Левиафан — чудовище, демон или божественное творение. Кто такой Левиафан и почему его именем был назван фильм? История левиафана из библии

В истории человечества можно встретить множество легенд, повествующих о невероятных чудовищах, поражающих своими огромными размерами, устрашающей внешностью и другими уникальными чертами. Во все времена людей зачаровывали жуткие истории о мистических монстрах, наделенных сверхъестественными способностями, и одним из таких является левиафан.

Кто же такой левиафан?

Известно, что так именовалось упоминаемое в Ветхом завете. Значение слова левиафан весьма размыто, однако с иврита оно переводится как «скрученный» или «свитый».

Впервые об этих чудищах заговорили на Древнем Востоке. В те далекие времена многие моряки, вернувшиеся из плавания, с увлечением рассказывали истории об обитающем в море огромном монстре, размером ни много ни мало с остров. Порой их рассказы приобретали и более устрашающий характер. Поговаривали, что этот монстр всего одним движением мог вдребезги разбить даже самое крупное судно, и что никому еще не удавалось выжить после встречи с ним. Правда, в таком случае возникает справедливый вопрос: откуда же вообще стало известно о таком монстре?

Левиафан - что такое и как выглядит

Своим происхождением левиафан обязан прежде всего библейским трактатам, в которых прослеживается двойственное описание этого мифического монстра. Так, в одних источниках (Исаия, Псалмы) левиафан - это могущественное существо, ведущее вражду с Богом. В конечном счете Бог все же одерживает победу (сравнимую с победой древнеегипетского бога Ра над Апопом или победой Зевса над титанами) и отдает его останки в качестве еды голодающим в пустыне. В других же источниках левиафан предстает как непостижимое сотворенное Богом существо, недоступное для понимания простым смертным.

Сказать, кто такой левиафан, однозначно практически невозможно. В одних древних текстах его описывают как невероятно огромного змея с большущими повергающими в ужас глазами. В других же - это свирепый огнедышащий дракон с тонкой длинной шеей и вытянутой головой. Также в некоторых источниках используется образ громадного крокодила.

Научные и библейские свидетельства существования

Можно заметить, что левиафан довольно-таки часто упоминается в библейских писаниях, а потому ответы на такие вопросы как: «Левиафан - что такое? Где обитает это существо? Откуда оно появилось?» - необходимо искать именно там. Так, одно из первых упоминаний о монстре можно найти в книге Иова, где левиафан представлен в образе царя всего, включая род людской. Далее упоминания о нем встречаются в и в Послании Коринфянам, где отмечается, что левиафана невозможно убить «плотским оружием», что указывает на сверхъестественную природу существа. В более поздних писаниях, например, в появившейся на свет в 1611 году, говорится, что простой смертный при виде левиафана непременно потеряет сознание. Там же можно отыскать информацию и о приблизительном месте обитания монстра. Судя по тексту, отвергается вероятность его обитания в морях, пусть даже и самых больших. Очевидно, что для чудовища подобных размеров, живущего на большой глубине, подойдут лишь бескрайние воды океанов.

Единственным на данный момент научным свидетельством существования животного, хоть немного напоминающего левиафана, являются останки кашалота, откопанные в перуанской пустыне Ика. Длина древнего млекопитающего, обитавшего 12-13 миллионов лет назад, составляла порядка 17 метров, а размер огромных зубов достигал 36 сантиметров в длину и 12 сантиметров в ширину. Вот вам и левиафан! Что такое чудище будоражило умы предков - не удивительно!

Левиафан в кинематографе

Из существа библейских писаний левиафан со временем превратился в часть мировой культуры, став весьма востребованным героем во многих видах искусств, включая кинематограф, музыку, литературу, японское аниме и видеоигры.

В честь чудовища назывались многие военные корабли, что, разумеется, делалось в целях устрашения врага. Однако важно отметить, что по сравнению с Ктулху - существом схожего происхождения и описания, левиафан чаще всего упоминается в мировой культуре как имя нарицательное. Вместо традиционного левиафаном именуют прототипы мощного оружия, различных героев, магов и т. д. Наиболее приближенно к своему библейскому образу левиафан описывается в сериале «Сверхъестественное», где он хоть и утратил свои чудовищные размеры, однако сохранил полагающееся ему могущество. Также «правдоподобное» изображение монстра можно встретить в мультсериале «Пираты темных вод». В культовой серии фильмов «Восставший из ада» левиафан является владыкой Ада, тем самым, по сути, сравнивается с самим дьяволом. Источник вдохновения - вот что такое leviafan для искусства.

