Что такое социальные компетенции. Проблемы формирования и развития социальной компетентности школьной молодежи

В работе Е. В. Коблянской, выполненной в Санкт-Петербургском университете в 1995 году, социальная компетентность рассматривается как адаптационное явление, основой которого служит социально-психологическая подготовленность и коммуникативная компетентность.

Нам представляется, что в самом общем виде социальную компетентность можно представить как знания о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире, способы поведения и поведенческие сценарии, облегчающие социальное взаимодействие, основные функции которых социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. В. Н. Куницыной предложено следующее определение социальной компетентности. Социальная компетентность – система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.

Социальная компетентность – операциональное понятие, которое имеет временные, исторические рамки. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнерами по взаимодействию. Основные функции социальной компетентности – социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта.

Структура социальной компетентности включает коммуникативную и вербальную компетентность, социально-психологическую компетентность и межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность (оперативную компетентность).

На основании немногочисленной зарубежной и отечественной литературы, собственных исследований предлагается следующая структура социальной компетентности:

  • Оперативная социальная компетентность –- знание о социальных институтах и структурах, их представителей в обществе; представление о функционировании социальных групп, современной конъюнктуры, широты и требований современного репертуара ролевого поведения, измеряется общая социальная ориентация и осведомленность;
  • Вербальная компетентность – уместность высказываний, учет контекста и подтекста высказывания, отсутствие трудностей в письменной речи, вариативность интерпретации информации, хорошая ориентация в сфере оценочных стереотипов и шаблонов, множественность смыслов употребляемых понятий, метафоричность речи. Примером вербальной компетентности может служить деятельность переводчика, синхронно переводящего устную речь. От него требуется быстрое и адекватное понимание высказывания и нахождение точного эквивалента в буквальном и контекстном значении слов и понятий. Примером вербальной некомпетентности может служить неуместность использования пословиц, поговорок в новом или несоответствующем социальном контексте;
  • Коммуникативная компетентность – владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающих его. освоенного ролевого репертуара в рамках данной профессии.
  • Социально-психологическая компетентность – межличностная ориентация:, представление о разнообразии социальных ролей и способов взаимодействия; умение решать межличностные проблемы; выработанные сценарии поведения в сложных, конфликтных ситуациях;
  • Эго-компетентность – важная составляющая социальной компетентности: осознание своей национальной, половой, сословной, групповой принадлежности, знание своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и ресурсов, понимание причин своих промахов, ошибок, знание о механизмах саморегуляции и умение ими пользоваться, практические психологические знания о себе, приобретенные в жизненном опыте. Иначе говоря, чем больше человек осознает свои свойства и проблемы, чем адекватнее его знание, тем будет выше эго-компетентность данного человека.

Вербальная и коммуникативная компетентность выступают в единстве, обусловливая лучшую приспособленность к трудным ситуациям.

М. В. Осорина, указывая на защитный смысл отговорок, используемых детьми, которых упорно дразнят, замечает: «Детский фольклор дает ребенку коммуникативные клише, которые могут быть успешно использованы в трудных ситуациях общения». И далее: «Если рассматривать детский фольклор с коммуникативной точки зрения, то он предстает как система, обладающая сформированными механизмами естественного обучения коммуникативным умениям и дающая ребенку возможность в рамках детской субкультуры готовиться к выходу во взрослый мир». Чем старше становится ребенок, тем более изобретательными становятся эти клише: отговорки заменяются на остроты, гибкие и замысловатые тексты (Осорина, 1985, с.60-63).

На основании разработанной концепции социальной компетентности была создана методика КОСКОМ.

Социально-психологическая компетентность личности и ее развитие . Комплексный психолого-педагогический анализ категории «социаль­ная компетентность» обнаружил ее многоаспектность и отсутствие единой точки зрения на ее содержание (Л.А.Петровская).Социальная компетентность рассмат­ривается в контексте социальных знаний и умений, обеспечивающих личности социальную адаптацию, социальной осведомленности, позво­ляющей найти оптимальное соответствие между личностью и условиями социума, зафиксированных в понятиях «социальный интеллект» и «со­циальное мышление» (Дж.Гилфорд, К.А.Абульханова-Славская, В.Н.Куни­цына и др.).Социальный интеллект понимается как интегральная способ­ность, определяющая успешность межличностного взаимодействия и социальной адаптации, включающая в себя интегрированные социальные знания и развитые механизмы их переработки.

В зарубежных иссле­дованиях социальной компетентности акцент делается на систему представлений о социальном поведении (А.Аrgeil, А.Goldstein и др.) и социальной деятельности, определяющих комплекс социальных навыков, необходимых для успешной социальной деятельности, и условий их проявления. Особое место в исследованиях социальной компетентности отводится поведению личности в трудных жизненных ситуациях (М.Tyszkowa, W.Thomas, S.Rosenzweig, Ф.Е.Василюк, Л.Ф.Бурлачук, Е.Ю.Коржова, Е.Е.Данилова и др.), определяемому как набор конструктивных способов их разрешения и фиксируемому как главный признак социально компетентного поведения.

Социально-психологические концепции социальной компетентности выделяют в ее структуре коммуникативно-личностный потенциал как комплекс свойств, облегчающих взаимодействие, и рассматривают социальную компетентность как метакомпетентность, подчеркивая в ней роль эго-составляющей (В.Н.Куницына).

Акмеологические исследования (А.А.Деркач, А.К.Маркова) включают в её состав помимо знаний, умений и навыков духовно-личностную, мотивационно-ценностную составляющую, предполагающую социальную ответственность и стремление к самореализации личности в профессии и в обществе в целом .

Со­циальная компетентность - интегративное личностное образование, объединяющее в систему знания человека об обществе и самом себе, умения, навыки поведения в обществе, а также отношения, проявляемые в личностных качествах человека, его мотивациях, ценностных ориентациях, позволяющего интегрировать внутренние и внешние ресурсы для дости­жения социально-значимых целей и решения проблем.

