это был один из трех кораблей типа «Ямато». После поражения японских авианосцев у Мидуэя последний линкор этой серии было решено достраивать как авианосец. Корабль был достроен к концу 1944 г. и находился в Токийском заливе. Поскольку нахождение авианосца в этом месте из?за участившихся налетов американской авиации стало опасным, было принято решение перевести его в более безопасное место во Внутреннем Японском море. 28 ноября американская подводная лодка «Арчерфиш» (командир Энрайт) обнаружила большой корабль, идущий со скоростью 20 уз. в южном направлении. Подводная лодка устремилась в погоню. Поскольку авианосец делал противолодочные зигзаги, возможность его перехватить несколько возросла, и, несмотря на большой ход корабля, лодка продолжала преследование. После очередного зигзага лодка оказалась в выгодном положении и произвела шести-торпедный залп. В авианосец попало три торпеды. Казалось, что для такого большого и хорошо бронированного корабля полученные повреждения не станут смертельными. В линкор «Мусаси», имевший одинаковую с «Синано» конструкцию и бронирование корпуса, попало 19 торпед, не считая множества бомб, и только тогда он затонул. Однако и трех торпед для авианосца оказалось достаточным. Плохо организованная служба борьбы за живучесть, неопытность экипажа, большое количество рабочих (на корабле еще велись некоторые работы по внутреннему оборудованию) и ряд других причин привели к тому, что авианосец, получивший всего три попадания, затонул через несколько часов. Это был самый большой корабль, потопленный подводной лодкой, за все время Второй мировой войны. Из 2 515 человек команды с ним погибли 1 435.

Из книги Проблема 2033 автора Пономаренко Валентин

Гибель Дорога в будущее ведет нас прямо к стене. Мы просто рикошетируем от всех альтернатив, которые предлагает нам рок: демографический взрыв, который инициирует социальный хаос и увеличивает смертность, ядерное безумие и почти полное уничтожение всего живого на

Из книги Газета Завтра 973 (30 2012) автора Завтра Газета

Из книги Русский булочник. Очерки либерал-прагматика (сборник) автора Латынина Юлия Леонидовна

Конго Самой бедной страной мира является республика Конго.Как известно каждому уважающему себя правозащитнику, своей нищетой страна обязана проклятым белым колонизаторам. Вместе с тем в справочниках можно прочесть, что в правление Мобуту Сесе Секо (что в переводе

Из книги Флот и война. Балтийский флот в Первую мировую автора Граф Гаральд Карлович

VII. Гибель крейсера «Жемчуг» в бухте Пуло-Пенанг. Постановка заграждения у банки Штольпе. Первые военные действия на Черном море. Гибель миноносцев «Исполнительный» и «Летучий». Конец кампании «Новика» в первый год войны Первая почта, полученная нами по возвращении из

Из книги Утешение историей автора Бузина Олесь Алексеевич

Свободное Конго - людоедские корни ЕС Брюссель - столица Евросоюза до сих пор не признала массовое уничтожение людей в Африке.Да никакая мы не европейская нация! И знаете, почему? Мы - добрые! Наши предки ведьм массово не жгли и неграм руки не рубили за невыполненные

Из книги Нефть, PR, война автора Коллон Мишель

Ближайшие цели НАТО: Ирак, Алжир, Конго... И Москва! «Опыт, приобретенный в Боснии, может стать моделью операций НАТО в будущем». Эта фраза, произнесенная Хавьером Соланой в конце 1995 года, стала поистине пророческой, и в 8-й главе нашей книги «Лживый покер» показана эта новая

Из книги Уроки жизни автора Конан Дойль Артур

Англия и Конго (1) «Таймс» 18 августа 1909 г.Милостивый государь!На наших глазах творится величайшее преступление из всех, какие только знала мировая история. Мы, живые свидетели этих злодеяний, не только могли, но и обязаны были предотвратить их, поскольку связаны

Из книги Заговоры ЦРУ автора Антонель Давид

Англия и Конго (2) «Таймс» 28 августа 1909 г.Сэр! Не думаю, что Англия должна отказаться от выполнения своего долга перед коренными жителями Конго всего лишь испугавшись угроз Вашего анонимного бельгийского корреспондента. Что касается его голословных обвинений в имеющихся

Из книги Что было… Что ожидать… Демографические этюды автора Башлачев Вениамин Анатольевич

О Конго «Тэблет» 20 ноября 1909 г.Сэр! В своей заметке о конголезском вопросе от 6 ноября Вы утверждаете, что «…бельгийский Парламент взял на себя ответственность за управление делами этой обширнейшей территории лишь в августе прошлого года». Позвольте напомнить лишь о

Из книги Рассказы об Африке автора Валентинов И.