Левиафан в мире видеоигр

Статья на данную тему не была бы полной без упоминания об участии этого существа в огромном количестве видеоигр. Пожалуй, именно геймеры задаются вопросом, что такое левиафан, меньше всех остальных. Хорроры, экшены, стратегии, слэшеры, MMORPG-игры - вот лишь часть игровых жанров, в которых можно повстречать существ, именуемых левиафанами.

В стратегии 2002 года Age of Mythology левиафан представлен в роли морского чудовища, подчиняющегося игроку и выполняющего функции В качестве «игровых боссов» он присутствует в следующих играх - Dead Space, World of Warcraft: Wrath of the Lich, God of War, Devil May Cry 3, Resistance 2 и т. д.

Именем монстра также названы многие игровые транспортные средства и расы. К примеру, левиафаном именуется космический корабль из игры Star Wars: Knight of the Old Republic. Аналогичное название носит колоссальный флот-улей из серии игр Warhammer 40,000. Огромных размеров транспортное средство из вселенной Unreal Tournament также называется левиафаном.

Итак, как мы видим, ответов на вопрос «Левиафан - что такое?» может быть множество. Очевидно лишь то, что это по-настоящему могущественное существо, которое и по сей день будоражит умы множества людей.

Левиафан является крупным водным существом. Библия описывает его как грозного зверя, обладающего чудовищной свирепостью и великой силой. Корень еврейского слова “левиафан” имеет значение “свитый” или “скученный”. Текст в Исаии 27:1 упоминает левиафана как “ускользающего змея, Левиафана, извивающегося змея… морское чудовище” (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Кем бы ни был этот морской монстр, его сила и дикая природа были хорошо известны.

В Ветхом Завете содержится несколько упоминаний о левиафане. Большинство текстов описывают его как реальное существо, известное людям (которые, конечно, держались на расстоянии) по репутации, если не по реальным столкновениям. В Псалме 104:25-26 Бог прославляется как Тот, кто создал среду обитания для левиафана: “Вот огромное, необъятное море, и без числа в нем тварей морских. Там животные большие и маленькие. Там плавают корабли. Левиафан, Твое творение, резвится там”. Только великий Бог мог создать левиафана, а затем дать достаточно пространства, чтобы позволить ему безопасно “резвиться”.

В Исаии 27:1 левиафан используется как символ нечестивых земных царей, противостоящих Божьему народу. Великая сила, которой обладали нечестивые народы, могла наводить ужас, но Бог заверяет Своих детей, что зло, каким бы чудовищным оно ни казалось, будет побеждено: “В тот день Господь мечом Своим грозным, великим и крепким, покарает Левиафана, ускользающего змея, Левиафана, извивающегося змея, – убьет Он морское чудовище!”. Псалом 73:14 содержит аналогичное упоминание о победе Бога над левиафаном. В этом месте, скорее всего, имеется в виду египетский фараон.

Главы 40 и 41 книги Иова дают наиболее подробную информацию о левиафане как реальном морском существе. Тут Бог описывает левиафана, подчеркивая размер, силу и злобу животного. Левиафан не может быть привязан или приручен (Иова 40:20-24); на него страшно смотреть (41:1); его лучше оставить в покое (41:2-3). Левиафан имеет изящный вид (41:4), но невероятно хорошо защищен чешуей (41:5). Его спину невозможно пронзить (41:7). Он имеет устрашающую пасть (41:6). Даже храбрецы боятся левиафана (41:17). Ни один меч, копье, дротик или стрела не могут победить его (41:18). Он не может быть скован, потому что разрушает железо, как солому (41:19). Он боронит землю своим брюхом, воду он заставляет бурлить и оставляет светящийся след (41:23-24). Божье описание левиафана заключается утверждением, что он является истинным царем зверей: “Нет на земле подобного ему – создания, которому страх неведом” (41:25).