Таблица 1

Составляющие социальной компетентности (СК) на конкретных возрастных этапах развития личности

Компоненты СК

Составляющие

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

Старший школьный возраст

Когнитивно-поведенческий компонент (знания, умения и навыки)

знания

Знание норм, правил поведения и взаимодействия школьника

Знание норм и правил взаимодействия, общения и поведения в обществе

Знание средств и способов самореализации в обществе

Знание продуктивных приемов учебной деятельности

Знание продуктивных способов взаимодействия в деятельности

Дифференциация социальных сценариев

Знание особенностей собственной личности, способствующих успеху в деятельности

Знание собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха во взаимодействии и деятельности

Знание собственных личностных резервов, обеспечивающих социальную компетентность

Умения и навыки социального поведения

Сформированность продуктивных приемов учебной деятельности

Сформированность общеучебных навыков и способов учебной деятельности

Сформированность умений самообразовательной деятельности

Сформированность умений конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Умения эффективного общения и конструктивного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности

Умения эффективного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение воспринимать и понимать другого

Навыки самоконтроля

Навыки эмоциональной саморегуляции, владение средствами организации своего поведения

Навыки самоуправления

Навыки конструктивного поведения в трудных ситуациях

Навыки проблемно-разрешающего поведения

Умения целеполагания и построения временной перспективы. Навыки преодоления трудностей (жизненная стойкость)

Мотивационно-илчностный компонент (отношения)

Отношения, выраженные через мотивы и ценности

Стремление к соблюдению правил, руководство в поведении сознательными социальными нормами и правилами

Стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности

Стремление к самореализации в обществе, осмысленность жизни, наличие жизненных целей

Сформированность учебной мотивации

Положительная учебная мотивация, преобладание мотивов достижения успеха, ценность учения

Ценностное отношение к учению и познанию

Ценностное отношение к другой личности, стремление к дружеским контактам

Ценностное отношение к себе и другой личности, партнерам по общению

Принятие ценностей «я» и «другой»

Личностные качества

Высокая самооценка, удовлетворенность собой

Адекватная самооценка, согласованная с уровнем притязаний

Самоуважение

Самоорганизация и саморегуляция

Ответственность, хороший интернальный контроль

Социальная ответственность, интернальный контроль по отношению к жизни

Критичное отношение к себе

Эмпатия по отношению к партнеру

Эгоидентичность

Интеллектуальная рефлексия

Поведенческая рефлексия

Личностная рефлексия

В структуре социальной компетентности выделено две образующие : когнитивно-поведен­ческая и мотивационно-личностная. Когнитивно-поведенческая образу­ющая включает в себя: социальный интеллект (социальные знания, их структурированность, адекватность), социальные умения, навыки социаль­ного поведения, включающие продуктивные приемы выполнения со­циально-значимой деятельности, умения эффективного взаимодействия и навыки конструктивного поведения в трудных жизненных ситуациях. Мотивационно-личностная образующая представлена мотивами и ценно­стями самореализации в обществе (мотивы достижения, само­реализации в социально-значимой деятельности, осмысленность жизни), а также лич­ностными свойствами, обеспечивающими самореализацию личности.

Психологические особенности и тенденции развития социальной компетентности. Решение проблемы факторов и условий, детерминирующих развитие социальной компетентности школьников, осуществляемое на основе концептуальных положений о социальной ситуации развития и ведущей деятельности субъекта (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин, О.А.Ка­рабанова и др.), макро- и микрофакторах социализации ученика (В.Г.Бо­чарова, И.С.Кон, А.В.Мудрик и др.), субъектности человека (А.В.Бруш­линский, В.И.Слободчиков), с опорой на идеи экопсихологического подхода (В.В.Рубцов, В.И.Панов, В.А.Ясвин) позволило определить особую роль образовательной среды как психолого–педагогической реаль­ности, содержащей специально организованные условия для форми­рования личности, а также возможности для ее развития, включенные в социальное окружение. Анализ подходов (Л.Н.Бережнова, В.Г.Воронцова, В.А.Караковский, Г.А.Ковалев, Т.В.Менг, Л.И.Новикова, В.А.Орлов, В.И.Панов, В.В.Рубцов, Н.Л.Селиванова, В.И.Слободчиков, С.В.Тарасов, В.Я.Ясвин и др.) к изучению образовательной среды педагогов и психо­логов позволил выделить психологические факторы в образовательной среде, определяющие развитие социальной компетентности. Установлено, что в развитии социальной компетентности в образовательной среде ведущую роль играет характер взаимодействия субъектов образовательной среды. Для достижения оптимального результата недостаточно внешне организованного воздействия. Необходимо пробуждение внутрилич­ностных механизмов.

Здесь решающее значение в формировании социаль­ной компетентности имеет стремление личности к самореализации, осозна­ние личностью собственных целей и обретение умений преодолевать препятствия на пути к их достижению. Показано, что развитие социальной компетентности школьников осуществимо в развивающей образователь­ной среде, характеризующейся открытым, активным, безопасным, диало­говым взаимодействием участников, где реализуются специальные психо­лого-педагогические программы развития у школьников социальной умелости.

Проблема выделения основных ориентиров в развитии социальной компетентности. В их определении мы отталкиваемся от понятия социальной компетентности как интегра­тивного личностного образования, а также от концептуальных положений психологии развития (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) согласно которым условием и средством формирования психических новообразований, соответствующих определенному возраст­ному этапу развития, является ведущая деятельность, базовым психи­ческим новообразованием, «пронизывающим» все этапы развития школьника является произвольность и осознанность регуляции своей личностной активности. Каждая ступень обучения должна решать конкретные психологические задачи (начальная ступень – овладение учеб­ной деятельностью, подростковый возраст – овладение общением, старший школьный возраст - овланиее способами самореализации как условием формирования социальной компетентности.

Это позволило выделить возрастные составляющие социальной компетент­ности и наполнить их конкретным содержанием для трех возрастных групп: младших школьников, подростков и старших школьников (табл. 1).

Таблица 2

Социально-коммуникативные качества личности

Качества личности и ее психических процессов, необходимые для общения

Направленность на других – другие люди находятся в системе ценностей человека

Характеристики познавательных процессов

Особенности эмоциональной сферы

    Гуманизм

    Толерантность

    Альтруизм

    Социабельность

    Контактность

    Мышление – способность анализировать поступки других людей и предвидеть их поведение в различных ситуациях

    Воображение – умение ставить себя на место другого, видеть себя и происходящее его глазами

    Интуиция - постижение сущности других людей и способность строить общение без знаний и доказательств

    Внимание – способность выделять существенное, удерживать нить разговора, выделять особенности состояния и поведения собеседника, наблюдательность

    Восприятие – точность, адекватность, позитивность

    Память – память на лица имена, фамилии, способность удерживать информацию

    Развитость высших эмоций (любовь, эмпатия, симпатия)

    Эмоциональная устойчивость личности (стрессоустой-чивость)

    Преобладание позитивных эмоциональных состояний

    Эмоциональная стабильность

Сущностными составляющими социальной компетентности являются возрастные новообразования, обеспечивающие успешность в ведущей социально значимой деятельности, в социальном взаимодействии и связанные с мотивацией самореализации в обществе. Выделенные возраст­ные составляющие социальной компетентности школьников задают сис­тему наиболее значимых показателей, адекватных социальной ситуации развития и ведущей социально-значимой деятельности.

