Конспект НОД «Скелет и мышцы. Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Скелет человека Типы соединения костей

Тема. Строение скелета человека.

Цели урока : - изучить типы соединения костей и их связь с выполняемыми функциями. Рассмотреть строение суставов. Изучить строение скелета человека, его основных отделов;

Развивать познавательный интерес, умение работать в команде, формировать предметные умения и коммуникативные навыки.

Воспитывать гигиенические и здоровьесберегающие навыки, бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование и материалы : таблицы «Скелет человека», «Микроскопическое строение костной и хрящевой ткани», скелет человека-модель, мультимедийная презентация.

Базовые понятия и термины : неподвижные, полуподвижное и подвижное соединение костей, шов, сустав, суставная сумка, названия костей, образующих скелет.

Концепция урока : рассмотреть особенности соединения костей скелета, привести примеры, показать функциональность такого соединения. Описать основные отделы скелета человека, перечислить главные кости, входящие в их состав. Указать на разнообразие функций, выполняемых различными отделами скелета.

Тип урока : комбинированный.

Структура и содержание урока

1.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Вопросы к учащимся.

Какие химические вещества входят в состав костной ткани?

Какие типы костей вы знаете?

Опишите внутреннее строение костей.

Как происходит рост костей?

2.Изучение нового материала - рассказ учителя.

История изучения скелета. Древнегреческий философ Демокрит собирал кости на старых, разрушенных кладбищах и изучал их. Светило римской медицины- Клавдий Галлен совершил путешествие а Александрию, так как там был единственный, в то время, скелет человека. Петр 1 учредил кундсткамеру - коллекцию по анатомии.

Сегодня на уроке, мы познакомимся с основными отделами скелета человека, узнаем, какими костями они образованы. Но начнем с типов соединения костей.

Типы соединения костей:

- неподвижное соединение костей достигается путем их срастания. Движения при этом отсутствуют. Неподвижность костей мозгового отдела черепа достигается тем, что многочисленные выступы одной кости входят в соответствующие углубление другой. Такое соединение получило название шва.

- полуподвижное соединение костей достигается упругими хрящевыми прокладками между костями. Такие прокладки находятся в позвоночнике между отдельными позвонками. При ходьбе, беге, прыжках прослойки упругого хряща действуют, как амортизаторы, смягчая резкие толчки и предохраняя тело от сотрясения. Кости грудной клетки также могут двигаться благодаря хрящам. Такое соединение имеет опорное, защитное и двигательное значение

- подвижное соединение костей встречается чаще. Их называют суставами. Они обеспечивают условия для движения частей тела. Суставы устроены просто. Каждый из них включает покрытые гладким хрящом суставные поверхности сочленяющихся костей, суставную сумку (капсулу) и суставную полость. В капсуле два слоя. Наружный – фиброзный – плотный, он удерживает сочленяющиеся кости друг возле друга и защищает сустав от повреждений. Изнутри капсула покрыта синовиальной оболочкой, которая участвует в выработке особой жидкости – синовиальной. Она служит смазкой сочленяющихся поверхностей и питает хрящевое покрытие.

Усложняют суставы вспомогательные элементы. Это связки и сухожилия, которые вплетаются в капсулу сустава и скрепляют его стенку.

Физкультминутка.

Строение скелета человека.

В скелете различают: скелет головы, скелет туловища и скелет верхних и нижних конечностей.

Скелет головы – череп.

Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии? Специалисты разделяют его на мозговой, охраняющий головной мозг, и лицевой, образующий костную основу лица Мозговой отдел образован рядом плоских костей.. Кости образуют округлую полость черепа.

Вверх от глазниц поднимается снабжённая буграми лобная кость, соединяющаяся сзади в области крыши (купола) черепа с двумя теменными костями. Сзади расположена затылочная кость, а по бокам - весьма тонкие височные кости. Рассматривая череп снизу, т. е. со стороны основания. бросается в глаза большое затылочное отверстие. Рядом с ним и впереди расположены более мелкие отверстия и каналы, предназначенные для черепных нервов и их ветвей, а также кровеносных сосудов.