Преступления в Конго «Дэйли график»23 ноября 1909 г.Милостивый государь! В основной статье номера Вы пишите, что не находите оснований усомниться в искренности заявлений мсье Ранкэна. К сожалению, очень многие из нас вынуждены тут с Вами не согласиться. Мсье Ранкэн - бывший

Из книги автора

Реформы в Конго «Таймс» 3 декабря 1909 г.Сэр! В своё время я потратил немало времени на изучение конголезской проблемы. И вот этим утром, прочтя Вашу статью на данную тему, испытал величайшее сожаление. Позвольте мне высказать на сей счёт некоторые свои соображения.История

Из книги автора

О реформе в Конго «Дэйли экспресс»13 апреля 1910 г.Сэр! Ваши читатели должны понимать: до тех пор, пока в сообщениях о конголезских реформах мелькают фразы типа: «Взрослые туземцы будут принуждаться к труду», ни о каких реформах не может быть и речи. Уже по одной этой детали

Из книги автора

Бельгия и Конго «Таймс» 17 февраля 1911 г.Милостивый государь!Уверен в том, что сторонники реформ в Конго, как и вся наша общественность, готовы приветствовать в Англии наших бельгийских гостей. Жаль только, если этот визит вынудит нас ослабить усилия по достижении

Из книги автора

Лето в Конго ТЕЛЕГРАММЫ АЛЛЕНА ДАЛЛЕСАВ течение августа 1960 года возрастающее изо дня в день политическое влияние Лумумбы в Конго все больше тревожит стратегов Совета национальной безопасности и специальной группы администрации президента Эйзенхауэра.Беспокойство

Из книги автора

Гибель "Титаника"?.. Русские вымирают, а телевизор не умолкает.Одни стонут о спаде производства.Другие песни поют про расцвет демократии.Слушаю их всех, а перед глазами сцена из кинофильма "Гибель "Титаника". Ночь, расцвеченный огнями корабль идет ко дну, а

Уже в процессе строительства первых дредноутов типа «Kawachi» командование японского флота поняло, что они не смогут составить конкуренцию новейшим сверхдредноутам британского и американского флотов, вооруженным орудиями калибра 343- 356 мм. Требовалось срочно создать нечто аналогичное. У японцев, не обладавших сколько-нибудь значительным опытом кораблестроения, не было иного выхода кроме как в очередной раз обратиться к своим главным друзьям и наставникам - англичанам. Поскольку доктрина японского флота предусматривала иметь в его составе равное количество линейных кораблей и «больших» крейсеров (броненосных или линейных), было решено, что следующие двакорабля станут именно линейными крейсерами.

Фирма «Виккерс» разрабатывала проект с учетом всех новейших технических решений, известных в то время в Великобритании. В результате «Kongo» оказался к моменту вступления в строй более мощным боевым кораблем, чем британский линейный крейсер «Lion», на основе которого он создавался. Подобная ситуация вполне устраивала японских адмиралов, но вызвала ряд депутатских запросов в британском парламенте. Парламентарии не желали понять, почему иностранная держава, пусть даже дружественная, должна получить от английской промышленности более мощный корабль, чем ее отечественный прототип.

Главным достоинством проекта стали орудия. Впервые в мире на борту дредноута установили 14-дюймовые пушки, дальность стрельбы из которых ограничивала только линия горизонта.

В момент спуска на воду (май 1912 г.) «Kongo» являлся не только обладателем самых мощных корабельных орудий в мире, но и самым большим военным кораблем: его полное водоизмещение превысило 31 тысячу тонн (так, британские линкоры типа «Iron Duke», вооруженные 10-34З-мм орудиями, имели полное водоизмещение 30380 тонн; американские линкоры типа «New York» с 10-356-мм пушками обладали полным водоизмещением 28400 тонн).

