Храм живоначальной троицы в хорошеве. Церковь троицы в хорошеве Церковь троицы в селе хорошево

Храм Живоначальной Троицы расположен в одном из районов столицы, в Хорошево-Мневниках. Построили его по приказу Бориса Годунова, имеющего здесь вотчину, а архитектором церкви считают Федора Коня. В советские времена храм был закрыт, но сегодня он отреставрирован – строению вернули его первоначальную строгую красоту. Побывать здесь стоит не только верующим, но и тем, кто интересуется русским церковным зодчеством.

Где находится храм

Как добраться до церкви Живоначальной Троицы

Сделать это можно как на такси или собственном авто, так и при помощи общественного транспорта.

  • Удобнее всего доехать до метро Щукинская, после чего сесть на трамвай №30 или 28. Выходить следует на конечной трамвайной остановке.
  • Троллейбусом № 59, сесть на который можно на станциях метро Сокол или Октябрьское поле, тоже нужно доехать до конечной.
  • Если вам удобнее добираться от метро Полежаевская, тогда садитесь на троллейбусы №86, 20, 65, 21, 35 или автобусы №155, 48. Выходить из них нужно на остановке улица Живописная, после чего перейти по подземному переходу на другую сторону шоссе.

Посещение храма, режим его работы

Побывать в этой церкви можно ежедневно, поскольку богослужения проводятся здесь каждый день. Обратите внимание, что храм является действующим, поэтому здесь следует соблюдать тишину, отключать мобильные телефоны во время пребывания внутри.

Важно! Съемка и фотографирование храма не разрешается.Женщинам необходимо посещать храм в юбках или платьях, которые закрывают колени, с покрытыми плечами, в головных уборах, без косметики (особенно это касается помады). Мужчинам следует снять головные уборы. Нельзя входить в храм с голым торсом или в шортах.

Если вы решили посетить этот храм, обязательно обратите внимание на его иконостас , в котором немало образов, датируемых XVIII-XIX веком: несколько икон Спаса Вседержителя, Спаса Нерукотворного, списки Казанской, Тихвинской, Владимирской икон Богоматери, Троеручница, Неопалимая Купина. Также здесь сохраняются реликвии из Иерусалима – крест из перламутра, часть маврийского дуба. Есть и несколько серебряных распятий, датируемых XIX веком.
Стоит обратить внимание и на изящную архитектуру храма , которая сочетает в себе роскошь кокошников и достаточно скромные апсиды и фасады.

Знаете ли вы? Некоторые исследователи уверены, что изначально три церкви стояли отдельно друг от друга, соединяясь закрытым гульбищем.

Расписание богослужений в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве

Если вы решили посетить храм Живоначальной Троицы в Хорошево-Мневниках в период Великого поста, обратите внимание, что расписание богослужений сдвигается – утренняя служба начинается не в 8.30, а в 8.00 (по будням).

История церкви Живоначальной Троицы

  1. История храма Живоначальной Троицы началась в конце XVI века, когда в селе Хорошево (ранее эта местность называлась Ходынским лугом), которое было подарено Борису Годунову его братом, Федором Иоанновичем, начали строить каменный собор. Архитектором его считается Федор Конь (мастер, известный строительством Белой стены в Москве, крепости в Смоленске), однако нет точных документальных данных, подтверждающих этот факт. Примечательно, что храм очень похож на малый («старый») собор Донского монастыря, авторство которого тоже приписывают Коню.
  2. Само село привлекало многих российских правителей – кроме храма, здесь возвели в XVIII веке дворец и конный завод. Однако на сегодняшний день именно церковь является одной из достопримечательностей этого района (позже Хорошево слилось со столицей). Поставили ее на берегу реки, на высоком склоне – считается, что предыдущий храм, который был деревянным, находился на том же месте.
  3. Изначально здание было кирпичным, имело два придела, а галереи к нему пристроили потом. Глава храма установлена на пятирядной пирамиде кокошников (такие строения называли «огненными»), причем два нижних ряда были украшены круглыми вставками – исследователи считают, что это были блюда, которые Борису Годунову дарили послы и иностранные купцы. В советское время эти блюда передали столичному Историческому музею.
  4. Как и многие другие церкви, Троицкий храм был закрыт с приходом советской власти – здесь были фабричные цеха, детская консультация, клуб, что не могло не сказаться на внешнем облике строения. Частично отреставрировали его лишь в шестидесятых, а через три десятилетия вернули верующим.