Лицевая же часть, на строительство которой идёт 16 более тонких костей, связана с органами дыхания, пищеварения и чувств. Нижняя челюсть - единственная подвижная кость черепа. На лицевом черепе сразу обращают на себя внимание крупные глазницы и наружное отверстие полости носа. Его слегка прикрывают сверху сросшиеся друг с другом мелкие носовые косточки, благодаря чему нос у человека немного выдается вперед. Чуть ниже глазниц лежат парные верхнечелюстные кости.

Скелет туловища.

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Основу скелета составляет позвоночник, имеющий оригинальную конструкцию. Если бы он представлял собой сплошной костный стержень, то наши движения были бы скованными, лишенными гибкости.. Упругость сотен связок, хрящевых прослоек и изгибов делает позвоночник прочной и гибкой опорой. Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться, прыгать, кувыркаться, ездить верхом, бегать. Очень прочные межпозвонковые связки допускают самые сложные движения и вместе с тем создают надежную защиту спинному мозгу - он не подвергается каким-либо механическим воздействиям при самых невероятных изгибах позвоночника.Позвоночник состоит из 33-34 позвонков. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5 позвонков). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. Позвоночник человека имеет изгибы, играющие роль амортизатора: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений. Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие. Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей.

Скелет конечностей.

Скелет любой конечности состоит из двух частей: пояса конечностей и скелета свободной конечности. Кости пояса конечностей соединяют свободные конечности со скелетом туловища.

Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет свободной верхней конечности состоит из: плечевой кости, костей предплечья и кисти. Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение {плечевой сустав), позволяющее совершать различные движения рукой.Предплечье образовано лучевой и локтевой костями. Способность лучевой кости поворачиваться вокруг локтевой позволяет совершать такие движения, как поворачивание ключа, вращение отвертки. Кисть образована большим количеством мелких костей. В ней различают три отдела: запястье, пясть и фаланги пальцев.

Пояс нижних конечностей {тазовый пояс) составляют две тазовые кости, которые соединяются с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб (туловище). С тазовыми костями соединяются скелет нижних конечностей и мышцы, он служит для нихопорой и принимает участие в их движениях. Тазовый пояс также поддерживает и защищает внутренние органы. Скелет свободной нижней конечности состоит: из бедренной кости, костей голени и стопы. Массивная бедренная кость - самая крупная кость скелета человека. К костям голени относятся большеберцовая и малоберцовая кости. Кости стопы подразделяют на кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев.

3. Обобщение, систематизация, контроль знаний и умений

    Рассказать о строении скелета.

1 группа – скелет головы (череп),
2 группа – скелет туловища (Объясните, какое значение имеет увеличение размеров позвонков в нижней части позвоночника.)
3 группа – скелет конечностей и поясов конечностей.

4 . Домашнее задание

Учебник стр.48-51, заполнить таблицу по образцу до конца..

Учитель: Ержанова Ж.А.

Тема «Скелет человека»

Цель: изучить особенности строения скелета человека

Задачи:

    сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека;

    выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путём сравнения скелетов человека и других млекопитающих;

    показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.

Методы и приемы: групповая работа, само- и взамообразование

Ресурсы: интерактивная доска, марекеры, ватманы, стикеры, цветные карточки

Ход урока

На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Как вы уже догадались разговор пойдёт о скелете.

Как вы думаете, у человека движения для жизни, или жизнь для движения ! На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Скелет человека»

— Что же такое скелет?

А сейчас давайте сделаем вывод, для чего же нужен скелет и каковы его функции.

Функции скелета человека.

Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец, скелет – пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются мышцы.

Функции скелета человека

    Двигательная (обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).

    Защитная (создаёт полости тела защиты внутренних органов).

    Формообразующая (определяет форму и размеры тела).

    Опорная (опорный остов организма).

    Кроветворная (красный костный мозг – источник клеток крови).

    Обменная (кости – источник Ca, F и других минеральных веществ).

А сейчас давайте ответим на проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока: так всё-таки движение для жизни, или жизнь для движения?

Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.

Раздаточный материал

Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Вес скелета в общей массе организма – 10–15 кг (у мужчин несколько больше). Указать точное количество костей в организме человека не представляется возможным. Современные ученые указывают, что у человека “несколько более 200 костей”, а в теле ребенка их около 300.

