Какое государство древнее согдиана или армения. Что такое согдиана

область в Средней Азии в междуречье Окса (ныне Амударья), отделявшего ее от Бактрии, и Яксарта (ныне Сырдарья). Расположена в осн. на терр. совр. Узбекистана. Была населена иранским племенем согдийцев. С. являлась сев.-вост. пров. перс, царства Ахеменидов. В 329–327 до н. э. Александр Македонский вторгся в С, достиг ее столицы г. Мараканд (ныне Самарканд) и вышел к Яксарту. где и основал Александрию Крайнюю (греч. Alexandria eschata), позже Ходжент (ныне Ленинабад в Таджикистане).

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОГДИАНА

Согд, Сугуд - древ. обл. в Ср. Азии, располож. в басс. рр. Зеравшана и Кашкадарьи. На севере С. граничила с терр., насел. массагетами, на Ю.-З. - с Бактрией. Население С. говорило на яз., входивших в иран. группу индоевроп. яз. Гл. город С. - Мараканда (Самарканд), ныне городище Афрасиаб близ Самарканда. Наиболее раннее упомин. о С. встреч. в Бехистунской надписи Дария (кон. 6 - нач. 5 вв. до н.э.). Наряду с Бактрией и Хорезмом, С. была древнейшим госуд. образованием на терр. Ср. Азии. Рабовлад. общество в С. начало складыв. ок. 7 в. до н.э. Согл. сведениям, содерж. в Авесте, общество в С. делилось на классы, оформл. в виде каст (жрецы, воины, земледельцы, рабы); существовало рабовлад. госуд., но патриархально-родовые отнош. еще сохран. большое знач. Наряду с пережитками первобыт. культов получил распростр. зороастризм. В обществ. строе древ. С. значит. роль играла сельская община. С. х-во и садоводство были основаны на искусств. орошении; большое знач. имело скотоводство. Было широко распростр. ремесл. произ-во (гончарное, обработка металла, ткачество). В С. рано начали складыв. поселения городского типа, становивш. торг. и ремесл. центрами. В 6 - 5 вв. до н.э. С. вместе с Парфией и Хорезмом входила в состав 16-й сатрапии Ахеменидской державы, но возглавл. династией местн. происхожд. Известно, что жители С. поставл. киноварь и лазурит для строивш. в Сузах дворца Дария I. В 4 в. до н.э. С. была захвач. войсками Александра Македонского и присоед. к его империи. Трехлетнее героич. сопротивл. согдийцев возгл. Спитамен. Мараканда, захвач. Александром, была в это время большим городом с цитаделью и внешн. укреплениями протяж. в 10 км. В кон. 4 в. до н.э. С. перешла к Селевкидам; в 3 в. до н.э. вошла в состав Греко-Бактрийского царства. Около 170 до н.э. была объед. с царством Кангха (китайск. Кангюй), к-рое отожд. с Хорезмом, а в 1 в. до н.э. вошла в состав Кушанского царства; столицей этого царства был г. Кушания в ср. теч. Зеравшана, в связи с чем Мараканда пришла в упадок. В кон. 4 - 5 вв. С. наход. под властью эфталитов. Наибольшое знач. имели в это время гг. Ривдад (Тали-Барзу) и Пайкенд, бывш. столицей эфталитов. Арабское завоев. в нач. 8 в. прекратило существ. самостоят. государственности в С.

Поэтические строки «Авесты», сложенные IX-VII веках до нашей эры, воспевают легендарное возникновение этого края: «Затем я, Ахура Мазда, создал несравненную Согдиану, богатую садами».

Согдианой называлась историческая область на территории современного Узбекистана, расположенная в бассейнах рек Зеравшан и Кашкадарья. По одной из версий само название Согд переводится как «Страна плодородных долин».

На рубеже старой и новой эры, когда на территории Средней Азии складывались и распадались государственные образования, Согдиана стала членом политической конфедерации, объединившей около двадцати различных княжеств и вольных городов. В I веке нашей эры Согдиана, как и Бактрия, вошла в состав могущественного государства Великий Кушан.

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ

История Согда была яркой, насыщенной событиями и переменчивой. Уже в VII-VI веках до нашей эры в стране было множество укрепленных городских поселений и разветвленная сеть ирригационных сооружений. Согдийцы выращивали пшеницу, рис, виноград, разводили скот и на протяжении столетий мирно соседствовали с кочевыми племенами саков и массагетов.

В середине шестого века до нашей эры Согдиана стала частью Ахеменидской империи, однако жители ее ожесточенно сопротивлялись захватчикам. «Отец истории» Геродот рассказывает о царице массагетов Томарис, ставшей во главе войска, уничтожившего в упорной битве полчища персов. В этом бою погиб и персидский царь Кир Великий. Голову его Томарис велела бросить в кожаный мех, наполненный кровью, чтобы он «досыта напился» ею.

Его преемник Дарий также столкнулся с жестоким отпором среднеазиатских народов. Античный автор Полиен описал историю сакского пастуха Ширака. Мужественный юноша, назвавшись проводником, преднамеренно завел персов в безводную пустыню, за что и поплатился жизнью.

