Этапы развития детской речи. Возрастные особенности детской речи

Выделяются следующие этапы развития речи у детей :

  • Крики - возникают с рождения;
  • Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев. На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет;
  • Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев;
  • Слова - переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев;
  • Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев.

Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, - основная закономерность начальных этапов становления и развития речи у детей.

Рост словаря ребенка от года и старше

Объем словарного запаса ребенка в зависимости от возраста:

  • 1 год - 5-9 слов;
  • 1,5 года - от 20 до 40 (у разных авторов);
  • 2 года - от 50 до 200 слов;
  • 3 года - от 800 до 1000 слов;
  • 3,5 года - 1100;
  • 4 года 1600 - 1900;
  • 5 лет 1900 - 2200.

Развитие фразовой речи у детей

Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) - начало с 1 года 9 месяцев до двух лет, появление и развитие предложений - с двух лет. К трем годам дети начинают употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы "почему?" "когда?", использует практически все части речи, предлоги и союзы, использует единственное и множественное число. К четырем годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.

Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку. Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.

Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста

Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.

Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков:

  • а) Раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н", к, г, х, с, -йот;
  • б) среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л";
  • в) позднего онтогенеза речи: р, р", ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц.

Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.

Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов. После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев.

Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей: сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби - бах - все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит "тутите мутити" или "дати ляпака". Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно. Еще раз напомню, все дети разные.

Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук "с" ребенок может говорить "басака". Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: "молоко? сейчас дам".

Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук "С" обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5- 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 - 4 года - звук сь (сям) к 4 - 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков.

Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 - 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам. Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации.

О диагнозе ЗРР - задержка речевого развития

Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в два года. По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически.

По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двухсоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка - есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали,а не просили повторять слова.

Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка.
Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку "разговориться".

Прагматика или социально-психологический аспект развития речи

Прежде всего вспомним о том, что речь возникла и развивается в общении, то есть в диалоге. В диалоге обычно участвуют двое, один из которых говорит, другой слушает и потом отвечает, то есть существует некая очередность обмена сигналами. Внимание : когда один просит другого повторить за ним что-то - это уже не диалог!

Итак, что нужно, чтобы ребенок заговорил:

  • У ребенка должна возникнуть потребность/заинтересованность/необходимость в общении. Все помнят анекдот про мальчика, который в 7 лет сказал, что каша не досолена и не говорил раньше, потому что все было в порядке;
  • Оба собеседника должны быть настроены на одну волну, то есть сосредоточены на одной теме. Если ребенок принес мяч, чтобы поиграть, а мама спрашивает не хочет ли он на горшок - это яркий пример того, что может мешать ребенку вновь обратиться ко взрослому. (я пишу мама, потому что папы в этом случае обычно более адекватны, если им приносят машину они играют в машину, а не начинают вытирать ребенку нос);
  • То, о чем идет речь должно быть в поле интересов ребенка. Речь ребенка развивается в деятельности, обычно совместной со взрослым. Если это игра, которая интересна ребенку, например, бросать мяч в мусорную корзину и кричать "Бах!", то есть больше шансов на собственную речевую активность ребенка, чем в том случае, когда он по настойчивой (очень настойчивой просьбе) сортирует предметы;
  • Очень важно не упускать из виду значимость неречевых средств общения: взгляда, паузы, мимики, жестов, движений, темпа, тембра и громкости голоса. Взрослый и сам должен активно использовать их и принимать их от ребенка в качестве ответа. Если на ваш вопрос о том, чем бы вам заняться, ребенок принес книгу - это и есть его ответ. "Будем читать?" уточняете вы и садитесь за книгу;
  • Важна благожелательность слушающего взрослого, его способность к пониманию и правильной интерпретации любых сигналов ребенка. Например, малыш принес лопатку, с которой он ходит гулять. Если понятно и доброжелательно прокомментировать его просьбу и ответить ребенку он снова и снова будет инициировать общение;
  • Взрослый собеседник должен ясно представлять себе речевые возможности ребенка: с одной стороны - уровень понимания им речи, а с другой - представлять себе, как ребенок сможет ответить, то есть знать его экспрессивный словарь. Если взрослый знает, что в словаре ребенка нет нужного слова, то он должен предложить ребенку другие формы ответа. Например, вопрос "Что ты хочешь: яблоко или грушу?", в том случае, когда у ребенка в словаре нет этих слов, не только не имеет смысла, но и ставит ребенка в позицию неуспеха. Если же вы держите в руках яблоко и грушу, то малыш с радостью ответит вам жестом,а значит диалог состоится. Вы может в дополнение прокомментировать его выбор и дать ему желаемое.

Проверка слуха ребенка

Это то, что необходимо сделать в самом начале жизни ребенка. Если есть какие-либо проблемы со слухом, речь ребенка может развиваться неправильно или не развиться вообще. Ребенок, который не слышит, не может нормально общаться. Поэтому, если ваш малыш к 10 месяцам не может даже произносить слоги - покажите ребенка ЛОР врачу. Конечно, у ребенка проверяют слух при рождении, но это невозможно сделать полноценно в этом возрасте. Так что, даже если вам сказали, что при рождении у ребенка все в порядке - это не окончательная гарантия того, что проблемы со слухом не будут возникать в будущем. Иногда, например, слух может ухудшиться или вообще пропасть вследствие болезни (чаще это последствия менингита). Так что поверяйте слух своего ребенка периодически, чтобы быть уверенным, что это не станет причиной проблем с развитием речи.

Трудные периоды

Есть периоды в жизни маленького человечка, когда развитие речи может быть затруднено. Это происходит в начале второго года - ребенок увлечен ходьбой и просто «забывает» о разговоре. Быстро растущие физически дети также пренебрегают другими навыками, вроде речи. Этот период нужно просто переждать. После нескольких недель все возвращается к нормальной жизни. Главное - все это время побуждайте ребенка к разговору, чтобы он не отвык общаться.

