Какой властью обладает папа римский. С какого момента римские папы стали носителями светской власти? Теоретические основания споров

Папством называют религиозно-политический центр католической церкви во главе с папой римским. Папская власть начала складываться в условиях кризиса Римской империи, когда церковь выступала объединяющей силой в борьбе с варварами (см. Древний Рим). С 4 в. получило широкое распространение представление о том, что римскую католическую общину основал апостол Петр и он был ее первым епископом. Этим утверждали главенствующую роль римской церкви и ее епископа в христианском мире. Римские первосвященники присвоили себе титул «папа римский» (великий понтифик). В середине 8 в., стремясь сохранить земельные богатства и влияние, папство стало искать поддержку Франкского королевства. В 756 г. Пипин Короткий за помощь в получении короны Франкского государства передал во владение папе Стефану III территорию в центре Италии. Так возникло светское государство пап - Папская область, или Вотчина святого Петра. В период своего расцвета оно включало около 1/3 итальянских земель.

Папа - глава католической церкви и светского государства избирается пожизненно. С 1274 г. папу избирает собрание кардиналов - конклав большинством в 2/3 плюс 1 голос. Конклав собирается в Риме, с 15 в., в помещении Сикстинской Капеллы через 18 дней после смерти предшественника при закрытых дверях (лат. cum clave означает «запертые на ключ»). Об избрании нового папы свидетельствует белый дым, выходящий из трубы. Триединство духовной, светской и государственной власти папы символизирует тройная корона - тиара, которую надевает вновь избранный понтифик. Однако последние два папы (Иоанн Павел I и Иоанн Павел II) не надевали тиары, заменив обряд коронации торжественным богослужением в знак того, что церковь строит свой авторитет на моральной основе («папство без тиары»). Официальный реестр включает имена 263 пап, из которых 167 - итальянцы. С 1523 по 1978 г. на папский престол избирались только итальянцы.

Папская область как монархическое светское государство пап просуществовала более 11 веков. Оно было ликвидировано в 1870 г. в процессе объединения Италии, когда Рим был включен в состав Итальянского государства и стал его столицей (см. Рисорджименто).

Папа Пий IX, лишенный светской власти, в знак протеста объявил себя «узником Ватикана». Возник так называемый «Римский вопрос» - конфликт между Ватиканом и Итальянским государством из-за владений папы. Конфликт был урегулирован лишь в 1929 г. «Латеранскими соглашениями», предусматривавшими образование на территории Рима суверенного государства Ватикан. Папа вновь становился светским правителем.

Город-государство Ватикан расположен на холме Монте-Ватикано, имеет площадь 44 га и насчитывает около 1 тыс. подданных, в основном служителей культа. Ватикан имеет свое правительство (курию), государственную символику (свой гимн и флаг), Академию наук, издательство, одну из мощнейших радиостанций мира, собственную газету «Оссерваторе Романо». Это государство обладает огромными богатствами, истинные размеры которых сохраняются в тайне. Оно имеет официальные дипломатические отношения со 100 странами мира. Его церковные здания строили и украшали Микеланджело, Рафаэль и многие другие великие архитекторы, скульпторы, художники. К числу архитектурных шедевров Ватикана относятся собор святого Петра, вмещающий 10 тыс. человек, колоннада Бернини, обрамляющая площадь святого Петра. Резиденция папы - апостолический дворец, в ансамбль которого входит Сикстинская Капелла. В библиотеке Ватикана, оснащенной самой современной техникой, хранится около 1,5 млн. книг.

Время наивысшего могущества папства и католической церкви - средневековье. Но и в ту эпоху авторитет папства не раз претерпевал взлеты и падения под воздействием внутрицерковных разногласий и политических устремлений европейских монархов. Так, в 10-11 вв., когда папа Иоанн XII в борьбе против собственных непокорных вассалов и римских аристократов обратился за помощью к германскому королю Оттону I, папство фактически попало в зависимость от Германской империи. После победоносного вступления войск Оттона I в Рим он получил от папы императорскую корону и право контроля над избранием папы, но гарантировал неприкосновенность папского государства. В 1054 г. папство потеряло власть над восточными церковными областями (епархиями) в результате раскола единой христианской церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную).