Итак, какое же животное описано в книге Иова? Некоторые исследователи считают, что левиафан – это крокодил. Другие полагают, что это кит или акула. На основании библейского описания наиболее вероятным кажется, что левиафан – это большая морская рептилия, возможно, один из видов динозавров, таких как плезиозавр. Знакомство Иова с динозаврами не является надуманным, учитывая, что эта книга была написана в очень раннее время истории.

Смысл текста из книги Иова заключается в том, что левиафан находится под Божьим контролем. Иов сомневался в Господе (Иова 26-31), но Он обращает вопрос к нему, используя мощь левиафана, чтобы подчеркнуть слабость и хрупкость Иова. Если Бог создал левиафана (животного, перед которым Иов не мог устоять), то насколько же велик Бог? Почему Иов даже пытается препираться со Всевышним?

Узнать во всех подробностях, кто такой левиафан можно, прочитав Ветхий Завет. Именно там впервые упоминается это мифическое чудовище. Согласно упомянутой книге, левиафан является морским змеем, который обладает чудовищными размерами.

Кто такой левиафан в Библии?

Как уже было сказано выше, это мифическое чудовище, которое способно уничтожить не только все человечество, но и планету Земля как таковую. Некоторые религиозные тексты называют левиафана , который несет смерть и разрушения. В некоторых же текстах более подробно рассматривается вопрос того, как выглядит данный мифический персонаж и что он делает.

Согласно Библии, чудовище ливиафан имеет тело змеи, обитает в море. Он обладает огромными размерами, и справиться с ним обычному человеку не под силу. Левиафан существо мужского пола. Согласно одному религиозному источнику самки в природе не существует, а по информации из другого текста, женская особь есть, но размножение этих тварей невозможно. Обе книги сходятся в одном. Именно Бог понял, что морской демон может уничтожить человечество и лишил его способности иметь потомство. Это означает, что левиафан в природе если и существует, то только в единственном экземпляре. Он спит в морской глубине, но может проснуться, после чего выберется на землю и уничтожит человечество. Разбудить демона может что угодно, например, это может быть промышленный шум или исследования различных океанских впадин. Точное место пребывания чудовища не указано ни в одном из текстов Библии. На данный момент никто не знает, в каком море или океане согласно легендам и мифическим рассказам спит демон.

Как убить левиафана?

В Библии есть несколько текстов, которые говорят о том, как будет уничтожено это чудовище. Согласно одному из них Бог поразит демона. По информации из другого отрывка архангел Гавриил уничтожит левиафана, проткнув его копьем, после чего будет устроен пир для всех праведников, на котором будет поедаться мясо демона. Согласно этому же тексту, праздник будет проходить в шатре, сделанном из кожи демона.

В Библии утверждается, что уничтожить данное чудовище человек не может. Только сам или архангел Гавриил способны сделать это. В фильмах и литературе нередко используется такой персонаж, как левиафан. Но, в некоторых художественных сюжетах именно человек убивает данное чудовище, что, как уже понятно, противоречит религиозным текстам.

Посмотрел на днях последний фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», получившего приз «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Для режиссера это первая работа с откровенным, можно даже сказать нарочитым, идеолого-политическим посылом. Во всех его предыдущих артхаусных работах достаточно талантливо разрабатывались принципиально аполитичные, общечеловеческие, архетипно-универсальные темы семейных межличностных отношений – отцы и дети, мужья и жены, больной человек и его близкие перед лицом смерти…

В случае с «Левиафаном» не так: прозападная, либерально-политическая заангажированность явно взяла верх над искусством, сделала его своим послушным орудием. Что ж, кто дает призы, тот и заказывает музыку.

Интересна и весьма показательна история возникновения самого замысла фильма. В 2008 г. Звягинцеву рассказали историю об американце Марвине Джоне Химейере, ветеране войны во Вьетнаме, который из-за длительного конфликта с местной цементной компанией (г. Грэнби, штат Колорадо) по поводу территории, где находилась его мастерская, обшил свой бульдозер броней, разрушил более десяти административных зданий, нанеся миллионные убытки своим обидчикам, после чего покончил жизнь самоубийством.

Сначала Звягинцев загорелся идеей снять фильм об этой истории, но потом решил отказаться от американских коннотаций и перенес действие фильма в современную Россию, объясняя это тем, что мы имеем дело с вечной темой. Почему фильм на вечную трагическую тему нельзя снимать с привязкой к США, прямо основываясь на случившихся там событиях, режиссер так и не пояснил. Видимо, все дело в пресловутой политкорректности.

