Исследовательская работа "изучение свойств воды". Исследовательская деятельность как средство социального и интеллектуального саморазвития учащихся на уроках биологии

Мастер – класс «Изучение свойств белков»

Исследовательская работа

Цели урока:

Образовательные: расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах – белках их свойствах.

Развивающие: формировать способность самостоятельно приобретать знания, умения сравнивать и делать выводы. Развивать умения и навыки работы с реактивами. Развивать мышление через нахождение связей: свойства – применение веществ.

Воспитательные: формирование устойчивой потребности в здоровом образе жизни, способности к самоорганизации.

Реактивы и оборудование:

концентрированная азотная кислота (на столе учителя), раствор фенола, этиловый спирт, спиртовка, спички, держатель, раствор белка куриного яйца, 2 кусочка мяса.

Вступительное слово учителя :

«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причём с прекращением этого обмена веществ, прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка» (Ф. Энгельс). Что вам известно о белках?

Гипотеза : Знание свойств белков поможет избежать многих нежелательных процессов.

Объект исследования : белок

Предмет исследования – свойства белков

Проблемные вопросы:

Почему регулярное употребление алкоголя неизбежно ведёт к поражению нервной системы, печени, сердца.

Почему нельзя применять медицинские препараты с истёкшим сроком годности?

Почему при приготовлении отварного мяса его рекомендуют опускать в кипяток

    Химический эксперимент. Работа с учебником с.160, раздаточным материалом. Работа в 4-х группах.

Опыт №1. Денатурация при нагревании

Налить в пробирку 10 мл раствора белка и нагреть до кипения.

Что наблюдаете?

Опыт №2. Действие этилового спирта на белки.

К раствору белка добавьте этиловый спирт.

Что наблюдаете?

Объясните причину образования осадка белка.

Опыт №3. Действие фенола на белок

К раствору белка добавьте 6-7 капель раствора фенола.

Что наблюдаете?

Объясните причину образования осадка белка

Опыт №4. Химизм приготовления мяса

Налейте в пробирку холодной воды, опустите в нее немного сырого рубленого мяса и нагрейте. В другой пробирке воду вскипятите заранее и положите сырое мясо уже в кипяток. Что наблюдаете? Выясните причину изменений в бульоне и мяса (раздаточный материал)

Обсуждение эспериментов. Выводы.

    Решение проблемных вопросов. Работа с раздаточным материалом.

Ферменты (белки) регулируют большинство биохимических процессов внутри нас: клеточное дыхание, расщепления жиров и углеводов и т.д. При повышении температуры: они просто перестают работать. И это приводит к серьезным осложнениям. Из курса физики 10-го класса мы знаем, что температура – величина, характеризующая интенсивность движения атомов. Температура прямо пропорциональна среднеквадратичной скорости атомов и среднекинетической энергии (Е = m 2 /2 = 3/2kT). Поэтому повышение температуры (увеличение внутренней энергии движения) вызывает увеличение амплитуды колебаний атомов звеньев структуры. Следовательно, увеличивается расстояние между атомами, связываемыми водородной связью. При больших амплитудах колебаний водородная связь разрушается, при этом увеличивается нагрузка на соседние связи спиральной структуры, и в конечном итоге структура белка быстро распадается.

Вопрос 2 . Почему регулярное употребление алкоголя неизбежно ведёт к поражению нервной системы, печени, сердца.

При употреблении спиртных напитков содержащийся в них этанол легко проходит через биологические мембраны. Одновременно он повреждает их структуру, увеличивая проницаемость для многих токсичных веществ. Самые тяжёлые последствия систематического употребления алкоголя связаны с его токсичным действием на генетический аппарат человека и развивающийся плод. Доказано, что регулярное употребление алкоголя постепенно приводит к ферментно-витаминной недостаточности, а это неизбежно ведёт к поражению нервной системы, печени, сердца.

Вопрос 3. Почему нельзя применять медицинские препараты с истёкшим сроком годности?

Для получения различных лекарственных препаратов, например, аспирина (ацетилсалицилловой кислоты), используется фенол. При долгом хранении аспирин разлагается до салицилловой кислоты, которая содежит фенольную группу. Фенол обладает общетоксичным, раздражающем эффектом, на кожу действует прижигающее, вызывает дерматиты.

Вопрос 4. Почему при приготовлении отварного мяса его рекомендуют опускать в кипяток.

Чтобы приготовить вкусный бульон, надо нарезанное мясо положить в холодную воду. А чтобы приготовить отварное мясо, большие куски нужно опускать в кипяток. В этом химический смысл?

По мере нагревания воды, куда помещены рубленые куски мяса, образуются (и в большом количестве) серые хлопья. Это свернувшийся белок, пена, которую снимают шумовкой, чтобы не портила вид и вкус бульона. При дальнейшем нагревании растворимые в воде вещества постепенно переходят из мяса в раствор. Эти вещества называют экстрактивными, потому что они извлекаются из мяса при его экстракции кипящей водой (проще говоря, при варке бульона). Они-то, в первую очередь, и придают бульону характерный вкус. А мясо, лишившись этих веществ, становится менее вкусным.

Большой кусок сырого мяса при соприкосновении с кипятком моментально станет серым, зато хлопьев образуется очень мало. Тот белок, что находился на поверхности, под действием высокой температуры сразу свернулся и закупорил многочисленные поры, которые пронизывают мясо. Экстрактивные вещества, и белки в том числе, уже не могут перейти в раствор. Значит, они остаются внутри мяса, придавая ему хороший вкус и аромат. А бульон, разумеется, получается несколько хуже.

Выступление групп по итогам работы с карточками.

    Рефлексия – опровержение или подтверждение гипотезы.

Д/з. ответить на вопросы:

    Почему нельзя сушить кожаную обувь, прислонив к батарее?

    Зачем маринуют мясо для шашлыка?

    Денатурация белка может привести к воспалению слизистой оболочки ряда органов пищеварения (гастриты, колит) и камнеобразованию (камни имеют белковую основу). Как можно предотвратить эти заболевания?

Введение Учебно - исследовательская работа школьников как особый вид деятельности Подготовка к проведению учебного исследования Изучение литературы и уточнение темы Определение гипотезы Цель и задачи исследования Определение методов исследования Проведение учебного исследования Оформление учебно - исследовательской работы Защита учебно - исследовательской работы Приложение


Основные компоненты исследования: Постановка задачи, предварительный анализ информации условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; Планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; Проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; Получение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в практику.