Укреплению авторитета католической церкви и папства послужили реформы Григория VII (1073-1085). Ему пришлось вести упорную борьбу с германским императором Генрихом IV за независимость церкви от светской власти и доходы с церковных земель. Наиболее драматическим моментом их противоборства стало свидание в Каноссе (замок в Северной Италии) в 1077 г., когда низложенный, отлученный от церкви и униженный император смирился перед папой. Григорий VII выдвинул программу папской теократии («Папский диктат» 1075 г.), согласно которой власть папы выше власти светских королей и церковных соборов. По его словам, «не настолько золото ценнее свинца, насколько священническая власть выше царской».

Самым деятельным поборником этой идеи стал папа Иннокентий III (1198-1216). Ему принадлежит новая трактовка титула папы - «наместник Иисуса Христа на земле». Короли Англии, Арагона, Португалии признали себя его вассалами. Он был инициатором 4-го крестового похода на Восток (см. Крестовые походы), крестового похода немецких рыцарей против пруссов и северофранцузских рыцарей против альбигойцев, санкционировал создание ордена Меченосцев (1202) для завоевания Ливонии. В борьбе за искоренение церковного инакомыслия оружием папства стала инквизиция - ордены нищенствующих монахов - францисканцев и доминиканцев.

В 14 в. первый серьезный урон авторитету папства был нанесен королем Филиппом IV Красивым, когда сама резиденция пап была перенесена во французский город Авиньон («Авиньонское пленение пап», 1309-1377). Затем последовал «великий раскол», когда в течение 40 лет (1378-1418) не было единого церковного центра и одновременно действовали 2, а то и 3 папы. После преодоления раскола Святой престол окончательно возвратился в Рим, но авторитет папства продолжал падать, сталкиваясь с интересами сильных феодальных монархов централизованных государств Европы и подвергаясь решительной критике со стороны народных еретических движений и нарождавшегося класса буржуазии, что в итоге привело в 16 в. к Реформации и появлению третьего, главного направления христианства - протестантизма. В борьбе против Реформации (Контрреформация) папство широко использовало инквизиционные трибуны, его оружием стал орден Иезуитов («Общество Иисуса»), созданный в 1540 г. Игнатием Лойолой. Тридентский собор (1545-1563) утвердил непререкаемость авторитета папы, была введена строжайшая папская цензура («Индекс запрещенных книг»). Религиозные войны этого периода (см. Религиозные войны во Франции) привели к массовому уничтожению как протестантов, так и католиков, к разрушению городов.

Со 2-й половины 19 в. папство включилось в активную борьбу с революционным рабочим движением. После второй мировой войны оно обращается к социальным проблемам современности, выступает против гонки вооружения, за запрещение атомного оружия (см. Разоружение). Важнейшим этапом на пути обновления политики папства стал Второй Ватиканский собор (1962-1965), в решениях которого отражено новое отношение церкви к рабочему и национально-освободительному движению, научно-техническому прогрессу, другим религиям, намечены пути обновления церковной догматики, организации, политики. Изменив практике папского затворничества в Ватикане, Павел VI (1963-1978) посетил многие страны с миссией мира, провозгласил 1 мая Международным днем мира. Ватикан подписал международный договор о нераспространении ядерного оружия, Заключительный акт совещания в Хельсинки, осудил войну во Вьетнаме и израильскую агрессию, высказался в защиту прав палестинского народа (см. Хельсинкский процесс).

В октябре 1978 г. вопреки многовековой традиции замещения Святого престола итальянцами папой был избран польский кардинал, архиепископ Кракова Кароль Войтыла, принявший имя Иоанна Павла II. За первые 10 лет своего понтификата он побывал в 78 странах мира, совершил 75 поездок по Италии. Во внешнеполитической деятельности Ватикана основное внимание уделяется правам человека и народов, отношениям стран развитого Севера и развивающегося Юга, миру между Востоком и Западом.

Папа, Епископ Рима и Преемник св.Петра – постоянное и видимое начало и основа единства Церкви, является главой Коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле. Должность Папы является пожизненной, однако есть возможность добровольно отречься от нее, как это было в случае с , который 28 февраля сего года отрекся от должности св. Петра. После смерти или отречения Папы созывается Конклав - собрание кардиналов Святой Римской Церкви для избрания нового Папы.

Слово «Папа» означает Епископ Рима, который является высшим руководителем Католической Церкви. Каждый избранный Папа, как епископ, является преемником святого Петра. Ему подчиняется духовенство всего католического мира. Папа является наместником самого Бога и обладает высшей властью во всей Католической Церкви. Она носит название примата - первенства во всем.