Хотя фактическая история американца Джона Химейера по своему трагизму, насыщенности и динамизму на порядок превосходит сценарную историю главного героя фильма Звягинцева. Как бы там ни было, в итоге фильм снят о сегодняшней России, хотя на самом деле основывается на событиях, произошедших в США.

Перед зрителями разворачивается драматическое столкновение трудяги, мастера на все руки и вместе с тем пьяницы и сквернослова Николая, олицетворяющего, по всей видимости, простой русский народ, и бессовестного мэра, также пьяницы и сквернослова, представляющего современное российское государство.

Николай в Церковь совсем не ходит. Мэр, напротив, показан как вполне воцерковленный человек, посещающий Богослужения, более-менее регулярно исповедующийся и причащающийся.

Все попытки Николая вместе с другом-адвокатом и женой добиться правды по закону разбиваются о всемогущество насквозь коррумпированной системы. В неравной борьбе с ней Николай теряет все самое дорогое ‑ родительский дом, землю, автомастерскую, лучшего друга, сына, любимую жену, личную свободу. Жена сначала изменяет с другом, а затем кончает жизнь самоубийством. Невиновного Николая обвиняют в ее убийстве, фабрикуют улики и по несправедливому суду садят в тюрьму на пятнадцать лет.

Мэр торжествует. На захваченной у Николая земле он строит православный храм при полном одобрении вышестоящих властей и благословении местного православного владыки, олицетворяющего Русскую Православную Церковь.

К развязке фильма складывается устойчивое впечатление, что главным виновником трагедии, является именно православный епископ, предстающий перед нами этаким красноречивым книжником и фарисеем, благочестивыми словами оправдывающий любую гнусность властей ради своих корыстных целей. Именно он ставит перед мэром задачу постройки храма на злополучном участке земли, именно он своими утешениями и проповедями наущает мэра использовать все возможные средства для достижения цели, убеждает в праведности всех его действий, заглушает в нем робкий голос время от времени просыпающейся совести, именно он получает наибольшую выгоду от всего произошедшего.

Кроме епископа, Русская Церковь в фильме также представлена беспрекословно подчиняющимся ему простым, малообразованным священником, занятым преимущественно выживанием вместе с нищим и невежественным народом.

Итак, перед нами избитый до банальности сюжет о трагедии маленького беззащитного человека и его правды, гибнущего от вопиющей несправедливости всесильного церковно-государственного аппарата.

Трагедия эта разворачивается на фоне мертвенно-серых пейзажей, бездорожья, грязи, разрухи и нищеты. Понятно, что ничего, кроме унылой безысходности и омерзения все это не вызывает.

Беспросветный мрак русской жизни свыше всякой меры нагнетается негативними символическими образами, имеющими явные христианские коннотации, ‑ разбитые, гниющие на холодной морской отмели корабли, рыбы с отрубленными головами, свиньи, которых кормят хлебом, приобетенным для церковной панихиды… Имя главного героя Николай также выбрано не случайно и имеет символический подтекст.

Прекрасная операторская работа, проникновенная игра известных актеров, суровая величавость северной природы еще более усиливают у зрителей состояние жалости и сострадания к жертвам, возмущения и ненависти по отношению к мучителям, не навязчиво подталкивают к заданным революционным выводам: «Так жить нельзя!», «Долой такое государство и такую Церковь!»

Итак, при финансовой поддержке Министерства культуры России (sic! ) российский режиссер Андрей Звягинцев снял откровенно пропагандистский лживый фильм против Православной Церкви, против России и ее народа.

В этом нет ничего нового. Все это уже было в нашей многострадальной истории. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое; но это было уже в веках, бывших прежде нас»(Еккл. 1:10)… «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа!»(Еккл. 1:14). Сто лет назад русский народ вместе со своей Церковью все это уже проходил. Тогда глашатаем революции была литература, сегодня – «важнейшее из всех искусств» (В.И. Ленин).

В столичных кинотеатрах показывают «Левиафан». Что такое "Левиафан", как не перепутать Иова и Иону и при чем здесь трактат Томаса Гоббса – «Большой» готовит к просмотру фильма Андрея Звягинцева.