Рекорды в скелете: стремя — самая маленькая косточка длиной 3 мм — находится в среднем ухе. Самая длинная кость — бедренная. У мужчины ростом 1,8 м она имеет длину 50 см. Но рекорд удерживает один очень высокий немец, бедренная кость которого длиной 76 см соответствует высоте обеденного или письменного стола.

В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. У новорождённого ребенка в скелете почти 270 костей, что намного больше, чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Это, например, кости черепа, таза и позвоночника. Крестцовые позвонки, например, срастаются в единую кость (крестец) только в возрасте 18-25 лет. И остаётся 200-213 костей, в зависимости от особенностей организма.

Скелет головы (череп) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей, состоит из 23 костей.

В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Они образуют свод черепа. В основании мозгового отдела черепа находятся клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органа равновесия. В мозговой части черепа находится головной мозг.

К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кости. Форму носовых полостей определяет решетчатая кость. В ней находится орган обоняния.

Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и вниз, но и влево-вправо, вперед-назад. Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.

Окружность головы

У новорожденного окружность головы составляет 35 см, но по окончании роста человека эта величина достигает 55 см, то есть за 16 лет увеличивается на 20 см при средних темпах 1,25 см в год. Если допустить, что рост головы не прекратился бы, к концу жизни ее окружность увеличилась бы до 1,25 м у мужчин и 1,35 м у женщин.

Вывод: череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33–34 позвонками.

В нем различают следующие отделы:

    шейный (7 позвонков)

    грудной (12)

    поясничный (5)

    крестцовый (5)

    копчиковый (4-5)

У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.

Как у всех млекопитающих, в шейном отделе позвоночника, как и у человека семь позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.

За шейным отделом следует грудной отдел позвоночника. Он состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются ребра. Из них 10 пар ребер с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине. Две нижние пары ребер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют грудную клетку.
За грудным отделом следует
поясничный отдел . Он состоит из 5 позвонков, достаточно массивных, поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела.

Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость - крестец. Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, то крестцовый неподвижен и очень прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка.

Наконец, последний отдел позвоночника - копчик . Он состоит из 4-5 сросшихся маленьких позвонков.

Позвоночник человека имеет четыре изгиба, шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных - только шейный и крестцовый).

Вывод: Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению.

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости, их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.

Вывод: Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений.

Плечевой пояс включает две лопатки и две ключицы.

С осевым скелетом соединены суставами только ключицы. Каждая из них одним концом сочленяется с грудиной, другим - с лопаткой и плечевой костью руки. Лопатки же лежат свободно среди спинных мышц и при необходимости участвуют вместе с ключицами в движении руки. Так, подъем руки над головой возможен с участием плечевого пояса: движение происходит в грудинно-ключичном суставе.

Скелет руки (свободной верхней конечности) состоит из плечевой кости, двух костей предплечья - локтевой и лучевой, а также костей кисти. В кисти три части: запястье, пястье и фаланги пальцев.

Большой палец руки противопоставлен четырем другим пальцам и с каждым может образовать кольцо. Благодаря этому человек может выполнять мелкие и точные движения, необходимые для трудовой деятельности .

Подвижное сочленение костей кисти позволяет собирать мелкие предметы в горсть, удерживать их, вращать и перемещать небольшие предметы на некоторые расстояния, то есть выполнять не только силовые, но и точные движения, что недоступно даже человекообразным обезьянам.

Скелет нижних конечностей имеет ряд особенностей, связанных с прямохождением. Он отличается большой прочностью, которая достигается за счет некоторого ограничения подвижности.

Пояс нижних конечностей представлен тазовыми костями. Это плоские кости, тесно сочлененные с крестцом. Они образуют практически неподвижное сочленение. Тазовые кости вместе с прикрепляющимися к ним мощными мышцами образуют дно брюшной полости, на которое опираются все внутренние органы.