На северной окраине Самарканда, простирается холмистая местность, известная под названием Афрасиаб. Здесь под лессовыми многовековыми наслоениями находятся руины Мараканды, древней столицы Согдианы. Основание города зороастрийское предание связывало с именем эпического героя Сиявуша.

ЭЛЛИНСКИЙ СЛЕД

В 329 году Мараканд увидели воины Александра Македонского. Это был большой цветущий город, обнесенный крепостной стеной, с цитаделью, окруженной многочисленными жилыми постройками.

Эти годы не были мирными для захватчиков. Население Средней Азии оказывало стихийное сопротивление македонцам с момента их появления, пока в Согдиане оно не переросло в настоящую войну. Завоевателю пришлось пережить вооруженное восстание во главе со знатным согдийцем Спитаменом. Это было народное освободительное движение, которое охватило и ряд соседних областей, в частности, Бактрию. Александру Македонскому пришлось предпринять немало усилий, чтобы подавить восстание. Сам Спитамен, по преданию, был убит собственной женой, которая такой ценой хотела спасти жизнь себе и троим своим детей.

После смерти великого полководца Согд стал частью государства Селевкидов и Греко-Бактрийского царства.

Ученые не зря относят Согдиану во главе с Маркандой к одному из центров древних мировых цивилизаций. Раскопки, которые уже несколько десятилетий ведутся на Афрасиабе, дали немало интересных находок. На свет были извлечены различные предметы, свидетельствующие, в частности, о заметном влиянии эллинистической культуры. Среди них высококачественная керамика, в том числе кубок с именем богини победы Ники, терракотовые головки Афины, бронзовые изделия, наконечники стрел, резные греческие геммы, монеты селевкидских и греко-бактрийских правителей.

«РАСЦВЕТАЛИ ВСЕ ЦВЕТЫ»

Жители древней Согдианы исповедовали в основном зороастризм и в культурном слое города были найдены статуэтки богини плодородия Анахиты, разнообразные оссуарии – вместилища для останков огнепоклонников. Изображения колесницы, встречающиеся в настенных росписях и в золотых статуэтках из знаменитого Амударьинского клада, хранящегося в Британском музее в Лондоне, напоминают слова зороастрийского гимна из Авесты, воспевающего бога-солнце: «Мы поклоняемся Миртре, который выезжает на своей небесной колеснице с высокими колесами. Четыре белых бессмертных жеребца ведут ту колесницу, передние копыта их кованы золотом, задние – серебром».

В духовной жизни Согдиана с древних времен была местом распространения и пересечения разных религий, в первых веках нашей эры зороастризм теснят новые мировые религии – буддизм и христианство. Известно, что в первые века нашей эры на территории Согдианы близ современного города Ургут, что в шестидесяти километрах от Самарканда, находился центр распространения христианства. Именно здесь ученые обнаружили остатки несторианского монастыря. По свидетельству китайского монаха-паломника Сюань Цзяна, побывавшего в Самарканде в VII веке, он посетил находившийся здесь буддийский монастырь, правда, нашел его уже в состоянии упадка и запустения.

Главным в этом сожительстве вероучений в кушанскую эпоху была их взаимная терпимость, толерантность. В Согдиане в религиозном смысле «расцветали все цветы», и это продолжалось до нашествия арабов, которые покончили со всяким свободомыслием в делах веры.

САМАРКАНДСКИЙ АКВЕДУК

Согдиана была процветающим краем. Ведущее место в экономике занимало сельское хозяйство и, прежде всего, земледелие, основанное на искусственном орошении. И надо сказать, что в развитии ирригации древние согдийцы достигли больших успехов. Так, внутренняя часть Самарканда – шахристан снабжалась водой специальным оросителем, который отделялся от главного городского канала Чакардиза. В исторических источниках канал упоминается под названием «Джуи-Арзиз», или «Свинцовый проток». Вода в город поступала по арочной эстакаде, которая поддерживала водопроводный акведук, покрытый сверху свинцом. Специальные надсмотрщики круглый год охраняли это уникальное гидротехническое сооружение, сложенное из жженого кирпича, которое не уступало и римским акведукам.

Согдийские ремесленники выделывали шерстяные и шелковые ткани. Особым успехом пользовались хлопчатобумажные ткани, которые изготавливались в селении Ведар близ Самарканда, и которые пользовались спросом не только в Средней Азии, но и за ее пределами.

Во многих городах Согдианы при археологических раскопках найдены гончарные мастерские, в которых выделывалась поливная глазурованная керамика. Большого мастерства ремесленники достигли в изготовлении изделий из цветного стекла и писчей бумаги.

НАМАЗАВ ЯЗЫК «КАМЕННЫМ МЕДОМ»

Уже в эпоху эллинизма через согдийские города проходил знаменитый Великий шелковый путь, а Мараканда (Самарканд) находилась на главном перекрестке важнейших караванных дорог. Оживленные торговые связи оказывали сильное влияние на культуру соседних стран. Если согдийцы заимствовали из Китая шелководство, технологию производства бумаги, оружейное дело, то китайцы вывезли из Средней Азии семена и саженцы винограда, хлопчатника, люцерны. Отсюда, из Ферганской долины, поставляли в Поднебесную империю неутомимых скакунов.