Если ребенок упорно молчит

Некоторые дети на втором или даже третьем году жизни по-прежнему используют лишь несколько звуков и общаются в основном жестами и мимикой. Как ни пытаются родители побуждать его к разговору - ничего не выходит. Причины этого явления могут быть различны. Например:
- Если потребности ребенка удовлетворены, прежде чем они будут выражены в словах, ему просто нет необходимости говорить. Часто родители совершают ошибку, выполняя требования ребенка по первому его жесту. Вы должны дать ему понять, что он должен словами объяснить, что ему нужно. Дайте ребенку стимул для развития речи.
- Рядом с ребенком нет человека, с которым он хотел бы говорить. Например, вы на работе, а малыш оставлен на попечение бабушки, которая весь день читает или вяжет и совсем никак не общается с ребенком.
- Если родители слишком строги с ребенком и многое запрещают ему, малыш может хранить молчание, чтобы подчеркнуть свое собственное мнение. Это особенно часто касается мальчиков. Приглядитесь к своему ребенку и оцените свое обращение с ним.
- Если вы «загружаете» ребенка все новыми и новыми занятиями - он устает и замыкается в себе. Малыш должен иметь время для отдыха, игр и сна, для опыта, для свободного общения с кем ему хочется. Если стимулов к разговору слишком много - ребенок теряется, ему трудно воспринимать окружающий мир.
- Молчание может быть также реакцией на ссоры родителей, на перевод его в ясли, детский сад, на переезд, на длительное пребывание в больнице.

Закономерные этапы развития детской речи

2-3 месяца

Ребенок начинает гулить. У него появляются первые звуки, пока только гласные (ааа, эээ, ууу). Он воспринимает окружающее более осознанно, пытается выражать эмоции. Например, он может улыбаться и при этом тянуть какой-нибудь звук. Это и есть зачатки будущей речи.
Что вы можете сделать: Как можно больше говорите с вашим ребенком, общайтесь с ним, создавая диалог из жестов и мимики. Повторяйте звуки, издаваемые маленьким ребенком, чтобы поощрять его «общение» с вами.
Что вызывает опасения: Ребенок не издает вообще никаких звуков и не обращает внимания на людей, которые говорят с ним. Он не реагирует на звуки, даже самые громкие и резкие.

8-11 месяцев

Ребенок начинает произносить слоги - сначала индивидуально, а затем в строках, например, ра-ра, ма-ма. Первые слова создаются, как правило, случайно. Малыш еще не соотносит их с предметами, которые они означают.
Что вы можете сделать: Подчеркивайте важность разговора для ребенка. Стимулируйте его на разговор, хвалите его, общайтесь с ним, выговаривая четко каждое слово. Не сюсюкайте с ребенком! Он уже может соотносить слова по смыслу и он будет копировать вашу манеру разговора. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей речи ребенка. Говорите с ним, читайте ему простые стихи, пойте детские песенки.
Что вызывает опасения: Ребенок продолжает гулить. Он даже не начал лепетать, выговаривая слоги.

1 год жизни

Ребенок говорит простыми словами, выражает свои потребности и мысли. Соотносит слова с понятиями, которые они означают. Быстро учится, осваивает новые слова и использует их в речи. К концу первого года ребенок уже в состоянии произносить простые предложения, связывать их в речи. Тем не менее, малыш еще очень рад поговорить жестами, пытаясь получить что-то в качестве поощрения.
Что вы можете сделать: Читайте книги, показывайте ребенку картинки, фотографии и побуждайте его рассказать, что он видит. Пойте песни вместе - дети очень охотно учатся таким образом. Именно в песнях развивается их речевой аппарат, прививаются навыки произнесения звуков.
Что вызывает опасения: Ребенок не только не произносит никаких фраз, но даже отдельных слов. Он не выполняет простые просьбы, не понимает их смысла. Он не связывает звуки, его речь - несвязное гуление и лепет.

2-3 года

Ребенок в состоянии общаться более-менее полноценно. Он все понимает, соотносит слова с предметами, составляет фразы и предложения. Его словарный запас обогащается стремительно, он стремиться говорить как можно больше. Очень важно в это время следить, чтобы все звуки произносились правильно. Конечно, звук «р» дается с трудом и обычно дети начинают выговаривать его чуть позже.
Что вы можете сделать: Продолжайте общаться с ребенком на равных - он оценит это. Попросите его выполнять более сложные задачи, такие как, например, «принести книгу, которая лежит на столе». Можно усложнить задачу, спросив: «А где наша любимая книга?» Пусть ребенок найдет ее сам.
Что вызывает опасения: Малыш не пытается объединять слова в предложения. Продолжает использовать только простые звуки, не обогащает словарный запас.

Знание этапов развития детской речи позволяет родителям вовремя заметить отклонения в речевом развитии ребенка и своевременно обратиться к специалисту. Чем раньше начата коррекция, тем успешнее преодолевается дефект.

От 0 до 12 месяцев

1 месяц. К концу первого месяца жизни здоровый ребёнок уже реагирует на общение взрослого с ним: перестает плакать, сосредотачивает своё внимание на взрослом.
2 месяц. Возникает улыбка при общении, в 1,5 месяца это скорее будет своеобразное "ротовое внимание", а к двум месяцам — закономерная улыбка.
3 месяца. Появляется комплекс оживления при общении с взрослым, активное "гукание"(это первая стадия лепета). Подобные звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с малышом, преобладают в основном гласные звуки, а также согласные к, н, г .
4 месяца. В этот период возникает первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение с близким взрослым, а к концу четвёртого месяца смех становится достаточно продолжительным. Ребенок начинает различать близких взрослых и по разному реагировать на их приближение.
5 месяцев.
Ребенок начинает реагировать на направление звука (ищет источник звука и сосредотачивает на нём своё внимание, например, на лице говорящего. В этом возрасте дети начинают распозновать неречевые звуки: телефонный звонок, шум машины, лай собаки). "Поет", меняя интонацию своего голоса.
6 месяцев. У здорового малыша появляется первые слоги ма или ба . У ребёнка возникает начальное понимание обращенной речи, он прислушивается к голосу взрослого, реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
7 месяцев. Ребёнок готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания, проявляет интерес к звучащим игрушкам.
8 месяцев. Малыш начинает реагировать на незнакомое лицо. В этот период один из главных показателей нормального развития речи — лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ма-ма, да-да, ба-ба, па-па и т.п. Но ребенок пока не может соотнести произносимые слова с предметами или людьми. В речи присутствуют звуки: э, а, п, б, м, г, к .
9 месяцев. Малыш уже активно общается с окружающими с помощью жестов, с удовольствием играет в "ку-ку" и "ладушки".
10 месяцев. На этом этапе малыш использует для общения не меньше 1-2 "лепетных слова" (ляля, боба ), понятных только в конкретной ситуации.
11 месяцев. Использует уже три и более "лепетных слов", понятных в конкретной ситуации. В одно и тоже слово ребенок может вкладывать различный смысл, заменяя ими целые предложения ("пи" – пить, вода, кружка и т. д.).
12 месяцев. К этому возрасту нормально развивающийся ребенок пользуется 8 -12 "лепетными словами", понимает наиболее часто употребляемые слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("где киса?", "дай ручку", "дай кубик"). Знает, как его зовут. Любит подражать звукам разных предметов и голосам животных. С удовольствием смеется. Понимает более 20 слов.