Фото храма Живоначальной Троицы

  • Церковь выглядит очень уютно и живописно.
  • С высоты особенно хорошо видны пять рядов кокошников, на которых установлена глава.
  • В ходе реставрационных работ храму вернули его исторический облик.
  • Восстановили и колокольню рядом с церковью.
  • В ночное время храм выглядит таинственным и величественным.
  • Сегодня в обновленном храме ежедневно ведутся богослужения.
  • Многие жители Хорошево стали прихожанами этой церкви.

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве в интересном видео сюжете

Храм Живоначальной Троицы, который был построен по велению Бориса Годунова, пережил немало смутных лет, разграблений, пожаров, но сегодня ему вернули красоту, восстановив исторический облик. Приятного просмотра!


Всего 67 фото

Весна! Наконец-то настали настоящие солнечные деньки, не в пример мрачной как никогда ушедшей недавно зиме. Упускать хорошее время было непростительно и мы с друзьями отправились в московский храм во имя Живоначальной Троицы в Хорошёве куда собирались уже довольно давно. В этот день было посещено еще и Троице-Лыково, но сейчас будет рассказ именно о Храме Живоначальной Троицы в Хорошёве на Карамышевской набережной, 15 . Как вы уже наверное заметили по заглавному фото, с нами был не только летающий но и снимающий верный друг - квадрокоптер. Так что будут не только "земные" фотографии но и "небесные". А храм этот интересен прежде всего тем, что построил его еще Борис Годунов и обустроил в этих же местах свою усадьбу. Итак, приступим к осмотрам, размышлениям и полетам)

Места здесь просто восхитительные, а с высоты птичьего полета еще и необычно-интересные для уже искушенного человеческого восприятия бесчисленными "земными" фотографиями из сети. Конечно сейчас все прежние годуновские угодья уже застроены современными многоэтажками.
02.

Ранняя история этих мест вписана в документы вместе с именами двух святых супругов - святого благоверного Великого князя Димитрия Донского и святой праведной Евфросинии (в миру Евдокии), Великой княгини Московской. Первый раз местность, которая тогда носила название "Ходынский луг", упоминается именно в Духовной грамоте - завещании Великого князя Димитрия Иоанновича в 1389 году. По воле Димитрия Иоанновича Донского Звенигородский удел "со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и сo всеми пошлинами" получил его второй сын - князь Юрий Димитриевич. Из Московских сел к нему отходил и "луг Ходыньский".
04.

Десятилетия и века спустя Великие князья и цари будут останавливаться в Хорошёве уже по пути в излюбленное место своего паломничества - . И произошло это именно благодаря князю Юрию Димитриевичу - ведь именно по его просьбе ученик преподобного Сергия Радонежского Савва основал на горе Стороже близ Звенигорода столь известную ныне обитель.

05.

На рубеже XV-XVI веков новое название "Беседы" вытесняет прежнее из документов. Исследователи отмечают, что Большая Звенигородская дорога в те годы была менее оживленной и более спокойной, чем близкая Смоленская, и весьма очевидно, что великие князья отвели своей усадьбе роль дипломатической резиденции, в которой встречали и принимали иностранных гостей. И вот в 1572 году, при Иоанне Васильевиче Грозном, эти места снова меняют название. В документах впервые упоминается дворцовое село Хорошёво.

При Иоанне Грозном Хорошёво вместе с Крылатским и деревней Татарово, селами Щукино, Острогино, Святые Отцы (Всехсвятское) и простирающимися вокруг лесами входят в дворцовое ведомство. Возможно, уже тогда для царских нужд здесь построили деревянный дворец и храм. По документам 1572 года Хорошево должен был унаследовать царевич Иоанн Иоаннович. Но, как известно, он трагически погиб. На Московский престол вступил его младший брат - царь Феодор Иоаннович. Предположительно в 1594 году царь Феодор Иоаннович подарил Хорошево своему шурину, Борису Годунову, и тот принялся за новое обустройство усадьбы. Строительство храма неподалеку от царского путевого деревянного дворца началось возможно между 1596 и 1597 годами.
06.