Начальный уровень характеризуется низкой степенью сформированности необходимых для социальной адаптации личностных новообразований.

Неустойчивый уровень определяется ситуацией, когда отдельные показатели социальной компетентности сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально-значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком уровне развития и затрудняют социальную адаптацию. При этом могут наблюдаться различные сочетания степени сформированности составляющих социальной компетентности; особое значение для идентификации уровня имеют наиболее значимые в каждом возрасте.

Устойчивый уровень предполагает достижение устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, то есть высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальной компетентности

Соотношение уровней с возрастными составляющими социальной компетентности, выраженными в измеряемых личностных проявлениях, определяет системы взаимосвязанных показателей для каждого возраста.

Социально-коммуникативная компетентность личности. Под ней понимается способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. Этот вид компетентности формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность. В ее состав входят:

1) умение ориентироваться в социальных ситуациях;

2) умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;

3) умение выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать их в процессе взаимодействия;

4) особую роль играет умение поставить себя на место другого человека (идентификация), ощущать его чувства, сопереживать ему (эмпатия) и предвидеть и прогнозировать поведение других и свое собственное в процессе общения (социальная интуиция и социальная рефлексия).

Коммуникативная личность характеризуется совокупностью индивидуальных свойств и характеристик (коммуникабельность, харизма, эмпатия и др.), которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситуации и адекватно воспринимать информацию.

Коммуникативная личность характеризуется мотивационным (мотивы и потребности), когнитивным (познавательный опыт, языковое сознание)и функциональным (речевой этикет, умение варьировать вербальными и невербальными средствами общения) параметрами .

1

В статье рассмотрен вопрос о формировании социальной компетенции студента – будущего педагога; факторы, которые необходимо учитывать при подготовке будущих педагогов. Выделены особенности, условия формирования социальной компетенции в педагогическом образовании на современном этапе, необходимость более активных форм и методов работы со студентами.

социальные компетенции

формирование социальных компетенций

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – C. 34-42.

3. Зимняя И. А., Лаптева М.Д., Морозова Н.А. Социальные компетентности в контексте государственных образовательных стандартов и проекта TUNING // Высшее образование сегодня. – 2007. – №11. – С.22-27.

4. Лебедева С.С. Перспективы развития системы подготовки специалистов социальной сферы в контексте использования отраслевого подхода // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2009. – Т. 12. – № 2. – С. 138-141.

5. Шаронова С.А. Компетентностный подход и стандарты в образовании (Сравнительный анализ стран ЕС и России) // Социологические исследования. – 2008. – Т. 7. – № 1.URL: http://ecsocman.edu.ru/text/19137846/

6. Федеральный государственный образовательный стандарт. высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» … 050400 - Психолого-педагогическое образование. (квалификация (степень) – бакалавр) URL: http://mon.gov.ru/files/materials/5943/09.10.02-050400b.pdf

Стратегия современного педагогического образования, в основе которой лежит необходимость овладения различными компетенциями и субъективное развитие и саморазвитие личности школьника, студента и педагога, способного выходить за пределы нормативной деятельности и осуществлять инновационные, творческие процессы, предполагает изменения в образовательном процессе.

К сожалению, в современном образовании формирование социальных компетенций не носит целенаправленного и научно обоснованного характера. Проявление подобных компетенций нередко зависит от ситуативных факторов. Главное же заключается в том, что овладение социальными знаниями и умениями не соотносится с личностными основаниями социальной компетенции, то есть с теми социально-личностными характеристиками, которые у каждого человека представлены разным уровнем сформированности. Социально-личностные характеристики, социальные знания и умения в условиях педагогического образования должны получить должное развитие. Необходимо создавать контекст будущей социальной жизни и деятельности студентов. Именно в этом контексте следует создавать новое содержание образования, то есть и обучение, и воспитание, будучи двумя составляющими образовательного процесса, должны определяться, прежде всего, с точки зрения контекста будущей социальной действительности, с которой сталкиваются нынешние студенты. Таким образом, социальная компетенция играет одну из ведущих ролей, где происходит взаимодействие практически во всех сферах социальной активности. Нередко недостаток социальной компетенции (педантизм, неумение владеть собой, слабый контакт с людьми, завышение требований к сотрудникам, перенос собственной неуравновешенности на окружающих) приводит к неудачам в педагогической деятельности, в коммуникационном процессе, в управлении педагогическим процессом.

В определении понятия «социальные компетенции» сегодня нет общего мнения у исследователей. При широкой трактовке сюда включают многое: от таких качеств, как эмпатия (способность к сопереживанию), социальная чуткость, умение держать ролевую дистанцию, терпимость к чужому мнению, непосредственность, независимость, способность к коммуникации и творчеству, до таких, как активное поведение, открытость, терпимость к конфликтным ситуациям, самоограничение и доверие . В связи с содержательным многообразием общеприемлемое определение социальной компетенции до сих пор еще не закрепилось. Конструкция «социальная компетенция», к которой можно отнести личную компетенцию по таким категориям, как персональное развитие, ключевая квалификация и индивидуальность, обнаруживает сильнейшую зависимость от ситуативной специфики. Так, то, что в быту является успешной моделью поведения, в профессиональной повседневной жизни - особенно в организациях, управляемых с ориентацией на рынок - может привести к краху. Кроме того, ожидания по отношению к одному и тому же лицу сильно меняются в зависимости от роли, которую оно выполняет. Кроме того, социальную компетенцию ни в коем случае нельзя понимать как индивидуальную квалификацию или личную мотивацию. Огромное значение приобретает стимулирование социальной компетенции. Поэтому необходимо формирование данной компетенции в рамках подготовки будущих социальных педагогов и специалистов социальной сферы.

Качество развития системы подготовки педагогов и специалистов социальной сферы находится также в непос-редственной зависимости от уровня теоретических и эмпирических исследований. Будущие специалисты в данной сфере должны учитывать все факторы, оказывающие влияние на них в послед-ние десятилетия:

  • ускорение темпов социально-экономичес-кого развития, что ставит человека в ситуацию пос-тоянного совершенствования, необходимости быть включенным в систему непрерывного образования, социокультурные процессы, совершенствоваться в профессиональной сфере, организовывать с учетом изменений общественную и личную жизнь;
  • необходимость вовлечения человека в но-вые социальные процессы и явления, новые соци-альные институты и структуры на глобальном, фе-деральном и региональном уровнях, что требует от каждого соответствующей адаптации по всем этим позициям, начиная с государственно-общественно-го уровня и кончая уровнем семьи и личных отно-шений;
  • радикальные изменения в информацион-но-коммуникационной области, отразившиеся на характере общения и взаимодействия людей со всеми общественными структурами, сетевыми сис-темами, органами государственно-общественного управления .