От 1 года до 7 лет

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 20 слов., ребенок понимает простую инструкцию без жеста, энакомые слова показывает на картинке.
1 год 6 месяцев. Показывает некоторые части тела, использует в речи около 50 слов.
1 год 9 месяцев. Использует фразы состоящие из двух слов ("Мама, ди!" — "Мама, иди!", "Дай ми" — "Дай мишку").
2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает все основные части тела, его словарный запас составляет 200- 400 слов, в основном существительных обозначающих хорошо знакомые предметы, а также глаголов обозначающих простые действия. Ребёнок понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди к столу и возьми книгу"), верно использует в речи местоимения я, ты, мне . К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, д, н, т, к, ф, г, х, в . Свистящие (с, з, ц ), шипящие звуки (ш, ж, ч, щ ) и сонорные (р, л ) он пропускает или заменяет более простыми. Характерно неправильное произношение многих звуков (это физиологическая норма). Понимают значения пространственных предлогов ("Положи на стол" и т. д.).
2 года 6 месяцев. Использует предложения из 2 — 3 — 4 слов. Сложные бессоюзные предложения. Повторяет две цифры "один", "два" в правильном порядке, имеет представление о числе "один". Умеет употреблять уменьшительно-ласкательные формы слов. Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто стоит, кто плывёт"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем лежит книга?").
3 года. Словарный запас быстро увеличивается, может составлять 1000–1500 слов. Нередко дети создают свои собственные правила речи, слова («полудруг»). Составляет предложения из 5 — 8 слов, существительные и глаголы может использовать в множественном числе. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под стол", "положи кубик в корзину", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда . Ребёнок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее. Хорошо запоминает текст и воспроизводит его. Начинает задавать вопросы о значении слов. Называет цвета, форму предметов.

4 года. Словарный запас составляет 2000 слов. В речи уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после , союзы что, куда, сколько . Появляются слова обозначающие временные и пространственные понятия. Произношение многих звуков нормализовано. Но встречаются смешения свистящих и шипящих и могут отсутствовать р и л.

5 лет. Запас слов увеличивается до 2500-3000. Ребёнок активно использует обобщающие слова ("овощи", "одежда", "животные" и т.п.), называет много предметов и явлений окружающей действительности. В предложении пользуется всеми частями речи. Все звуки речи произносятся правильно. Определяет право — лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы (добрый – злой, большой — маленький). Использует в речи прошедшее, настоящее и будущее время. Умеет считать до 10. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны. Появляется способность выделять звук из слова.
от 5 до 7 лет. В словаре до 4000 слов, активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (на скорую руку, ни свет ни заря и др.) Ребёнок умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому. Использует в речи сложные предложения, абстрактные и отвлеченные понятия.

Начинается усвоение грамматических правил изменения слов и соединения их в предложении. Таким образом в этом возрасте, развивается языковое и речевое внимание, логическое мышление, память и различные другие психологические предпосылки, необходимые для успешного обучения в школе.

Р ебенок не рождается со сложившейся речью. Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш научается говорить, - правильно и четко, как и взрослые, произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли - нельзя однозначно. Овладение речью - это сложный многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слуховой и речедвигательный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда.

Однако и этого еще недостаточно для возникновения у ребенка речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими. В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, т.е. «подгоняет» свое умение к их произношению Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Но если малыш говорил, только повторяя за окружающими его людьми, то он никогда бы не смог пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность языка.

Первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается слуховое и зрительное сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредотачивает свое внимание на источнике звука, на лице говорящего), развивается понимание речи, в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов - и с помощью речи.

На втором году жизни интенсивно развивается понимание речи взрослых, активная речь. До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. При наличии соответствующей ситуации эту функцию выполняет словопредложение (например, ребенок прося машину, произносит. «Би - би»). Такие слова-предложения в зависимости от ситуации могут выражать разное значение, и появляются они у детей в 1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев.

Со второй половины второго года ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями («Мама, би-би»). а в 1 год 10 месяцев употребляет двух-, четырехсловиые предложения, но слова в таких предложениях еще грамматически не связаны между собой.

Количество произносимых слов, которыми пользуется ребенок к концу второго года, у разных детей колеблется от 100 до 300 слов.

У некоторых детей появляются грамматические отношения между словами, согласование существительного с глаголом, изменение у существительного падежного окончания. Однако предлоги и союзы в предложении еще отсутствуют. Большинство фраз, произносимых ребенком, построены аграмматично, не всегда доступны пониманию слушателя.

В этом возрасте дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как а, у, и, о, но звуки ы, у заменяют звуками и, е; большинство согласных еще или совсем не произносит, или произносит неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных заменяются мягкими. В основном это относится к звукам т, д, с, з «дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки), отсутствуют шипящие звуки, звуки л, рь, р.

На третьем году жизни словарный запас увеличивается в 3-4 раза. Ребенок знает названия многих предметов, окружающих его. Он начинает пользоваться глаголами, местоимениями, предлогами.

В этом возрасте ребенок способен воспринимать простые небольшие по объему сказки, рассказы, близкие его жизненному опыту, может ответить на некоторые вопросы по их содержанию.

Несмотря на все достижения в развитии речи детей третьего года жизни, они еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, отчего речь в целом не всегда понятна окружающим. Имея уже достаточно развитое фонематическое восприятие (дети уже не смешивают слова, близкие по звучанию, порой отличающиеся только одним звуком), малыши пытаются «подогнать» свое произношение к общепринятому. Но это им не всегда удается, и они заменяют недостающие звуки другими, более легкими для произношения, например: р и л заменяют звуками и или ль. шипящие и твердые свистящие - мягкими свистящими звуками, а иногда и звуками ть, дь («сюба. тюба» вместо шуба, «сянки тянки» вместо санки, «зык, люк» вместо жук).