По свидетельству современников, согдийцы были искусными торговцами. Они держали в своих руках торговлю фактически на всем восточном участке Шелкового пути - от Мерва до берегов реки Хуанхэ. Самарканд, главный город страны, являлся одновременно торгово-промысловым центром и ведущим узловым пунктом на Великом шелковом пути. В нем сосредоточивалось наибольшее количество иноземных товаров, а также основная масса продукции местного ремесла.

Торговые связи Согда простирались и на Запад до Средиземноморья. Как свидетельствует византийский историк Менандр, посланцы из Согдианы во главе с купцом Маниахом древними степными путями в обход Ирана по северному берегу Каспия достигли Константинополя и установили дипломатические и торговые связи с Византией.

По словам того же Сюань Цзяна, половина жителей Согдианы занималась земледелием, половина – торговлей. В Самарканде родившимся мальчикам намазывали язык «каменным медом», а на ладонь клали клей, чтобы она крепко держала денежку. С пяти лет они изучали книги, а когда подрастали, то их посылали учиться торговать. Достигнув двадцати лет, юноши уезжали в соседние владения, где могли надеяться на прибыльную торговлю.

Одной из древнейших форм торговли в Согде были ярмарки. Сюань Цзян в своих записках отмечал, что «ежегодно на большие ярмарки съезжались купцы из всех стран и там они обсуждали свои торговые дела, продавали и покупали. На ярмарках торговали и с кочевниками. Основные места обмена устанавливались в пограничных со степью районах, куда тюрки пригоняли свой скот и привозили свои изделия, и куда в свою очередь прибывали согдийские купцы для покупки и обмена.

ВЫЗЫВАЮЩАЯ РОСКОШЬ ЗНАТИ

Согдиана в первые века нашей эры славилась не только ремеслами и торговлей. В городах Согда процветали искусства и литература. Согдийская письменность была основана на использовании арамейского алфавита. Наиболее ранние согдийские тексты, дошедшие до нашего времени, относятся к началу IV века и представляют собой частную переписку, выраженную весьма литературным языком.

Сорок лет назад при раскопках одного из холмов Афрасиаба был обнаружен богатый дом, в котором стены были украшены росписью с изображением нарядно одетых всадников и всадниц, восседающих на слонах, верблюдах и лошадях. На одежде одного их мужчин, черты лица которого имеют этнические отличия от лиц других персонажей, была согдийская надпись. Расшифровав ее, ученые прочли текст, гласящий: «Я чаганианский начальник канцелярии по имени Бур-Затак. Я прибыл в Самарканд с выражением почтения к самаркандскому царю. И вы не имейте совершенно никаких подозрений относительно меня – я хорошо осведомлен о самаркандских богах и письменности…»

Согдийские художники с воодушевлением изображали богатство и роскошь знатных господ. На стенах храмовых и дворцовых зал в Самарканде, Варахше и Пенджикенте они рисовали благородных вельмож в роскошных одеждах из парчи и шелка, в золотых венцах и поясах, с кинжалами у пояса, в драгоценных серьгах, ожерельях и браслетах, с изнеженными лицами и тонкими девичьими талиями, с золочеными чашами в изящных руках.

Такими их наяву видели и арабы, что возбуждало в них зависть и алчность и, без сомнения, вызывающая роскошь местной знати повлияла на размах арабских завоевательных походов.

ПАДЕНИЕ СОГДА

Арабские армии дошли до Согдианы, прозванной ими «Садом победоносного халифа» в 651 году. Но здесь им предстояла длительная и трудная борьба. Лишь в 712 году Согд терпит поражение от мусульманских войск Кутейбы ибн Муслима. Согдийский ишхид (царь) – афшин Самарканда Диваштич не подчинился завоевателям, и арабы назначили царем Гурека.

Диваштич удалился в свое родовое владение Пенджикент и там, в семидесяти километрах от города, на горе Муг он построил неприступный замок. Спустя десять лет наместник Хорасана эмир Саид аль-Хараши решил покончить с непокорным афшином. Арабы разрушили дворец и храм огня в Пенджикенте, разбили статуи, уничтожили настенные фрески, сожгли согдийские рукописи. Штурмом была взята крепость на горе Муг, а сам Диваштич попал в плен. Он был распят на стене мавзолея-науса близ современного города Акташ в Самаркандской области.

Арабы искоренили местные религии и сделали государственной религией ислам, согдийский язык был вытеснен языком дари, письменность заменена арабской графикой, этой своего рода «восточной латынью».

После Х века Согд, как название страны и области выходит из употребления и при темуридах сохраняется лишь как название двух небольших рустаков к западу от Самарканда.

Поскольку Согдиана и Бактрия были самыми большими областями Центральной Азии, в которых арабы в первую очередь распространили ислам, давайте подробнее рассмотрим религиозное наследие народов этих стран. Это поможет нам понять их первоначальное отношение к мусульманской вере.