В минский прокат вышел фильм российского режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан», который уже получил «Золотой глобус», номинацию на «Оскар», BAFTA и звание «фильма о Рашке-говняшке» от министра культуры РФ . В лучших традициях эпохи пост-постмодернизма фильм можно смотреть и без предварительной подготовки, вот только в этом случае вы поймете лишь то, что лежит на поверхности. «Большой» выдает необходимый минимум гуманитарных знаний, с которым можно нырять в глубины «Левиафана», чтобы понять, что такое «Левиафан».

Кто такой Левиафан?

Левиафан – морское чудовище, о котором говорится в Ветхом Завете, а точнее, в книге Иова. В Библии он олицетворяет непостижимость божественного творения, а кое-где обозначает и враждебное Богу существо, дьявола, над которым Господь одерживает победу в начале времен, но который может пробудиться снова. Его сухопутный «аналог» — бегемот, правда, судя по описаниям, левиафаны куда ужаснее.

«Круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас»
(Иов. 40:20-41:26).

Почему говорят, что Левиафан – это кит?

В том, что многие представляют себе мифическое чудище всего лишь большим китом, «виноват» самый известный литературный Левиафан, который обитает в бурных водах романа Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит». В произведении описывался реальный свирепый кашалот больших размеров, который в сознании одержимого китобоя стал символом мирового зла, левиафаном. Кстати, попытка победить кита и зло успехом не увенчалась.

Ассоциация «Левиафан – кит» так прочно утвердилась в массовом сознании, что, когда в 2008 году исследователи обнаружили на берегах Южной Америки окаменелые останки гигантского кита, то назвали его Livyatan melvillei – «Левиафан Мелвилла». Видимо, они тоже не знали, что такое Левиафан.

Вспомните Гоббса, когда будете смотреть фильм Звягинцева: левиафан — государство, жестокое, непобедимое, которому до тебя и дела нет

Существует еще одно литературное произведение, где речь идет о Левиафане. Когда-то английский философ Томас Гоббс использовал сильный образ морского чудовища для описания государства в своем трактате «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Морское чудовище изображалось в виде огромного человека, состоящего из тьмы крошечных человеческих тел. Вспомните Гоббса, когда будете смотреть фильм Звягинцева: левиафан — государство, жестокое, коварное, непобедимое, которому до тебя и дела нет.

При чем тут Иов и Иона?

Кроме того, что самое подробное описание Левиафана встречается в книге Иова, есть куда более важная связь ветхозаветного персонажа и творения российского кинематографа. Иов был праведником, который счастливо жил в большом богатстве вместе со своей семьей. Завистливый Дьявол стал доказывать Богу: Иов праведен только потому, что счастлив и богат. Тогда Господь позволил Сатане испытать Иова всеми бедствиями земной жизни. Иов теряет богатство и детей, заболевает проказой, вынуждено покидает город и там, сидя в пепле и навозе, скоблит свои струпья черепком, но даже тогда не проклинает Господа. За смиренность и любовь Бог возвращает Иову былое счастье. Ветхозаветный Иов – символ безвинного страдания и бесконечного терпения.

Только не путайте Иова и Иону! Иона, библейский пророк тоже был знаком с Левиафаном: пробыл во чреве китовом три дня и три ночи, так как не хотел спасать народ Ниневии, но к «Левиафану» Звягинцева эта история имеет разве что отдаленное отношение. Хотя Иона точно узнал, что такое Левиафан…

При чем тут фильм Звягинцева?

Конечно, автослесарь Николай Сергеев, с которым познакомит вас «Левиафан», совсем не праведный Иов. Но параллель между его бедами и страданиями библейского героя проводить можно. «Николай чист сердцем и не сделал никому зла», — говорит режиссер Звягинцев.

А в основе сюжета фильма Звягинцева – трагическая история сварщика из Колорадо Марвина Джона Химейера, дом которого попытался отобрать цементный завод. Сварщик запаял себя в бульдозере и снес завод, а потом покончил с собой. Также в одном из интервью Звягинцев рассказывал, что источником вдохновения для него стала повесть Генриха фон Клейста «Михаэль Кольхаас»: ее герой, богатый барышник из Бранденбурга, в одиночку бросает вызов государству, пытаясь отомстить обидчику, обобравшему и унизившему его аристократу.