Библейские основания власти Римского Епископа

Епископы Рима основывают свое первенство на апостольской преемственности. Они утверждают, что первым Епископом Рима был апостол Петр, который должен был умереть как мученик. Петр был учеником Иисуса, от которого получил особую власть. Этой доктрине особо сопротивлялись патриархи и епископы греческие, которые принимали только почетное первенство Епископа Рима. Спор о первенстве епископов Рима привел в 1054 году к разделению христианства на католицизм и православие.

Как библейские доказательства особой позиции Римского Епископа католические богословы приводят следующие тексты:

Евангелие от Матфея (Мф 16, 18-19)

И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ».

Евангелие от Луки (Лк 22, 31-32)

И сказал Господь: Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих».

Евангелие от Иоанна (Ин 21, 15-17)

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?», и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Власть Папы

В Католической Церкви власть Папы носит исключительный характер. Словами догматической конституции Pastor aeternus 1870 года ее можно определить следующим образом: «высшая и полная власть юрисдикции над Вселенской Церковью одинаково как в делах веры и нравственности, так и в делах дисциплины и управления», а также власть «истинно епископская, обычная и непосредственная над каждой без исключения Церковью и над каждым без исключения священником и верующим, независимо от какой-либо человеческой власти »(Кан. 218, № 1-2).

В вопросах вероучения и нравственности Папа не может заблуждаться, и его . Свою власть Папа осуществляет через , которая имеет право на решение особо сложных дел.

Привилегией Папы является созыв Вселенских Соборов - собрание епископата Католической Церкви. Папа ведёт заседания Соборов (лично или посредством уполномоченных лиц), утверждает принятые решения, переносит или распускает Соборы.

Епископы, пребывающие в общении с Папой, образуют Учительство Церкви, на которое возложен долг верно и авторитетно возвещать Евангелие, поскольку они – подлинные свидетели апостольской веры, облеченные властью Христовой.

Папе принадлежит высшая судебная власть в Церкви. Он рассматривает споры, касающиеся действительности брака, монашеских обетов, права на преподавание католической теологии в школах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного Папой.

Светская власть папы

Титулы Папы

Официальные титулы Папы Римского: Епископ Рима, Викарий Христа, Преемник Князя Апостолов, Верховный Первосвященник Вселенской Церкви, Великий Понтифик, [Патриарх Запада], Примас Италии, Архиепископ и митрополит Римской провинции, Суверен города-государства Ватикан, раб рабов Божьих.

Вышеперечисленные титулы отражают многообразность значения и сферы деятельности Папы. В некоторых папских документах выступают все упомянутые титулы. Обычно, под подписью Папы находится титул, который применяется к соответствующему содержанию документа. Так, если документ касается только территории Ватикана, то Папа подписывается как Суверен города-государства Ватикан. Если же содержание документа касается дел веры и нравственности, Папа подписывается как Викарий Христа.

Символы папской власти

Пасторал - папский посох, служит одним из символов Преемника святого Петра, изготовлен из драгоценного металла и увенчан крестом.

Пиуска (пилеолус) - маленькая круглая шапочка белого цвета, которую Папа налагает на середину головы.

Паллий (омофор) - является символом папской апостольской власти, который надевают на арнат во время проведения литургии. Палий представляет собой ленту из беленой шерсти двух агнцев, благословлённых Папой в день праздника святой Агнессы, который приходится на 21 января.

Перстень Рыбака – папский перстень призванный напоминать о том, что Понтифик является наследником апостола Петра, который был рыбаком. На нем изображен сам апостол, забрасывающий с лодки в воду рыбацкую сеть, а вокруг этого образа выгравировано имя Папы. Папа получает перстень Рыбака от декана Коллегии кардиналов во время торжественной Святой Мессы, которою начинается понтификат. Вручение перстня рыбака символизирует обручение Папы со своей Церковью. После подтверждения смерти правящего Папы или его отречения от должности папский кардинал-камерленго в присутствии трех кардиналов ломает перстень, что является знаком того, что данный понтификат достиг конца.

Папа единственный, кто вне литургии носит белую сутану, белый пояс с вышитым гербом.

Руководство католической церкви, религиозный центр, возглавляемый римским папой. Папство сложилось на основе римского епископата. В 5 в. римские епископы, называвшие себя папа, добились от римского императора эдикта о подчинении им других… … Большой Энциклопедический словарь

1) достоинство, сан папы. 2) приверженность к папе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАПСТВО а) Достоинство, сан папы. b) Приверженность папе. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

Руководство католической церкви, религиозный центр, возглавляемый римским папой. Папство сложилось на основе римского епископата. В 5 в. римские епископы, называвшие себя «папа», добились от римского императора эдикта о подчинении им других… … Политология. Словарь.