В этом контексте, прежде всего, требуется, чтобы выпускник обладал следующими профессиональными компетенциями в социально-педагогической деятельности: готовность к организации мероприятий по развитию и социальной защите учащегося; способность к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся; умения составлять программы социального сопровождения и поддержки; способность участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности учащегося, развитии социальных инициатив, социальных проектов; готовность выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства; владение методами социальной диагностики; способность выступать посредником между учащимся и различными социальными институтами. Кроме того, будущий социальный педагог должен обладать суммой инвариативных общекультурных и общих для всех видов профессиональной деятельности ключевых компетенций (согласно стандарту третьего поколения Российской Федерации) .

В тоже время в настоящий момент образование столкнулось с достаточно трудной и неоднозначно решаемой исследователями задачей определения, как содержания этого понятия, так и оснований разграничения ключевых компетенций и объема входящих в них компонентов. Это, в свою очередь, затрудняет и разработку подходов (процедур, критериев, инструментов) к их оценке как результату образования.

Современное состояние образования, эволюция специальностей сегодня, содержание реальных программ и ситуаций предполагают необходимость приобретения выпускником вуза комплекса инвариантных ключевых компетенций, которые позволят личности быть постоянно востребованной на рынке труда.

Для того чтобы сформировать данные компетенции, необходимо перестраивать и весь педагогический процесс, и самого студента.

Для формирования социальной компетенции студентов необходимо:

  • в основу вузовского этапа обучения положить принципы гуманизации, гуманитаризации, интеграции в сочетании с принципами реформирования системы высшего образования с опорой на коммуникативность и практико-ориентированную направленность;
  • профессиограмма выпускника университета и государственные стандарты высшего образования предполагают необходимость проявления социальной компетентности в деятельности всех участников педагогического процесса высшей школы;
  • в соответствии с дидактическими традициями вуза необходимо всецело реализовывать концепцию личностно ориентированного обучения;
  • изучение всех, прежде всего, специальных дисциплин, должно быть профессионально ориентировано, что развивает социально и профессионально значимые компетенции.

Организация образовательного процесса сегодня и заключается в создании условий для формирования у студента опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, социальных, креативных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. При этом собственно содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения таких проблем.

Хотелось бы отметить, что одной из линий реализации компетентностного подхода является усиление прикладного, практического характера всего вузовского образования, в том числе и предметного обучения. Педагогические, социально-педагогические практики на протяжении всего срока обучения, активные методы обучения, разнообразные ситуации социального взаимодействия (посещение и проведение социальных, благотворительных акций в детских домах, приютах, центрах, специальной школе закрытого типа для детей с девиантным поведением и др.) должны стать основой обучения при формировании профессиональных компетенций.

В таких условиях в системе подготовки специ-алистов при преподавании дисциплин «Социальная педагогика», «Основы социальной работы», «Основные концепции социальной педагогики» и др. первостепенное место отводится формированию основных ценностных систем - ду-ховной ориентации, нравственной позиции, отно-шения к человеку, к обществу, государству, к куль-туре, к труду.

С этих позиций образовательный процесс «наполняется» такими задачами и видами деятельности, реализация которых вне актуализации педагогической позиции студента как целостного профессионально-личностного образования невозможна.

В обосновании и развитии данной позиции мы опираемся на следующее:

  • социальная компетенция студента в педагогической деятельности обусловлена не только психологическим механизмом саморегуляции личности, но и социокультурно-педагогическим контекстом, который выступает как содержание данного явления, определяя ее профессионально-личностную и социальную ценность;
  • данное явление динамическое и развивается на протяжении всей профессиональной жизни педагога;
  • развитие происходит в той мере, в которой оно соответствует механизму личностного развития и педагогическому ценностному целеполаганию.

Таким образом, содержание формирования социальной компетенции студентов, будущих педагогов, может быть представлено только с учетом социокультурного, социопедагогического, ценностно-смыслового опыта развития личности. Как известно, ценности формируются в результате многократной рефлексии, осмысления, чему способствует предоставления ситуации вы-бора, умение анализировать и корректировать. В связи с этим, отбор организационных форм предусматривает мно-гократную возможность анализировать ситуации реальной жизни, особенно при проведении практи-ческих занятий на базе реабилитационных центров, специализированных школ, общественных объеди-нений инвалидов, пожилых и других групп риска. Эти ситуации, отражающие проблемы и противоре-чия реальной жизни, могут выступать для будущих специалистов убедительным учебным материалом, побуждающим их к углубленному анализу социаль-ных проблем, ставящих в ситуацию сопоставления выдвигаемых гуманистических ценностей и опыта реализации социальных программ. Подобная умс-твенная работа служит источником поиска путей организации инновационной деятельности для творческих личностей.

Социально-личностная компетенция специ-алиста, как известно, проявляется не только в сфе-ре его жизнедеятельности, но без исключения на всем социокультурном пространстве, где происхо-дит взаимодействие, сотрудничество, организация процессов социального партнерства, совместной деятельности специалиста социальной сферы с со-циальными институтами: образования, здравоохра-нения, культуры, физкультуры и спорта и, особен-но, с институтом семьи. Именно на этой платформе проверяется уровень сформированности социаль-ной компетенции, таких профессионально-зна-чимых качеств, как эмпатия (способность к сопере-живанию), эмоциональная устойчивость, толерант-ность, побуждение к творческим проявлениям, от-крытость, самоограничение, альтруизм, сохранение профессионально-ролевой дистанции.

Как известно, компетенции специалиста оп-ределяются не только объемом знаний, но и умением их рационально использовать при решении профес-сиональных задач, рассматривать ситуации с пози-ции современных научных парадигм, использовать соответствующий научный аппарат и технологии при решении научно-методических и практических проблем.

В процессе формирования социальных компетенций при преподавании различных дисциплин мы и используем активные методы обучения, которые направлены на формирование интеллектуально-гностической, эмоционально-рефлексивной и поведенческой составляющих компетенций в социально-педагогической деятельности, которые содействуют соединению теоретических знаний с практическими умениями. В отношении стимулирования социальной компетенции следует отметить, что ее различные грани тесно связаны со стабильностью характера личности (частично обусловленной генетически, частично благоприобретенной ранее). Нередко природные качества людей усиливаются в ходе социализации. Базис социальной компетенции развивается на основе позитивного самоопределения. Главными при этом являются самостоятельность в действиях и отношение к контролю.