Скелет ноги (свободные нижние конечности) начинается бедренными костями, которые под углом прикрепляются к тазовым костям, образуя прочную арку, способную выдержать большие нагрузки. Обратите внимание на расположение губчатого вещества: костные перекладины в нем расположены перпендикулярно друг к другу и в соседних костях одинаково направлены. Они совпадают с силами сжатия и растяжения, воздействующими на кости. Суставная головка бедренных костей круглая, движения возможны в любую сторону, но они ограничены связками. В голени, как и в предплечье, две кости: большеберцовая и малоберцовая.

Большая берцовая кость сочленяется и со стопой и с бедром.

Это значительно увеличивает прочность, но снижает подвижность. Малоберцовая кость находится снаружи, со стороны мизинца, и несет меньшую нагрузку.

Стопа человека состоит аналогично кисти из трех частей: предплюсны, плюсны и фаланг пальцев. В предплюсне наиболее массивны таранная и пяточная кости.

Подошва ноги имеет продольные и поперечные своды. Благодаря этому она пружинит при ходьбе и беге, смягчает толчки при движениях.

УРОК 9. СКЕЛЕТ ГОЛОВЫ И ТУЛОВИЩА

Цель: сформировать знания о строении скелета головы и туловища.

Образовательные: познакомить учащихся со строением отделов скелета человека: головы, туловища, раскрыть значение и функции опорно-двигательного аппарата.Развивающие: развивать умения обобщать и делать выводы о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах, как составных частях опорно-двигательного аппарата.Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.Оборудование: компьютер, проектор.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Контроль знаний.

Фронтальный опрос

1. Какие функции выполняет опорно-двигательная система?

2. Что входит в скелет человека? (кости, хрящи, связки)

3. Из каких отделов состоит скелет? (скелет головы. Скелет туловища, скелет верхних конечностей, скелет нижних конечностей)

4. Как различают кости по форме и размеру? (длинные (трубчатые) – кости плеча, голени, предплечья, бедра; короткие – кости кисти и стопы; плоские – кости черепа и лопатки)

5. Какое строение имеют кости? (образованы соединительной тканью, снаружи покрыты надкостницей (обеспечивает рост в толщину и ее срастание при переломе), места где сочленяются кости друг с другом – суставным хрящом. Надкостница и кость пронизаны кровеносными сосудами. Надкостница прилегает к компактному веществу, компактное вещество пронизано костными канальцами, вокруг них располагаются костные клетки, которые выделяют межклеточное вещество имеющие форму пластинок. Компактное вещество образует наружный слой кости, за ним следует губчатое вещество, оно заполняет головки длинных костей, губчатое вещество состоит из многочисленных костных перекладин, между которыми видны полости, заполненные красным костным мозгом. Внутри, между головками длинных костей, имеется костно-мозговая полость, она заполнена желтым костным мозгом)

6. Какие вещества входят в состав костей?

7.Какое соединение имеют кости человека?

III. Актуализация знаний.

IV. Изучение нового материала.

1. Вступление

Скелет человека состоит из 3 отделов: скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей и их поясов.

2. Скелет головы

Скелет головы называется череп. Главная функция черепа – защита головного мозга и органов чувств от повреждений. Он состоит из плоских костей, соединенных неподвижными соединениями. Череп состоит из лицевого и мозгового отдела.

Мозговой отдел состоит из лобной, затылочной, 2 теменных, 2 височных костей.

Лицевой отдел состоит из 2 скуловых, 2 слезных, носовых костей, клиновидной кости, решетчатой, верхнечелюстной кости (все они соединены неподвижно) и нижнечелюстной кости (образует подвижное соединение).

Также к костям черепа относятся слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко), расположенные в полости среднего уха в височной кости (см. Рис. 1).

3. Скелет туловища

Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой.

Позвоночник состоит из 33 – 34 позвонков (см. Рис. 2).

Позвонки состоят из тела и дуги, которая замыкает отверстие, где проходит спинной мозг. От дуги отходят поперечные отростки, служащие для сочленения с другими позвонками. Между позвонками имеются хрящевые межпозвоночные диски (полуподвижное соединение). Хрящ способен к уплощению и растяжению, поэтому каждый день, в результате действия силы тяжести, мы теряем 8 мм роста. А за ночь, когда мы находимся в лежащем состоянии, наш рост возвращается к норме.