Религиозно монархический центр католической церкви, возглавляемый папой римским, который избирается пожизненно коллегией кардиналов. Папство сложилось на основе римского епископата, который в V в. присвоил себе название «папа». Большой толковый… … Энциклопедия культурологии

Руководство католической церкви, религиозный центр, возглавляемый папой римским. П. сложилось на основе римского епископата. В V в. римские епископы, называвшие себя папа, добились от римского императора эдикта о подчинении им других епископов.… … Юридический словарь

ПАПСТВО, папства, мн. нет, ср. (книжн.). Папская власть. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

- (от греч. pappas отец, глава) англ. papacity; нем. Papstu um. Религиозно полит, институт католической церкви во главе с папой римским. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Сущ., кол во синонимов: 2 папеж (2) папежство (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Папство - (papacy), руководство католич. церковью, ре лиг, центр, возглавляемый римским папой (епископом Рима). Назв. происходит от греч. papas и лат. papa, что в пер. означает «отец». В ранний период христианства мн. епископы и даже священники называли… … Всемирная история

ПАПСТВО - система отношений, связанных с руководством католической церковью и само это руководство, религиозный центр, возглавляемый папой римским. П. сложилось на основе римского епископата. В V в. римские епископы, называвшие себя «папа», добились от… … Юридическая энциклопедия

Должность и священный сан папы Римского как главы Римско католической церкви. Папа является епископом Римским, архиепископом и митрополитом Римской провинции, примасом Италии и патриархом Запада. Папу избирают римские кардиналы, которые затем… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Папство и крестовые походы , М. А. Заборов , Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1960 года (издательство "Издательство академии наук СССР")… Категория: Гуманитарные науки Серия: Издатель: ЁЁ Медиа ,
  • Папство как причина разделения церквей, или Рим в своих сношениях с Восточной Церковью , Архимандрит Владимир Гетте , В книге архимандрита Владимира (Гетте) исследуется один из центральных вопросов церковной истории о влиянии папства в деле отделения Римской церкви от Вселенскогоединства. Для всех… Категория: Общие вопросы православия Серия: Православная мысль Издатель:

Одной из самых властных персон, наделенных исключительными полномочиями в современном суверенном международном праве, является папа римский. Уникальность этой должности заключается в ее глубоком историческом смысле и в статусе. Персона, которая занимает эту должность, является одновременно верховным католическим понтификом и Главой Святого Престола, а также выступает в качестве суверена города-государства Ватикан. Должность Верховного римского понтифика была учреждена еще во времена Римской Империи и считается на сегодняшний день самой древней политической фигурой.

В разные исторические периоды статус главы Католической церкви был неоднозначным. В первые годы своего существования папство в полной мере ощутило на себе все прелести гонений и преследований, которым подвергались последователи учения Христа. Многие понтифики из числа первых пап были жестоко замучены язычниками, другие — постоянно испытывали на себе физическое давление со стороны владетельных государей тогдашней Европы. Однако несмотря на все трудности, папство сумело пережить не только все тяготы борьбы христианства с язычеством, но и способствовало утверждению христианства в качестве основной религии на Европейском континенте.

Суть папства, права и обязанности папы римского

Папа римский, он же Монарх и суверен Святого Престола, живой и реальный глава Католической Церкви. Специальный статус папы определяется церковной иерархией. По сути – это преемник апостола Петра, первый римский епископ. Власть папы и его суверенитет в качестве главы Святого Престола не имеет территориальных ограничений. Помимо церковной власти, верховный понтифик является главой города-государства Ватикан, на территории которого располагается Святой Престол.

Значение папства хорошо видно из титулов, которые носит папа римский:

  • викарий Христа;
  • епископ Рима;
  • преемник князя апостолов Святого Петра;
  • раб рабов божьих;
  • Великий понтифик;
  • верховный первосвященник Вселенской Церкви;
  • Примас Италии;
  • архиепископ и митрополит Римской провинции;
  • суверен города-государства Ватикан.