На практических и семинарских занятиях необходимо активно использовать интерактивный подход, имитационные методы, метод анализа конкретных ситуаций, инсценировки, социально-психологические тренинги. Здесь принимается во внимание как результаты воспитания в детстве, так и потенциал развития социальной компетенции на других этапах жизни. При этом социальные навыки (например, ораторские способности, решение профессиональных задач, профессиональная техника) изменяются легче, чем квалификация, структуры ценностей и мотивов, которые лежат в основе социального поведения.

Процесс формирования подразумевает также рациональное сочетание аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности студентов. Внеаудиторная деятельность преследует тот же комплекс практических, воспитательных, образовательных и развивающих целей, создавая общую социально-педагогическую воспитательную среду, которая способствует формированию у будущих педагогов толерантных форм общения и взаимодействия, готовности к пониманию собеседника и умения идти к нему на встречу. Это и волонтерская работа, и выезды с социальной помощью в приютах и детских домах. Проводимые нами «Недели педагогики», «Недели психологии», олимпиады по «Социальной педагогике», многолетняя деятельность Казанского корчаковского общества «Солнце детям» на нашем факультете также способствуют этому.

Необходимо продолжать и развивать данную деятельность, совершенствовать систему создания определенных педагогических, организационных и психологических условий, которые позволили бы успешно осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне и педагогам и их воспитанникам в будущем. Более глубокие исследования феномена социальной компетенции должны быть направлены на устранение связанных с ней потенциальных опасностей и расширение возможностей ее измерения и стимулирования.

Рецензенты:

  • Казанцева Л.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Казанского (Приволжского) федерального университета МОиН РФ, г. Казань.
  • Валеев А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры иностранных языков Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета Министерства образования и науки РФ, г. Казань.

Работа получена 08.09.2011.

Библиографическая ссылка

Биктагирова Г.Ф. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4748 (дата обращения: 19.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Статья

Использование потенциала дополнительного образования в формировании социальных компетентностей у обучающихся.

Для современного человека абсолютно естественны динамичные изменения в социуме. Человек научился адаптироваться к стремительному появлению инноваций. И сегодня, когда основным фактором, преобразующим нашу жизнь вокруг стала информация, человек привыкает и к постоянному ее росту (известно, что ежегодно происходит ее удвоение). Так, современный социум все более наделяется чертами информационного общества. Такая модель общественного развития диктует определенные требования для каждого человека, который хочет идти в ногу со временем: к его личностным и профессиональным качествам, творческим возможностям, его занятиям и умениям оперировать ими, постоянно их обновлять, появляется острая необходимость создавать и производить нечто новое.

Естественно, что идентичные требования современный социум выставляет и перед образованием. И если раньше, мы вполне могли согласиться с мнением о том, что «образование - это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились», то сейчас каждый должен осознать, что образование необходимо получать в течение всей нашей жизни. Только постоянно повышая уровень своего мастерства, человек может добиться желаемых результатов.

Происходящие сегодня и в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни . А ведь именно такой результат образования, а не просто получение хорошего аттестата является основным свидетельством эффективности работы школы как социального института.

Современный педагог должен не просто давать знания, решать с учащимися типовые задачи, где заранее известны ответы, но выходить за рамки стандартного. Педагог обязан постоянно динамично развиваться сам и научить ребенка жить в постоянно незамедлительно изменяющемся мире. И с данной стратегически важной задачей, к сожалению, система образование пока не справляется.

И хотя уже никому не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанных с социализацией учащихся. Все же, существенное недопонимание огромной важности развития социальной компетенции учащихся в системе школьного образования настораживает.

Такая педагогическая недальновидность может быть обусловлена и тем, что понятие «социализация» трактуется зачастую по-разному. Под понятием « социализации» можно подразумевать способность индивида к адаптации, приспособление к существующим социальным условиям. Но можно так же употреблять термин «социализация», вкладывая иной смысл: обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума. И если из первого определения можно сформулировать цель социализации, как воспитание ребенка (подростка), способного существовать в обществе, которое навязывает ему определенный стиль и ритм жизни, то из второго определения вытекает цель социализации, как воспитание ребенка (подростка) в аспекте активного члена гражданского общества, способного к самоопределению на основе общественных моральных ценностей, формулированию собственного мнения и целей, разработке проектов преобразующих общество и отдельных его институтов, реализации таких проектов, анализу проделанной творческой работы.

Исходя из условий окружающего нас информационного общества, все же, вторая трактовка понятия «социализация» кажется нам более уместной, продиктованной социальным заказом самого общества. И тогда, основной задачей образования в развитии социальной компетенции учащихся становится формирование юного субъекта социальной деятельности (или социального творчества, как наивысшей формы социальной деятельности).

Социальная деятельность - это созидательный процесс, направленный на преобразование. При реализации социального творчества происходит созидание качественно новых форм социальных отношений.

Можно выделить следующие компоненты социальной деятельности:

  • отношение к ученику как субъекту жизни, способному к социальному развитию и самоизменению;
  • отношение к педагогу как к посреднику между учащимся и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку личности в ее индивидуальном выражении в мире социальных ценностей;
  • отношение к образованию как к диалогу и сотрудничеству его участников, в достижении целей их творческого самовыражения;
  • отношение к учебному учреждению, как целостному, социокультурному, образовательному пространству, где воссоздаются творческие образы жизни, моделируются реальные социальные ситуации, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры.

Главной общественно значимой целью является адаптация к социальной среде и взаимодействующей с ней части природной среды для максимально возможной реализации личностью своих общественно приемлемых потребностей.

Модель формирования социальной компетентности.

Социальная компетентность является системой:

  • знаний о социальной действительности и себе,
  • сложных социальных умений и навыков взаимодействия
  • сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих:
  • быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела.

Происходящие социально-экономические изменения в современной России предъявляют новые требования к личности и одновременно несут как новые возможности, так и серьезные проблемы, такие как устойчивость ее существования. Очень важен психологический климат в коллективе. Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям в жизни.

Деятельность педагога-организатора направлена на создание условий для формирования благоприятного психологического климата в коллективе обучающихся.

Важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе. Важно уметь общаться друг с другом. Слушать и слышать, понимать друг друга.

Благоприятный психологический климат в коллективе обеспечивает успешное формирование социальной компетентности у обучающихся ДДТ «Град чудес».

Задачи:

1. Создание благоприятного для ребенка психологического климата в ДДТ, который определяется организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками на досуговых программах.

2. Формирование толерантного отношения друг к другу, развитие коммуникативных способностей.

3. Формирование основ эмоциональной саморегуляции у детей эмоционального осознания собственных чувств, переживаний в условиях межличностного взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

1. Понимание детьми смысла следующих понятий:

Тренинг, ценности, характер, друг, дружба, команда, эмоции, ощущения, чувства

2. Развитие умений и навыков:

В области самопознания – понимать и принимать собственные ощущения, чувства, отслеживать свое состояние и состояние другого человека по внешним признакам, развитие вербальных и невербальных средств выразительности.