Япония не хотела все время зависеть от милости своих покровителей. Великобритании и США, которые постепенно превращались в ее соперников в борьбе за влияние на Дальнем Востоке. Поэтому только первый корабль серии строился в Англии. Однотипный с ним линейный крейсер «Hiei» заложили на стапеле морского арсенала в Ёкосука. Его строили по английским чертежам японские инженеры.

Огромный крейсер-сверхдредноут произвел сильнейшее впечатление на миниатюрных японских адмиралов и чиновников. Было принято решение о постройке еще двух кораблей того же типа. Но все стапели государственных верфей, способные строить столь крупные военные корабли, оказались занятыми, и тогда японское военно-морское командование впервые доверило постройку частным концернам (дзайба-цу) «Кавасаки» и «Мицубиси».

И государственная верфь в Ёкосука, и частные предприятия хорошо справились с ответственным заказом правительства: общий срок постройки столь больших единиц составил 37 месяцев, всего на 4-5 месяцев больше, чем у самых передовых в то время заводов Виккерса.

Эти три корабля вступили в строй в 1914-15 гг. В это время в Европе уже бушевала война. В самом ее начале «Kongo» безуспешно участвовал в охоте за эскадрой адмирала графа Шпее. B дальнейшем англичане неоднократно просили японцев отправить эти линейные крейсеры в Европу и даже предлагали купить их, либо взять в аренду, но японцы ответили категорическим отказом.

В течение всей войны корабли данного типа несли службу в Тихом океане. Тем не менее, летом 1917 г. линейный крейсер «Haruna» получил довольно серьезные повреждения, подорвавшись на мине, выставленной немецким вспомогательным крейсером «Wolf». Но потивоминная защита не подвела, корабль остался на плаву и даже не потерял ход.

Что касается броневой защиты, то после Ютландской битвы стало ясно, что у всех линейных крейсеров «британского типа» она совершенно недостаточна. Поэтому никто не думал, что «Kongo» и его «братья» останутся в составе японского флота на 30 лет и примут активное участие во Второй мировой войне.

После того, как Япония подписала в 1922 г. Вашингтонское соглашение, ей пришлось отказаться от программы «8 + 8», согласно которой было намечено строительство 8 огромных линкоров и 8 линейных крейсеров. Японцы были вынуждены надолго ограничить свои честолюбивые планы создания «великого флота великого океана» модернизацией уже имевшихся кораблей.

Иного пути не оставалось. В составе флота находились четыре недостаточно бронированных линейных крейсера типа «Kongo» и четыре линкора типов «Ise» и «Fuso», сильно вооруженные, но тоже неважно защищенные. Поэтому все старые дредноуты в течение последующих 15 лет прошли две-три большие модернизации, не считая многочисленных мелких переделок.

Линейные крейсеры типа«Копдо» прошли поэтапную модернизацию, после чего их стали считать «быстроходными линкорами». Правда, существенно усилить их явно слабое бронировние оказалось практически невозможным. Зато все остальные недостатки японские инженеры ликвидировали вполне успешно.

Японии удалось даже сохранить линейный крейсер «Hiei», не вмещавшийся в отведенный ей тоннаж линейных кораблей и крейсеров. Формально японцы в 1929-32 гг. переоборудовали его в учебный корабль. С него сняли кормовую башню ГК, всю среднюю артиллерию, больше половины котлов и даже бортовую броню. «Калека» имел скорость всего 18 узлов, и казалось, что у него одно будущее - дорога на разделку. Однако корабль включили в план радикальной модернизации, намеченной на 1936 год.

К тому времени однотипные с ним «Haruna» (в 1927-28 гг.), «Kirishima» (в 1927-30 гг.) и «Kongo» (в 1929-31 гг.) уже прошли первую перестройку. Они получили бортовые були, дополнительную палубную броню (общая толщина броневых палуб составила 140 мм), гидросамолеты и катапульты. Был увеличен угол возвышения орудий ГК, появились новые приборы центральной наводки, усилилось зенитное вооружение, Вес брони вырос с 6606 до 10478 тонн.