Исследовательская работа - особый вид деятельности, где деятельность есть активное взаимодействие субъекта и объекта. Основу исследовательской деятельности составляют действия, направленных на решение проблемных задач и ситуаций. Все действия делятся на 3 группы: интеллектуально - исследовательская - В нее входят собственно интеллектуальные операции и собственно исследовательские действия. К ним относятся, например, такие умственные действия, как сравнение, анализ, синтез, обобщение или более сложные: систематизация, моделирование, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач исследования. Здесь происходит проектирование научного исследования, информационно - рецептивная - включает в себя действия с информацией, которую необходимо воспринять и обработать соответствующим конкретным исследовательским задачам образом. Общей целью при работе с информацией в рамках подготовки к любому исследованию является возможность извлечь необходимое для уточнения, прояснения поставленных задач и вариантов их решений. Прием и интерпретация информации осуществляется за счет использования различных стратегий чтения продуктивная - составляют действия по проведению научной работы, фиксацию и обработку ее результатов и закрепления их в научном тексте


Объектная область исследования это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Объект исследования это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. Предмет исследования это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу.


Тема исследования - объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы, она « указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект » Приемы, помогающие выбрать тему: Аналитических обзор достижений той или иной научной области под авторством компетентных специалистов. Руководство принципом повторения. Этот принцип подразумевает следование теме логике уже проведенных исследований, но с использованием усовершенствованных методов исследования, которые позволили бы уточнить и расширить имеющиеся знания об объекте и предмете, а также проверить их. Поисковый способ. Он предусматривает ознакомление исследователя с первоисточниками: специальной литературой, новейшими работами в той или иной научной отрасли, а также смежных отраслей науки, и формировании темы на основе анализа актуальных проблем этих смежных отраслей или дисциплин. Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико - аналитических и описательных материалов. Отправным пунктом для выбора и формулировании темы могут послужить ранее выдвинутые в науке гипотезы, которые нуждаются в уточнении, проверке и доказательстве. Поиск темы может вестись в « естественных » условиях научно - творческого общения начинающего исследователя с компетентными специалистами в избранной или области изысканий. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой научно - исследовательской работе. Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т. п. Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.


1. Проведение поиска нужной информации. 2. Составление предварительного списка изданий 3. Непосредственная работа с источниками Овладение понятийным аппаратом: 1. Возможно, описать основные понятия и логические связи между ними, выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования. 2. Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его возможных значений и применения. 3. Классифицировать понятия по каким - либо параметрам, определив сферу их использования в исследовании.


Гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Основные свойства гипотезы: 1. Неопределенность истинного значения 2. Направленность на раскрытие данного явления; 3. Выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы; 4. Возможность выдвинуть « проект » решения проблемы. Основные требования к формированию гипотезы: В основе ее формирования должны находиться факты, относящиеся к избранной для изучения предметной области. Сама формулировка гипотезы должна строиться таким образом, чтобы структура обобщений и утверждений, в которых она дается, позволяла осуществлять развитие рассуждения без пошагового обращения к фактам. Плодотворное использование гипотезы осуществимо только в том случае, если исследователь способен работать с ней как уже к принятой в системе науки теории Недопустимо, чтобы исследователь исходил из любой мыслимой гипотезы. Он должен основываться на отдельных свойствах, связях, зависимостях, взаимодействиях, условиях, объяснимых с помощью выводимых из данной гипотезы законов.


Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы. Можно поставить целью: выявить … установить … обосновать … уточнить … разработать … Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели. Задачи принято делить на практические и познавательные. Практические задачи призваны способствовать непосредственному преобразованию окружающей действительности. Второй тип задач включает подуровень эмпирических познавательных задач


Общие и частные методы научных исследований, а также принципы подходов к различным типов объектов действительности и к разным классам научным задач изучает методология науки. Метод – это способ достижения цели исследования; « путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование Эмпирических методы. Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация. Математические методы Статистические методы Методы и модели теории графов и сетевого моделирования Методы и модели динамического программирования Методы и модели массового обслуживания Метод визуализации данных (функции, графики)




Формы представления результатов учебно - исследовательской работы: текст научного сочинения, статья, тезисы, доклад, научное сообщение, отчет и т. д. Исследовательская работа имеют строго определенную структуру: Титульный лист Оглавление Введение Основная (содержательная часть) Заключение Библиографического список Приложение Иллюстрации Таблицы, Цитаты в тексте работы


Подготовка доклада: Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается - актуальность выбранной темы, - описывается научная проблема, - формулируются задачи исследования и - указываются его основные методы Во второй части, самой большой по объему, Вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам.

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно в какой области наук оно выполняется, имеет подобную структуру.

Проектная деятельность учащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижения общего результата деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Отличие исследовательской деятельности от проектной заключается в том, что главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта.

Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующая целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Исследовательская деятельность всегда связана с открытием нового знания - в этом её принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной, информативно-осведомительной: исследование всегда предполагает наличие некой проблемы, некого противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении.

При этом первым и одним из важных моментов исследовательской деятельности является нахождение проблемы, требующей решения, обнаружения этого белого пятна, поэтому познавателтная потребность, мотивация исследовательской деятельности является неотъемлемой её характеристикой.

Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире. Это знание может иметь как частный, так и обобщающий характер, но это всегда сущностная характеристика, такая информация, которая не может быть получена на уровне простого восприятия.

Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж.Руссо, И. Песталоцци и др.

В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем Н.И. Новиковым во второй половине XVIII в.

Великие деятели и педагоги России Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности.

В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, Б.Е.Райков.

В 50-70-х годах XXв. В России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и методистов (М.Н. Скаткин, И.Я.Лернер, С.Г.Шаповаленко и др.).

В настоящее время в рамках общих целей начального школьного образования одной из задач выделяется задача организации поиска новых способов действий и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

В исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

А.И. Савенков даёт такое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения».

Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания и показать публично достигнутый результат. Всем понятно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых открытий. Но «открытие для себя» помогает формировать активную жизненную позицию.

Исследовательская работа помогает и учит школьников работать с различными источниками информации, давать анализ увиденному. Учащиеся непосредственным образом включаются в активный познавательный процесс, формулируют проблему исследования, планируют варианты её решения, осуществляют сбор необходимой информации, анализируют свою деятельность, делают выводы, приобретают новые знания, специфические умения и навыки на основе исследования реальной жизни.

Исследовательская деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью учащихся, самоконтролем и представляет собой высшее проявление их самостоятельности. Ведущей же её характеристикой является творческая активность, которая заключается в инициативном, преобразующем отношении к внешней действительности, другим людям, самому себе.

Развитие исследовательской деятельности учащихся в современной школе будет эффективным при создании организационно- педагогических условий. Это систематическое поэтапное включение учащихся в исследовательскую деятельность через разнообразные формы урочной, внеурочной работы с учётом возрастных особенностей, мотивации учащихся; постоянное повышение уровня педагогического руководства исследовательской деятельностью учащихся в процессе работы, организацию сотрудничества учителей, учащихся, родителей.