Голландский купец Исаак Масса в книге «Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года за короткое время правления» так пишет о Борисе Годунове: "У него повсюду были прекрасные имения, и, приметив где-либо хорошую землю, он старался приобресть ее и так скупил многие имения; сверх того было у него много домов повсюду, в числе коих один весьма красивый, на расстоянии мили от Москвы, называвшийся Хорошево (Gorossoya), что значит красивый. И был он построен на горе у реки Москвы; здесь он часто веселился, нередко приглашая к себе иноземных докторов и других подобных людей, превосходно угощал их и дружески обходился с ними, нисколько не умаляя своего достоинства...". По всей видимости, в это время усадьба Хорошево служила загородной резиденцией, в которой проходили деловые и дипломатические встречи.
07.

Царь Борис Федорович Годунов


Храм же был здесь построен в 1598 году по образцу Малого собора Донского монастыря предположительно Фёдором Конём и освящен в том же году во имя Живоначальной Троицы. О возведении храма Пискаревский летописец сообщает следующее: "Во дни благочестиваго царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии …по челобитью боярина Бориса Федоровича Годунова зделан храм каменной в селе его в Хорошове". Строительство предположительно было завершено в год восшествия на престол царя Бориса Федоровича Годунова. В 1650 году упоминается придел Николая Чудотворца, а в 1710 - придел Феодора Стратилата. Известно, что царь очень любил свое имение и проводил здесь немало времени. Оставив в тени различные стороны деятельности этой исторической фигуры, стоит отметить его вклад в становление Русской Церкви, связанный с учреждением Патриаршества (1589 г). Еще при царе Феодоре этому предшествовала сложнейшая дипломатическая миссия, принятая на свои плечи Годуновым.

Изображение Бориса Феодоровича Годунова можно видеть на западной стене церкви, он склоняется пред престолом Царицы Небесной, посвящая храм Святой Троице.
08.


Фреска П. Аносова. 1989 год.

Гармоничный силуэт Храма Живоначальной Троицы на гребне холма когда-то царствовал над окружающим открытым пространством по обе стороны Москва-реки. Признанный шедевр архитектуры, он принадлежит к небольшой, но весьма заметной группе памятников, созданных, возможно, одной артелью в так называемом «годуновском стиле». В их числе малый собор Донского монастыря, храм в Больших Вяземах и др.

Изначально храм представлял собой скорее три церкви, стоящие вплотную, с отдельными входами и объединенные с запада крытым гульбищем, над которым возвышалась небольшая звонница.

10.

В XVII веке храм получил большую известность. 13 июня 1619 года здесь встречали направлявшегося в столицу патриарха Филарета. На службы в Хорошево неоднократно приезжал царь Алексей Михайлович. Ко храму было приписано несколько окрестных деревень.
11.

Первоначально храм с двумя приделами был окружен папертью. В 1745 году была пристроена отдельно стоящая колокольня.
12.

Основной объём храма одноглавый, увенчан несколькими ярусами пышных кокошников. С боков к нему примыкают два симметричных придела со схожим декором.
13.

Стены и апсиды украшены тонкими лопатками и карнизами со сложной профилировкой.
14.

Внутри видно, как стены венчает сложный ступенчатый свод. Его развитие в русской архитектуре можно проследить, начиная с псковских церквей XIV века. Заметны вмурованные в стену сосуды-голосники. Их функция двояка: акустическая, что следует из названия, и конструктивная - они облегчают свод.
16.

Характерная для всех памятников «годуновского» круга пластичная выразительность силуэта здания сочетается с изысканной, утончённой отделкой фасадов. Барабаны глав декорированы лёгкой аркатурой.
17.