Вместо 36 старых котлов Ярроу корабли имели теперь 16 вполне современных Миябара; однако смешанное угольно-нефтяное отопление все еще оставалось. Окончательное решение проблем, связанных с усовершенствованием силовой установки, отложили до второй перестройки.

Они прошли ее в следующие сроки: «Haruna» в 1933-34 гг., «Kirishima» в 1935-36 гг., «Kongo» в 1936-37 гг.. «Hiei» в 1936-40 гг. В этот раз были установлены новые турбины типа Канпон, число котлов сократилось до 8 («Haruna» - 11) и они стали полностью нефтяными. Скорость превысила 30 узлов.

Значительные изменения претерпело вооружение. Исчезли торпедные аппараты, появились восемь 127-мм зениток. В годы войны зенитная артиллерия постоянно усиливалась, в основном, за счет 25-мм автоматов (количество последних достигло в 1944 г. на «Haruna» и «Kongo» 118).

«Hiei» и «Kirishima» погибли в ноябре 1942 г. в ходе боев за остров Гуадалканал. В «Hiei» попали свыше 100 восьмидюймовых снарядов американских крейсеров «Portland» и «San Francisco», а также 2 торпеды эсминцев и еще 2 с самолетов-торпедоносцев. Но ветеран показал удивительную живучесть: чтобы окончательно вывести его из строя, понадобились атаки «летающих крепостей»; лишь после этого команда сама открыла кингстоны. Корабль затонул 13 ноября 1942 г.

«Kirishima» 14 ноября вступил в бой с новейшими линкорами США «Washington» и «Sauth Dacota». В него попали девять 406-мм снарядов и много снарядов меньшего калибра. Линейный крейсер получил тяжелые повреждения, утром 15 ноября его тоже затопил собственный экипаж.

«Kongo» и «Haruna» в октябре 1944 г. принимали участие в проигранном японцами сражении в заливе Лейте. Вскоре после этого (21 ноября) «Kongo» потопила американская подводная лодка «Sea Lion».

Единственный уцелевший линейный крейсер «Haruna» стоял в своих портах до тех пор, пока 19 марта 1945 г. американская авиация не превратила его в груду металлолома в порту Курэ. В 1945-48 гг. его разобрали на металл прямо на месте гибели.

Победа в войне с Россией дала мощный толчок развитию японского военно-морского флота. Как и в прежние годы, японские специалисты ориентировались на британский опыт и достижения в этой области.

Разработка в Великобритании концепции линейного крейсера — корабля, вооруженного на уровне дредноута, но более быстроходного и слабее защищенного — вызвала интерес и в Стране восходящего солнца. Линейные крейсера должны были выполнять функции вооруженной разведки, поддерживать легкие корабли и выступать в роли авангарда главных сил флота. К проектированию первых линейных крейсеров в Японии приступили в 1908 году. Все работы велись силами Морского технического департамента, а ориентиром для разработчиков служили официально объявленные характеристики первого британского линейного крейсера «Инвинсибл». Первоначально проект предусматривал постройку корабля с водоизмещением 18 650 т, скоростью 25 узлов и главным калибром из четырех 305-мм и восьми 254-мм орудий. После того как стали известны истинные характеристики британского корабля, проект изменили. Теперь японский линейный крейсер должен был иметь водоизмещение 18 750 тонн, скорость 26,5 узлов и однородный главный калибр из десяти 305-мм орудий. Первый корабль серии предполагалось заложить в 1911 году. Но британцы не останавливались на достигнутом и заложили линейный крейсер «Лайон», существенно превышавший указанные характеристики. Стремясь не отстать, японцы в 1910 году обратились к британской фирме «Виккерс» с предложением разработать новый проект и построить головной корабль в Англии.