Важно, чтобы пройти все этапы школьного обучения выпускник приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особый тип мышления - исследовательский и творческий.

Рассматривая метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности, Л.Левчук и В. Жинжило определяют его как «целенаправленную учебную школьную или внешкольную деятельность с определённой целью, по определённой программе для решения учебных, поисковых, исследовательских задач на предметной, межпредметной, интегрированной основе, надпредметной основе»

Одна из тенденций сегодняшней жизни, о которой пишут учёные - психологи, например, А.И. Савенков, говорит о том, что стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и, соответственно, исследовательских методов обучения в практике массового образования. «с началом нового века становится всё более очевидно, что умения и навыки исследовательского поведения в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку…» По наблюдению А.Н. Поддъякова, исследовательское поведение никем не определяется точно . При этом многочисленные исследования биологов, психологов, педагогов доказывают, что исследовательское поведение следует рассматривать, как неотъемлемое проявление жизненной активности любого живого существа.

Исследовательское поведение выполняет важную функцию развития человека, уникального личностного начала в каждом из нас. Так, А.И. Савенков отмечает, что у человека оно проявляется в основном в творчестве..

А.Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как универсальную характеристику, пронизывающие все другие виды деятельности. «Оно выполняет принципиально незаменимые функции развитии познавательных процессов всех уровней: в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности. Понятие исследовательского поведения находится в одном ряду с такими фундаментальными понятиями, как научение, интеллект, творчество, образуя с ними неразрывную связь» .

Исследовательское поведение выступает одним из важнейших механизмов развития ребёнка, становления его интеллектуально-творческого потенциала. Другими словами, исследовательское поведение является основой будущих интеллектуальных и социальных достижений ребёнка. Именно в младшем школьном возрасте ребёнок наиболее гибок, и за счёт предлагаемых форм обучения и занятий у него закладываются модели поведения, в том числе, исследовательского.

Традиционное обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленных на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. У ребёнка при этом в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность.

Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, саморазвития.

Исследовательское поведение делает младших школьников творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Сейчас ведутся поиски и активно развиваются современные образовательные технологии исследовательского обучения (Поддъяков А.Н., Леонтович А.В., Шумакова Н.Б., Обухов А.С. и др.).

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Дети, от природы, полны желания учиться, и, как известно, именно период младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин - «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Исследовательское поведение - поведение, направленное на изучение объекта, имеющее в своей основе психическую потребность в поисковой активности, а исследовательское обучение - как вид обучения, построенный на фундаменте исследовательского поведения. Родители, педагоги часто ограничивают исследовательскую активность малыша. Для этого придумано много приёмов и запретов. В первую очередь это многочисленные запреты: « не лезь», «не тронь», «отстань, тебе ещё рано думать об этом».

Известный швейцарский психолог, специализировавшийся на проблемах обучения и развития детского интеллекта, Ж.Пиаже утверждал, что одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Уровень потребности в исследовательском поведении находится в прямой зависимости от уровня психической организации живого существа. Чем выше уровень развития потребности в исследовательском поведении, тем интенсивнее развивается организм. Поисковая, исследовательская активность и является одним из этих механизмов.

Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Деятельность исследователя - деятельность творческая, а сам исследователь, безусловно, - творец. Стремление и способности к исследовательскому поведению - это некая универсальная характеристика творца.

Исследовательская практика - не самоцель, она средство развития личности ребёнка, совершенствования его интеллектуально-творческого потенциала.

Разделы: Биология

Творческий процесс неотделим от личности педагога. Успех школьного дела в решающей степени зависит от эрудиции и культуры, развития творческих способностей учителя.

Творчество - это всегда созидание нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов его поручения.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская работа одна из самых эффективных.

Исследовательские работы занимают особое место в группе инновационных педагогических методов и средств. В них содержится огромный развивающийся потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности. Проектная деятельность как один из методов развивающего обучения направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений. Она способствует развитию творческих способностей и логического мышления. Умения и навыки исследователя, полученные на занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания. а те, что добыты самостоятельно, в ходе творческих изысканий. Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определённой области учебного предмета и учит их применять на практике.

Исследовательская работа позволяет учащимся обобщить полученные знания, широко применить сведения, приобретенные при изучении других предметов и курсов; высказывать свою точку зрения и предложить пути решения той или иной проблемы.

ВВЕДЕНИЕ

Ухоженная кожа и роскошные волосы, красивая фигура и грация из древне считались индикаторами красоты и успешности. Многие считают внешность своей визитной карточкой и уверены, что чем более им удастся подчеркнуть, приукрасить или любым образом выделить свою внешность, тем более успешная роль в обществе им уготовлена. Лицо для каждого из нас является одним из основных средств межличностной коммуникации и появление каких-либо высыпаний на коже лица, несомненно, влияет на психо-эмоциональное состояние. Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда происходит формирование социальной и психологической сфер. Еще в 1948 году известный ученый дерматолог Сульцбиргер сказал: «Вероятно, нет другого такого заболевания, которое бы вызывало больше психического стресса, непонимания между детьми и родителями, большей общей неуверенности в себе и чувства неполноценности, а также множество психических страданий, как угри».

Вульгарные акне - одно из наиболее распространенных заболеваний кожи, которым страдает от 70 до 90% населения земного шара (Адаскевич В.Н., Джесс Рассел, Самцов А.В. ). Высыпания при акне локализуются на лице, груди и спине и являются значимым косметическим дефектом, который влияет на психоэмоциональное состояние и снижает внутреннюю самооценку. По данным отечественных и зарубежных дерматологов вульгарные акне сопровождаются психологическими проблемами, включая замкнутость, раздражительность, депрессию, значимо влияя на качество жизни пациентов.

Вульгарные акне или угри обыкновенные - это воспалительное заболевание пило-себоцейного комплекса, связанное с его функциональной активностью и развитием воспалительных и невоспалительных высыпаний на участках кожи, богатых сальными железами (Альбанова В.И., Забненкова О.В.). Чаще всего высыпания локализуются на коже лица, спины и груди. Проявления акне могут быть как воспалительными, так и невоспалительными, все зависит от того, насколько большую роль играют бактерии Propionibacterium acnes в воспалении фолликула.