В произнесении многосложных слов дети продолжают испытывать затруднения: не всегда могут сохранить слоговую структур) слова (укорачивают слова), переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки.

Дети не всегда могут правильно пользоваться голосовым аппаратом (например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы и в то же время говорить тихо, когда этого требует ситуация).

У детей четвертого года жизни отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды, одежды, мебели. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи преобладают простые, но уже распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко Инициатива к общению все чаще и чаще исходит от ребенка.

К концу четвертого года жизни произношение детей значительно улучшается, закрепляется правильное произношение свистящих звуков, начинают появляться шипящие, у некоторых детей - звуки р, л. Однако у большинства детей еще отмечаются некоторые несовершенства звукопроизношения: отсутствие шипящих, звуков р, л, что еще не является патологией в речевом развитии ребенка. В этом возрасте дети могут допускать ошибки неправильно употреблять ударение, укорачивать многосложные слова.

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать свои мысли. Дети начинают овладевать монологической речью.

В этом возрасте велико тяготение детей к рифме.

Ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на заданный звук. Достаточно развитой речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности Они могут и сами воспроизводить различные интонации. К концу пятого года жизни многие дети правильно произносят все звуки родного языка; однако у некоторых отмечается искаженное произнесение некоторых звуков.

На шестом году жизни продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов. Все чаще в речи ребенка появляются обобщающие существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства состояния предметов.

Ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им значительно свободно. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки; но при составлении рассказа по ней он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, второстепенные часто опускает.

Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, употребление некоторых существительных множественного числа в родительном падеже («грушев» вместо груш), изменение по падежам несклоняемых имен существительных («На пианине стоят часы»).

На седьмом году жизни речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, чувствуется завершенность высказывания.

В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения Дети правильно согласовывают слова, употребляют падежные окончания.

Произносительная сторона речи достигает довольно высокого уровня. Ребенок правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы, говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом, умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Большинство детей в этом возрасте имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, навыки звукового анализа слов (умеют выделять звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, устанавливать последовательность звуков в словах, членить слова на слоги, предложения на слова и т.д.).

Однако и в этом возрасте дети еще не всегда точно могут употреблять слова; речь не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина заключается в сложности грамматической системы русского языка

У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков (чаще свистящих, шипящих, звуков р и л), нечеткое или невнятное произнесение слов, неточное употребление ударения и т.д.

В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается для ребенка процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться в школьные годы, на протяжении всей жизни.

Подготовила
учитель – логопед
Абрамова Л. А.

(по А. Н. Г в о з д е п у)

Закономерности овладения ребенком различными сторонами родного (русского) языка наиболее полно исследованы А. Н. Гвоз­девым 1 . В его книге «Вопросы изучения детской речи» прослежена последовательность появления в речи ребенка различных видов предложений, словосочетаний, частей речи и их грамматического оформления. Раскрыты закономерности усвоения слоговой струк­туры слов, звуков родного языка, их сочетаний. Это исследование показывает, что нормальное развитие детской речи представляет собой очень сложный и многообразный процесс, что дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем языка,

1 См.: А. Н. Гвоздев. Вопросы изучения детской речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

сюговой структурой слова, звукопроизношением и т. д. Одни язы­ковые группы усваиваются детьми раньше, другие - значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития нормальной дет­ской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а

дру ГИе __еще неусвоенными или усвоенными частично. Отсюда

вытекает и разнообразие нарушений языковых разговорных норм детьми, особенно в раннем возрасте.

В конце книги помещена таблица, в ней отражена схема системного формирования различных сторон языка у ребенка с нормальным развитием речи.

На основании работы «Вопросы изучения детской речи» в таб­лицу занесены данные: о синтетическом и аналитическом развитии предложения у детей, о частях речи и способах их грамматического оформления, слоговой структуре слов, звукопроизношении и сте­чении согласных. Этот материал располагается в отдельных столб­цах и графах, в соответствии с возрастными сроками, которыми ограничивается тот или иной период формирования грамматиче­ского строя языка. Разумеется, ни одна таблица не может вместить сложности и многообразия процессов развития детской речи. Мы сделали попытку наглядно проиллюстрировать общие закономер­ности речевого развития детей, взаимосвязь и взаимообусловлен­ность развития всех компонентов языка: лексики, грамматики, фонетики.



В предлагаемых таблицей группировках представлены этапы овладения ребенком различными сторонами родного (русского) языка по периодам формирования у него грамматического строя речи от 1 года 3 месяцев до 7 лет.

Первый период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней 1 - имеет два этапа:

1) «время однословного предложения» (1 год 3 мес. - 1 год 8 мес);

2) «время предложений из нескольких слов-корней» (1 год 8 мес. - 1 год 10 мес).

Второй период - период усвоения грамматической структуры предложения - имеет три этапа:

1) «время формирования первых форм» (1 год 10 мес. -2 года 1 мес);

2) «время использования флексийной системы языка для выра­жения синтаксических связей слов (падежные окончания существи­тельных, личные окончания глаголов)» (2 года 1 мес. - 2 года 3 мес.);

3) «время усвоения служебных слов для выражения синтакси­ческих отношений» (2 года 3 мес. - 3 года).

Третий период - период усвоения морфологической си­стемы русского языка (3 года - 7 лет).

Каждый период развития детской речи характеризуется опре­деленными типами предложений, количеством слов в них, характе­ром грамматических связей, звукопроизношенкем и т. п. Опираясь на данные работы, рассмотрим некоторые этапы становления речи, Например, второй этап первого периода характеризуется тем, что ребенок начинает соединять отдельные аморфные слова-корни в двухсловные предложения. Однако эти предложения грамматиче­ски им никак не оформляются, хотя и конструируются самостоя­тельно. В этот период развития речи дети могут воспроизвести два слога в словах, а поэтому в большинстве трехсложных слов (даже состоящих из трех открытых слогов) наблюдается опускание од­ного из слогов, в основном безударного, например: «сина» (машина). Характерной чертой первого периода развития детской речи является то, что в одном и том же слове может появляться то один, то другой звук. Эти чередующиеся звуки являются артикуляционно близкими, например: звонкий-глухой одного места и одного способа образования; фрикативный или смычный одного места образования, оба глухие, и т. д. Обычно эти смешиваемые звуки отличаются только одной какой-либо работой органов артикуляции из всех.