Отношение зороастрийцев к буддизму Arrow down Arrow up

Большую часть населения Согдианы и Бактрии составляли зороастрийцы, тогда как буддисты, манихеи, несториане и иудеи были в ощутимом меньшинстве. Буддизм распространился в этом регионе в период кушанского правления – с конца II века до н.э. до 226 года н.э., – однако он никогда не был популярнее зороастризма. Наиболее слабым буддизм был в Согдиане, в силу ее отдаленности от центров кушанской власти, находившихся в Кашмире, Гандхаре, Уддияне и Кабуле.

Персидские Сасаниды (годы правления 226 – 637) правили Согдианой, Бактрией, Кашгаром и частями Гандхары до тех пор, пока белые гунны не захватили этот регион в начале V века, что заставило Сасанидов отступить в Иран. Хотя Сасаниды были националистической, строго прозороастрийской династией, более ортодоксальные правители которой сурово преследовали любые зороастрийские течения, которые они считали ересью, в большинстве своем они были терпимы к другим религиям. Они позволяли последователям других религий придерживаться своей веры при условии, что каждый взрослый мужчина платит дифференцированный подушный налог.

Единственное значительное исключение из этой закономерности имело место во второй половине III века, когда религиозной политикой империи правил верховный зороастрийский жрец Картир. Педантично стремясь уничтожить все изображения божеств в империи, чтобы единственным объектом поклонения был священный зороастрийский огонь, Картир приказал разрушить несколько буддийских монастырей, главным образом расположенных в Бактрии. Это произошло из-за того, что статуи Будды и стены с его изображением содержали много элементов зороастризма. Например, будды часто изображались окруженными ореолом пламени, к тому же эти изображения сопровождались посвящениями или подписями «Будда-Мазда» (прим. пер. : Ахура-Мазда – высшее божество зороастризма). Поэтому бактрийские буддисты казались верховному жрецу зороастрийскими еретиками. Как бы там ни было, буддизм восстановился после преследований со стороны Картира.

Зурванизм Arrow down Arrow up

Зурванизм (зерванизм) был зороастрийским течением, иногда поддерживаемым некоторыми из императоров династии Сасанидов, в остальное же время осуждаемым более ортодоксальными правителями как требующая искоренения ересь. Хотя очаги зурванизма встречались по всей империи Сасанидов, включая даже родной город Зороастра (Заратустры) – Балх, главным регионом, куда стремились зурваниты, была Согдиана. Возможно, причиной тому была ее удаленность.

Согдианские зурваниты были наиболее нетерпимой к другим религиям группой зороастрийцев, гораздо более враждебно настроенной, чем их собратья – бактрийские зурваниты. Их агрессивное отношение, возможно, было защитным механизмом, возникшем в результате того, что они были объектами предрассудков в Иране, смешанным с самоуверенностью, которая была результатом их высокой численности в Согдиане. Их предубеждение заставило многих согдийских буддистов, манихеев и несториан покинуть родную землю и переселиться в качестве торговцев дальше на восток вдоль Великого шелкового пути в города-государства Таримской впадины, особенно в Турфан. Поскольку тохары Турфана тоже были иммигрантской общиной, пришедшей с запада, скорее всего, согдийские беженцы получили здесь сочувственный прием.

Правление белых гуннов и его последствия для Согдианы Arrow down Arrow up

Белые гунны, отвоевавшие Согдиану у Сасанидов, в большинстве своем были твердыми приверженцами буддизма. Они правили не только бывшими владениями Сасанидов в Центральной Азии, но также и частями северной Индии, Кашмиром и Хотаном. Как уже говорилось, посетивший Согдиану в V веке Фа Сянь сообщал о процветании буддизма в Согдиане. Тем не менее, большую часть местного населения по-прежнему составляли последователи зурванизма, которые, вероятно, не были рады возрождению буддизма.

В 515 году царь белых гуннов Михиракула начал короткое, но разрушительное преследование буддизма. Его войска намеревались уничтожить четырнадцать сотен монастырей. Больше всего пострадали равнины Гандхары, Кашмир и северо-запад Индии, то есть центры его власти. Михиракула не осуществил свою политику в более отдаленных районах империи, таких как Сват. Тем не менее, его политика, несомненно, повлияла в некоторой степени на некоторые из них. Монастыри Самарканда, к примеру, не были разрушены, но были покинуты монахами.

Неприязнь местных зурванитов к буддистам, несомненно, препятствовала тому, чтобы снова открыть монастыри в Согдиане. Возможно, их паранойя даже усилилась из-за жесткого утверждения ортодоксального зороастризма в Иране и почти сразу же начавшегося преследования еретических течений императором династии Сасанидов Хосровом I (годы правления 531 – 578). Таким образом, в 560 году западные тюрки нашли буддизм в Согдиане в ослабленном состоянии, а в 630 году Сюань Цзан сообщил о том, что монастыри в Самарканде все еще закрыты и местные «зороастрийские» сообщества враждебно настроены к буддизму.