КОНСТРУКЦИЯ

Исходным пунктом для проектирования будущего «Конго» был проект линейного крейсера «Лайон», подвергшийся существенным улучшениям. Главным конструктором проекта являлся сэр Джордж Терстон. Прежде всего он изменил общую компоновку корабля. На «Лайоне» третья (из четырех) башня главного калибра находилась в средней части корабля, между дымовыми трубами, что существенно ограничивало углы обстрела. В японском проекте эта башня была смещена к корме. Теперь все четыре башни главного калибра располагались по линейно-возвышенной схеме, ставшей впоследствии классической. Вместо применявшихся на «Лайоне» 343-мм орудий главного калибра для «Конго» выбрали новые 356-мм пушки разработки концерна «Виккерс». В свою очередь, это позволило уменьшить толщину броневого пояса с 229 до 203 мм — считалось, что благодаря новой артиллерии «Конго» сможет вести бой на больших дистанциях, что снижало его уязвимость. Вместо 102-мм орудий среднего калибра на «Конго» применили 152-мм пушки. С двух до восьми увеличили количество торпедных аппаратов. Паротурбинная силовая установка мощностью 64 000 л. с. осталась такой же, как на «Лайоне».

Итогом усилий Терстона стал проект лучшего в мире (для своего времени) линейного крейсера. Это вызвало даже оживленную полемику в английской прессе — зачем, мол, Великобритания строит на экспорт корабли, превосходящие собственные.

ПОСТРОЙКА

В соответствии с контрактом, постройкой головного корабля занялась фирма «Виккерс». «Конго» был заложен на верфи в Бирмингеме 17 января 1911 года, спущен на воду 18 мая следующего года и вошел в строй 16 августа 1913-го. Вскоре после закладки «Конго» между Японией и «Виккерсом» был заключен контракт, предусматривавший передачу основных технологий. Это позволило 4 ноября 1911 года на военно-морской верфи в Йокосуке заложить второй корабль, получивший название «Хиэй». Он был спущен на воду 21 ноября 1912-го и вошел в строй 4 августа 1914 года. Около 30 % материалов и комплектующих для «Хиэй» были импортированы из Великобритании. А вот следующая пара линейных крейсеров — «Кирисима» и «Харуна» — строились целиком из отечественных материалов. Постройку их поручили частным верфям — соответственно, «Мицубиси» в Нагасаки и «Кавасаки» в Кобэ — велась она практически синхронно. «Кирисима» и «Харуна» были заложены 17 и 16 марта 1912 года, спущены на воду 1 -го и 14 декабря 1913-го и вошли в строй в один день — 19 апреля 1915 года.

МОДЕРНИЗАЦИИ

В 1920-е годы на линейных крейсерах производились доработки, связанные с усилением зенитной артиллерии и увеличением дальности стрельбы орудий главного калибра. В 1927-1931 годах три корабля (кроме «Хиэй», перестроенного в учебный артиллерийский корабль) прошли модернизацию, в ходе которой была увеличена толщина броневой палубы, усилена противоторпедная защита, 36 старых котлов заменены на 10 новых. Корабли получили авиационное вооружение: катапульту и три гидросамолета-разведчика. В 1933-1940 годах все четыре корабля прошли еще одну модернизацию. Корабли получили новые паровые турбины (мощность силовой установки возросла вдвое — до 136 000 л. с), снова была увеличена дальность стрельбы главным калибром (до 35 450 м), усилена зенитная артиллерия. А уже в ходе войны количество зениток на кораблях вновь пришлось увеличить.

БОЕВАЯ СУДЬБА ЛИНКОРОВ ТИПА «КОНГО»

Межвоенное десятилетие было для кораблей типа «Конго» (переклассифицированных в начале 1930-х годов из линейных крейсеров в линкоры) достаточно мирным. В настоящий бой они пошли только после вступления Японии во Вторую мировую войну.