Отличительной чертой второго этапа первого периода является то, что некоторые группы согласных упрощаются ребенком, хотя в отдельных словах не исключены случаи несокращенных групп согласных, таких, как льк, ЦК, ськ, пк, ньк и некоторых других.

В это время в речи ребенка насчитывается до 87 слов, обозначаю­щих названия предметов и знакомых лиц. Почти все слова отно­сятся к разряду существительных, и ребенок пользуется ими в исходной, неизменяемой форме. В большинстве двухсловных пред­ложений название действий опускается или на месте названия-дей­ствия появляются специально «детские» слова, например «бух», «бысь», «пруа» и др.: «Ми бух» - Мишка упал, «Ати, бысь» - Зай­чик, уходи и т. д. Имеющиеся в речи детей отдельные слова-повеле­ния в форме глаголов 2-го лица повелительного наклонения един­ственного числа (дай, сиди, иди) не имеют других соотнесенных форм (дам, даем, иду и т. д.) и также относятся к разряду аморф­ных слов-корней.

На этом этапе развития детской речи почти не имеется слов, обозначающих признаки предметов. Примечательной чертой этого периода является то, что ребенок усваивает место ударения в про­износимых словах. Так, из 87 слов, приведенных А. Н. Гвозде­вым, ударение лишь в одном не совпадало по месту с ударением взрослых (при этом безударные слоги могли опускаться).

На следующем этапе развития детской речи, относящемся ко второму периоду формирования грамматического строя речи, осу-

шргтвляется рост предложения до трех слов. Появляются разные ты простого предложения, слова в предложениях начинают иобоетать грамматическое выражение. Однако и на этом этапе йоомирования детской речи еще имеется много предложений, грам­матически не оформленных или оформленных наполовину.

Примечательной чертой становления речи в норме является то, что предложение, состоящее из 3-4 слов, не может оставаться це­ликом грамматически неоформленным (ср. с предложениями детей, раоающих общим недоразвитием речи: «Дека уки баду мыть» -

Девочка моет руки

Если на предшествующем этапе увеличение объема предложения происходило только при помощи сложения неизменяемых слов, иска­женных в своей слоговой и звуковой основе, то на данном этапе формирования детской речи предложение начинает получать свое ана­литическое развитие. А это значит, что в предложениях, употребляе­мых ребенком, мы можем выделить слова, которые начинают изме­няться им в зависимости от их синтаксической роли, например: «Это кис-а», но «Дай кис-у», или «Это леб (Это хлеб)», но «Дай леб-а».

Описываемый этап отличается от последующих этапов развития детской речи отсутствием прилагательных, служебных частей речи и тем, что многие слова остаются все еще морфологически нераз­ложимыми.

Звуковой состав речи на этапе освоения первых форм слов ха­рактеризуется значительными изменениями: окончательно усваи­ваются твердые звуки т, д, н; у звука с появляется его твердый вариант; становятся дифференцированными узкие и средние глас­ные; появляются несокращенные группы согласных в начале слова: иль, б ль, кль. Появляются трехсложные слова, хотя еще может опускаться второй предударный слог «лясо» (хорошо), «тусок» (петушок), «мацёк» (башмачок). Иногда опускается начальный предударный слог: «клей» (открой), «день» (надень).

Интересно отметить, что при нормальном развитии речи у детей почти не отмечается слов, в какой-то мере непохожих по форме на аналогичные слова родного языка. Очень редки также пере­становки и изменения в середине слов: «галит» (говорит), «кантона» (картошка), «фолицка» (форточка), «каводка» (коробка).

На рубеже этапа формирования первых форм слов и следующе­го этапа начала использования флексийной системы языка про­исходит качественный скачок в формировании грамматического строя речи: появляются образования по аналогии, усваиваются многие грамматические формы (но не все) у существительных и глаголов. Однако почти всегда опускаются служебные части речи, например предлоги, усвоение которых относится к следующему этапу и происходит в определенной последовательности. С разви­тием грамматического строя речи начинают появляться новые зву- И ы 6ЧИ> меньше искажается слоговая структура слова.

Из таблицы видно, что каждому уровню развития предложения соответствует определенный уровень развития грамматическогостроя речи, наличие тех или иных частей речи. Закономерно по отношению к расширению объема предложения идет овладение сло­воизменением, словообразованием, звукопроизношеыием и т. д. Если графы таблицы (по горизонтали) дают представление о формировании тех или иных элементов речи на определенном этапе ее становления, то столбцы таблицы (по вертикали) дают представ­ление о последовательности формирования отдельных компонентов речи детей. Так, например, столбец «Слоговая структура слов» отражает последовательность усвоения ребенком слов различной слоговой сложности, столбец «Стечения согласных» дает полное представление о времени и последовательности их проявления и т. д.

Кроме столбцов, которые дают представление о последователь­ности усвоения ребенком тех или иных элементов языка, введен столбец, который иллюстрирует появление осознанного отношения ребенка к отдельным явлениям языка («Собственные наблюдения ребенка над явлениями языка»).

Таким образом, таблица отражает схему закономерного по­этапного формирования различных структур языка в их тесной связи и взаимообусловленности, от первых детских слов до того момента, когда родной язык в его устной форме считается усвоен­ным. Таблица более наглядно позволяет увидеть, на базе какого речевого развития ребенка мы можем ожидать от него усвоения тех или иных категорий или элементов языка. Так, например, если в речи ребенка недавно появились первые грамматические формы слов (см. «Первые формы слов»), то мы не вправе ожидать от него правильного звукопроизношения, или (даже а грамматичного) слож­ного предложения, или трудных слов, с правильной слоговой структурой.

Другой пример. Из таблицы видно, что окончательное разгра­ничение вариантов окончаний по типам склонений существитель­ных может осуществиться только на базе достаточно развитого сложного предложения и только после того, как ребенком усвоены основные значения простых предлогов.

Некоторые общие закономерности усвоения родного языка детьми в норме и в условиях нарушения

Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми в норме, которые представлены в работах А. Н. Гвоздева и других иссле­дователей, с путями становления детской речи в условиях ее нару­шения, то нельзя не заметить в них определенного сходства. Это сходство проявляется в общем поступательном характере, в зако­номерностях и в последовательности усвоения детьми различных сторон родного языка.