В области межличностного взаимодействия – преодоление барьеров общения, стереотипы поведения, развитие умения адекватного использования невербальных и вербальных средств общения.

Формирование благоприятного психологического климата в коллективе учащихся является необходимым условием развития социальной компетентности обучающихся.

Психологический комфорт в образовательном учреждении – одно из важнейших условий эффективности саморазвития и самореализации для каждого участника образовательно-воспитательного процесса.

По мнению многих исследователей, социальная компетентность должна рассматриваться как состояние равновесия между предъявляемыми требованиями со стороны общества и среды, в которых живет человек, и его возможностями. Нарушение этого равновесия порождает кризисную ситуацию.

Главная задача педагога – научиться видеть ребенка . Научиться делать наблюдения, грамотно их фиксировать и анализировать открыто и непредвзято, не сквозь схемы, но в установке доверия и принятия.

Такое изменение приоритетов позволяет искать и находить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Развитие социальных компетенций ребенка эффективно при следующих педагогических условиях:

1. Переориентация педагога-организатора на работу с личностными структурами сознания учащихся, педагогическую поддержку способности к ответственному выбору, самоорганизации, рефлексии, жизнетворчеству.

2. Наполнение содержания досуговых программ эмоциональной и социальной компонентой.

3. Использование педагогических технологий, построенных на субъектно-субъектных отношениях педагога-организатора и учащегося.

4. Психологическое просвещение, консультирование, коррекционно-развивающая работа.

Педагогические условия формирования и повышения социальной компетентности обучающихся в образовательном учреждении:

1. Наличие специально организованной социально-педагогической помощи с учетом негативно влияющих факторов, построенной на реализации вариативных досуговых программ.

2. Возможность переживания подростками ситуации социальной успешности в различных сферах жизнедеятельности.

3. Согласованность педагогического влияния на таких учащихся.

Педагогические технологии, методические средства:

  1. реализация проектной деятельности в масштабе как одного мероприятия, так и цикла мероприятий;
  2. создание ситуации успеха;
  3. организация положительных эмоций в общении «педагог - ученик»,
  4. мотивация деятельности,
  5. организация самоанализа собственной деятельности,
  6. диалоговое обучение: дискуссии, диспуты, коммуникативные образовательные технологии.

Использованная литература:

  1. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. - М., 2011- С 44
  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – Новосибирск, 2003
  3. Поляков С.Д. Технологии коллективного творческого дела: от традиционного к личностно ориентированному // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2003. -№1 – с.71- 72
  4. Гуревич А.В., Хижнякова Е.В. Социальное проектирование // Ученическое проектирование и деятельностное содержание образование – стратегическое направление развития образования. – М., 2007 – С 56-68
  5. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. - М., 2011 - С 46.

РОЛЬФ ВУНДЕРЕР
профессор, основатель и бывший руководитель Института управления персоналом Университета г. Санкт-Галлена
ПЕТРА ДИК
доктор наук, сотрудник отдела кадров страховой компании Gothaer
(Швейцария)

Социальная компетенция, несмотря на ее высокую значимость
в экономике и обществе, интерпретируется очень по-разному,
в связи с чем пока не имеет общепризнанного определения
Дальнейшие исследования должны быть направлены
на уточнение содержания социальной компетенции
и расширение возможностей ее измерения и стимулирования

Термин «социальная компетенция» все чаще используется не только в научных публикациях, но и на практике. С 80-х годов отмечается экспоненциальный рост научных исследований по этой проблематике.

Растущая потребность в социальной компетенции уже давно наблюдается со стороны экономики. Это происходит в связи с расширением сфер обслуживания и информационного обеспечения, развитием сетевых организационных структур, более широким применением систем управления предприятиями на основе комбинации факторов внутреннего рынка (конкуренция) и социальной сети (кооперация), а также благодаря распространению новых форм организации труда (рабочих и проектных групп). В объявлениях о найме на работу часто выдвигаются особые требования к личным качествам кандидатур, таким, как способность к командной работе или эмоциональная интеллигентность. В области управления и кооперации сегодня уже нельзя обойтись без особых стандартов поведения (например, вдохновения, мотивации, стремления к сотрудничеству), что тоже требует высокой социальной компетенции.

Социальная компетенция играет главную роль везде, где люди встречаются, взаимодействуют, сотрудничают друг с другом (например, в семье, школе, на предприятии, в обществе в целом). В частности, в сфере труда она решающим образом обусловливает успех руководящих кадров. Нередко недостаток социальной компетенции (педантизм, неумение владеть собой, слабый контакт с людьми, завышение требований к сотрудникам, перенос собственной неуравновешенности на окружающих) приводит к неудачам в управлении персоналом. В организациях, нацеленных на широкое разделение труда и долгосрочную кооперацию, способность и готовность к экономическому и социальному сотрудничеству представляют собой принципиально важную предпосылку рациональной реализации стратегии.

Таким образом, социальная компетенция востребована практически во всех сферах социальной активности, особенно в области трудовых отношений. Ее дефицит в настоящее время проявляется на самых разных уровнях общественной жизни. Свидетельством тому служит рост судебных разбирательств, гражданских конфликтов, случаев словесного и физического насилия, эгоистичного и противоборствующего поведения. Особенно заметна эта неблагоприятная тенденция в ходе современного развития предприятий. Так, обострение конкуренции, частые реорганизации, перемещение и перевод кадров, растущая виртуализация построения доверительных стабильных отношений отнюдь не способствуют возникновению и развитию социальной компетенции.

Определение и содержание социальной компетенции

Ставшее модным в наши дни выражение «социальная компетенция» определяется по-разному. При широкой трактовке сюда включают от таких качеств, как эмпатия (способность к сопереживанию), социальная чуткость, умение держать ролевую дистанцию, терпимость к чужому мнению, непосредственность, независимость, способность к коммуникации и творчеству, до таких, как активное поведение, открытость, терпимость к конфликтным ситуациям, самоограничение и доверие. Некоторые авторы частные аспекты социальной компетенции сводят к двум основным параметрам – автономия и кооперация.

Во-вторых, надо иметь в виду, что конструкция «социальная компетенция», к которой можно отнести личную компетенцию по таким категориям, как персональное развитие, ключевая квалификация и индивидуальность, обнаруживает сильнейшую зависимость от ситуативной специфики . Что считать социальной компетенцией, определяется специфическими требованиями, регулированием, поведенческими ожиданиями. То, что в быту является успешной моделью поведения, в профессиональной повседневной жизни – особенно в организациях, управляемых с ориентацией на рынок – может привести к краху. Кроме того, ожидания по отношению к одному и тому же лицу сильно меняются в зависимости от роли, которую оно выполняет (например, управляющий, коллега, сотрудник).