Использование расписной посуды (блюда, чаши и кувшины) в украшении фасадов свойственно балканской, итальянской архитектуре, в Москве это, пожалуй, уникальный случай. Блюда были привезены из города Изник (Никея, место проведения I и VII Вселенских Соборов в Малой Азии) и подарены лично Борису Годунову. О решении использовать набор тарелок как о «спонтанном» говорит то, что их попросту не хватило и они были дополнены жестяными, раскрашенными под керамику. На южном фасаде они отсутствуют вовсе. К XX столетию позакомарное покрытие было разрушено и закрыто четырехскатной кровлей. Все, что уцелело от подлинной керамики, хранится ныне в Историческом музее.

19.

Первоначальные узкие окна храма были растёсаны в XVII веке, тогда же открытую паперть заменили на обходную галерею. В середине XVIII века (1764-1768) разобрали обветшавшую звонницу и выстроили отдельную колокольню, сохранившуюся до наших дней. В процессе строительства проект колокольни, выполненный Андреяном Афанасьевым, сильно изменился: её сделали выше и скромнее по декору.

Мы будем обходить храм по часовой стрелки, а также иногда рассматривать его с высоты птичьего полета.
23.

Во время Отечественной войны 1812 года оккупированное французами село вместе с храмом было разграблено. Впрочем, церковная жизнь в храме "пособием приходских людей и доброхотных дателей" возобновилась довольно скоро. 27 января 1813 года освятили восстановленный Никольский придел, а 7 июня того же года был освящен главный престол.
24.

Ветшающие строения дворцового комплекса были окончательно ликвидированы в 1820-30-х годах. Согласно генплану, датированному второй половиной 1840-х годов, участок включал в себя огороженную территорию храма, западнее - компактный комплекс Волостного правления с одноэтажными деревянными строениями: главным корпусом и хозяйственными постройками. Северо-западнее храма, вдоль красной линии проезжей трассы располагались сдвоенные одноэтажные деревянные крестьянские дома. С натуры снимал и план сочинял землемер коллежский ассесор и кавалер Краснов.
25.

Находившийся к северо-западу от него комплекс Конного завода, видимо должен был и дальше сохранятся на этом месте, поскольку в 1835-36 годах Е.Д. Тюрин разработал проект Хорошевского конного двора. Однако довольно скоро территория Конного завода была отдана для размещения артиллерийских складов летнего военного лагеря, располагавшегося на Ходынском поле. От прежних построек сохранялась лишь нижняя часть башни с парадными въездными воротами.
26.


27.


28.


Состав жителей в Конюшенной слободе изменился, и она стала называться Солдатской, однако, как мы увидим, не потеряла и прежнего своего названия, которое периодически фигурировало в поздних документах. В 1844 году часть Хорошева опустошил пожар. Выгорела половина, расположенная с северной стороны Звенигородской дороги. Из трех домов священнослужителей, стоявших через дорогу напротив храма, сохранился лишь один, а всего из 34 дворов уцелело 16.

В 1840-х годах вместо паперти, которую разобрали, была построена обширная трапезная, соединившая здания храма и колокольни в единый комплекс.

29.

30.


Трапезную продлили до колокольни, для чего пришлось разобрать старую западную часть храма. Кроме того, увеличили оконные проемы. Вход в храм теперь располагался в колокольне, к которой пристроили два крыльца. В расширенной трапезной также устроили придел в честь пророка Илии, очевидно в память о недавнем пожаре.
31.


К середине XIX века в приходе храма числилось уже более 900 человек. В 1855 году священник Никанор Андреевич Румянцев обратился к начальству с просьбой об увеличении площади кладбища, не вмещавшего уже всех усопших. Благоустройство храма также продолжалось. В апреле 1857 года в Троицком храме установили новые престол, жертвенник, и иконостас с иконами.
32.

Фасад Троицкой церкви с запада.
35.

Некоторые архитектурные детали фасада трапезной Троицкой церкви.
36.

Колокольня Троицкой церкви.
40.

До 1918 года храму принадлежало 2 десятины 575 квадратных сажен усадебной земли, на которой находились деревянные дома церковнослужителей и погост. В штате клира состояли священник, два псаломщика и просвирня.