В позвоночнике человека выделяют 5 отделов. Так, выделяют 7 шейных позвонков, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых (сросшиеся), 4-5 копчиковых.

Первый шейный позвонок называется Атлант, второй – Аксис, или Эпистрофей.

Рис. 3. Отделы и изгибы позвоночника

Позвоночник имеет 4 изгиба: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз, крестцовый кифоз.

Лордоз – это изгиб позвоночника вперед.

Кифоз – это изгиб позвоночника назад.

Появление изгибов связано с прямохождением, они амортизируют при ходьбе, защищая внутренние органы от сотрясения.

Грудная клетка образована грудиной и 12 парами ребер, которые соединены с грудными позвонками.

Выделяют 3 вида ребер:

1. Истинные ребра – соединяются с грудиной с помощью хрящей (7 пар).

2. Ложные ребра – соединены с последним истинным ребром (3 пары).

3. Колеблющиеся ребра – передние концы свободны, очень короткие (2 последних пары).

Такое строение грудной клетки позволяет увеличивать ее объем при вдохе и уменьшать при выдохе. Поэтому хорошо развитая грудная клетка способствует хорошей работе сердца и легких. Грудную клетку развивают физические нагрузки и спорт (плаванье, гребля).

V. Закрепление.

Заполнение таблицы (продолжить заполнять на последующих уроках изучения опорно-двигательной системы).

Отдел скелета

Часть скелета

Какие кости входят

Функции и предназначения

Типы сочленения

Скелет головы

Мозговая часть

Лобная (1), теменные (2), височные (2), затылочная (1), клиновидная (1), решетчатая (1)

Защитная

Неподвижное

Лицевая часть

Носовые (2), скуловые (2), верхнечелюстная (1), нижнечелюстная (1)

Защитная. Измельчение пищи, форма лица

Неподвижное (нижняя челюсть подвижна)

Скелет туловища

Позвоночник

Шейные (7), грудные (12), поясничные (5), крестцовые (5), копчиковые (4 – 5)

Несет на себе всю тяжесть туловища, головы и верхних конечностей

Полуподвижное

Грудная клетка

12 пар ребер, 1 грудина; верхние 10 пар ребер присоединены непосредственно к грудине

Защитная

Полуподввижное

Скелет верхних конечностей

Скелет нижних конечностей

VI. Подведение итогов. Оценивание.

VII. Рефлексия.

Что вы узнали на уроке?

Что вам больше понравилось?

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
«Скелет и мышцы»

Цель: Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста об организме человека (скелет и мышцы).

Задачи :

1.Познакомить детей со строением скелета и мышц человека.

2.Совершенствовать знания детей о правилах профилактики переломов и вывихов.

3.Воспитывать чувство бережного отношения к своему организму.

Оборудование: Разрезные картинки, снимки - томография, картонные человечки, плакат «Скелет и мышцы человека».

Воспитатель:

Ребята все живые существа двигаются, бегают, бегают. Благодаря подвижному скелету и мышцам человек способен двигаться. Он может ходить. Садиться, брать в руки предметы, открывать, закрывать рот, есть, говорить и делать еще тысячу разных движений. Человеческий скелет состоит примерно из двухсот восьми костей. Наверняка вы видели как тянутся к солнцу стебли огурцов, цепляясь за опоры.Органы человеческого тела тоже нуждаются в опоре, ее создает скелет. Подвижно соединены кости ног, рук, и пальцев - это рычаги, и им тоже нужна твердая основа,а еще кости создают защиту для органов.

(воспитатель сопровождает рассказ показом иллюстраций «Скелет и мышцы»).

Воспитатель:

Череп защищает мозг человека.

(показ снимка - томографии).

Позвоночник составляет основу скелета и защищает спинной мозг.Ребра - это плоские выгнутые кости. Они защищают сердце и легкие. У человека 12 пар ребер.

(показ снимка - томографии).

Воспитатель:

Дети, а как вы думаете, какое бы было тело человека без скелета?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель:

Правильно, без скелета тело человека было бы бесформенным, а внутренние органы не имели бы защиты.

Стихотворение:

Если спортом заниматься

Постоянно много лет,

Значит. Будут укрепляться

Наши мышцы и скелет!