В-третьих, социальную компетенцию ни в коем случае нельзя понимать как индивидуальную квалификацию или личную мотивацию. Она может развиваться только в открытом и благоприятном ситуативном контексте. Упрощенческая, психологическая (особенно сводимая лишь к личностным качествам индивида) интерпретация социальной компетенции слишком близорука. Такой подход пригоден лишь для объяснения часто наблюдаемых, сильных отклонений в социальном поведении какого-либо индивидуума. Поэтому огромное значение приобретает стимулирование социальной компетенции с помощью структурно-системных методов управления (например, путем привития групповой культуры и организации труда).

В данной работе под социальной компетенцией подразумевается способность (умение) и готовность (желание) людей относиться к себе и своим партнерам конструктивно, независимо, со стремлением к сотрудничеству и с учетом сложившейся ситуации. Эта концепция включает два основных параметра (две субкомпетенции): самостоятельность , понимаемую как способность и мотивация к самостоятельному действию, и кооперацию , понимаемую как способность и мотивация к солидарному действию и оказанию помощи партнерам.

1) вербальное или невербальное выражение мнений на деловом уровне, на уровне отношений, намерений и эмоций;

2) интерпретация мнений , выраженных вербально или невербально на деловом уровне, на уровне отношений, намерений и эмоций;

3) метакоммуникация (подход к коммуникационному процессу с позиции долгосрочной перспективы);

4) чуткость к коммуникационным помехам (скрытым и явным);

5) анализ условий коммуникации (ситуативных и персональных);

6) реализация результатов анализа ситуативных и персональных условий коммуникации.

Связь категорий общей компетенции с основными составляющими социальной компетенции
Категория общей компетенции Параметр «самостоятельность» Параметр «кооперация»
Выражение мнения изложение собственных
запросов, интересов и целей
предъявление претензий
налаживание контактов
установление взаимопонимания
Интерпретация мнений разработка целенаправленной стратегии действий организация кооперации
и ее продолжение
Метакоммуникация разработка долгосрочной стратегии
определение и сохранение своей роли в игровом
пространстве
установление долгосрочных кооперационных отношений
Чуткость к коммуникационным помехам адекватная реакция
переориентация собственного поведения
предупреждение сбоев
в коммуникации
Анализ условий коммуникации контроль собственного
поведения
успешная кооперация даже
в неблагоприятных условиях
Реализация результатов анализа реализация принятых
решений
пересмотр кооперационных отношений в случае
необходимости

Анализ представленных категорий общей компетенции показывает, что их можно разложить на познавательные, эмоциональные и поведенческие компоненты , а также специфицировать адекватно ситуации. Так, к компетенции «выражение мнения» можно отнести познавательные компоненты , такие, как самосознание или способность к интерпретации социальной информации, эмоциональные , такие, как самоконтроль или эмпатия, а также поведенческие , такие, как способность устанавливать контакт и готовность к коммуникации.

Особо подчеркивается, что фактическая социальная ситуация в конце концов оказывает решающее влияние на то, в какой мере и в какой форме возможно и вероятно социально компетентное поведение в соответствующем контексте. Социальное поведение в большой степени определяется культурными и организационными рамочными условиями, компетентностью и позицией социального окружения, а также прежним опытом сотрудничества с существующими (или сопоставимыми) партнерами по кооперации.

Критический разбор научной конструкции «социальная компетенция»

Неопределенность содержания

С одной стороны, социальная компетенция востребована практически во всех сферах общественной жизни и поэтому является подобластью многих ключевых компетенций, с другой – в зависимости от контекста она конкретизируется по-разному. Это обстоятельство влечет за собой многие, в том числе негативные, последствия.

Словосочетание «социальная компетенция», по существу, стало лозунгом , легко наполняемой разным содержанием словесной оболочкой. Это порождает массу недоразумений. Каким, например, требованиям из широкого спектра возможных вариантов должен удовлетворять ищущий работу человек, если в объявлении о вакансиях указывается, что он должен быть социально компетентен? Как должны общаться между собой менеджеры и сотрудники, если управленческие и кооперационные принципы предписывают сторонам вести себя социально компетентно? Такое широкое интерпретационное игровое пространство открывает к тому же возможности для всякого рода злоупотреблений. Так, упреки в недостатке социальной компетенции могут использоваться для персонализации ответственности за неудачи в работе и тем самым сильно навредить карьере сотрудника. Социальная компетенция в таком контексте оказывается испытанным средством легитимации решений, мотивированных микрополитическими расчетами.

Согласно критериям точности (по возможности малое количество привлекаемых явлений) и состоятельности (по возможности равное приложение к разным лицам) рассматриваемое понятие ограниченно пригодно в научном плане. В частности, особую важность приобретает вопрос, насколько социальная компетенция – теоретически или эмпирически – может быть разграничена с другими компетенциями. Так, некоторые авторы вообще призывают считать социальную компетенцию подкатегорией эмоциональной, что вряд ли возможно научно обосновать.

Далее возникает вопрос о границах ситуационной специфичности социальной компетенции. Не исключено, что имеются компоненты, которые сохраняют силу за пределами конкретных ситуаций (например, адекватное восприятие социальной информации).

Размытость границ

Социальная компетенция обычно считается бесспорно позитивным явлением, идеалом, к которому нужно стремиться. При этом не подлежит обсуждению вопрос, может ли она иметь также негативные последствия. При более тщательном анализе вскрываются определенные опасности, которые таит в себе этот феномен.

Сильный упор на определенные аспекты социальной компетенции, такие, как эмпатия или социальная чуткость, может привести к чрезмерному акценту на социальной эффективности (удовлетворенность трудом, гармоничные групповые связи) в ущерб экономической (производительность труда, инновации). Это происходит, например, в случаях, когда к сотрудникам и коллегам проявляется слишком благосклонное отношение, когда ошибки замалчиваются и назревающие конфликты затушевываются или когда решения из-за широких дебатов принимаются с опозданием. Социальная компетенция служит в таких случаях благодатной почвой для зарождения феномена «группового мышления», тормозящего, в частности, инновационную активность.

Социальная компетенция может стать объектом манипуляций , использоваться в узких, своекорыстных целях. Многие микрополитические тактические приемы для успешной реализации как раз и нуждаются в ярко выраженной социальной компетенции.