К декабрю 1941 года все корабли типа «Конго» входили в состав 3-го дивизиона линкоров, но их военные судьбы сложились совершенно по-разному. «Конго» в начале войны был выделен в состав сил, обеспечивавших высадку японских войск в Малайе. В феврале 1942 года он сопровождал авианосное соединение Императорского флота во время действий против Голландской Ост-Индии, а в марте-апреле — в рейде к Цейлону. В июне «Конго» обеспечивал высадку на Алеутских островах, а затем участвовал в боях у острова Гуадалканал. На рубеже 1943-1944 годов линкор прошел модернизацию с усиление зенитного вооружения. В июне 1944 года в составе главных сил адмирала Одзавы «Конго» принимает участие в первом сражении в Филиппинском море, а в октябре — в битве в заливе Лейте (втором сражении в Филиппинском море). 21 октября 1944 года, следуя в сопровождении эсминца «Урадзуки», «Конго» северо-западнее о. Тайвань был торпедирован американской подлодкой «Силайон». Корабль, получивший попадания двух или трех торпед, быстро затонул, а с ним погибло около 1200 моряков. «Хиэй» сопровождал авианосцы адмирала Нагумо в рейде к Перл-Харбору. Первое полугодие 1942-го для корабля также было связано с эскортированием авианосцев; сначала к Дарвину (Австралия), затем к Цейлону и Мидуэю. После короткого ремонта «Хиэй» был направлен к Гуадалканалу. В ночь с 12 на 13 ноября 1942 года линкор участвовал в артиллерийском бою с американскими кораблями. Повредив два вражеских тяжелых крейсера, «Хиэй» сам получил около 85 попаданий с малой дистанции (в том числе 50 203-мм снарядами). Ни один из снарядов не пробил броневой пояс, но попадания вызвали многочисленные пожары в надстройках и потерю управляемости. Неспособный маневрировать, корабль днем 13 ноября подвергся налету американской авиации, получив попадания четырех бомб и четырех торпед. Поскольку эвакуировать корабль не было возможности, «Хиэй» пришлось добить торпедами японских эсминцев.

Боевой путь «Кирисимы» практически повторял карьеру «Хиэй»: он эскортировал авианосцы к Перл-Харбору, Дарвину, Цейлону и Мидуэю. Вместе с «Хиэй» «Кирисиму» направили к Гуадалканалу, где пережить напарника «Кирисиме» удалось только на один день: в ночь с 14 на 15 ноября он был тяжело поврежден артиллерийским огнем линкора «Вашингтон» (9 попаданий 406-мм снарядов и около 40 — 127-мм).

Вследствие полученных повреждений «Кирисима» затонул днем 15 ноября. «Харуна» в начале войны обеспечивал высадку японских войск в Малайе, затем действовал в южной части Тихого океана. В июне 1942 года он принимал участие в сражении у Мидуэя, затем действовал у Гуадалканала и сопровождал авианосцы у Соломоновых островов. В июне 1944-го в составе главных сил адмирала Одзавы «Харуна» принимает участие в первом сражении в Филиппинском море, а в октябре — в битве в заливе Лейте. «Харуна» оказался единственным из кораблей типа «Конго», пережившим 1944 год. В 1945 году в море он уже не выходил, оставаясь на военно-морской базе Курэ. Там же он и был потоплен в результате налета американской палубной авиации 28 июля 1945 года.

ОЦЕНКА ПРОЕКТА

До 1916 года японские адмиралы могли с гордостью взирать на свои линейные крейсера, считавшиеся лучшими в мире. Однако результаты Ютландского боя поставили крест на дальнейшем развитии класса. Немногие оставшиеся линейные крейсера подвергались многочисленным модернизациям, направленным прежде всего на устранение их главного недостатка — слабого бронирования. Не избежали этого и корабли типа «Конго». Двукратная модернизация повысила их боевые качества, но вертикальное бронирование оставалось слишком слабым, чтобы дать серьезные шансы в бою с линкорами, что и подтвердилось в единственном столкновении кораблей этого типа с линейными кораблями американского флота, когда «Кирисима» был потоплен огнем линкора «Вашингтон».

Японское командование сознавало слабость своих линейных крейсеров и использовало их в качестве расходного материала. Фактически именно линейные крейсера вплоть до 1944 года были единственной действительно активной частью линейных сил императорского флота.

Следует признать, что до появления на Тихом океане современных американских линкоров они вполне справлялись со своими задачами, главной из которых было прикрытие быстроходных авианосцев. Гибель «Хиэй» объяснялась крайне неблагоприятной тактической обстановкой, но не недостатками самого корабля. Тем не менее на втором этапе войны японское командование предпочитало держать уцелевшие линейные крейсера подальше от возможного столкновения с американскими линкорами.