Что касается самого Ирана, Сюань Цзан сообщил о трех буддийских монастырях, оставшихся на территории бывшей Парфии на северо-западе страны. Согласно мусульманскому историку XI века аль-Бируни, раньше на всем пути к границе с Сирией было много монастырей. Судя по всему, остальные были разрушены Сасанидами.

Бактрия Arrow down Arrow up

По сообщениям Сюань Цзана, буддизм в Бактрии процветал, особенно в монастыре Нава Вихара в Балхе. Хотя Балх был священным городом зороастризма и большую часть населения города составляли последователи этой веры, включая последователей течения зурванизм, все же они были терпимы к буддизму, возможно, благодаря тому что среди них было гораздо меньше беженцев-зурванитов из Ирана, чем в Согдиане, и они занимали менее оборонительную позицию в вопросах своей религии. Живя в духовном центре зороастрийского мира, они, видимо, не чувствовали угрозы в наличии буддийских монашеских учебных заведений. Эта атмосфера и тот факт, что высокий стандарт обучения и образования в Нава Вихаре привлекали как поддержку, так и соискателей на обучение из буддийских сообществ всей Центральной Азии, гарантировали буддийским монастырям продолжение существования и процветание, несмотря на ущерб, который они могли понести в короткий период преследования при Михиракуле.

Гандхара Arrow down Arrow up

Хотя первые арабы в Центральной Азии не смогли достичь Гандхары, давайте ради полноты картины также проанализируем состояние буддизма и на ее территории. Сюань Цзан сообщал о том, что гандхарские монастыри действовали, но на очень низком духовном уровне. Основная тяжесть разрушений, причиненных войсками Михиракулы, должно быть, пришлась на Кабульский район и пенджабские равнины Гандхары. Буддисты здесь, особенно в Гандхаре, жили в основном в индуистском окружении, в котором особое внимание уделялось религиозной практике и которое признавало Будду, считая его индуистским богом. Не удивительно то, что, хотя монастыри продолжали оставаться открытыми, из-за отсутствия больших центров образования основное внимание в них уделялось религиозным потребностям паломников, а не изучению буддизма. То есть монастыри в Гандхаре так полностью и не восстановились от разрушений, причиненных Михиракулой.

Подведение итогов Arrow down Arrow up

При таком наследии, мы можем предсказать, что ни составляющие большинство зурваниты, ни буддийское меньшинство в Согдиане, скорее всего, изначально не были открыты к исламу. У зурванитов был опыт существования в качестве небольшого течения, презираемого могущественным ортодоксальным зороастризмом в Иране, а буддисты в Согдиане получили подобный опыт из-за действий зурванитов. Таким образом, большинству из них было несложно принять то, что они получили вместе с правлением арабов, а именно статус пользующихся правом защиты (араб. зимми ) второсортных немусульманских подданных мусульманского государства. Перенимая сасанидские традиции в Иране, арабы требовали, чтобы каждый взрослый мужчина платил дифференцированный подушный налог (араб. джизя ), дающий право придерживаться своей религии. В Бактрии как зороастрийцы, так и буддисты были тверды и уверены в своей вере. Они продолжали ей следовать, невзирая на цену.

      Соправителем Селевка на Востоке стал его сын Антиох, наполовину согдиец (его мать Апана была дочерью Спитамена).

      Древняя Мараканда, разоренная во время войн и восстаний, начала при Селевкидах оправляться. В исторических источниках о состоянии города той эпохи прямых сведений не имеется. Однако известно, что в экономической жизни Сог да, Бактрии, Маргианы наблюдался известный подъем. Строились новые города, укреплялись старые, развивались ремесла и торговля, регулярно чеканилась монета, расширялась ирригационная сеть.

      Говоря о густозаселенном плодородном оазисе, орошаемом водами Зарафшана, который греческие авторы называли Политиметом, можно утверждать, что искусственное орошение все больше расширялось и в античную эпоху. Самаркандский археолог В. В. Григорьев, исследуя поселение Тали-Барзу, расположенное вблизи Самарканда, установил, что уже во II-I веках до нашей эры искусственное орошение здесь получило широкое развитие.

      Крестьяне Мараканды и всей Зарафшанской долины в те времена выращивали пшеницу, рис, просо, люцерну, хлопок, разводили сады и виноградники. Источники говорят, что в Фергане и в "соседних странах" (т. е. в Согде и Бактрии) население употребляло вино."Они любят свое вино, как кони их любят люцерну". Богатые выдерживали вино в погребах по несколько десятков лет.

      Жители Согдианы наряду с земледелием занимались и скотоводством. Об этом свидетельствуют археологические находки костей домашних животных, крупного рогатого скота, овец, коз, верблюдов, свиней. Особенно широкое развитие п олучило коневодство. Кони чистых кровей из Согдианы были известны от Средиземного моря до Тихого океана.

      В античную эпоху через Среднюю Азию велась оживленная торговля между Востоком и Западом. Через согдийские города проходил знаменитый "шелковый путь", пересекавший азиатский материк. Самарканд находился на главном перекрес тке важнейших караванных путей из Индии, Византии, Китая, Тибета, Ирана, Сибири, Скифии.