Невоспалительное акне проявляется в виде камедонов – это неинфекционные жировые пробки, расположенные плотно в устье фолликулов. Они, в свою очередь, делятся на белые и черные. Если фолликул закрыт или сужен на поверхности кожи, то угри будут белого цвета, а если открыт, то роговые массы продвигаются вверх, в устье фолликула, и из-за окисления и попадания пыли и грязи на его поверхность он будет черного цвета. Воспалительное акне включает в себя папулы, пустулы, узелки и кисту. Комедоны с белыми головками (закрытые комедоны) – это мягкие пальпируемые образования белого цвета размером от 1 до 3 миллиметров в диаметре, а комедоны с черными головками (открытые комедоны) внешне похожи на закрытые, но имеют черный центр. Пустулы и папулы – это красные конусообразные точки от 2 до 5 миллиметров в диаметре. При этих случаях заболевания эпителий фолликулов повреждается из-за накопления лимфоцитов и нейтрофилов. Содержимое комедонов при разрыве эпителия вызывает очень сильную воспалительную реакцию дермы. Папулы же образует относительно глубокое воспаление, они носят более поверхностный характер. А вот узлы больше, глубже и плотнее папул, они напоминают воспаленную кисту, хотя не имеют кистозной структуры. И наконец, киста – это узлы, которые подверглись гнойному расплавлению. Иногда даже киста инфицируется и из нее образуется абсцесс. Если кистозная форма заболевания длится долго, тогда после заживления на местах пораженных участков появляются обезображивающие рубцы, они проявляются в виде углублений, неровностей, неглубоких западаний кожи (Аравийская Е.А., Ахтямов С.Н., Монахов С.А., Самцов А.В.).

По статистике вульгарные акне являются одним из самых распространенных дерматозов. Несмотря на используемые средства для профилактики и лечения акне, отмечается увеличение распространенности. Согласно последним эпидемиологическим данным акне страдают от 80 до 85% лиц в возрасте от 12 до 25 лет. Первые симптомы заболевания приходятся на ранний подростковый возраст. Пик частоты этого заболевания у девочек наблюдается в 12-14 лет, а у мальчиков в 14-16 лет (Родионов А.Н., Смирнова И.О., Корнишева В.Г.). Возникновению акне в этот период способствует изменение гормонального статуса организма, под влиянием чего происходит стимуляция секреции сальных желез, изменение состава кожного сала, что и приводит к развитию заболевания именно в этот период. Заболевание часто приобретает затяжное течение, которое может проявляться различными клиническими формами - от легких до тяжелых. На сегодняшний день учеными доказано, что у 20% женщин и 10% мужчин угревые высыпания принимают постоянный характер и не поддаются лечению. По данным литературы нередко на месте высыпаний возникают обезображивающие рубцы и пигментированные пятна, которые остаются на лице на всю жизнь (Майорова А.В., Шаповалов В.С., Ахтямов С.Н. ). Именно поэтому особенно важным является проведение профилактических и лечебных мероприятий в подростковом возрасте, обучение правильному уходу за кожей лица, предоставление информации о необходимости своевременного обращения к врачам.

В связи с вышеизложенным, целью нашего исследования явилось изучение особенностей влияния вульгарных акне на качество жизни подростков и разработка рекомендаций по уходу за кожей лица.

Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи :

  • изучить распространенность и особенности течения вульгарных акне у учащихся 7-11 классов
  • выявить взаимосвязи между проявлениями акне и психо-эмоциональным состоянием подростков (общительность, взаимоотношение со сверстниками, успеваемость в школе)
  • провести анализ информированности подростков о заболевании, методах профилактики и лечения, изучить уровень обращаемости подростков с акне за специализированной помощью и проведения лечения
  • разработать памятку по уходу за кожей лица в подростковом возрасте

Новизна выбранной темы объясняется отсутствием в доступной литературе сведений о проведении аналогичных исследований школьниками. В ходе проведения исследования нами была установлена высокая распространенность вульгарных акне у подростков, сопоставимая с международными данными. Выявлены особенности течения заболевания с преобладание средне-тяжелых форм заболевания. Анкетирование показало, что вульгарные акне влияют на качество жизни подростков. Получены данные о недостаточном уровне обращаемости к врачам и невысоком показателе охвата лечением школьников с симптомами акне, что явилось основанием для разработки памятки с рекомендациями по уходу за кожей лица в подростковом возрасте.

Дизайн исследования предусматривал проведение анонимного анкетирования учащихся 7-11 классов (12-17 лет), статистическую обработку данных, полученных в ходе анализа анкет, разработку памятки по правильному уходу за кожей лица.

Материалы и методы исследования: В исследовании приняло участие 108 школьников в возрасте от 12 до 17 лет, из них мальчиков - 61% (66), девочек - 39% (42). Разработанная нами анкета включала 17 вопросов, касающихся длительности и тяжести течения заболевания, обращаемости за специализированной помощью в медицинские учреждения, применения лечебных средств и средств камуфляжа, источников получения информации о методах лечения заболевания, а также среднего балла по успеваемости, особенностей взаимоотношений со сверстниками, степени общительности, желания полностью избавиться от проявлений акне и изменения внешности.

В анкетировании приняло участие 108 человек, в ходе которого все школьники анонимно отвечали на вопросы анкеты. По завершении анкетирования было собрано 108 анкет, 2 анкеты были признаны испорченными и не вошли в статистическую обработку. Таким образом, в статистическую обработку было принято 106 анкет обучающихся.

На основании результатов исследования была разработана памятка с рекомендациями по уходу за кожей лица в подростковом возрасте (Приложение 2).

ГЛАВА 1.
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И ТЕЧЕНИЕ ВУЛЬГАРНЫХ АКНЕ У ПОДРОСТКОВ

Вульгарные акне - одно из наиболее распространенных заболеваний, которым страдает от 70 до 90% населения земного шара (Адаскевич В.Н.).

По данным зарубежной и отечественной литературы в последние годы отмечается рост заболеваемости во всех странах. В России среди подростков и лиц молодого возраста заболеваемость акне составляет 65-85%. За рубежом этим заболеванием страдают в среднем 75-90% подростков и молодых людей. Пик заболеваемости приходится на возраст 12-16 лет, при этом у девочек он наблюдается в 12-14 лет, а у мальчиков в 14-16 лет. Возникновению акне в подростковом возрасте способствует гормональная перестройка организма. В этот период происходит стимуляция секреции сальных желез и изменение состава кожного сала, что и является основной причиной заболевания.

Вульгарные акне или угри обыкновенные представляет собой воспалительное заболевание сальных желез. Вульгарные акне характеризуются образованием различных высыпаний на коже лица, верхней трети груди и спины. Количество высыпаний также может быть различным. Чаще всего к 20-25 годам заболевание стихает. Иногда на месте высыпаний остаются обезображивающие рубцы и пятна. У некоторых заболевание сохраняется на всю жизнь приобретая хроническое течение (Ахтямов С.Н.) .

В ходе проведения анкетирования нами было выявлено, что 67% школьников ы возрасте от 12 до 17 лет страдают вульгарными акне (рис1.), из них 61% мальчиков и 39% девочек.