Территория сегодняшней Троицкой церкви.
41.

А это обычный песчаниковый отбойник, что ставили обычно справа и слева от ворот, чтобы телеги и кареты не наезжали на боковые столбы и не портили их. Очевидно он чудом уцелел при сносе строений на этой земле.
42.

Кстати в крошечном Никольском приделе церкви царь Борис Годунов несколько лет подряд посещал зимний престольный праздник, приезжая ко всенощной. Известно, что санный путь царского поезда из Кремля занимал всего час. Этот придел при нем постоянно украшался. Он же был единственной теплой частью храма: в углу паперти, на уровне нынешних столпов (см. рис. 31), топилась изразцовая печь. Надо сказать, что с середины XVII века все храмы, целиком или частично, уже делятся на зимние (теплые) и летние. До этого они практически не отапливались, включая огромные кремлевские соборы. Остывая за зиму, каменные стены сохраняли прохладу и летом. Источником тепла служило дыхание и в большом количестве горящие свечи. Самой праздничной одеждой была шуба.
43.

Есть обоснованное предположение, что крайние справа окна и полуарки на уровне земли повторяют форму гульбищ XVII века, либо эти гульбища были частично использованы при строительстве трапезной (фото выше).

Цоколь трапезной раньше скрывал засыпанные помещения подклета. Там стояла печь, согревавшая полы с помощью духовой системы, устроенной в 1886 году. Ее труба видна на этом старом снимке рядом с колокольней со строны северого придела трапезной (см. планировку на рис. 31).

44.


Как мы видим в настоящее время из объема цоколя рядом с северным приделом выходит по фасаду скорее всего вентиляционная труба.
45.

В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности, а в 1925 году его трижды обворовывали. 5 августа 1939 года Московский областной комитет Советов рабочих и крестьянских депутатов постановил закрыть Троицкую церковь. Имущество храма частью вывезли, частью разграбили или уничтожили. Здание храма сначала передали детской консультации, а после войны - колхозному клубу.
46.

В 1950-60-е церковь с прилегающим участком получил «Изокомбинат», позднее - «Фабрика офсетной печати» издательства «Детский мир», после чего западнее храма образовалась значительная огороженная хозяйственная территория этих предприятий с разными постройками административно-производственного назначения. Сюда же вошли и сохранившиеся от первой половины ХХ века два одноэтажных деревянных строения.

Исследованиями выявлено, что строение № 6 (на фото ниже отмечено красной стрелкой), жилой дом рубежа XIX-XX веков, включающий в себя на уровне подвала белокаменную сводчатую кладовую конца 1590-х годов (остатки исчезнувшего дворцового комплекса), который обладает признаками объекта культурного наследия. Дворец Годунова очевидно располагался к северу от этого дома и находился там где сейчас незаконно возведены таунхаусы элитного жилого комплекса ЖК "Годуново" в охранной зоне реки.
47.

В 1960 году территории колхоза, а вместе с ними и село Хорошево, вошли в состав Москвы. Тогда же храм поставили на государственную охрану, о чем свидетельствует специальное постановление №1327 Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года.
49.

B 1963-1964 годах специалистами объединения «Союзреставрация» под руководством архитектора Б.Л. Альтшуллера на основе тщательных натурных исследований и изучения архивных источников основным, наиболее древним объемам храма был возвращен прежний облик. Храм вновь украсили ярусы кокошников. Были восстановлены нарядные наличники окон, обветшавшие части белокаменного цоколя и карнизов, отдельные элементы декоративного убранства.
50.

По новым правилам научной реставрации мастера сохраняли и более поздние, но имеющие художественную ценность наслоения, отражающие основные этапы строительной истории. Некоторые древние части здания, например перспективные порталы, прежде срубленные или растесанные, восстановить c должной убедительностью уже не удавалось, поэтому на местах их зафиксировали в натуре в той степени, в какой удалось их документально выявить.
51.

В 2005 году по проекту, разработанному архитектором Е.Н.Гуровой в ООО «Альт проект», выстроен двухэтажный каменный дом причта с подвалом и мансардой.