      Народы Согдианы, поддерживая тесные экономические отношения с Западом и Востоком, Севером и Югом, обогащали свою культуру и в то же время оказывали сильное влияние на развитие соседних стран. Доказано, что, например, кита йцы заимствовали у народов Средней Азии люцерну, виноград, гранатовое дерево, грецкий орех, многие огородные растения. Китай перенял из долин Аму-Дарьи, Зарафшана и Сыр-Дарьи культуру хлопчатника. Из Ферганской долины те же китайцы вывозили лошадей, назв анных ими за красоту, неутомимость, резвость "небесными". Жители Согдианы, в свою очередь, заимствовали с Востока шелководство, производство бумаги, искусство изготовления золотых и серебряных ювелирных изделий, оружейное дело.

      В последние века до новой эры в ходе борьбы согдийцев против иноземцев происходили частые изменения карты Средней Азии, складывались и распадались крупные государственные образования, такие как Греко-Бактрийское царство и ряд других.

      В I веке нашей эры Согдиана и Бактрия вошли в состав могущественного рабовладельческого государства, известного в истории как держава Великих Кушан. Кушанский период (I-IV века нашей эры) для Средней Азии был периодом зна чительного подъема. В это время здесь оживляется городская жизнь, усиливаются торговые связи согдийских городов, в том числе Самарканда с Китаем, Индией. Из Восточной Азии ввозили шелк, нефрит, железо, никель, изделия из лака и кожи, а из Средней Азии вы возили стекло, драгоценные камни, предметы украшения. Из Индии взамен стеклянных изделий и других среднеазиатских товаров привозились пряности, благовония, бумажные и шерстяные ткани.

      В середине V века Кушанская империя, пережившая в III и IV веках глубокий упадок, пала под натиском воинственных кочевых племен, известных под общим названием эфталитов. В свою очередь, в IV веке эфталиты были сметены тюр кскими племенами, образовавшими Тюркский каганат.

      Несмотря на смену царств и династий, Самарканд продолжал играть важную роль в экономической, политической и культурной жизни Средней Азии и всего Востока.

      Согдийцы были известны как искусные земледельцы и ремесленники, предприимчивые купцы, талантливые музыканты и танцоры. Ремесла их городов продолжали славиться. Самаркандцы чеканили свою монету, вели оживленную торговлю со многими странами, имели свою письменность и литературу. И недаром известный востоковед В. В. Бартольд, говоря о согдийцах, подчеркивал, что их культурная деятельность вдоль караванных путей Средней Азии мало уступает культурной деятельности финикиян вдо ль путей средиземноморской торговли. И действительно, трудно переоценить роль согдийцев в те времена. Они фактически держали в своих руках торговлю на всем восточном участке "шелкового пути", простиравшемся от Мерва до реки Хуан Хэ. На всем протяжении др евней торговой дороги они основали свои колонии, устанавливали деловые и экономические контакты с местными купцами и населением, широко торговали своими товарами.

      Преодолевая большие препятствия, создававшиеся царями Ирана, согдийские купцы проникали все дальше на Запад. В середине VI века они дважды пытались завязать хорошие отношения с центральными областями Ирана. Первое посольс тво из Согдианы во главе с Маниахом было принято при дворе сасанидского царя крайне недоброжелательно: привезенные согдийскими купцами шелка персы демонстративно сожгли на глазах послов. Согдийцы послали новый караван. Но эта попытка закончилась трагичес ки: царь Ирана приказал отравить послов Согда.

      Жестокие действия иранских правителей не смогли поколебать предприимчивость и настойчивость согдийских купцов. Как свидетельствует византийский историк Менандр, посланцы Согда воспользовались древними степными путями, иду щими в обход Ирана по северному берегу Каспия, и установили непосредственный контакт с Византией.

      В Константинополь прибыло согдийское посольство. Его возглавлял тот же Маниах. Византийский император в свою очередь в 568 году послал в Среднюю Азию своего посланца.

      Таким путем согдийцам удалось завязать прочные торговые, дипломатические и культурные связи с Византией, длившиеся много лет.

      Мерилом высокой и своебытной культуры согдийцев является их письменность. Писали они обычно справа налево, нередко строчки располагались вертикально. Писали тогда черной тушью на коже, палочках, дощечках, глиняных черепка х, реже на бумаге.

      Наиболее ранними, известными науке согдийскими текстами являются так называемые "Старые письма", найденные экспедицией А. Стейна в 1906-1908 гг. в развалинах сторожевой башни к западу от Дуньхуана. Документы эти датируютс я началом IV века нашей эры. Как показали исследования французского ираниста Р. Готьо, они написаны на согдийском языке и представляют собой частную переписку.

      В двух письмах, продиктованных писцу согдианкой Меванчей ("Кошечка" или "Тигренок") на имя своей матери, жившей в Самарканде, сообщается о тревожных днях, которые переживали тогда согдийцы в торговых колониях Восточного Т уркестана в связи с натиском гуннов; о торговых делах; о частной жизни автора писем. Так, например, девушка жалуется на свою печальную судьбу - ее опекун Нанидат хочет жениться на ней, а она не согласна: "Лучше я буду женой собаки или свиньи, чем женой Н анидата",- пишет Меванча своей матери в Самарканд. Но спустя несколько лет все изменилось. Из другого письма мы узнаем, что девушка стала женой Нанидата, что она счастлива в браке и нежно заботится о горячо любимом муже.