Явные недостатки типа «Конго» привели к парадоксальной ситуации. Самые слабые крупные корабли японского флота сделали куда более яркую карьеру, чем линкоры, почти всю войну простоявшие в резерве. Как ни странно, но по критерию стоимость/эффективность линейные крейсера оказались самыми полезными из крупных артиллерийских кораблей Японии.

Возможно вам будет интересно:


    Обзор японского линкора пятого уровня Kongo (Конго).
    Специально для журнала Navygaming!

    Группа в ВКонтакте

    Всем привет! С вами Кайззен и сегодня мы рассмотрим японский линкор пятого уровня под названием «Конго». И по традиции начнем наш видео обзор с небольшой исторической справки. В 1910 году японский флот обратился к британской фирме «Виккерс» с просьбой о разработке проекта при условии постройки головного корабля на британских верфях. Вскоре после закладки головного «Конго» между Японией и «Виккерс» был заключён контракт предусматривавший передачу основных технологий.

    В дальнейшем "Конго" стал последним японским боевым кораблем, построенным за пределами Японии. Вскоре на японских верфях было заложено ещё три корабля этого типа. В процессе эксплуатации «Конго» проходил множество модернизаций, в ходе которых были усилено бронирование, улучшено вооружение и установлены новые котлы, включавшую замену силовой установки и оснащение дополнительными зенитными орудиями. После модернизаций корабль стал официально именоваться линкором.

    В время Второй мировой войны принимал активное участие в боевых операциях Императорского флота. В начале осуществлял прикрытие японских десантных сил в Южно-Китайском море. С февраля 1942 года входил в состав Ударного авианосного соединения вице-адмирала Нагумо. Далее принимал активное участие в сражениях на Соломоновых островах и проводил обстрел американских позиций в Гуадалканале.

    В ночь на 21 ноября 1944 года "Конго" был торпедирован американской подводной лодкой и через некоторое время затонул. «Конго» находится на пятом уровне в японской ветке линкоров. У данного корабля в топовом состоянии 54100 очков боеспособности, имеющий броневой пояс в 203 миллиметра и вооруженный восемью трехсот пятидесяти шести миллиметровыми орудиями главного калибра, которые каждые 30 секунд стреляют на расстояние в 21,2 километра. Пришла очередь рассмотреть прокачку модулей.

    В первую очередь, я предлагаю изучить и установить корпус « Конго Би», который после установки добавляет 4600 очков боеспособности и прилично улучшает противовоздушную оборону. Далее открываем энергетическую установку, которая увеличивает скорость хода до 30 узлов. После открываем Систему управления огнем, которая стандартно увеличивает на 10% дальность стрельбы главного калибра. После установки данного модуля наши снаряды уже достигают противника на расстоянии чуть более 21 км.

    После открытия всех модулей наш корабль становиться топовым и мы переходим к обсуждению плюсов и минусов японского линкора. Совсем недавно я делал видео про американский линкор «Нью Йорк» в котором сравнивал его с одноуровневым «Конго». Поэтому в некотором плане мне станет легче сделать это по отношению к японскому линкору. Начнем по традиции с плюсов.

    Первое: Это живучесть в 54100 очков боеспособности. В настоящий момент самое большое значение на пятом уровне. Второе: это неплохие 356 мм орудия главного калибра, которые стреляют более чем на 21 км, которое может увеличиваться за счет летающего корректировщика огня. Третье: Неплохая для линкора пятого уровня противовоздушная оборона, которая равна значению в 32 игровых единицы.

    Четвертое: это отличная для представителя ветки японских линкоров скорость хода в 30 узлов. Далее расскажу про минусы «Конго». Сразу предупрежу, их не очень много. Первое: это бронирование нашего линкора.

    Хотя в настоящий момент в клиенте игры не показывается такой параметр как бронирование, по истории мы знаем что данный корабль строился с 203 мм бронированный поясом. Для линкора это крайне мало, поэтому против вражеских линкоров и тяжелых крейсеров стараемся бортом не «танковать». Второе: Это радиус циркуляции в 770 метров и время перекладки руля в 18 секунд. Для сравнения американский линкор «Нью Йорк» имеет радиус циркуляции в 600 метров и время перекладки руля в 16.