52.

Здание напоминает жилые палаты XVII века (на фото ниже), поскольку композиционное решение его фасадов основано на стилизации отдельных форм и декоративных деталей, характерных для допетровской гражданской архитектуры. Так южный фасад включает в себя крутую наружную каменную лестницу. В первом этаже сейчас располагается церковная лавка, имеющая независимый вход со стороны восточного фасада, в подвальном - церковная ризница и склад церковной лавки.

Этажи, на которых находятся помещения, предназначенные для администрации и хозяйственных служб, связаны несколькими лестницами, расположенными в различных частях здания. Представительные помещения, такие как, например, парадная трапезная, отличаются особой отделкой. Особенно изысканно оформлены два смежных помещения Крестильни, выполненной в виде миниатюрного храма с большим количеством настенных росписей.

53.

В 1967 году в "Моспроекте-3" реставрационной мастерской № 7 разработали первый проект охранной зоны памятника "Церковь Живоначальной Троицы в селе Хорошеве". Авторами проекта выступили В.Я.Либсон и В. Хаславская. Второй проект был разработан в 1977 году НИПИ Генплана. Автор - архитектор Н. Кузьмина. В ходе следующего этапа реставрационных работ в 1970-80-е годы были восстановлены боковой вход в четверик и первоначальный цоколь здания, оконные проемы и верхние арки в галерее. Тогда же отреставрировали лицевую кладку и декорации фасадов трапезной и колокольни, восстановили побелку древней части. Восстановили также арки нижнего яруса и обрамленные наличниками с треугольными сандриками окна верхнего яруса южного фасада, нижнюю и верхнюю арки северного фасада. Во всем храме были выложены лещадные полы из разновеликих плит. После того, как были убраны межэтажные перекрытия, в храме открылись сводчатые потолки.
54.58.

К моменту возвращения храма верующим в 1989 году из всех интерьерных росписей сохранился лишь фрагмент исполненной маслом композиции «Распятие» в алтарной части левого придела. Было решено заново расписать своды и стены, что в традициях древнерусской фресковой живописи и исполнил художник-монументалист П. Аносов. Храм был возвращен Церкви на Пасху, а 30 апреля 1989 года состоялось первое богослужение. Более 10 лет храм реставрировался и благоустраивался.
63.

B 1993 году из храма были похищены собранные c большим трудом несколько десятков старых и новых икон.
64.

В эти выходные погода была просто превосходна. Теплый почти летний легкий ветерок, голубое небо, эта удивительно изыскно "живая" церковь. Умиротворение и наслаждение наступающей весной было полным и всеобъемлющим. Уезжать не хотелось, но нас ждало Троице-Лыково.
Всем рекомендую побывать здесь, где как сказал в своё время В. Даль, "Хорошо Хорошево, да не наше, царево")

Благодарю моего друга археолога Игоря Бойцова durasik за организацию этого исследования и легкого но насыщенного солнечной весной путешествия.

Церковь во имя Троицы Живоначальной построена в 1598 году по указу Бориса Годунова, только что ставшего московским царем, в селе Хорошеве, его вотчине. Стоявший рядом дворец впоследствии был разобран. Хорошевская церковь – единственная сохранившаяся часть годуновского дворцового ансамбля. Название же «Хорошево» принято связывать с красотой этих мест. В Смутное время, когда неподалеку в Тушине расположился лагерь Лжедмитрия II , его сторонники называли бывшую усадьбу Годунова «монастырь Нехорошево».

Образцом для церкви послужил построенный пятью годами ранее Малый собор Донского монастыря: почти кубический в плане, с одной главой и горкой кокошников. Есть версия, что строил оба храма зодчий Федор Конь, создавший также стену Белого города в Москве и Смоленский кремль. Но есть и отличие: в Донском соборе приделы появились позже, а в Хорошеве были построены сразу. Это связано с особым дворцовым статусом церкви. Один придел был освящен в честь Бориса и Глеба, а другой во имя Феодора Стратилата, то есть в честь святых покровителей самого Бориса Годунова и его сына Федора.