Рисунок 1. Распространенность вульгарных акне
среди школьников 7-11 классов по данным анкетирования

В разработанную нами анкету вошли вопросы, касающиеся возраста начала и длительности течения акне, а также тяжести течения заболевания. Тяжесть течения заболевания оценивалась согласно Американской шкале, учитывающей количество высыпных элементов. При анализе анкет было установлено, что в 76% случаев длительность заболевания составляла от 6 мес до 2 лет, более 3-х лет - у 24% (17) подростков. При этом, 28% школьников имели легкое течение заболевания, 59% подростков - средне-тяжелые формы, а 12% учащихся – тяжелое течение заболевания.

Таким образом, результаты анкетирования показали высокий уровень распространенности симптомов акне, сопоставимый с международными данными, с длительностью заболевания более 6 месяцев и преимущественно средне-тяжелым течением.

ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ПОДРОСТКОВ О ЗАБОЛЕВАНИИ И УРОВЕНЬ ОБРАЩАЕМОСТИ ЗА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Вульгарные акне формируются в подростковом периоде и зачастую приобретают хроническое течение, приводят к развитию осложнений и оставляют косметические дефекты на коже лица. Проявления угревой болезни может быть различным: в начале заболевания возникают так называемые «черные точки» или закупорка сальных желез. В дальнейшем появляются воспалительные и гнойные элементы. В тяжелых случаях образуются рубцы и гиперпигментированные пятна. Появление первых симптомов заболевания требует обращения за помощью к врачам для проведения лечения и профилактики развития нежелательных обезображивающих осложнений.

Особую актуальность в подростковом возрасте имеет информированность о причинах возникновения заболевания, факторах, способствующих развитию тяжелых форм, вариантах и способах лечения и возможности косметической коррекции высыпаний.

Анализ анкет показал, что из источников получения информации о заболевании и методах его лечения школьники в 58% случаев используют интернет-ресурсы, в 18% - советы друзей, в 14% - СМИ (телевидение, журналы, газеты) и только в 10% - обращение за помощью в лечебные учреждения и консультации профильных специалистов (рис.2).


Рисунок 2. Источники получения информации подростков о заболевании и методах лечения

По данным анкетирования только 24% (17) учащихся обращались когда-либо за консультацией к врачу-специалисту. В 54% случаев проводилось лечение. Анкетирование показало, что только 45% учащихся с проявлениями акне ежедневно используют какие-либо лечебные или косметические средства, при этом девочки в 94% случаев.

Таким образом, основным источником получения информации о заболевании и методах его лечения на сегодняшний день у подростков являются интернет-ресурсы. Анкетирование выявило низкий уровень обращаемости за медицинской помощью и невысокий показатель охвата лечением школьников с симптомами акне.

ГЛАВА 3.
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ С ВУЛЬГАРНЫМИ АКНЕ

Высыпания при вульгарных акне локализуются на лице, верхней трети спины и зоны декольте. Лицо для каждого из нас является одним из основных средств межличностной коммуникации и появление угревых высыпаний, несомненно, влияет на психо-эмоциональное состояние. Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда происходит формирование социальной и психологической сфер. Отечественными и зарубежными учеными доказано, что воспалительные высыпания на открытых частях тела снижают личную самооценку и способствуют формированию различных психосоматических расстройств, прежде всего депрессий (Аравийская Е.А., Монахов С.А.). Даже угри легкой степени могут приводить к развитию выраженного стресса. Подростки считают внешность своей визитной карточкой и уверены, что чем более им удастся подчеркнуть, приукрасить или любым образом выделить свою внешность, тем более успешная роль в обществе им уготовлена. Лицо и фигура без изъянов всегда и в любом возрасте воспринимаются как признак успешности в обществе. Психологические проблемы у подростков с акне сказываются на учебе, а в дальнейшем и на рабочей карьере, и на семейной жизни, влияя на качество жизни. Качество жизни - это обобщающее понятие, включающее материальные, духовно-творческие, психо-физиологические и экологические стороны жизни. Качество жизни является индикатором степени реализации возможностей человека (Адаскевич А.В., Монахов С.А.).
В связи с вышеперечисленным для нас было интересным изучить влияние заболевания на успеваемость, степень общительности, взаимоотношения со сверстниками, желание изменить внешность.

Анкетирование показало, что 62% школьников с акне считают, что наличие «прыщей» значимо влияет на их взаимоотношения со сверстниками. При этом, 34% подростков уверены, что проявления акне не влияют на отношения, т.к. их друзья тоже имеют «прыщи». Однако, 52% респондентов уверены, что у них было бы больше друзей, если бы у них не было «прыщей» (рис.3). Влияния на показатели успеваемости в ходе проведения исследования выявлено не было.

Наряду с этим, выявлено, что все девочки используют маскирующие средства (тональный крем, пудра, консилер, корректор и др.), из них ежедневно - 88% и периодически - 12%. Эти результаты, по нашему мнению, указывают на особое значение внешности на взаимоотношения со сверстниками и необходимость полной маскировки высыпных элементов.

По данным анализа анкет установлено, что подростки с проявлениями акне в 96% случаев хотят полностью избавиться от прыщей и иметь чистое и красивое лицо. 63% школьников с акне считают, что им необходимо изменить внешность, 31% не против изменить свою внешность в лучшую сторону и только 6% довольны своей внешностью.

Рисунок 3. Влияние акне на отношения со сверстниками

Вульгарные акне с высыпаниями на лице оказывают значимое влияние на психо-социальный статус подростков. На наш взгляд, профилактические и лечебные мероприятия, своевременное обращение за помощью к специалистам позволят полностью избавиться от угревых высыпаний и снизить риск развития нежелательных обезображивающих осложнений, что в свою очередь улучшит качество жизни подростков.

ГЛАВА 4.
РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УХОДУ ЗА КОЖЕЙ ЛИЦА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Для того чтобы предотвратить появление юношеских угрей и сыпи в подростковом возрасте, важным профилактическим моментом является правильный уход за кожей и своевременное лечение. В настоящее время терапия акне представлена различными методиками, комбинацией наружных и системных препаратов, в назначении которых учитывается вид акне, тяжесть течения заболевания, причинные факторы, психосоматический статус (Альбанова В.И., Забненкова О.В., Терри Дж.Даброу, Аравийская Е.А. ). Для каждого пациента врачами разрабатывается индивидуальная программа лечения и уходовых процедур. Наличие современных высокоэффективных средств позволяет успешно проводить терапию при любых формах акне, как легких, так и тяжелых. Правильный и регулярный уход за кожей подростка, своевременное лечение при первых проявлениях акне являются залогом чистой и красивой кожи без признаков воспаления и косметических дефектов (Альбанова В.И., Забненкова О.В., Ахтямов С.Н., Самцов А.В).