Рассматривая общее недоразвитие речи с позиции истории ре­чевого развития, мы видим, что, какая бы форма патологии речи ни была присуща ребенку, он не минует в своем языковом развитии

основных периодов, выделяемых А. Н. Гвоздевым: I периода - пе ожений, состоящих из аморфных слов-корней, II периода - усвоения грамматической структуры предложения и III периода - усвоения морфологической системы (русского) языка. Те три уров­ня аномального речевого развития, которые сейчас условно выделяются в логопедии, суть не что иное, как своеобразные периоды становления речи детей при атипичном ее развитии 1 .

Однако процессы усвоения различных сторон языка детьми с недоразвитием речи намного сложнее, сильно затягивается и имеет свои качественные отличия. При различных формах нару­шения развития речи (алалии, задержке речевого развития, дизарт­рии и т. д.) каждый период овладения родным языком, по-видимому, имеет свои особенности как в отношении сроков его протекания, так и в отношении особенностей усвоения ребенком тех или иных элементов языка. Но эти различия и сходство усвоения родного языка детьми при разных формах нарушения речи, а также возрастные сроки, ограничивающие протекание того или иного периода, нам остаются пока неизвестными.

Некоторые особенности становления всех сторон речи при ее недоразвитии раскрыты во вступлениях к каждому из шести разделов следующей главы - «Формирование устной речи при ее недоразвитии». Это даст возможность логопедам правильно использовать практический материал каждого раздела в зависи­мости от того, на каком этапе развития речи находится тот или иной ребенок.

Здесь же мы коротко остановимся на некоторых общих законо­мерностях и общем поступательном характере овладения языком детьми, которые имеют место как в условиях нормального разви­тия детской речи, так и в условиях ее нарушения.

О частях речи

Существительные появляются в речи ребенка с нормальным развитием в числе первых слов и некоторое время употребляются в неизменяемом виде. Исходной, первоначальной формой сущест­вительного как в норме, так и при нарушениях развития речи, является именительный падеж, с которым в дальнейшем вступают в соотношения все остальные формы существительных. При нор­мальном развитии речи в числе первых форм существительного вы­ступают: единственное и множественное число, уменьшительная форма существительного рядом с неуменьшительной, а также разде­ление винительного падежа от именительного. При наличии в язы­ке ребенка до сотни существительных появляются образования по

■ 1 Уровень недоразвития речи - полное отсутствие словесных средств „ с периодом предложений из аморфных слов-корней, II уровень-начат-ния"й 1П В0И ^ 6 " Ш ~" С пе Р И0 Д° м усвоения грамматической структуры предложе-„., __ Уровень - развернутая речь с пробелами в развитии фонетики, лекси-

ки. грамматик» ~ разве Р н У тая Р ечь с пробелами в развитии фонетики, и ~~ с периодом усвоения морфологической системы языка.

аналогии, свидетельствующие о выделении у существительных -первых морфологических элементов и о начале усвоения грамматичен кого строя языка.

В настоящее время мы не знаем, при каком количестве существительных могут начаться образования по аналогии у детей с различными формами нарушения речи. Однако известно, что усвоение типов склонения существительных и в норме и в условиях па­тологии протекает с одинаковыми закономерностями и последовательностью. Первоначально усваиваются продуктивные варианты- ; падежных окончаний, которые на первых этапах «вытесняют» па­дежные окончания, являющиеся частными вариантами общих форы, («браты», «стулы», «листы» и т. п. вместо братья, стулья, листья), I Поэтому на определенных этапах становления речи дети не умеют I образовывать множественное число существительных, оканчиваю-1 щихся в именительном падеже на -а (дома, окна), но умеют обра-1 зовывать множественное число существительных, оканчивающихся! на -ы (столы, шары), или не могут образовать множественное число! родительного падежа женского рода с нулевой флексией (ламп, I рук), но умеют образовывать множественное число существительных этого же падежа мужского рода, имеющих окончание -08 (сто-лов, шаров).

Об усвоении глагола детьми с нормальным развитием речи из­вестно, что имеется период, когда они опускают названия действий, так как глагольный словарь появляется в их речи несколько I позже предметного. Появившиеся названия действия первоначально употребляются детьми в неизменяемой форме, чаще всего. в инфинитиве, и относятся ими (как позже появившаяся категория I слов) на конец предложения. Период, в течение которого дети I употребляют глагол несогласованным, длится всего 2-3 месяца I (по А. Н. Гвоздеву). Однако разные формы согласования усваи­ваются детьми с нормальным развитием речи неодновременно и находятся в зависимости от усвоения отдельных грамматических I категорий: сначала усваивается согласование в числе (приблизительно в два года), несколько позже - в лице и только в три года усваивается согласование в роде. К началу формирования первых I грамматических категорий глагола их запас в речи ребенка дости­гает 50.

Для детей с недоразвитием речи характерным является то, что они с самого начала с трудом накапливают первоначальный гла­гольный словарь. В дальнейшем развитие глагольных форм и дефференциация грамматических форм глагола идут сложным путем. Всем логопедам известно, например, как долго дети с недоразвита- I ем речи употребляют глагол в его «первичной» формации, или его | основу, и относят глагол на конец предложения: «Матик баду I пить», «Матик мака пить», «Дева.титя». Затем с трудом усваиваются I время, приставки, вид глаголов и т. д.

Усвоение детьми с недоразвитием речи различных грамматических форм глагола осложняется тем, что для русских глаголов 1

ктерна ВИ доизменяемость основы глагола, при которой про­исходит чередование звуков, что усваивается детьми даже с нор­мальным развитием медленно.

Позднее появление прилагательных, по сравнению с существительными, глаголами и некоторыми наречиями, представляет собой общепризнанную закономерность детской речи. Долгое время при­лагательные употребляются детьми вопреки обычным нормам русского языка, а именно - после существительных (Козлик ма­ленький пошел водичку попить). Усвоение же грамматических категорий прилагательных происходит на весьма ограниченном количестве слов (около 27 прилагательных), и большая часть их является качественными прилагательными. Они обозначают: 1) ве­личину (большой - маленький); 2) цвет, (беленький, черный, жел­тый, красный); 3) вкус (горький - сладкий); 4) температуру (теп- лы ц - холодный); 5) вес (тяжелый); 6) оценку предметов (грязный, чистый, хороший, плохой).

Кроме этой основной группы, до 2 лет 6 мес. появляются первые притяжательные прилагательные (мамин, дядин и т. д.). Первона­чально усваивается категория числа прилагательных, однако ввиду редкости в языке форм косвенных падежей множественного числа прилагательных они долго отсутствуют в речи детей. Особенностью усвоения косвенных падежей прилагательных является то, что они начинают употребляться детьми значительно позже именительного падежа.