Наибольшее внимание привлекает горка кокошников, образующая пышное завершение церкви. Ранее в их полукружиях располагались круглые глазурованные блюда, выполненные в турецком городе Изник в Малой Азии. Их остатки перенесены в музей, а на фасаде остались лишь выемки.

Облик храма с годами менялся. Сначала были растесаны узкие щелевидные окна, затем в середине XVII века вокруг четверика появилась крытая галерея на аркадах. В 1745 году вместо обветшавшей звонницы над западным входом построена новая трехъярусная колокольня. А в 1845 была заменена часть галереи и выстроена существующая трапезная. Разновременные объемы церкви XVI –XIX веков оказались соединены между собой. Менялись и интерьеры: первоначальный иконостас не сохранился, стены и своды заново расписывались, перспективные порталы с резьбой стесаны, приделы расширены, их изначальные западные стены снесены. Но ядро древней церкви оставалось почти не искаженным.

Летом 1939 года богослужения были прекращены, в здании разместили детскую консультацию и колхозный клуб. В 1963–64 гг. архитектор Б.Л. Альтшуллер провел подробное исследование храма и его реставрацию, в процессе которой были уточнены его датировка и некоторые архитектурные особенности. После этого в здании расположился цех фабрики офсетной печати, ему на смену пришел салон «Цветные камни». В 1989 году было организовано первое богослужение в стенах храма, после чего начался медленный процесс его передачи православной общине.

Телефон: (499) 197-30-29, (916) 158-40-62
Адрес: Москва, Карамышевская набережная, 15
Ближайшее метро: Полежаевская, Щукинская, Октябрьское поле, Сокол
Проезд: метро "Полежаевская", авт. 48, 155, тролл. 20, 21, 35, 44, 59, 65, ост. до остановки ул. Живописная, переход на противоположную сторону шоссе по ПОДЗЕМНОМУ ПЕРЕХОДУ(!). ст. метро "Щукинская", тр. 28, 28 до конечной остановки. ст. метро "Октябрьское поле", ст. метро "Сокол", тролл. 59 до конечной остановки
Духовенство:
Настоятель храма - архиепископ Егорьевский Марк, протоиерей Николай Балашов, протоиерей Сергий Звонарев, протоиерей Игорь Якимчук, священник Игорь Неродюк,священник Михаил Прокопенко, священник Александр Васютин, священник Виталий Беспалко, священнки Георгий Сергеев, священник Олег Яньшин, диакон Константин Степанов, диакон Андрей Шумкин, диакон Сергий Калашников.

Построен в 1598 по повелению Бориса Годунова в его вотчине, селе Хорошёве, по образцу Малого собора Донского монастыря предположительно Фёдором Конем . Трапезная часть и колокольня - XIX века.

Расположен в районе Хорошёво-Мнёвники (Карамышевская набережная, 15).

Внешний декор храма сочетает в себе пышность кокошников под центральным и боковыми куполами и кажущуюся скромность фасадов и апсид. Но если присмотреться, то видно, как изящно и мастерски достигается эта простота: апсиды разделены пилястрами, а карнизы сделаны ступенчатыми, в несколько ярусов.

Первоначально окна были намного уже: их растесали в XVII веке, тогда же, когда заменили открытую паперть на галерею. В середине XVIII века (1764-1768) разобрали обветшавшую звонницу и выстроили отдельную колокольню, сохранившуюся до наших дней. В процессе строительства проект колокольни, выполненный Андреяном Афанасьевым, сильно изменился: её сделали выше и скромнее по декору. Чуть меньше, чем через сто лет, в 1845 году, разобрали западную часть галереи и выстроили новую трапезную, соединившую церковь с колокольней. По некоторым свидетельствам, уже к тому времени кокошники спрятали под простую четырёхскатную железную кровлю, более практичную, но не идущую ни в какое сравнение с «огненной» шапкой кокошников.