Основная часть титулов, принадлежащих папе римскому, имеет духовный смысл, определяя значение, место и роль папы в христианском мире. Что касается властных полномочий, духовная и юридическая власть верховного понтифика распространяется на всю Католическую церковь, на административную структуру церковной общины. В международном праве папа является самостоятельным субъектом, его духовная, юридическая власть и суверенитет не могут ограничиваться светской властью. Основная обязанность папы блюсти христианскую веру, способствовать ее утверждению и распространению. В ведении папы находится не только вопросы духовной нравственности и веры. Верховный понтифик осуществляет административное управление Католической церковью.

С точки зрения католицизма, папа является прямым потомком апостола Петра, которому Иисус особым образом вверил служение Господу. Право быть первосвященником является преемственным и передается духовному лицу, которое достойно этого звания. Как правило, наместник Христа на Земле избирается из высших духовных особ, входящих в коллегию епископов (конклав). С избранием папа обретает всю полноту верховной церковной и административной власти, становясь абсолютным монархом Святого Престола. Решения, декреты Верховного римского первосвященника имеют статус закона и не подлежат обжалованию. К компетенции папы римского относится право законодательной инициативы в рамках Католической церкви, право толковать решения Вселенских соборов, вносить изменения в действующие эдикты и отменять действие предыдущих решений.

Папа определяет церковную дисциплину, издавая каноны, которые сведены в канонические справочники и кодифицированы. Выполняя административные функции, верховный римский понтифик занимается присвоением церковного сана, осуществляет назначения на должность, дает распоряжения в рамках системы церковного управления.

Смысл папства отображается в гербе города-государства Ватикан. На нем изображены все папские регалии, символы и знаки отличия.

Скрещенные ключи символически отображают ключи апостола Симона Петра. Серебряный ключ означает связь власти, данной Церковью, с правом разрешать (золотой ключ) править от имени Господа. Тиара — тройная корона — символизирует собой три основные функции папства:

  • быть верховным пастырем для всех христиан;
  • быть верховным учителем;
  • являться Верховным первосвященником.

Золотой крест, венчающий тиару, знаменует собой владычество Господа, Иисуса Христа. Тиара возлагалась на чело понтифика в момент папской коронации — торжественного обряда, напоминающего по своей функции инаугурацию главы государства.

История становления папства

О первых епископах, которые руководили первыми христианскими общинами, имеется крайне скудная информация. В архивах Ватикана хранятся древние рукописи, датируемые I-II веком, в которых упоминаются духовные особы, носящие титул первосвященников у христиан. Сам же институт папства появился гораздо позже, в конце IV — начале V века. Формировалось папство в пределах римской провинции, где был создан римский епископат. Привилегированное положение римских епископов объяснялось тем, что именно в Риме, в самом центре Римской империи, имелись земли, принадлежащие христианской общине. Впоследствии, уже нося титул пап, римские епископы расширили свои владения. По факту, уже в VI веке Рим становится главным центром апостольской власти Католической церкви.

Окончательное оформление папского престола в качестве суверенного владетеля произошло в VIII веке, когда король франков Пипин Короткий даровал римскому епископату римскую провинцию. Рим с прилегающей территорией становится Папской областью – государственным административным образованием с универсальным статусом. Теперь папа представлял высшую церковную власть и одновременно с этим являлся суверенным светским правителем.

Что касается официального титула, то папой в период утверждения христианского учения именовались все священники, имеющие право благословения. Позже, в период становления папства в качестве духовного центра христианства, титул папа относился ко всем епископам. После разделения христианской церкви на Римскую и Константинопольскую изменился и порядок присвоение папского сана. С оформлением Рима в качестве главного епископата, папский сан присваивался только римским или александрийским епископам. В Константинополе существовал протопапа — главный понтифик Константинопольской православной церкви.

До 1059 года избрание папы в Риме осуществлялось совместным собранием светской и духовной знати. Конец этой практики положил Латеранский собор, на котором было принято решение выбирать папу собранием (конклавом) кардиналов из числа первых епископов Католической церкви. С избранием папа публично объявляет под каким именем он будет возглавлять Католическую Церковь. Если в истории папства уже были персоны с подобными именами, то к выбранному имени, добавляется порядковый номер. С этого момента папа римский имеет тронное имя, которое носит на протяжении всего своего понтификата.

Традиция менять мирские имена пошла с раннего средневековья, когда в ходу были древнеримские и древнегреческие имена, соотносящиеся с языческим культом. Первым папой, сменившим свое мирское имя Меркурий, стал Иоанн II, занимавший Святой Престол в VI веке. Официально порядок смены имени никем никогда не регламентировался, однако это обряд с XI века становится традиционным в церемонии избрания папы. За всю последующую историю папства только два Верховных первосвященника не меняли свои имена: Адриан VI, в миру Адриан Флоренс и Марчелло Червини, ставший папой Марцеллом II.