       "Старые письма" не были доставлены самаркандским адресатам. Почти 1600 лет они пролежали в развалинах башни, пока в начале нашего века не были обнаружены археологами.

      И, наконец, заговорила сама Согдиана. Весной 1965 года под лёссовыми толщами афрасиабских холмов в одном из раскопанных помещений археологи обнаружили надписи, хранившие молчание многие столетия. Предварительный анализ те кста афрасиабской находки позволил сделать вывод, что надпись содержит сообщение о прибытии к самаркандскому царю посольства из Чаганиана, области, расположенной тогда в районе нынешнего Термеза. Посольство это возглавлялось, судя по надписи, начальником канцелярии неким Бур-Затаком. Текст состоит из 16 строк и сохранился почти целиком. Лишь в конце испорчены четыре слова. Надпись, как предполагают исследователи, сделана писцом-профессионалом и язык ее весьма близок к разговорной речи конца VII - начала VIII веков.

      Надпись, расшифрованная В. А. Лифшицем, гласит:

       "Когда прибыл посол хуннского царя, он открыл рот (и сказал): "Я-чаганианский начальник канцелярии, по имени Бур-Затак (сын Бура), прибыл от чаганианского государства Туранташа в Самарканд с выражением почтения к самарка ндскому царю. И вот я пребываю перед (самаркандским) царем, преисполненный почтения. И вы не имейте совершенно никаких подозрений относительно меня - я хорошо осведомлен о самаркандских богах и самаркандской письменности и я преисполнен уважения (?) к мо гуществу (вашего) царя, и вы пребывайте в полном благополучии. И также хуннский царь..." (в этом месте текст разрушен). Так сказал чаганианский начальник канцелярии"

      Помимо самаркандского царя, имя которого не указано в надписи, упоминается еще и "хуннский царь", причем из текста следует, что он был крупным владетелем - в состав его царства должен был входить Чаганиан, откуда прибыло посольство. Можно предполагать, что под "хуннским царем" следует понимать правителя эфталитов, выступающего иногда в письменных источниках под именем царя Тохаристана. Очень любопытна оговорка относительно самаркандской религии ("богов") и письменности - посол хочет заверить жителей Самарканда, что он и не думает посягать на их веру или письменность.

      Кроме этих шестнадцати строк согдийского текста на Афрасиабе обнаружено еще до десяти надписей.

      Являются ли афрасиабская живопись и согдийские надписи отражением действительного исторического события? Или это лишь легенда? Пока на этот вопрос нельзя дать точного ответа. Исследователи считают, что имена действующих л иц в 16-строчной согдийской надписи говорят об официальном событии в истории Согда.

      О высоком искусстве Самарканда того времени свидетельствуют художественные достоинства настенной живописи Афрасиаба, занявшей подобающее ей место в истории мирового искусства.

      Новые археологические находки доказывают, что Самарканд до арабского завоевания был одним из блестящих центров средневековья. Недаром арабы, которые видели до этого Месопотамию и Иран, восхищались плодородием и обилием Со гда, прозвав его "Садом победоносного халифа". А о столице Согда - Самарканде один из участников похода Кутейбы писал:

       "Подлинно он по зелени своей словно небо, а дворцы его словно звезды на небесах, а река его зеркало для просторов, а стена его солнце для горизонтов!"

      Таким застали Согд и его цветущий центр Самарканд арабские полчища Кутейбы.

согдиана, согдиана вспоминай меня
Согдиа́на (также Согд ; др.-греч. Σογδιανή ; перс. سغد ‎ - Sōġd; тадж. Суғд - Sughd; узб. So`g`d - Сўғд ) - историческая область в Средней Азии в междуречье Окса и Яксарта. Ныне территориально разделена между Узбекистаном (где располагался центр Согдианы город Самарканд) и Таджикистаном (Согдийская область).
  • 1 История
  • 2 Культура
  • 3 География
  • 4 См. также
  • 5 Литература
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

История

Согдиана на карте Империи Ахеминидов

Название Согд впервые упоминается в священной книге «Авесте». Предполагают, что это слово имело следующие значения «священный», «горящий» или «чистый».

В VIII веке до нашей эры здесь была основана столица государства - Мараканда.

Топоним Согдиана использовался как название области Сугуда - провинции империи Ахеменидов, девятнадцатая в списке царя Дария Великого на скале Бехистун, занимала территорию современных Таджикистана (кроме Памира) и Узбекистана (кроме Хорезма). Согдиана лежала к северу от Бактрии.

На территории Согда находились города Мараканда (Самарканд), Кирополь и др. VI-IV вв. до н. э. входил в древнеперсидскую Ахеменидскую державу. Вместе с Парфией, Хорезмом и Арейей Согд был включен в её 11-ю сатрапию. Население Согда платило значительные налоги серебром, поставляло драгоценные камни, предоставляло в распоряжение персидских царей крупные воинские контингенты.