В августе 1939 года был закрыт и отдан под колхозный клуб, потом - под детскую консультацию. В 1963-1964 гг. под руководством архитектора Б. Л. Альтшуллера её исследовали и отреставрировали, вернув хотя бы частично первоначальный облик, за некоторыми исключениями, такими, как стесанные при перестройках перспективные порталы, восстановить в прежнем виде которые не оказалось возможным. Трапезной и колокольни реставрация не коснулась. В них располагался цех фабрики офсетной печати. Только в 1990-х гг. церковь полностью передали верующим.

С 26 января 2000 года настоятель - Марк (Головков) ныне архиепископ Егорьевский, викарий Московской епархии.

Клир храма - Сотрудники синодальных отделов Русской православной церкви в священном сане.

Святыня храма - особо чтимая икона Божией Матери Грузинская .

Первоначально местность за речкой Ходыней, по дороге из Москвы в Звенигород (Звенигородский тракт), именовалась "Ходынский луг", на рубеже -XVI веков новое название "Беседы" вытесняет прежнее из документов. Наконец, в году в документах впервые упоминается дворцовое село Хорошево. Предположительно в году царь Феодор Иоаннович подарил Хорошево своему шурину, Борису Годунову , и тот принялся за новое обустройство усадьбы.

Строительство храма неподалеку от царского путевого деревянного дворца предположительно началось между и годами.

В году храм трижды обворовывали.

5 августа года Московский областной комитет Советов рабочих и крестьянских депутатов постановил закрыть Троицкую церковь. Имущество храма частью вывезли, частью разграбили или уничтожили. Здание храма сначала передали детской консультации, а после войны – колхозному клубу.

В 1950-60-е церковь с прилегающим участком получил «Изокомбинат», позднее – «Фабрика офсетной печати» издательства «Детский мир», после чего западнее храма образовалась значительная огороженная хозяйственная территория этих предприятий с разными постройками административно-производственного назначения. Сюда же вошли и сохранившиеся от первой половины ХХ века два одноэтажных деревянных строения, оно из которых содержало сохранявшуюся с 1590-х годов белокаменную сводчатую кладовую исчезнувшего дворцового комплекса

В году территории колхоза, а вместе с ними и село Хорошево, вошли в состав Москвы . Тогда же храм поставили на государственную охрану, о чем свидетельствует специальное постановление №1327 Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года.

B – годах специалистами объединения «Союзреставрация» под руководством архитектора Б.Л. Альтшуллера на основе тщательны натурных исследований и изучения архивных источников основным, наиболее древним объемам храма был возвращен древний облик. Храм вновь украсили ярусы кокошников. Были восстановлены нарядные наличники окон, обветшавшие части белокаменного цоколя и карнизов, отдельные элементы декоративного убранства. По новым правилам научной реставрации мастера сохраняли и более поздние, но имеющие художественную ценность наслоения, отражающие основные этапы строительной истории. Некоторые древние части здания, например перспективные порталы, прежде срубленные или растесанные, восстановить c должной убедительностью уже не удавалось, поэтому на местах их зафиксировали в натуре в той степени, в какой удалось их документально выявить.

В году в «Моспроекте-3» реставрационной мастерской № 7 разработали первый проект охранной зоны памятника «Церковь Живоначальной Троицы в селе Хорошеве». Авторами проекта выступили В.Я.Либсон и В. Хаславская. Второй проект был разработан в году НИПИ Генплана. Автор – архитектор Н. Кузьмина. В ходе следующего этапа реставрационных работ в 1970-80-е годы были восстановлены боковые входы в четверик и первоначальный цоколь здания, оконные проемы и верхние арки в галерее. Тогда же отреставрировали лицевую кладку и декорации фасадов трапезной и колокольни, восстановили побелку древней части. Восстановили арки нижнего яруса и обрамленные наличниками с треугольными сандриками окна верхнего яруса южного фасада, нижнюю и верхнюю арки северного фасада. Во всем храмы были выложены лещадные полы из разновеликих плит. После того, как были убраны межэтажные перекрытия, в храме открылись сводчатые потолки.

В году был возвращен Церкви. На Пасху, 30 апреля 1989 года состоялось первое богослужение. Более 10 лет храм реставрировался и благоустраивался.