Пусть скелет всего лишь кости.

Нам опорой служит он.

Без него ни в лес, ни в гости

Ни пойдете нипочём!

Ведь скелет осанку держит,

Мышцы крепятся на нём.

Он для тела, словно стержень,

А мышцы придают оббьем.

В мышцах скрыта наша сила,

Мышцу - мускулом зовем.

Человек тогда красивый,

Когда строен и селён.

(Е. Цветкова).

Воспитатель:

Мышцы состоят из эластичной ткани, которая подобно резинке, может удлиняться и укорачиваться. В нашем теле насчитывается более 600 мышц. Они поддерживают скелет и заставляют его двигаться. А наш мозг отдает им приказы. Когда мы разгибаем руку мышца, сокращается и тянет за собой кость, и рука разгибается.

Физкультминутка

Мы хлопаем руками, (дети хлопают в ладоши)

Мы топаем ногами (2 раза), (дети топают ногами)

Качаем головой. (дети качают головой)

Мы руки поднимаем, (дети поднимают руки)

Мы руки опускаем. (дети опускают руки)

Мы ноги поднимаем, (дети поднимают ноги)

Затем их опускаем (2раза). (дети опускают ноги)

И весело мы скачем, (дети прыгают)

Качая головой. (дети качают головой)

Воспитатель:

Ребята, человек должен беречь свой скелет, как вы думаете, почему?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель:

Мы сегодня с вами должны составить правила, чтобы сохранить наш скелет и мышцы здоровыми и крепкими.

У каждого из вас на столах лежат разрезные картинки.

(картинки с изображением различных ситуаций, соответствующих правилам:

1.Соблюдать безопасность при катании на коньках.

2.Нельзя поднимать тяжести.

3.Нужно заниматься физкультурой и спортом.

4.Кушать больше продуктов, содержащих кальций.

5.Правильносидеть за столом.

6.Быть аккуратным, внимательным, чтобы не пораниться.

7.Нельзя прыгать с высоты.

8. Не толкать друг друга во время игры и др.)

Вы каждый собираете свою картинку и по картинке придумать правило:

(Каждый ребёнок составляет из частей картинку, и по картинке придумывает правило, затем каждый по очереди называют свое правило).

Воспитатель:

Скажите, ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали на нашем занятии.

Дети: (ответы детей).

Воспитатель:

У вас у каждого на столе есть маленькие человечки. (из картона - силуэт человека).

Если вам понравилось занятие, и вы узнали много нового поместите своего человечка на спортивную площадку, а если не понравилось, и вам было не интересно и ничего нового вы не узнали, посадите человечка на скамеечку грустить.

Урок «Скелет человека. Осевой скелет»

Биология 8 класс

Задачи:

  1. сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека;
  1. выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путём сравнения скелетов человека и других млекопитающих;
  1. показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания (приложение 1 тест)
  3. Новая тема.

На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Как вы уже догадались разговор пойдёт о скелете.
“Движение – это жизнь”, - как заметил Вольтер.

Как вы думаете, у человека движения для жизни, или жизнь для движения ! На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Скелет человека. Осевой скелет»

Что же такое скелет?

Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Вес скелета в общей массе организма – 10–15 кг (у мужчин несколько больше). Указать точное количество костей в организме человека не представляется возможным. Современные ученые осторожно указывают, что у человека “несколько более 200 костей”, а в теле ребенка их около 300.

Рекорды в скелете: стремя - самая маленькая косточка длиной 3 мм - находится в среднем ухе. Самая длинная кость - бедренная. У мужчины ростом 1,8 м она имеет длину 50 см. Но рекорд удерживает один очень высокий немец, бедренная кость которого длиной 76 см соответствует высоте обеденного или письменного стола.

В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. У новорождённого ребенка в скелете почти 270 костей, что намного больше, чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Это, например, кости черепа , таза и позвоночника . Крестцовые позвонки, например, срастаются в единую кость (крестец ) только в возрасте 18-25 лет. И остаётся 200-213 костей, в зависимости от особенностей организма.