Социальная компетенция может стать причиной фрустации и демотивации: люди с высокой социальной компетенцией весьма чутко и дифференцированно воспринимают разлад, нарушения отношений, несправедливость. Они более ранимы и уязвимы, подвержены всякого рода разочарованиям.

Социально компетентное поведение требует от человека не только высокой и специфической квалификации и мотивации; оно решающим образом зависит также и от того, насколько благоприятно для него складывается ситуация.

Односторонность дискуссий

В ходе дискуссий по данной проблематике часто рассматриваются лишь отдельные компоненты или аспекты социальной компетенции.

В качестве дискуссионных тем выдвигаются те или иные способности (например, к коммуникации, кооперации, урегулированию конфликтов), в то время как остается в тени аспект готовности к их реализации. При этом наблюдается широкое единство мнений относительно того, что персональная профессиональная компетенция наряду с компонентами «умения» (знания, способности и готовность) включает также и аспекты «желания» (ценности, позиция, мотивы, намерения).

Часто во внимание принимаются лишь отдельные формы проявления социальной компетенции, например только познание или только поведение, тогда как она одновременно охватывает и познавательные, и эмоциональные, и поведенческие компоненты в контексте данной социальной ситуации. Познавательная социальная компетенция предполагает эффективную обработку социальной информации, а также адекватную позицию в отношении собственной персоны (чувство уверенности в своих силах) и окружающей среды. Эмоциональная социальная компетенция проявляется в динамике чувств, которые соответствуют той или иной социальной ситуации. Набор вербальных и невербальных инструментов поведения (социальная квалификация) и их подобающая комбинация при реализации поведенческого стандарта характеризуется как поведенческая социальная компетенция .

Так, постоянные изменения социальной модели поведения требуют изменения познавательных процессов («мышление определяет поведение»), а не только усвоения определенных социальных навыков. Концентрировать внимание на одном компоненте явно недостаточно. Для стимулирования и развития социальной компетенции необходим широкий подход.

Субкомпетенция «самостоятельность» недооценивается или даже вообще затушевывается . Социальная компетенция, по крайней мере в повседневной жизни и научно-популярной литературе, часто сводится до способности и готовности к кооперации. Этот аспект, вне всякого сомнения, является главным для общежития в человеческом сообществе. Однако чрезмерный акцент на параметре «кооперация» без необходимого противовеса может иметь негативные последствия. Так, может оказаться, что справедливые интересы людей не будут соблюдены и многие из них останутся невостребованными. Долгосрочная позитивная трансформация социальных отношений требует баланса между чужими и собственными ожиданиями, между самореализацией и адаптацией, а также между такими поведенческими акциями, как «играть роль» и «брать на себя роль». Это предполагает наличие способности и готовности к автономным, самодостаточным действиям. Отсюда и вытекает необходимость различать два основные параметра социальной компетенции – самостоятельность и кооперация.

В рамках социальной компетенции упор зачастую делается на горизонтальных кооперационных отношениях (например, в командах, между организационными подразделениями или в отношениях с внешними группами интересов). Во многих работах по систематике понятия «компетенция» проводится дифференциация между управленческой и социальной компетенцией. Тем самым игнорируются вертикальные компетенции влияния (как «сверху вниз», так и «снизу вверх»).

Ограниченные возможности измерения
и стимулирования социальной компетенции

Обилие информации относительно идентификации и стимулирования социальной компетенции не дает повода для чрезмерного оптимизма по следующим причинам. Во-первых, предлагаемые инструменты и мероприятия касаются очень разных аспектов. Во-вторых, многие предложения недостаточно научно обоснованы. В-третьих, возможности обнаружения и стимулирования социальной компетенции в свою очередь наталкиваются на различные ограничения.

Существуют способы измерения социальной компетенции , например тесты, различные технологии опросов, интервью, ролевые игры, которые хорошо зарекомендовали себя при выявлении некоторых ее граней. Сюда относятся ораторские способности, умение убеждать, искусство ведения переговоров. Однако многое, из чего складывается социальная компетенция и что предопределяет налаживание позитивных долгосрочных отношений, проявляется только или в основном в специфических ситуациях повседневного поведения . Таким образом, сомнительно, чтобы такие факторы, как надежность, достойность доверия или целостность натуры, которые имеют важнейшее значение (особенно во времена перемен) для построения и конструктивного формирования социальных отношений, могут быть в достаточной мере отражены и измерены с применением собственно диагностических подходов.

В отношении стимулирования социальной компетенции прежде всего следует отметить, что ее различные грани тесно связаны со стабильностью характера личности (частично обусловленной генетически, частично благоприобретенной ранее). Нередко природные качества людей усиливаются в ходе социализации. Базис социальной компетенции развивается на основе позитивного самоопределения. Главными при этом являются самостоятельность в действиях и отношение к контролю. Если человек из-за обостренного чувства самосохранения и чрезмерной осторожности воспринимает окружающий мир как неконтролируемый, то он будет испытывать значительные ограничения в самооценке.

В среднесрочной перспективе социальная компетенция в определенных пределах поддается стимулированию, не в последнюю очередь путем устранения барьеров с помощью групповой и внутрифирменной культуры и организации. Эти пределы в научных работах определяются по-разному. Так, согласно психоаналитической точке зрения личность в основном формируется в детстве и позднее поддается воздействию лишь в незначительной степени, в то время как исходя из бихевиористской точки зрения любое изменение личности возможно благодаря окружению. Предпочтение, на наш взгляд, следует отдавать интерактивному подходу, который базируется на учете взаимного влияния индивидуума и внешней среды. Здесь принимается во внимание как результаты воспитания в детстве, так и потенциал развития социальной компетенции на более поздних этапах жизни. При этом социальные навыки (например, ораторские способности, представительская техника) изменяются легче, чем квалификация, структуры ценностей и мотивов, которые лежат в основе социального поведения. К тому же в плане достижения успеха дальнейшее развитие сильных сторон более перспективно, чем попытки ликвидировать крупные недостатки. Важна также методика развития, ориентированная на личность.

В целом можно констатировать, что социальная компетенция, несмотря на растущее признание ее значимости практически во всех областях общественной жизни, все еще остается слабо разработанной научной конструкцией. Часто она представляется в виде «пустой формулы», которую пытаются наполнить позитивным содержанием. Этим объясняется обилие ее интерпретаций, хотя и в теории, и на практике подход к ней носит односторонний характер (в основном как к способности и готовности к кооперации). Более глубокие исследования феномена социальной компетенции должны быть направлены на устранение связанных с ней потенциальных опасностей (например, пренебрежение экономической эффективностью, использование в микрополитических целях) и расширение возможностей ее измерения и стимулирования.

Окончание в следующем номере.

Статья публикуется с любезного разрешения швейцарского издательства «Пауль Хаупт»