Выявленные в ходе исследования низкая обращаемость школьников за специализированной медицинской помощью с одной стороны, влияние заболевания на взаимоотношения со сверстниками и желание иметь чистое и красивое лицо – с другой, послужили основой для разработки памятки-рекомендации по уходу за кожей лица в подростковом возрасте.

Нами совместно с врачом-дерматологом разработана памятка для школьников с рекомендациями по уходу за кожей лица. Памятка содержит правила по уходу за кожей в подростковом возрасте, краткий алгоритм действий при появлении первых симптомов заболевания, а также пошаговую инструкцию в зависимости от проявлений акне. В памятке имеется наглядная шкала акне для определения степени тяжести заболевания и алгоритма действий. Все предлагаемые профилактические и лечебные мероприятия сгруппированы в программы в зависимости от типа кожи и тяжести акне и включают: уход за кожей в домашних условиях, рекомендации по режиму питания, обращение к специалисту, основные принципы лечения.

ВЫВОДЫ

  1. Установлен высокий уровень распространенности вульгарных акне среди школьников 7-11 классов, сопоставимый с отечественными и мировыми данными
  2. Выявлены особенности течения заболевания с преобладанием средне-тяжелых форм акне
  3. Основными источниками информации о заболевании и методах его лечения среди подростков являются интернет-ресурсы
  4. Получены данные о недостаточном уровне обращаемости к врачам и невысоком показателе охвата лечением школьников с симптомами акне
  5. Анкетирование показало, что вульгарные акне у подростков влияют на взаимоотношения со сверстниками
  6. Разработанная памятка включает информацию о правилах ухода за кожей лица в подростковом возрасте и пошаговый алгоритм действий при наличии угревой болезни

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование позволило установить высокий уровень распространенности вульгарных акне среди учеников 7-11 классов, сопоставимый с мировыми данными. Нами было установлено, что 67% школьников в возрасте от 12 до 17 лет имеют симптомы акне. При этом, 28% школьников имеют легкое течение заболевания, 59% подростков - средне-тяжелые формы, а 12% учащихся – тяжелое течение заболевания. В ходе анализа анкет получены сведения о влиянии на качество жизни школьников: 62% школьников с акне считают, что наличие «прыщей» значимо влияет на их взаимоотношения со сверстниками, 52% опрошенных уверены, что у них было бы больше друзей, если бы у них не было «прыщей». Выявлено, что все девочки используют маскирующие средства (тональный крем, пудра, консилер, корректор и др.), из них ежедневно - 88% и периодически - 12%. Безусловно, все это доказывает влияние акне на психо-эмоциональное состояние подростков, указывает на особое значение внешности на взаимоотношения со сверстниками и необходимость полной маскировки высыпных элементов.

Наряду с этим, нами получены данные о низкой информированности подростков о заболевании и методах его лечения, а также установлен низкий показатель обращаемости к врачам-специалистам. По данным анкетирования только 24% учащихся обращались когда-либо за консультацией к врачу-специалисту, в 54% случаев проводилось лечение. Все это несомненно свидетельствует о необходимости проведения просветительской работы среди школьников. Разработанная нами памятка дает возможность подростку определить степень тяжести заболевания и при необходимости своевременно обратиться за помощью к специалисту.


Полное название темы работы
Изучение методов создания кроссвордов

Название направлений форума
Социология, психология и педагогика (включая образовательные мультимедиа ресурсы)

Тип работы
проектно-исследовательская работа

Возрастная номинация
9 – 10 класс

Территория
Село Агинское Саянского района

Место учебы
Муниципальное общеобразовательное учреждение Агинская средняя общеобразовательная школа №2

Класс
9 класс

Место выполнения работы
Школьное научное общество «Росток»

Руководитель
Пылова Лариса Юрьевна, МОУ Агинская средняя общеобразовательная школа №2,

Научный руководитель

Ответственный за корректуру текста работы
Пылова Лариса Юрьевна

Аннотация

Бенедычук Анжелика
Муниципальное общеобразовательное учреждение Агинская средняя общеобразовательная школа №2, 9 класс
«Изучение методов создания кроссвордов»
руководитель: Пылова Лариса Юрьевна

Цель: На основе изучения материала о методах создания кроссвордов, проследить какие из них используются в нашем учебном заведении с применением информационно - вычислительных технологий. Методика исследования: работа с информационными источниками (интернет, научные материалы, справочная литература), анализ и обобщение информации о способах создания кроссвордов, анкетирование и математическая обработка данных. Основные результаты работы: найдена информация об истории возникновения кроссвордов; проанализированы и структурированы полученные результаты; собраны данные, о видах кроссвордов использующихся в нашей школе; созданы кроссворды с применением Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint; выявлены достоинства и недостатки каждого метода.

План
I. Введение 1 стр.
II. Теоретическая часть
Из истории кроссворда 5 стр.
Почему людям нравятся кроссворды? 5 стр.
Классификация кроссвордов. 6 стр.
Виды кроссвордов 7 стр.
Общие требования при составлении кроссвордов 8 стр.
III. Практическая часть
1. Анкетирование 10 стр.
2. Создание кроссвордов с применением Microsoft Word,Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint 12 стр.
IV. Выводы 16 стр.
V. Библиографический список 17 стр.

Введение
Цель: На основе изучения материала о методах создания кроссвордов, проследить какие из них используются в нашем учебном заведении с применением информационно - вычислительных технологий.

Задачи:
-Поиск информации об истории возникновения кроссвордов; анализ и структурирование полученных результатов.
-Классификация кроссвордов.
-Систематизация данных, о видах кроссвордов использующихся в нашей школе.
- Рассмотрение методов создания кроссвордов с применением Microsoft Word,Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint.
-Создание кроссвордов с помощью рассматриваемых методов.
- Выявление достоинств и недостатков каждого метода.

Гипотезы:
1) Предполагается, что применение кроссвордов на уроке и во внеурочной деятельности влияет на активизацию мыслительной деятельности.
2) Составление кроссвордов занимаются как педагоги, так и учащиеся.
3) Самый распространенный способ составления кроссвордов на бумажном носителе, без использования информационно - вычислительной техники.
4) Недостаточная информированность о методах создания кроссвордов.

Методики:
- Работа с информационными источниками (интернет, научные материалы, справочная литература).
- Анализ и обобщение информации о способах создания кроссвордов.
- Анкетирование и математическая обработка данных.