В 329-327 до н. э. население Согда во главе со Спитаменом (убит в 327 до н. э.) оказало упорное сопротивление Александру Македонскому. Александр Македонский объединил Согдиану и Бактрию в одну сатрапию, править которой был назначен Филипп. По некоторым данным, Кирополь (Худжанд) был переименован в Александрию Эсхату (Александрия Крайняя) Александром Македонским.

После смерти Александра Македонского (323 до н. э.) спустя 2 года по соглашению в Трипарадисе Согдиана вместе с Бактрией досталась сатрапу Арии Стасанору. 305 году до н. э. эти владения были завоёваны царством Селевкидов. середине III в. до н. э. эта сатрапия была преобразована Диодотом в Греко-бактрийское царство, которое просуществовало до II века до н. э., когда было ослаблено скифами и подчинено Хорезму. первые века н. э. Согдиана входила в состав Кушанского царства.

В конце IV-V вв. н. э. был покорён эфталитами, в VI-VII вв. - Тюркским каганатом.

С IV до VIII вв. на территории Согда существовало множество автономных княжеств (важнейшее - Самаркандское). Согд играл видную роль в экономической и культурной жизни Востока. Купцы из Согда держали в своих руках торговлю шёлком. Торгово-земледельческие колонии Согда существовали на всех основных караванных путях от Монголии и Китая до Мерва. С VII века по середину VIII века в Самаркандском Согде правила династия ихшидов, известными правителями которой были Шишпир, Вархуман, Мастан-Навиан, Тархун, Гурек, Тургар.

В 651 году арабы положили конец правлению Сасанидов в Персии, после чего двинулись в Мавераннахр (Mā warā "l-nahr, «заречье»), как они называли согдийские земли за Амударьёй. Согдийцы долго сопротивлялись, но в начале VIII вв. Согд был завоёван арабами. Один из последних согдийских правителей Деваштич поднял против них восстание, но потерпел поражение, когда в 722 году воины хорасанского эмира Саида аль-Хараши обманом выманили его из крепости Муг, где он, укрывшись с остатками воинов, вёл отчаянное сопротивление. Впоследствии в регионе происходили восстания против арабских завоевателей (в частности, в 728-729 годах), а многие согдийцы приняли участие в восстании их единоплеменника Ань Лушаня в Китае.

Долина реки Зеравшан сохраняла своё древнее имя до Средних веков, когда она была известна как Согд Самаркандский. состав Согда также входил Бухарский оазис и Кашкадарья.

Культура

О высоком уровне культуры и искусства Согда свидетельствуют многие открытия советских археологов на его территории (Афрасиаб, Пенджикент, Варахша, Калаи-Муг и др.).

Искусство древнего Согда мало изучено; об архитектуре некоторое представление дают сырцовые постройки и фортификационные сооружения городища Афрасиаба (2-я половина I тыс. до н. э. - первые века н. э.), Кызыл-Кыра и Тали-Барзу (оба - первые века н. э.). Изобразительное искусство ярче всего представлено мелкой терракотовой пластикой (III-I вв. до н. э.). Отдельные терракоты свидетельствуют о проникновении эллинистических художественных принципов; другие показывают формирование локального типа, отличающегося точной передачей этнических черт, обобщенностью и иератизмом образов.

Основной религией был зороастризм, но согдийцев отличала терпимость к другим религиозным направлениям, представленным в их обществе (буддизм, манихеизм, несторианство).

География

Согд делился на несколько владений. письменных источниках упоминаются в Самаркандском Согде, кроме Самарканда, Кабудан, Иштихан и Маймург, в долине Кашка-Дарьи - Кеш и Нахшеб. Все эти владения в какой-то мере зависели от Самаркандского Согда. Бухарском Согде кроме самой Бухары отмечаются ещё Пайкенд, Вардана.

См. также

  • Согдийцы
  • Согдийский язык

Литература

  • Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. - Душанбе: Ирфон, 1989. - 371+379 с.

Примечания

  1. 1 2 AsiaPlus
  2. Диодор Сицилийский Историческая библиотека Книга 18. 39.6.
  3. Согдийские тексты с горы Муг. Чтение, перевод, комментарий. Выпуск II. Юридические документы и письма. Чтение, перевод и комментарии В. А. Лившица. М., 1962.

Ссылки

  • Три согдийских документа с горы Муг // Проблемы востоковедения, № 1. 1959. Восточная литература. Проверено 13 февраля 2011. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  • Три письма с горы Муг // Проблемы востоковедения, № 6. 1960. Восточная литература. Проверено 13 февраля 2011. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  • О интерпретации некоторых документов с горы Муг и местной топонимике // Вестник МГУ. Серия VIII. История. № 3, 1992. Восточная литература. Проверено 13 февраля 2011. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.

согдиана, согдиана - неделимы, согдиана биография, согдиана википедия, согдиана вспоминай меня, согдиана песни, согдиана птица без крыла, согдиана сердце магнит, согдиана фильм, согдиана фото