Скелет

Добавочный скелет

Осевой скелет

Скелет туловища

Скелет головы

Грудная клетка

Позвоночный столб (позвоночник)

Мозговой череп

Лицевой череп

Скелет головы (череп) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей, состоит из 23 костей.

В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Они образуют свод черепа. В основании мозгового отдела черепа находятся клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органа равновесия. В мозговой части черепа находится головной мозг.

К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кости. Форму носовых полостей определяет решетчатая кость. В ней находится орган обоняния.
Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и вниз, но и влево-вправо, вперед-назад. Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.


Череп
А - вид спереди;
Б - вид сбоку:

1 - теменная кость;
2 - лобная кость;
3 - клиновидная кость;
4 - височная кость;
5 - слезная кость;
6 - носовая кость;
7 - скуловая кость;
8 - верхняя челюсть;
9 - нижняя челюсть;
10 - затылочная кость

Окружность головы

У новорожденного окружность головы составляет 35 см, но по окончании роста человека эта величина достигает 55 см, то есть за 16 лет увеличивается на 20 см при средних темпах 1,25 см в год. Если допустить, что рост головы не прекратился бы, к концу жизни ее окружность увеличилась бы до 1,25 м у мужчин и 1,35 м у женщин.

Вывод: череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.

Скелет туловища (рис. 22А стр. 53) состоит из позвоночника и грудной клетки.

Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33–34 позвонками.

В нем различают следующие отделы:

шейный (7 позвонков) – рис. 24

Грудной (12) - рис. 25

Поясничный (5)

Крестцовый (5) рис. 26

Копчиковый (4-5) .

У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.

Как у всех млекопитающих, в шейном отделе позвоночника человека семь позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.
За шейным отделом следует
грудной отдел позвоночника. Он состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются ребра. Из них 10 пар ребер с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине. Две нижние пары ребер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют грудную клетку.
За грудным отделом следует
поясничный отдел. Он состоит из 5 позвонков, достаточно массивных, поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела.
Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость - крестец Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, то
крестцовый неподвижен и очень прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка.
Наконец, последний отдел позвоночника -
копчик . Он со¬стоит из 4-5 сросшихся маленьких позвонков.
Позвоночник человека имеет четыре изгиба, шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных - только шейный и крестцовый).

Вывод: Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению.

Физминутка: Встали – я называю кость, а вы её показываете на себе: позвоночник, лобная кость, ребро, нижняя челюсть,

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости, их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.

Вывод: Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений.

А сейчас давайте сделаем вывод, для чего же нужен скелет и каковы его функции.

Функции скелета человека.

Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец, скелет – пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются мышцы.

Функции скелета человека

  1. Двигательная

(обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).

  1. Защитная

(создаёт полости тела защиты внутренних органов).

  1. Формообразующая

(определяет форму и размеры тела).

  1. Опорная

(опорный остов организма).

  1. Кроветворная

(красный костный мозг – источник клеток крови).

  1. Обменная

(кости – источник Ca, F и других минеральных веществ).

А сейчас давайте ответим на проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока: так всё-таки движение для жизни, или жизнь для движения?

Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.

Заполнение таблицы:

Отделы тела

Отделы скелета

Кости скелета

Тип костей

Характер соединения костей

Особенности скелета человека

Голова

Череп

Лицевой отдел черепа

Парные кости: Верхнечелюстные, скуловые, носовые, небные. Непарные: Нижнечелюстная, предъязычная

Плоские (широкие)

Неподвижный, кроме нижней челюсти

Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью

Мозговой отдел черепа

Парные кости: теменные, височные Непарные: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая

Плоские (широкие)

Неподвиж -нее (швы)

Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой

Туловище

Позвоночник

33-34 позвонка

7-шейных, 12-грудных, 5-поясничных, 5-крестцовых, 4-5 копчиковых

Короткие

Полуподвижные

S-обр изогнутость позвоночника (лордозы – шейный, поясничный; кифоз – грудной и крестцовый); увеличение тел позвонков в нижних отделах позвон- ка

Грудная клетка

12 грудных позвонков, 12 пар ребер, грудина- грудная кость

Короткие, длинные губчатые

Полуподвижные

Грудная клетка сжата спереди назад; грудина широкая