    3 секунды. На этом минусы заканчиваются и мы переходим к просмотру необходимых модернизаций. На пятом уровне у нас имеются три ячейки, в первую я установил стандартную для всех линкоров и крейсеров модернизацию «Орудия главного калибра. Модификация один».

    Во второй ячейке установлено «Система управления огнем. Модификация один», которая для японских линкоров увеличивает точность стрельбы. В третью ячейку я установил «Система борьбы за живучесть. Модификация один», которая на несколько % процентов уменьшает вероятность возникновения пожара или затопления.

    Далее предлагаю подобрать для нашего линкора «Конго» камуфляж и сигнальные флажки. Камуфляж я советую взять «Тип 2» который уменьшает на 4% точность стрельбы противника. Сигналы при их наличии и вашем желании я советую установить следующие: «Джулет Янки Биссо ту» - уменьшаем на 20% время устранения затопления. «Джулиет Чарли» - сокращаем на 100% детонацию боекомплекта.

    «Индия Дельта» - добавляет 20% к восстановлению при использовании снаряжения «Ремонтной команды». «Майк Янки Соукс Сикс» немного улучшаем ПМК. Для быстрой прокачки в топ рекомендую установить «Экуал Спид Чарли Лондон» увеличиваем на 50% опыт заработанный в бою и последний «Индия Янки» - сокращаем на 20% время тушение пожаров. Далее предлагаю познакомится с навыками для командира линкора «Конго».

    На первом уровне это «Базовая огневая подготовка» и «Основы борьбы за живучесть». На втором уровне открываем «Противопожарная подготовка». На третьем уровне выбираем два навыка: это «Повышенная готовность» и «Суперинтендант». На четвертом открываем навык «Усиленная огневая подготовка» и на последнем уровне изучаем «Мастер на все руки».

    В общем стандартный для линкоров набор навыков командира. Наступил момент чтобы рассказать как играть на данном корабле. Хоть «Конго» и находится в ветке японских линкоров, но стараемся не забывать про бортовую броню в 203 мм и в таком случае его лучше воспринимать как очень большой и быстроходный крейсер с мощными и дальнобойными пушками. На этом стараемся строить наш геймплей.

    В первом случае идем в совместную атаку с союзными крейсерами, которые помогут вам защитится от авиации и эсминцев противника. Скорость хода в 30 узлов позволяет совершать практически любые перемещения по карте. Такая быстрая эскадра состоящая из «Конго» и нескольких крейсеров спокойно разберет любого противника. У вашего «Конго» имеется приличное количество очков боеспособности и классовая способность их восстанавливать.

    В случае совместной атаки вы можете спокойно принять большую часть дамага и за счет мощных орудий спокойно наносить серьезные повреждения кораблям противника. При встрече с более мощным противником, например с несколькими линкорами, за счет скорости можно отойти на безопасное расстояние и спокойно сменить направление атаки. В крайнем случае можно играть за счет дальнобойности своих орудий. То есть зная расстояние стрельбы например американского линкора «Нью Йорк», можно за счет скорости хода стараться держать чуть более данной дистанции и спокойно закидывать оппонента своими снарядами от орудий главного калибра.

    Только стоит помнить, что такая тактика принесет свои плоды если вы играете на больших картах и если у вас есть место для маневра. Итак сделаем небольшой вывод про японский линкор пятого уровня «Конго». Данный корабль лично для меня, любителя играть на крейсерах получился очень интересным. В плюсах имеется хорошая скорость хода, неплохая противовоздушная оборона и мощные дальнобойные 356 мм орудия, которые за один залп могут нанести приличное количество дамага и в качестве минусов посредственная маневренность и плохая для линкора броневая защита.

    В общем «Конго» получился очень достойным и интересным кораблем. Вам есть что добавить про японский линкор пятого уровня «Конго»? Смело пиши в комментариях ниже. На этом все. .

    Обзор японского линкора пятого уровня под названием «Конго» подошел к концу. С вас при желании подписка и лайк. Спасибо Вам за просмотр этого видео.

    До следующих встреч и Саенара!.