Усвоение рода прилагательных начинается значительно позже, чем усвоение прошедшего времени глагола. Одновременно появля­ются формы мужского и женского рода прилагательных, которые часто смешиваются детьми. Различаются два вида нарушений рода прилагательных: 1) когда существительное и прилагательное имеют морфологические признаки разных родов, например: «кубик большая», и 2) когда существительное и прилагательное правильно согласовываются, но это согласование указывает на то, что ребенок воспринимает существительное в другом роде, например: «яблик холосый» (яблоко хорошее), «яйука другая» (яичко другое). От­ступления первого рода, т. е. нарушения согласования между су­ществительным и прилагательным, быстро идут на убыль, они окончательно исчезают к трем годам. Вначале усваивается согла­сование в мужском и женском роде, а затем в среднем. Отступления же второго рода (смещение рода) продолжаются значительно доль­че, так как родовая принадлежность усваивается детьми медленно.

При общем недоразвитии речи прилагательные очень трудно усваиваются детьми. Первая и основная трудность - это усвое­ние значений прилагательных. Дети долго смешивают названия

га, названия величин. На первых этапах они пользуются при-

нательными в их неизменяемом виде: «каем кандаш», «каси яба-

°», «каси маковка», или: «сини небо», «сини убаска», «сини таны».

Интересно отметить, что при нормальном развитии речи флек-прилагательных выделяются ребенком без особых затруднений, а при недоразвитии речи дети долго используют только основа-прилагательных, что можно рассматривать как стремление поля зоваться морфологически неразложимыми словами. На более вы. соких ступенях речевого развития в условиях патологии начинают! усваиваться флексии прилагательных. Чем выше уровень раз­вития речи ребенка, тем меньше он допускает ошибок в согласовав нии прилагательных с существительными, имеющих одинаковые морфологические признаки рода (при том условии, что род суще-1 ствительного, особенно средний, может восприниматься ребенком по другому нежели взрослым).

О процессе усвоения местоимений детьми известно, что при нормальном развитии речи большинство местоименных форм упот-1 ребляется правильно с самого начала их появления. Дети перени­мают их в таком виде, в каком слышат от взрослых, чему способ-1 ствует частота употребления местоименных форм. Имеется неболь-1 шой начальный период усвоения личных местоимений, когда деть-1 ми не улавливается изменчивость значений местоимений в зависи-? мости от лица говорящего: «Иди ка не» (Иди ко мне), -говорит! ребенок, просясь на руки, или о себе говорит в 3-м лице.

Позже, в шестилетнем возрасте у детей появляются попытки конструировать самостоятельно местоименные формы, например притяжательные местоимения: «майова», «твайова» (моего, твоего).

Дети с недоразвитием речи обнаруживают непонимание значе-1 ний многих местоименных форм, например форм косвенных паде­жей вопросительных местоимений кем? и с ч е м?, кем? и с ч е м?

Наречия появляются очень рано, в числе первых слов, и их количество быстро растет. К 2 годам 6 мес. ребенок употребляет до 70 наречий, которые обозначают различные отношения: 1) места ■ (там, здесь, туда, вот, куда, назад); 2) времени (сейчас, скоро, вчера, сначала, тогда, скорей, теперь); 3) количества (много, еще. чуть-чуть, пополам); 4) модальности (надо, не надо, можно, нельзя, I нужно); 5) температуры (горячо, тепло, холодно); 6) вкуса (вкусно, I невкусно, горько); 7) оценки (хорошо, плохо). Первоначально на-Я речия встречаются в речи детей в их простой по составу форме, т. е. I неразложимыми на морфологические элементы. Эти наречия в речи детей фигурируют для обозначения места, времени, вопроса и т. д. I

У детей с недоразвитием речи некоторые наречия также по­являются очень рано. Все появившиеся наречия просты по своей форме и всегда фонетически изменены: где (де), вот (воть), там (тям), здесь (десь), еще (исе), можно (мона), не надо (нифадя) и т. д. I Однако эти наречия в большинстве случаев не служат выражением I определенных значений. Заимствованные из языка взрослых, они употребляются хаотично и выступают как эмболы, безо всякой I связи с тем, о чем говорит ребенок.

Если у ребенка имеются пространственные нарушения, для не- 1 го будет крайне сложным усвоить в дальнейшем наречия, выражаю- I гдие пространственные отношения (вверх -вниз, вправо -- влево).

Пои нормальном развитии речи служебные слова (предлоги) после всех знаменательных частей речи. Их появлению

шествует пе риод, когда взаимосвязь между словами выражает- тоЛЬ ко флексиями. Раньше всего появляются предлоги в их рпвичном значении обозначения пространственных отношений.)азвитием речи пространственные отношения все больше и боль­ше детализируются. Затем предлоги начинают употребляться в других значениях: времени, цели, причины и т. д.

У детей с общим недоразвитием речи имеется также период, в течение которого все предлоги опускаются. В дальнейшем пред­логи появляются при недостаточно развитом глагольном управле­нии. Особенно трудно усваиваются значения предлогов цели, вре­мени, отношения к объектам. Поэтому дети долго могут то опус­кать"предлог, то употреблять его. Например, предлог в может быть усвоен в значении «внутри» (в ящике, в кармане и т. д.), но ребенок скажет при этом: «Хочу играть прятки», так как этот же предлог еще не усвоен им в другом значении.

0 других элементах языка

Общей чертой детской речи как в норме, так и особенно в усло­виях ее нарушения является то, что все дети на определенном этапе речевого развития обнаруживают ярко выраженную склон­ность к образованиям разных форм слов от одной общей основы и к употреблению наиболее распространенных окончаний. С этой точки зрения мы легко объясняем, почему ребенок с недоразвитием речи говорит: «осёл-ы»(ослы), «рот-ы» (рты), «слбн-а» (а не слона), и не причисляем такие ошибки к нарушениям слоговой структуры слова.

В заключение скажем, что овладение разными моделями пред­ложений и способами связей слов внутри предложений подчиняет­ся также общим законам развития детской речи. Для иллюстрации приведем такой пример. Среди детей, имеющих общее недоразвитие речи, нельзя встретить ребенка, который бы умел правильно согла­совывать прилагательное или числительное с существительным в косвенных падежах, если им еще не усвоено глагольное управле­ние словом 1 .