Избрание Главы Святого Престола не всегда происходило гладко и в соответствии с утвержденным порядком. Папский престол часто становился заложником политической обстановки, сложившейся в Европе. В эпоху раннего Средневековья достаточно часто могущественные монархи Европы использовали Католическую церковь в качестве удобного инструмента общественно-политической манипуляции, делая светскую власть папы заложницей сложной военно-политической ситуации. Подобное положение вещей ярко иллюстрирует период Средневековья, когда папство усиленно боролось за главенство духовной власти над светским правлением. Несмотря на значительный прогресс в этом направлении, в отличие от духовной власти, суверенитет папы постоянно находился под угрозой.

Каждая из политических сил стремилась подчинить своему влиянию папский престол, внося раскол в единство Католической церкви. Результатом такой политики становится практика избрания антипапы. В истории папского престола немало случаев, когда духовную власть делили между собой сразу несколько персон, носивших титул Верховного римского понтифика. Вопрос с избранием главы Святого Престола мог решаться в разных местах, с участием разных светских персон и духовных лиц. Право носить законно титул Верховного первосвященника обычно оставалось за тем духовным лицом, приверженцы которого одерживали политическую победу. Несмотря на то, что в средневековой Европе существование антипап было обычной практикой, официальный Ватикан не признает их существование.

В официальном реестре числятся только легитимные папы, каждый из которых имеет свой порядковый номер.

Наиболее известные личности в истории папства

Вся история папства тесно связана не только с процессом становления и утверждения христианства, но и во многом отражает политические события, которые в той или иной мере отразились на международном устройстве. Существование института папства можно разделить на следующие периоды, которые отражают политическую обстановку на политической карте мира того времени:

  • Доникейский период условно занимает II-III век — время распространения христианства до воцарения императора Константина;
  • период утверждения христианства в качестве государственной религии Римской Империи (313-493 гг.);
  • Остготский период — падение Римской империи и образование Остготского королевства (493-537 гг.);
  • Византийский период папства (537-752 гг.);
  • Франкский период приходится на целое столетие с 756 по 857 год;
  • эпоха папского уничижения со стороны светских владетелей (1044-1048 гг.);
  • имперская эпоха (1048-1257 гг.) — период наибольшего расцвета и могущества папства;
  • переходной период — время нестабильности папской власти (1257-1309 гг.).

Со времен становления и утверждения папства в качестве Главы Католической церкви до 1309 года, когда папа и вся его резиденция переехали в Авиньон (Франция), Святой Престол возглавляли 194 персоны. Отсчет идет от апостола Петра, который является якобы основателем Святого Престола. В период становления христианской веры верховным понтификом становились в основном римляне. Восемь человек из этого числа представляли греческие епархии. Трое пап были родом из африканских провинций. Два раза Святой Престол возглавляли французы. По одному разу Главой Католической церкви были сириец, немецец и англичанин Адриан IV, передавший Ирландию в распоряжение английской короны.

В доникейский период быть папой означало подвергнуть себя гонениям и преследованиям со стороны языческого культа и властей, поэтому многие верховные первосвященники погибли мученической смертью. Относительная безопасность и стабильность приходит к институту папства с воцарением на престоле Римской империи императора Константина, давшего христианству статус государственной религии.

Первым титул «папа» стал употреблять Святой Сириций, годы правления 384-399. С периодом его правления связаны единственные из декреталий, дошедшие до наших дней. Из всех пап, которые прославились в истории за это период, стоит отметить Верховного первосвященника Льва I (440-461 гг.), который лично сумел убедить Аттилу не вторгаться в Италию. Папа Григорий второй, занимавший Святой Престол в 715-731 годы, активно боролся с иконоборчеством. В эпоху Средневековья владетельные монархи Европы часто применяли силу для утверждения своей власти. Так было с папой Иоанном XII, который был изгнан из Рима войсками императора Священной Римской империи Оттона I.

По мнению историков и теологов, самое значимое место в истории папства занимает папа Урбан II, открывший эпоху крестовых походов. Это его пламенная речь на Клермонском соборе в 1095 году о необходимости освобождения Земли обетованной от мусульман стала началом массового военно-политического движения. В эпоху позднего Средневековья отличился папа Григорий IX, доверивший проводить инквизицию Ордену доминиканцев. Римский первосвященник Григорий X (1271-76 гг.) своей декреталией ввел конклав – совет кардиналов, занимающийся избранием папы, обсуждением важных духовных и административных вопросов.