II. Теоретическая часть
Кроссворд (англ. Crossword - пересечение слов (крестословица)) - самая распространённая в мире игра со словами. Существует множество периодических изданий, специализирующихся на кроссвордах, их также часто печатают в неспециализированных печатных СМИ.
Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.
Из истории кроссворда
При раскопках древнеримского поселения Коринум в 1868 году в Англии была найдена плита с изображенным на ней рисунком, очень похожим на кроссворд. Находка датировалась III-IV веками. Нечто подобное было обнаружено и на колонне в знаменитых Помпеях при раскопках 1936 года. Это творение относилось к 79 году нашей эры и поражало тем, что кроссворд мог читаться одинаково слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх.
Почему людям нравятся кроссворды?
Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки.Кроссворд с успехом удовлетворяет потребность кого-то одолеть. Кроссворд - способ поиска самостоятельного ответа на многие вопросы, это, в некотором роде, познание мира через догадки.А еще – удовольствие! Если человек справляется с кроссвордом, а чаще всего интуитивно или осознанно им выбирается тот, что ему по силам, он получает такой же заряд оптимизма, который дарят не менее пяти минут смеха.
О пользе кроссвордов для здоровья говорят много. Невероятную популярность кроссворды обрели именно в динамичном 20-м веке - жизнь помчалась вскачь, нервы у людей истончились, а чтобы они не порвались, требовалось простое и действенное средство по нейтрализации стрессов. Этим средством и стал кроссворд. Разгадывание кроссвордов благотворно влияет на организм - оно успокаивает, расслабляет, что побуждает все органы работать в оптимальном режиме.
Разгадывание кроссвордов помогут сохранить светлый разум в пожилом возрасте - умственная зарядка стимулируют рост новых нейронов и не позволяют развиться таким патологиям, как болезни Альцгеймера или Паркинсона. Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности. Медики, в свою очередь, уже довольно давно стали использовать эту головоломку как успокаивающее средство. Наилучшим способом вовлечения в работу наибольшего количества клеток головного мозга и, следовательно, обеспечения им полноценного сна является разгадывание кроссвордов минут за тридцать до того, как отправиться спать. Научно доказано, что разгадывание перед сном кроссвордов улучшает память!
Используют кроссворды и в учебной деятельности. Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой.

Классификация кроссвордов
по форме:
- кроссворд - прямоугольник, квадрат;
- кроссворд-ромб;
- кроссворд-треугольник;
- круглый (циклический) кроссворд;
- сотовый кроссворд; фигурный кроссворд;
- диагональный кроссворд и т.д.
по расположению:
- симметричные;
- асимметричными;
- с вольным расположением слов и др.
по содержанию:
- тематические;
- юмористические;
- учебные;
- числовые.
по названию страны:
- скандинавские;
- венгерские;
- английские;
- немецкие;
- американские;
- эстонские;
- итальянские.
Виды кроссвордов
Классический кроссворд
Рисунок данного кроссворда имеет, как правило, двух- или четырехстороннюю симметрию. Желательно, минимум, два пересечения, а в идеале, одиночные черные блоки, соприкасающиеся по диагонали. Бывают открытые кроссворды, т.е. черные блоки имеются и снаружи или закрытые - снаружи кроссворда только буквы.

Японский кроссворд
Оптимальный размер японского кроссворда по горизонтали - 20-35 или 55 клеток. Нежелательно количество клеток, не делящееся на 5 без остатка.
Ряд (столбик) должен содержать не более пяти групп закрашенных клеток.
Желательно, чтобы получившаяся картинка была узнаваемой и более-менее интересной.
Японский кроссворд должен иметь однозначное решение.

Кейворд
Разновидность кроссворда, в клетках которого указаны числа заменяющие буквы. Для одинаковых букв одинаковые числа. Возможно, для упрощения разгадывания кроссворда, в нём уже указывается какое либо слово

Крисс-кросс
Дана сетка кроссворда и слова, которые необходимо в ней разместить. Возможно, также как и в кейворде, в сетке вписано слово или буквы, чтобы упростить начальный процесс.

Сканворд
Вопросы к словам записываются внутри сетки, в клетках не занятых буквами. Соответствие вопросов словам указывается стрелками. Если стрелки только горизонтальные и вертикальные - тип сканворда готика. Если есть стрелки и по диагонали, то италика

Филлворд
Данный тип кроссворда представляет из себя поле заполненное буквами. Во всём этом скоплении букв необходимо отыскать слова, которые приведены рядом в виде списка. Филлворды бывают двух типов: венгерские и немецкие. Венгерские предполагают направление слова в любом направлении, в том числе по ломаной линии. В данном типе филлворда одна буква может быть использована один раз.

Общие требования при составлении кроссвордов
При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.
1.Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
2.Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
3.Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
4.Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
5.Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
6.Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).
7.Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.
8. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
9. На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.

Требования к оформлению:
1.Рисунок кроссворда должен быть четким.
2.Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами;
2-й экз. - только с цифрами позиций.
Ответы на кроссворд. Они публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.
Оформление ответов на кроссворды:
- Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;
- Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;
- Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.
Составление условий (толкований) кроссворда.
Во-первых, они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.
Во-вторых, старайтесь подать слово с наименее известной стороны.
В - третьих, просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.

II.Практическая часть
Анкетирование
Я проводила анкетирование учителей и учеников 7 - 9 классов. Опрошено 37 учащиеся и 14 учителей. Проведена обработка данных.
Анализ результатов анкетирования учителей
Используете ли вы кроссворды на своих уроках?
А) да конечно
Б) нет
В) редко

Задаете ли вы на дом задание - создать кроссворды?
А) да
Б) нет
В) очень редко

Где вы берете кроссворды?
А) в журналах, газетах и т.д.
Б) в интернете
В) сами сочиняете

Умеете ли вы создавать кроссворды, используя компьютерные технологии?
А) да
Б) нет
В) не пробовал (а)

С кокой целью вы задаете решить кроссворд на уроке?