Если сравнить общий ход усвоения фонетики родного языка детьми с нормальным и атипичным процессом развития речи, то нельзя не заметить общих закономерностей усвоения фонетики, которые заключаются в том, что усвоение звуков родного языка идет по пути все более и более усложняющейся и дифференцирую­щейся работы речедвигательного анализатора.

сл Ин огда логопеды преждевременно отрабатывают словосочетания типа «чи-ческп" ЬН ° е ~^~ с У Ш " ес " гвительноек > не учитывая, на базе какого развития граммати- го строя речи ребенка должна проводиться такая работа.

Таким образом, последовательность усвоения детьми различных элементов языка в норме и при аномалиях развития речи протекает в русле общих законов.

Понимание логопедом общих закономерностей формирования детской речи, понимание того, в какой последовательности осу­ществляется овладение различными сторонами родного языка (его лексикой, фонетикой, грамматическим строем), и использование этих закономерностей в своей работе поможет, с одной стороны, избежать неправильных методических приемов и, с другой, опре­делить уровень требований к различным сторонам речи детей на разных этапах ее формирования.

Как при нормальном развитии речи, так и в условиях ее нару­шения развитие всех компонентов языка совершается, как пра­вило, в определенном их соответствии друг с другом. Однако при некоторых формах речевой патологии это соответствие может и на­рушаться. Так, при дизартриях звуковая сторона речи может быть наиболее задержана в своем формировании.

Не исключено, что на какое-то время дети разных диагностиче­ских групп могут оказаться с одним и тем же уровнем языкового развития, хотя у каждого ребенка будут отмечаться его частные аномальные проявления. Например, на уровне появления первых фраз может находиться и ребенок с моторной алалией, и ребенок с псевдобульбарной дизартрией, и ребенок с задержкой речевого развития. Природа речевых нарушений у них будет различна, но уровень их языкового развития будет одинаков, а именно речевое развитие детей ограничено несколькими аграмматичными фразами. | Словарный запас детей изобилует аморфными словами-корнями (т. е. лепетными словами), которые представляют из себя морфоло­гически неразложимое целое и употребляются в неизменяемом виде. Звукопроизношение грубо нарушается не только из-за от­сутствия артикуляций многих звуков, например звуков верхнего подъема кончика языка, но и из-за грубых смешений, имеющихся! в активной речи плохо произносимых фонем. Следовательно, для логопеда эти дети объединяются общностью педагогических задач, а именно: расширения словарного запаса, организации слов в про- ! стое предложение, развития слухового внимания и т. д. Однако: природа нарушения потребует сугубо индивидуального подхода к компенсации дефекта.

При всем разнообразии форм речевого недоразвития, когда трудно найти двух похожих детей с одинаковыми трудностями ] овладения речью, для всех детей характерно проявление речевой слабости, что выражается в ослаблении речевого внимания. «Рече­вая слабость выражается также в легкой ранимости, быстрой утоь*" 1

мости и в опасности запредельного торможения речевой функ­ции» 1 -

Б советской логопедии нарушения речи никогда не рассматри-

вне связи с другими сторонами психической деятельности В ^ей а поэтому взаимосвязь речевой деятельности ребенка со всеми сторонами его психики должна быть в центре внимания лого­педа Наблюдательный логопед всегда обратит внимание на соот­ношение речевого и психического развития каждого ребенка. Од­нако в процессе логопедического воздействия динамика развития печи и психической деятельности на разных возрастных ступенях могут находиться в разном соотношении друг с другом.

Так, из наблюдений некоторых специалистов известно, что не­которые дети при оказании им эффективной логопедической помо­щи быстро продвигались в речевом развитии, оставаясь почти на одном и том же уровне психического развития. В дальнейшем на первый план у этих детей выступала задержка психического раз­вития. Из логопедической практики также известно, что одинако­вые условия и одинаковый объем медико-педагогической помощи различно влияют на динамику обратимости и дефекта. Одни дети очень быстро продвигаются в своем речевом и психическом разви­тии, а другие еще долго остаются с тем уровнем развития, с кото­рым впервые попали в поле зрения логопеда.

В зависимости от генезиса речевого недоразвития, с одной стороны, и от компенсаторных возможностей ребенка и его психи­ческой активности - с другой, обратимость речевого недоразви­тия, т. е. возможности речевого развития, будет различной. А поэтому в дошкольном возрасте в зависимости от обратимости рече­вых нарушений целесообразно выделять две группы детей. Наи­более многочисленную группу составят дети, у которых речевые на­рушения не обусловлены стационарно-патологическим состоянием. Развитие речи этих детей задерживается по различным причинам, но при условии оказания им своевременной и правильной логопе­дической помощи они успевают к школьному возрасту догнать сво­их сверстников и в дальнейшем успешно обучаются в массовой школе. В последнее время эта группа детей стала выделяться ло­гопедами-практиками как группа детей с задержкой развития речи. ^Однако логопедическая характеристика группы детей с задерж­кой развития речи основывается на педагогической оценке и не является диагнозом в медицинском понимании этого слова, так как она не раскрывает природы задержки развития с точки зрения этиопатогенеза. Педагогическая оценка потенциальных возмож­ностей развития речи у таких детей основывается только на тем­пах продвижения их в процессе коррекционно-обучающего логопе-

по пк Ж и н к и н. Научное значение практической работы учреждений

<ЭЗаНИЮ ПОМОШ " И Детям с тяжелыми речевыми нарушениями. В сб. «Наруше-л-г„ ^ ечи У дошк ольников», сост. Р. А. Белова-Давид и Б. М. Гриншпун. М., «Просвещение». 1969. г™

1969, стр. 8.

дического воздействия. Таким образом, «Логопедическое» понима­ние задержки развития речи гораздо шире медицинского пониыа. ния, оно предполагает обязательное выравнивание темпа речевого развития, а в дальнейшем обучение этих детей в массовой школе. Ко второй группе детей следует отнести дошкольников с общим недоразвитием речи, у которых речевое недоразвитие в сочетании с патологией психического развития при первично-сохранном ин­теллекте и нормальном слухе не компенсируется к моменту по­ступления в школу даже при условии оказания им своевременной логопедической помощи, хотя последняя значительно продвигает их в общем и речевом развитии. Этот контингент детей должен готовиться логопедами в школу для детей с нарушением речи.