Папство в период нестабильности

Самым противоречивым моментом в истории папства является период с 1309 по 1377 год, получивший название Авиньонское пленение. Усилившееся влияние Франции на европейской арене непосредственно затронуло институт папства. В результате разгоревшегося конфликта между папой Бенедиктом XI и королем Франции Филипом Красивым в скором времени титул Верховного Владыки Вселенской церкви получил французский епископ Раймон Бертран, принявший тронное имя Климент V. По его инициативе и под давлением короля Франции резиденция пап была перенесена во французский город Авиньон. Рим, считавшийся колыбелью христианства в Европе, почти на 70 лет утратил статус Священного Города.

Роль папы Климента V в истории папства неоднозначна. Это с его подачи были начаты гонения на Орден тамплиеров, завершившиеся полным разгромом и запретом ордена храмовников в 1312 году. Только папа Григорий XI сумел в 1377 году вернуть папский престол обратно в Священный Город.

Следующим периодом нестабильности института папства стал Великий западный раскол. В течение 39 лет на папский престол претендовали сразу несколько персон. Каждого поддерживала та или иная политическая группировка, опираясь либо на Францию, либо на местные богатые итальянские дома. Папы по очереди заседали то в Ватикане, то в Авиньоне. Конец неразберихи с папами и периоду двоевластия положила эпоха ренессанса, начавшаяся с приходом в 1417 году на Святой Престол Мартина V.

В 1517 папство переживает очередной кризис, связанный с началом в Европе Реформации. В этот период возникает религиозное движение Мартина Лютера, боровшегося с латинизацией христианского вероучения. Некоторые из пап, занимавшие высокий пост в это время, пошли на уступки, осуществляя реформы управления культа и внося изменения в систему обрядов. На этот период приходится значительное ослабление папской власти как в самой Италии, так и на периферии, в странах Центральной и Северной Европы. Однако реформация быстро закончилась началом контрреформации — периодом, когда начались ожесточенные гонения на последователей учения Лютера. В этот период Европа окунулась в пучину кровопролитных религиозных войн. По всей Европе, от Франции до Карпатских гор католики и протестанты уничтожали друг друга. Времена смуты и брожения в религиозных верованиях окончились с переходом папства в период Просвещения (1585-1689 гг.).

Одним из значимых событий этого периода является реформа календаря, осуществленная папой Григорием XIII. Этот же Верховный первосвященник впервые издал «Свод канонического права».

Последним в истории папства периодом нестабильности стала эпоха революционных войн, охвативших европейский континент. В это время, с 1775 по 1861 год Святой Престол занимали папы, которые имели крайне противоречивую позицию по отношению к происходящим событиям. Если Верховный первосвященник Рима папа Пий VI осудил Великую французскую революцию, за что был изгнан из Рима французскими войсками, то его преемник папа Пий VII уже лично короновал Наполеона Бонапарта в качестве императора французов. Наполеон практически уничтожил суверенитет папства, захватив Папскую область и превратив Святой Престол в собственный епископат.

Начавшаяся в Италии революция привела к тому, что в 1848 году Папскую область заняли австрийские войска. В 1846 году Святой Престол занимает папа Пий IX. К его заслугам относят принятие догмата о непорочном зачатии Девы Марии, вынесение на утверждение I Ватиканского собора догмата о безошибочности папских решений и канонов. Папа Пий IX дольше всех в истории понтификата занимал пост Главы Католической церкви, с 1846 по 1878 год. В эпоху его правления Папская область окончательно утрачивает свои границы, войдя вместе со Священным городом в состав нового Итальянского государства. Рим становится столицей Королевства Италии. С этого момента светская власть римских первосвященников окончательно утрачивает свой статус.

Новое время

Только в 1929 году после Латеранского соглашения папа римский снова становится сувереном, вернув себе статус Главы города-государства Ватикан. В новой, современной истории папства было восемь Верховных понтификов, каждый из которых сумел оставить заметный след в христианском вероучении. Папа Павел VI в 1962 году собрал II Ватиканский собор, на котором рассматривалась необходимость обновления Католической церкви в связи с новыми реалиями современности. Результатом собора, который заседал в течение 3 лет, был пересмотр Кодекса канонического права, в который были внесены существенные поправки в отношении причин для отлучения от церкви и ряда других статей.