_____________________________________________
Анализ результатов анкетирования учащихся
Что вы любите делать в свободное время?
А) ходить на секции
Б) решать сканворды, головоломки, кроссворды.
В) смотреть телевизор, играть в компьютер
Г) ___________________________________

Задают ли вам на дом создать кроссворд?
А) да
Б) нет
В) редко

Как вы думаете, кроссворды полезны?
А) да
Б) нет
В) не знаю

Вы знаете какие- нибудь виды кроссвордов?
А) нет
Б) да, ____________________________________
В) мало

Вам нравится решать кроссворды?
А) да
Б) нет
В) я их не решаю

Вы на уроках выполняете кроссворды с помощью компьютерных технологий?
А) нет
Б) да
В) редко

Почему вы решаете кроссворды?
А) для развития творческих умений
Б) для активизации мыслительной деятельности
В) _____________________________________________

2. Создание кроссвордов с применением Microsoft Word,Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint.
С целью повышения мотивации учащихся к обучению для решения и создания кроссвордов можно использовать возможности персонального компьютера. Если делать кроссворд с помощью компьютера, то интерес возрастает многократно. А учитель получает своеобразную тестовую программу в виде кроссворда.Цель технологии кроссворда.
Развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, разработанность идей, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность учащихся.
Результат- активизация мыслительной деятельности учащихся.
Основные идеи технологии кроссворда.
Технология кроссворда взаимосвязана с проектной и игровой технологиями. И поэтому имеет сходные с ними идеи.
Это – развивающий, деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, коммуникативный, рефлексивный подходы.
Как и любой другой проект, кроссворд ориентирован на личность учащегося. А это одно из самых главных требований к проектным заданиям.
Итак, я буду решать задачу тремя способами. Рассмотрю методы создания кроссворда в каждой из программ: Microsoft Word,Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint.
Первый способ. Создание кроссворда в MS Word.
Основные приемы
Создание сетки графическим методом; при этом все элементы должны быть сгруппированы

Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или оформлены в виде выносок к соответствующим клеткам.
Требования к созданию кроссворда в MS Word.
Наличие сетки.
Наличие нумерации.

Наглядное оформление и расположение кроссворда на странице

Достоинства метода:

Независимость от компьютера при использовании.
Простота реализации.
Недостатки метода:
Не
Невозможность автоматизации проверки результата.
Создается в основном только для работы на бумаге

Второй способ. Создание кроссворда в Microsoft PowerPoint.
Основные приемы
Создание сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются
Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом с соответствующими ячейками
Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или на каждый вопрос отводится отдельный слайд.
Решение кроссворда должно быть организовано автоматически, с использованием гиперссылок.
Требования к созданию кроссворда в Microsoft PowerPoint.
Наличие сетки.
Наличие нумерации.
Наличие грамотно сформулированных заданий к кроссворду.
Наглядное оформление и расположение кроссворда на слайде.
Наличие возможности выбора верного ответа и присутствие неверных ответов с гиперссылками на автоматическое появление правильного ответа в сетке и переход на слайд неверно при выборе неверного ответа.

Достоинства метода:
Возможность многократного использования.
Эффективная возможность использования в электронном виде.
Возможность использования в обучающих целях.
Недостатки метода:
Невозможность распечатки.
Зависимость от компьютера.
Трудность в реализации.
Проверка результата происходит при выборе ответов, до тех пор пока ученик не справится с заданием.

Третий способ. Создание кроссворда в Microsoft Excel.
Основные приемы
Сетка кроссворда создается путем обозначения границ ячеек и настройки их ширины и высоты таким образом, чтобы они получились квадратными.
Задания к кроссворду могут быть расположены обычным образом или оформлены в виде примечаний к ячейкам, в которых находится нумерация.
Проверка правильности разгадывания кроссворда может быть осуществлена с помощью условного форматирования (например, если в ячейку введена правильная буква, то ячейка заливается определенным цветом или идет подсчет верных букв в словах).
Требования к созданию кроссворда в Microsoft Excel.
Наличие сетки.
Наличие нумерации.
Наличие грамотного сформулированных заданий к кроссворду.
Наглядное оформление и расположение кроссворда на рабочем листе.
Наличие проверки правильности решения кроссворда.

Достоинства метода:
Возможность многократной распечатки.
Возможность размещения большого по размерам кроссворда.
Возможность автоматизации проверки результата.
Создается для работы не только на бумаге, но и в электронном виде.
Эффективная возможность использования в электронном виде.
Недостатки метода:
Зависимость от компьютера при использовании.
Настройки проверки требует определенных знаний.

IV. Выводы.
Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет процесс усвоения новых знаний осуществлять в игровой ситуации, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов, учащиеся непроизвольно заставляют включиться в учебную деятельность и окружающих их взрослых. Создаются условия для полезной организации свободного времени. Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности.
Учителя отмечают, что редко используют в работе такой вид деятельности как составление кроссвордов учащимися. Хотя составление кроссворда является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках.
Анкетирование учащихся показало, что подростки решению логических игр предпочитают просмотр телевизора, работу на компьютере, хотя отмечают полезность решения кроссвордов. Решение кроссвордов, по мнению учащихся, тренирует и улучшает память, расширяет кругозор, способствуют развитию сообразительности, мышления, позволяет усваивать знания, запоминать слова в игровой форме, действует как успокаивающее средство, может применяться для тестирования, учит работать со справочниками и словарями позволяет с пользой провести время.
Школьники, участвующие в исследовании, отмечают, что им нравится решать кроссворды вне урока, потому что кроссворд:


это заряд оптимизма;
Исследуя методы создания кроссвордов с применением Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint. Наиболее легким в овладении является способ создания кроссворда в Word, он же и наиболее часто используемый среди учителей и учащихся нашей школы. Наиболее сложным в освоении является способ создания в Microsoft Excel. Каждый из способов требует достаточное количество времени. Все перечисленные способы имеют как ряд достоинств, так и ряд недостатков.

V. Библиографический список
Кашинцева Л.Н.. Изучение методов создания кроссворда на уроке информатики / Информатика и образование/ 2008 - №10
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. / Толковый словарь / М., 2002.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

13PAGE 14315

Рис 1. Классический кроссворд

Рис 2. Японский кроссворд

Рис 3. Кейворд

Рис 4. Крисс - крос

Рис 5. Сканворд

Рис 6. Филлворд

Диаграмма №1

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Диаграмма №2

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Диаграмма №3

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Диаграмма №4

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Диаграмма №5

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Диаграмма №6

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Диаграмма №7

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Диаграмма №8

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Диаграмма №9

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Диаграмма №10

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Диаграмма №11

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Диаграмма №12

Свободные ответы
выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки;
позволяет с пользой провести свободное время;
это способ поиска самостоятельного ответа на многие вопросы;
это заряд оптимизма;
это средство снятия стрессов.

По горизонтали:
2.Папка, в которую временно попадают удаленные объекты.
4. Программа, осуществляющая вредительские действия в вычислительной системе. 7. Она бывает внутренней и внешней. 8. Дисплей.
9. Устройство, выполняющее арифметические и логические действия и управляющее ходом вычислительного процесса. 11. Это набор инструкций на машинном языке, который хранится в виде файла на магнитном диске и по вашей команде загружается в компьютер для выполнения.
По вертикали:
1. Устройство для обмена информации с другими компьютерами через телефонную сеть. 3. Устройство вывода информации на бумагу. 5. Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер.
6. Устройство ввода в компьютер информации от пользователя.
8. Манипулятор для ввода информации в компьютер. 10. Это поименованная область на диске. В нем могут храниться документы, тексты, рисунки, готовые к выполнению программы.