Новый канонический кодекс был утвержден и подписан в 1983 году папой Иоанном Павлом II. Этот Верховный понтифик, поляк по происхождению, в течение 27 лет оставался Главой Католической церкви. Его правление обусловлено ростом популярности папской власти в мире. При Иоанне Павле II Католическая церковь вновь обрела статус серьезной политической силы. Нынешний Верховный первосвященник Вселенской Церкви Франциск, аргентинец по происхождению, стал первым папой не европейцем. Его избрание состоялось 13 марта 2013 года после того, как его предшественник папа Бенедикт XVI отрекся от престола.

Резиденция нынешнего папы, как и его предшественников — Апостольский дворец в Ватикане. Здесь же находятся архив, библиотека Святого Престола, собор Святого Петра, Сикстинская капелла, другие культовые сооружения. Здесь же располагаются главные административные службы Католической церкви и учреждения государства-анклава.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Утверждает, что первый папа римский - апостол Петр - получил власть из рук самого Иисуса Христа. С тех пор непрерывно, через восемнадцать дней после смерти предыдущего, избирается следующий земной наместник Бога. Папа римский в католицизме считается главой всей церкви. Избирается он конклавом - собранием кардиналов - пожизненно. Ему оказывают высокие почести. Перед восхождением папы на престол совершается бескровная жертва. Затем он надевает специальный головной убор - тиару. Это уже не обычная митра епископа, а корона, состоящая из трех зубьев, в знак того, что папа римский отныне получает власть в земном и церковном. Его особый статус церковная традиция обосновывает наследованием им власти от апостола Петра, а значит, и от Христа. Кроме того, является еще и главой Ватикана - государства, которое занимает на территории Рима небольшую площадь (44 га) и вступает в дипломатические отношения практически со всеми странами мира. Этому способствовала независимость западных епископов (в отличие от восточных) от светской власти.

Представление о том, что только церковь может вручать власть государственным правителям, начало формироваться после того, как пала западная территория Каждый очередной папа римский проводил свою политику. Под благородным предлогом - освобождением Гроба Господнего - он организовывал и возглавлял военные походы. А в I Х веке папа Иоанн VIII дополнил право католической церкви решать вопрос о разрешении или запрете коронации правителей еще и правом отбирать у них корону.

Расхождения между двумя церквями (восточной и западной) увеличивались с каждым годом. VII созванный в 787 году, лишь усилил трения. И связаны они были не только с вопросами идеологии и церковными догмами, как думает большинство непосвященных, а и с политическими причинами. Дело в том, что в то время Византийская империя осуществляла успешную экспансию на Естественно, что правители Рима всячески противились этому. Отправной точкой послужил конфликт, спровоцированный в 862-870 годах Михаилом III. Он низложил Игнатия, патриарха Константинополя, а на его место поставил Фотия, человека светского, не имеющего никакого отношения к церковному миру. Это не понравилось Николаю I, римскому папе. Впоследствии этот конфликт в долгое противостояние не вылился, но и полностью тоже не утих. Обострение противоречий произошло в 1054 году. Оно завершилось официальным и окончательным разделением двух церквей христианского мира.

С этих пор у папства появилась обратная сторона. Вместе с ростом его престижа и влияния на политику росли и закулисная борьба, и интриги между кардиналами, заинтересованными в том, кто будет у власти. Был и такой период в жизни церкви, когда духовный сан получали только для того, чтобы иметь влияние на политику, на светских правителей. Папы приходили друг другу на смену, даже не дожидаясь смерти предшественника. Часто кандидат, который ранее был свергнут, умудрялся вернуть себе престол. Показателен случай, когда папа Бенедикт IX в Х I веке свое право на должность восстанавливал не один раз. Мало того, очередному кандидату он сам же и продавал престол.

В течение следующих веков папство много раз возрождалось и впадало в упадок, совершало и ошибки, и благодеяния. О преступлениях католической церкви многое стало известно лишь после завоевания европейских стран Наполеоном: на этих территориях он отменил инквизицию.

И только в наши дни Иоанн Павел II публично принес извинения за преступления, совершенные католической церковью за всю историю ее существования. Именно этот папа реформировал структуру церкви, разработал современный вариант функций и социальной роли церкви. Он многократно призывал священнослужителей не участвовать в деятельности политиков. Главную миссию церкви видел в освобождении мира от конфликтов, но не политическими методами, а с помощью евангельского служения всему человечеству, в духовном пастырстве.